Неделя обществознания в школе
проект по обществознанию на тему

в рамках недели обществознания были прведены беседы и классные часы о здоровом образе жизни

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nedelya_obshchestvoznaniya.docx64.2 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Шарангская средняя общеобразовательная школа

Нижегородской области

Конкурс методических разработок

 «Здоровые дети – здоровое будущее»

Номинация:

социальный проект  «Делаем вместе с детьми, делаем ради детей»

социальный проект

форма проведения     «Неделя обществознания в школе»

Авторы: Светлакова Галина Никандровна

МБОУ Шарангская СОШ,

учитель истории и обществознания,

высшая квалификационная  категория,

стаж работы 23

89524740392

Вяткина Юлия Сергеевна

МБОУ Шарангская СОШ,

учитель истории и обществознания,

первая квалификационная  категория,

стаж работы 17 лет

89200689875

Шаранга

2014 г.

Содержание

                                                                                                           

Стр.

  1. Пояснительная записка-------------------------------------------------------------3
  2. Перечень оборудования и оформления-----------------------------------------6
  3. Методические советы на подготовительный период------------------------7
  4. Сценарный план---------------------------------------------------------------------9
  5. Методические советы организаторам-----------------------------------------10
  6. Использованная литература-----------------------------------------------------11
  7. Приложение-------------------------------------------------------------------------12

Пояснительная записка

    Сегодня, когда происходят активные перемены в жизни общества, преобразуются прежние навыки, формы поведения, отношения к миру и людям, мы становимся свидетелем того, как нарастает недоверие к способности общества и отдельного человека строить отношения на разумной, справедливой и демократической основе. В настоящее время многие ценности потеряли свой смысл, все больше распространяется правовой нигилизм, уход в себя, враждебность в отношениях между людьми. Но возникающее новое гражданское общество требует установки на взаимодействие, сотрудничество, открытость к окружающим людям, требует защиты своих собственных прав и уважения прав других. Таким образом, сегодняшние условия предполагают новые основы социализации молодого человека, формирование его гражданственности и личного развития.

     Дети являются самой незащищенной частью общества. Школа призвана защищать ребенка и дать ему навыки самозащиты, способствовать подготовке молодого человека к социальному диалогу и сотрудничеству на основе соблюдения человеческих прав и законов нашей страны.

       В Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения сформулированы важнейшие задачи воспитания несовершеннолетних: формирование российской и гражданской идентичности на основе принятия учащимися демократических ценностей, развитие толерантности жизни в поликультурном обществе, воспитание патриотических убеждений; освоение основных социальных ролей, норм и правил, формирование компетентности в общении, развитие готовности и способности учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала.  

В соответствии с этим, одним из основных направлений работы учителей обществознания МБОУ Шарангская СОШ  является воспитание у учащихся уважения к закону, гражданской ответственности, заботы о благополучии своей страны и сохранении человеческой цивилизации; организация системы профилактики алкоголизма, курения, наркомании, СПИДа, направленной на формирование устойчивых установок в отношении здорового образа жизни.

В нашей школе ежегодно проходит Неделя обществознания, которая направлена на:

  1. Осознание учащимися необходимости изучения прав как одного из средств адаптации в условиях развитого рыночного общества;
  2. Развитие умения учащихся исследовать актуальные политические, экономические, социальные, моральные и культурные проблемы;
  3. Формирование собственных норм и ценностей;
  4. Установление конструктивных отношений с окружающими;

Цель: изменения в сознании современных подростков с целью профилактики девиантного поведения

Задачи:

- предоставить учащимся объективную информацию о вреде табака, наркотиков, алкоголя, СПИДа

- способствовать формированию правовой культуры и гражданской грамотности через изучение норм общественной жизни, законов ее регулирующих

- развивать у подростков социальную активность, желание участвовать в преобразованиях окружающей жизни

- проводить профилактику девиантного поведения подростков посредством формирования твердого убеждения, что прав без обязанностей не существует

- способствовать формированию активной гражданской позиции и осознание прав человека

Организация данной предметной недели требует взаимодействия различных структур образовательного учреждения:

- Администрация школы осуществляет контроль и координацию воспитательной работы.

- Преподаватели обществознания осуществляют организацию мероприятий, тесное взаимодействие с учащимися.

- Школьная медсестра обеспечивает работу консультаций для педагогов, детей и родителей.

- Школьный психолог обеспечивает психологическую поддержку воспитательной работы.

- Классные руководители осуществляют организацию в своем классе выпуска листка «Я – лидер», осуществляют организацию мероприятий, тесное взаимодействие с учащимися.

- Планирование и организация социальных проектов.

  Возрастной состав: мероприятие рассчитано на учащихся 5-11 классов (10- 17 лет). Важным элементом предметной недели является творческая деятельность самих учащихся, им предоставляется возможность проявить себя в организации и поведении мероприятий. На протяжении всей недели ребята каждого класса выпускают агитационный листок «За здоровый образ жизни», составляют рассказ о своем мэре – блок «Я – лидер», готовят доклады и выступления, могут быть членами агитационной группы за здоровый образ жизни и т. д.

   При организации и проведении предметной недели используется методика КТД, а именно соблюдение логической цепочки «коллективное планирование – подготовка – проведение – коллективный анализ». После принятия решения о проведении предметной недели был сформирован Совет дела. Совет дела вырабатывает предложения по проведению мероприятий, также создается пресс – центр, агитационная группа. Проведение коллективного творческого дела опирается на активность учащихся. После его проведения проводится совместный анализ, организованный так, чтобы все участники могли выразить свое отношение, мнения, чувства по поводу пошедшего события.

Перечень оборудования и оформления

  1. Компьютер

  1. Мультимедиапроэктор для показа презентаций

  1. Стенды, посвященные выпуску листков «Я - лидер» , плакатов «Мы за здоровый образ жизни»

4. Презентации: «Горькая правда о горьком пиве», «Вредные привычки»

5. Цикл бесед по профилактике ЗОЖ:

 – роль здорового питания

-  о вреде курения

-  пагубное влияние алкоголя

 - о наркотической зависимости

- шум как источник риска в жизни современного подростка

- СПИД – проблема всего мира

Методические советы на подготовительный период

  1. Сформировать Совет дела, в который входят по одному человеку от класса, для выработки предложений по проведению мероприятий
  2. Создание Пресс-центра, функция которого заключается в анализе и в освещении мероприятий, проводимых в процессе реализации проекта
  3.  Формирование агитационной  группы, в которую входят активисты, способные увлечь других. Они  перед началом реализации проекта проводят  разъяснительную работу среди учащихся с целью мотивации для вовлечения в активную проектную деятельность
  4. Заранее разработать анкеты и тексты, планируемых бесед, создать презентации по данной тематике

Предметная неделя обществознания рассчитана на шесть дней.

Накануне предметной недели проводится социологический опрос, анонимное анкетирование учащихся:

1 Как вы относитесь к наркотикам?

2 Что такое СПИД?

3 Чем опасен наркотик и к чему приводит его потребление?

4 Какие наркотики вы знаете?

5 Принимаете ли наркотики?

6 Каким образом можно заразится СПИДом?

7 Какие причины побуждают подростков принимать наркотики?

8 Если вы курите, то почему?

9 Считаете ли вы злоупотребление пива проблемой?  Почему?

10 Считаете ли вы опасным для здоровья и жизни человека употребление табака, алкоголя, наркотических веществ?

Ребята отвечают на вопросы анонимно и отпускают ответы в отведенные для этого урны.

В течение недели проводятся запланированные мероприятия, после чего подводятся итоги.

Вновь проводится социологический опрос.

1 Изменилось ли ваше отношение к наркомании, СПИДу? Курению, если да, то как?

2 Узнали ли вы что – то новое для себя по проблемам, рассматриваемым на этой неделе?

3 Какие у вас есть предложения по проведению подобных мероприятий?

Учителя обществознания совместно с завучем по воспитательной работе проводят круглый стол по итогам предметной недели, где анализируются прошедшие события, строятся планы на будущее.

Сценарный план

 ПРОВЕДЕНИЯ НЕДЕЛИ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

День недели

Мероприятия

Ответственный

Понедельник

1.Беседа «СПИД – проблема всего мира»

2. Игровое занятие

«Права ребенка»

Учителя обществознания,

Актив дела

Классные руководители

Вторник

1.Беседа «Наркомания»

2.Классный час

«Как не стать жертвой преступлений»

3.Выпуск листка

«Я-ЛИДЕР»

Учителя обществознания,

Актив дела

Классные руководители

Классные руководители,

актив класса

Среда

1.Беседа «Алкоголизм»

2.Презентация «Горькая правда о горьком пиве»

3.Встреча с представителями общественности

Учителя обществознания,

Актив дела

Классные руководители

Учителя обществознания

Четверг

1.Беседа «Курение»

2. Единый урок, посвященный Конституции РФ

Учителя обществознания,

Актив дела

Классные руководители, учителя обществознания

Пятница

1.Беседа «Шум-фактор риска в жизни подростка»

2. Выпуск плакатов «Мы за здоровый образ жизни»

Учителя обществознания,

Актив дела

Классные руководители,

актив класса

Суббота

1.Беседа «Здоровое питание»

2. Итоговое анкетирование, подведение итогов, анализ

Учителя обществознания,

Актив дела

Классные руководители, учителя обществознания, завуч по воспитательной работе

Методические советы организаторам

  1. Четко распределить поручения между организаторами проекта
  2. Заранее вывесить план-сетку (сценарный план) для проведения мероприятия
  3. Использовать методику КТД, а именно, соблюдение логической цепочки «коллективное планирование – подготовка – проведение – коллективный анализ»
  4. Классным руководителям помочь детям в выпуске агитационного листа «Я – лидер»
  5. Беседы проводятся каждый день либо перед первым уроком, либо после последнего урока.
  6. Важным является взаимодействие с общественными организациями, с правоохранительными органами и представителями здравоохранения
  7. Обязательным условием является рефлексия, которая осуществляется в процессе «круглого стола» по итогам предметной недели, где анализируются прошедшие события, строятся планы на будущее

Использованная литература

1.Кравченко А.И.    Обществознание  6 класс, М., « Русское слово»,2010  

2.   http://otvetin.ru/domsemya/8651-skolko-vremeni-dolzhen-spat-rebenok.html

http://dic.academic.ru/dic.nsf/kuznetsov/62980/%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F

http://www/lissod.com/ua/ru/patients-visitors/nealthy-way-of-life/

http://narodznaet.ru/articles/chto-takoe-narkomaniya.html

http://alkogolizm.info/


3. В мире подростка /Под ред. А. А. Бодалева. – М., Медицина, 1982. – 296 с.

4. Баранова С. В. Вредные привычки: Избавление от зависимостей – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 186 с.

4. Безруких М. М., Филиппова Т. А., Макеева А. Г. Две недели в лагере здоровья: Рабочая тетрадь – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2008. – 72 с.

5. Касаткин В. Н., Паршутин И. А., Рязанова О. Л., Константинова Т. П. Здоровье: Программа профилактики курения в школе. М., 2005. – 132 с.

6. Галенс Дж., Пир Н. Книга ответов для почемучки: Пер. с англ. А. Ишутиной. – Хорьков: Книжный Клуб « Клуб Семейного Досуга», 2007. – 400 с.

7. Генкова Л. Л., Славков Н. Б. Почему это опасно: Пер. с болг. – М.: Просвещение, 1989. – 96 с.

8. Безруких М. М., Филиппова Т. А. Разговор о правильном питании: Рабочая тетрадь – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2008. – 72 с.

9. Куценко Г. И., Кононов И.Ф. Режим дня школьника. – М.: Медицина, 1983. – 80 с.

10. Ягодинский В. Н. Уберечь от дурмана: Кн. для учителей. – М.: Просвещение, 1989. – 96 с

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1

Вводное анонимное анкетирование учащихся:

1 Как вы относитесь к наркотикам?

2 Что такое СПИД?

3 Чем опасен наркотик и к чему приводит его потребление?

4 Какие наркотики вы знаете?

5 Принимаете ли наркотики?

6 Каким образом можно заразится СПИДом?

7 Какие причины побуждают подростков принимать наркотики?

8 Если вы курите, то почему?

9 Считаете ли вы злоупотребление пива проблемой?  Почему?

10 Считаете ли вы опасным для здоровья и жизни человека употребление табака, алкоголя, наркотических веществ?

Итоговый социологический опрос

1 Изменилось ли ваше отношение к наркомании, СПИДу? Курению, если да, то как?

2 Узнали ли вы что – то новое для себя по проблемам, рассматриваемым на этой неделе?

3 Какие у вас есть предложения по проведению подобных мероприятий?

Приложение 2

Основы здорового образа жизни


Что такое здоровый образ жизни, какие правила, нормы поведения, уклад, повседневный распорядок и взаимоотношения формируют нас здоровыми физически и духовно?
Как показывают современные исследования, индивидуальное здоровье человека более чем на 50 % зависит от его образа жизни. А из чего же состоит здоровый образ жизни, какие его основные составляющие? Это, прежде всего, умеренное и сбалансированное питание.
Не менее важно соблюдать режим дня, и при этом у каждого из Вас индивидуальные биологические ритмы, их тоже надо учитывать при соблюдении режима дня.
Организму нужна достаточная двигательная активность, закаливание, обтирание, обмывание холодной водой, а также соблюдение личной гигиены (уместно вспомнить выражение: «чистота – залог здоровья»).
Умейте управлять своими чувствами. Не поддавайтесь эмоциям! Это называется психогигиеной.
И, безусловно, нужно отказаться от вредных привычек: курения, употребления алкоголя, тем более – наркотиков.
Для здорового образа жизни очень важно безопасное поведение в быту, на улице и в школе. Оно обеспечит предупреждение травматизма и отравлений. К сожалению, не все понимают свою ответственность за сохранение здоровья.
Более двух третей населения страны не занимаются спортом, до 30 % населения имеют избыточный вес, около 70 миллионов человек в нашей стране курят.
Во многих странах ответственность по отношению к своему здоровью поощряется государством, каждым предприятием или фирмой, то есть там, где трудится человек. В ряде стран предусмотрены доплаты работникам, отказавшимся от курения, а также тем, кто следит за постоянством своего веса и регулярно занимается физкультурой. Затрачиваемые средства быстро окупаются, так как уменьшаются пропуски по болезни, улучшаются отношения людей в коллективе. Сознательное и ответственное отношение к своему здоровью должно стать нормой жизни и поведения каждого человека.
Важная составляющая здорового образа жизни – питание. Питание, которое  обеспечивает полноценное развитие, называют рациональным:  от латинских слов «ратио» (расчет, мера) и «ратионалис» (разумный, целесообразный, обоснованный). 06ратимся  к истории. На протяжении многовековой эволюции (развития) важнейшие системы жизнеобеспечения организма человека формировались под влиянием таких факторов, как тяжелый физический труд и недоедание.
Сегодня в экономически развитых странах в жизни человека существенную роль играют факторы совершенно противоположного характера: недостаточная мускульная и двигательная активность (это называется «гиподинамия, малоподвижность»), избыточное питание, а также психоэмоциональные перегрузки, которые вызывают стрессы, шоки и нервные срывы. Наша нервная система подвергается постоянной и усиливающейся год от года «бомбардировке» как здоровыми возбуждающими эмоциями, так и отрицательными. Все это предъявляет повышенные требования к внутренним ресурсам человека, его физическому и психическому здоровью.
Возникла своеобразная биосоциальная аритмия – рассогласованность, несовпадение природных и социальных ритмов жизни человека.
Итак, Вы получили общее представление о том, что такое здоровый образ жизни, какие правила и нормы поведения его определяют, каковы основные составляющие здорового образа жизни.

Питание

Мы продолжим наш разговор о здоровом образе жизни. Среди основных его составляющих мы в первую очередь назвали рациональное питание. Здоровье человека во многом определяется количеством и качеством пищи, режимом питания. Здоровое питание есть важнейшее условие долголетия. Известный русский писатель  Д.И. Писарев    удивительно точно подметил: «Измените пищу человека, и весь человек мало-помалу изменится».
Если снова обратимся к истории, то вспомним, что во все периоды развития человечества характер питания определяли экономические возможности, наличие пищевых ресурсов, климат и национальные традиции. Таким образом, биологические особенности организма человека остались прежними, такими, как и сотни лет тому назад, однако современные условия жизни и питание существенно изменились.
Меню современного человека включает, главным образом, специально выращенные растения и продукты животного происхождения – мясные продукты. В нашем рационе питания резко возросло количество животных белков по сравнению с растительными, а это не очень полезно.
Вспомним, ведь население страны всего каких-то 70 лет назад употребляло продукты, полученные из дикой природы или от своего собственного натурального хозяйства.
А сейчас три четверти мяса и молока, две трети яиц, да и все зерно перерабатывается промышленно. Вместо плодов, ягод и меда в большом количестве используются рафинированный сахар, белый хлеб и другие высококалорийные мучные продукты, в которых отсутствует большая часть биологически активных веществ.
К большому сожалению, в наш рацион входит много продуктов, содержащих углеводы (например, мучные изделия – макароны, хлеб и пр.). Почему это плохо? Дело в том, что при промышленной переработке зерновых продуктов из них удаляются многие природные биологически активные вещества, и в результате человек их недополучает. Несбалансированное употребление пищевых продуктов приводит к нарушению обмена веществ в организме, что понижает сопротивляемость организма, способствует развитию заболеваний. Поэтому соотношение основных компонентов пищи — белков, жиров, углеводов, минеральных веществ, витаминов и воды — должно быть сбалансированным и достаточным для восполнения энергетических затрат организма.
Зададим вопрос – что такое культура питания? Культура питания — это оптимальное для человека количество и качество съедаемой пищи. Может ли человек определить, сколько ему нужно есть? Главное правило – это соответствие количества и калорийности пищи энергетическим затратам и физиологическим потребностям вашего организма. Нельзя переедать, но нельзя и ходить голодным.
Какую же пищу рекомендуется употреблять? Она должна состоять на 15-20 % из белков, на 20-30 % – из жиров (треть из которых должна быть твердыми или животными жирами). Оставшиеся 50 % должны приходиться на углеводы, а они содержатся во фруктах, овощах, злаках, орехах.
Рациональное питание есть одна из важнейших составляющих здорового образа жизни. Медицина рекомендует ограничение жиров и соли, значительное увеличение в рационе доли фруктов и овощей, круп, изделий из муки грубого помола, то есть нужно есть меньше белого хлеба, а больше – серого, черного. Источником белка должны служить бобовые, нежирные молочные продукты, рыба или постное мясо.
В культуре питания имеет большое значение способ обработки пищи. Важно знать! Овощи не должны подвергаться длительной кулинарной обработке. При длительном нагреве разрушаются витамины, которые содержатся в продуктах. Из большого набора масел – предпочтительнее кукурузное, оливковое или подсолнечное. Подросткам желательно придерживаться такого сочетания всех необходимых элементов, которые приведены в таблице.
Итак, каковы же основные принципы рационального питания?
1.   Умеренность.
2.   Сбалансированность
3. Дробное питание: не наедаться за один или два раза, а есть понемногу, но часто – четыре или пять раз в день.
4.Разнообразие питания.
5.   Биологическая полноценность продуктов.
Расшифруем эти принципы.
Умеренность – это исключение переедания, но полное обеспечение потребности организма в калориях в соответствии с затратами энергии.
Разнообразие – употреблять большое разнообразие продуктов, чтобы в пище присутствовал большой набор биологически активных веществ.
Четырехразовое питание предполагает равномерное потребление пищи небольшими порциями.
Сбалансированность – это удовлетворение потребности организма в незаменимых жизненно важных веществах, присутствие которых в пище создает оптимальные, наилучшие условия для обмена веществ.
Полноценность питания – это питание, обеспечивающее организм всеми необходимыми макро- и микроэлементами, что зависит от ежедневного систематического потребления свежих овощей и фруктов, особенно зелени. Важно помнить! Многие серьезные заболевания, в том числе и сердечно-сосудистые, начинаются в детстве, и поэтому требование к рациональному питанию особенно важно для школьников.
Итак, Вы еще раз убедились в том, что одной из важнейших составляющих здорового образа жизни является рациональное питание, культура питания, основные принципы которого – это умеренность, сбалансированность, дробное питание, разнообразие и биологическая полноценность.

Курение


Вредные привычки – это различные виды отклонения от здорового образа жизни. Их последствия для каждой отдельной личности и для общества в целом весьма печальны.

     Курение ведет к никотиномании, зависимости дыхательного центра головного мозга от стимулирующих его работу веществ, содержащихся в табачном дыме, что превращается в дестабилизирующий фактор для всего организма.
Пьянство ведет к алкоголизму. Этиловый спирт постоянно присутствует в организме человека, он образуется в процессе обмена веществ. Поступающий же через пищеварительный тракт алкоголь распадается до ядовитого ацетальдегида и оказывает на клетки и органы разрушительное воздействие.
Наиболее тяжелыми социальными последствиями алкогольной зависимости можно считать деградацию личности пьяницы, разрушение семейных отношений, появление детей с различными формами отклонений от нормы.

     Наркомания – это зависимость организма на физиологическом уровне от тонизирующих, успокаивающих, одурманивающих, погружающих в видения веществ.

     Социальные последствия наркомании – это не только потеря физического и психического здоровья отдельной личности, но и зависимость наркомана от продавца наркотиков, добывание денег не трудовым, а иногда и вовсе преступным путем. Остановимся более подробно на вреде курения.
Например, специалисты Организации Объединенных Наций
подсчитали, что в мире от курения один человек умирает каждые 13
секунд. Ежегодно от пристрастия к табаку гибнет около 3 миллионов
человек. Это значительно больше, чем от СПИДа (в 50 раз!), от землетрясений, от наводнений, дорожно-транспортных происшествий, ежегодных   войн   и многих других смертельных факторов.
Но наводнения и землетрясения являются природными явлениями.  Человек пока не научился их предотвращать. А курение – дело добровольное. Получается,  что каждый год в мире 3 миллиона человек добровольно подвергают себя опасности, риску.
В чем же опасность курения? Чтобы это понять, разумному и ответственному человеку достаточно простых цифр: 90 – 95 % больных раком легких – курильщики; 50 % других раковых заболеваний и 20 – 25 % сердечно-сосудистых заболеваний связаны с курением.
Некоторые начинающие курильщики думают, что они смогут бросить курить тогда, когда захотят. Это одно из самых распространенных заблуждений.
Привыкание к табаку проходит несколько стадий. На первой стадии организм отчаянно сопротивляется. Он как бы говорит: прекрати немедленно травить меня этой гадостью — она опасна для меня и тебя как личности! Организм, обороняясь от своего легкомысленного хозяина, включает защитный механизм, вызывая у начинающего курильщика чувство глубокого отвращения к никотину. После первой сигареты было бы логичным немедленно прекратить курение.
Так природа пытается предупредить начинающего курильщика о грядущих страданиях. Вот что об этом рассказал Лев Николаевич Толстой: «Во рту было горько и дыхание перехватывало. Однако, скрепив сердце, я довольно долго втягивал в себя табачный дым..., а во рту я почувствовал горечь и в голове маленькое кружение. Я хотел уже перестать и только посмотреться с трубкой в зеркало, как, к удивлению моему, зашатался на ногах; комната пошла кругом и, взглянув в зеркало, к которому я с трудом подошел, я увидел, что мое лицо бледно, как полотно».
Если человек вовремя не остановился, то организм прекращает сопротивление и начинается вторая стадия привыкания к табаку. Человек курит и ничего не чувствует. У него почти нет никаких приятных ощущений. Но нет и неприятных. Внешне все хорошо. Но процесс интенсивного разрушения организма уже начался. И его ничем не компенсируешь — ни прогулками на свежем воздухе, ни усиленным приемом витаминов (они из-за вредного воздействия никотина в организме расщепляются и не приносят пользы).
Происходит приспособление всех систем жизнеобеспечения к ужасающим условиям вдыхания ядовитых веществ. Это все равно, как если бы человек ежедневно на свежем воздухе на некоторое время ложился у выхлопной трубы автомобиля и дышал бы выхлопными газами. Организм к этому тоже бы приспособился и его разрушение могло бы быть незаметным. Но оно бы постоянно шло, приближая человека к началу заболеваний. На этой стадии еще можно остановиться. В противном случае может наступить третья стадия. Она самая опасная. Через определенное время наступает зависимость организма человека от никотина. Не подышал табачным дымом – наступает неприятное ощущение. Заметьте: курить тянет не потому, что хочется испытать что-то приятное. Курить уже приходится, чтобы не испытать неприятное.
И получается совершенно удивительный результат: человек сам приучил себя к действию, которое является совершенно неприятным ему и окружающим. Он сознательно гробит свое здоровье, да еще и зависит от собственной привычки. Фактически получается, что он раб сигареты.
Почему же многие школьники, даже зная об опасностях, и неприятностях, все-таки начинают курить? Ответов на этот вопрос несколько. Но основными причинами являются две.

    Первая причина: убеждение, что все так делают и ничего не происходит. И пробуют, насилуя свой организм. А когда у них возникает зависимость, бывает уже поздно. Совершенно ясно, что это убеждение ошибочное, ложное. Все большее число молодых людей начинают понимать прописную истину: курение может очень серьезно повредить здоровью и всей будущей счастливой жизни.  

     Вторая причина: стремление выглядеть «своим парнем», то есть более взрослым и интересным для окружающих. Каждому хочется иметь побольше друзей, с которыми интересно. Каждому хочется быть интересным для других. И вот тут выясняется, что те, с кем интересно, курят. И если ты не куришь, то одно из двух: или ты еще не дорос до настоящей компании, или тебе нужна другая компания. А что если другой нет? Вот и стараются как мальчики, так и девочки «соответствовать»  требованиям компании. Правда, очень многие признаются, что с удовольствием бы не курили, но таковы «правила общения».
Странные и смешные правила. Нормальные люди, думающие о будущем, ищут интересных людей не для того, чтобы в компании с ними разрушать свое здоровье. Если пропуском в компанию являются такие внешние признаки, как сигарета, то это говорит только о том, что у компании душа бедная, она ограничена табачным дымом, бутылкой пива, пустыми разговорами. Человек, который стремится к такому общению, ограничивает свое общение. Большинству людей стало понятно, что лучше не начинать курить, так как курение приносит одни неприятности. Среди них:

- неодобрительные взгляды большинства людей, которые курильщиками не являются, то есть моральное осуждение курения во всем мире;
- высокие финансовые затраты на приобретение сигарет;
- высочайший риск потерять здоровье и встретить преждевременную смерть;
- высокие финансовые затраты на лечение болезней, приобретенных в результате курения;

- высокая стоимость лечения от курения в случае, если человек решил избавиться от этой привычки;

- утрата возможности испытать массу удовольствий из-за нарушения состояния здоровья в результате курения (например, нырнуть на морское дно с аквалангом, совершить восхождение на известную гору) и многое другое. Кроме этого, добавьте сюда пожары и ожоги, которые вызваны курением и от которых страдают миллионы людей ежегодно. Отметим и тот вред, который приносит курение людям, вынужденным вдыхать табачный дым, что получило даже свой термин — «пассивное курение».

Алкоголизм

Приведем одну неутешительную цифру из криминальной статистики: 70 % преступлений против личности совершается людьми в состоянии алкогольного опьянения. Язык не поворачивается назвать алкоголизм и пьянство деликатным термином «вредная привычка». Это порок, это бич, это, как сказал древний философ, «добровольное сумасшествие». По-разному сказывается влияние алкоголя на людях. Одни быстро спиваются и становятся алкоголиками, у них развивается болезненная зависимость от спиртного в виде запоев и похмельного синдрома. Другие остаются, как их называют, бытовыми пьяницами.
Медики объясняют, что все дело в наследственных факторах, передаваемых от родителей детям через гены, которые обуславливают процессы обмена веществ в организме человека и, соответственно, склонность к употреблению алкоголя. Однако, алкоголиком теоретически может стать любой человек. Тревогу надо бить уже тогда, когда появляется желание выпить по поводу и без, особенно ежедневно, т.е. наступает алкогольная зависимость. Это становится злой потребностью, привычным состоянием, при этом любитель спиртного не замечает, что характер его меняется к худшему: он делается забывчивым, обидчивым, агрессивным, а иногда просто деградирует, глупеет.
Алкоголизм – это заболевание, наступающее в результате употребления спиртных напитков и болезненного пристрастия к ним.
Алкоголь уничтожает клетки печени, а ведь в ней происходит образование АТФ (аденозинтрифосфорной кислоты) – основного источника энергии в организме, детоксикация (обезвреживание) ядов, депонирование крови, выработка ферментов (катализаторов химических процессов в организме) и многое другое.
По уровню потребления алкоголя медики делят людей на три группы:
I-я группа – лица, употребляющие алкоголь редко (в праздники, торжества, не чаще 1 раза в месяц) в небольшом количестве (2-3 рюмки вина или крепких напитков).
II-я группа – употребляющие алкоголь умеренно (1-3 раза в месяц, но не чаще 1 раза в неделю). Повод – праздники, семейные торжества, встречи с друзьями.
Количество напитков 200 г крепких или 400-500 г легких (с учетом возраста, пола и физического развития). Лица, «знающие свою меру», не допускающие конфликтных ситуаций.
III-я группа – злоупотребляющая алкоголем:
а) без признаков алкоголизма, т.е. пьющие несколько раз в неделю  более 0,5 л вина или 200 г крепких напитков; мотив  «за компанию», «хочу и пью». Это асоциальные лица, конфликтные в семье и на работе, постоянные клиенты медвытрезвителей и милиции. У них уже проявляется алкозависимость;
б) с признаками алкоголизма – утрата контроля, психическая зависимость от алкоголя.что примерно соответствует III стадии алкоголизма как болезни;
в) с выраженными признаками алкоголизма – физическая зависимость от алкоголя, абстинентный синдром (похмелье).
                           
Стадии алкоголизма

Выделяются три основные стадии развития алкоголизма как болезни.
1 стадия. Нарушается работа внутренних органов. Появляются различные отклонения со стороны нервной системы, снижается умственная работоспособность, ухудшается память, внимание, расстраивается сон, возникают головные боли, раздражительность. Иначе говоря, просматриваются функциональные изменения органов и систем, утрата контроля, зависимость. Эта стадия носит название начальной –неврастенической.

2 стадия. Характеризуется более выраженными нарушениями интеллектуальной и эмоционально-личностной сферы. Возникают алкогольные психозы, дозы спиртного увеличиваются до максимальных. Это средняя, наркоманическая стадия, которая выражается нарушением психики и постоянным пьянством.

3 стадия. Ослабление всего организма, утрата эмоций и этических норм. Типичные изменения во внутренних органах. Вспомогательные процессы периферических нервов. Эта стадия проявляется в запойном пьянстве, с выраженным проявлением психоза, бреда ревности, утратой потенции.
Мотивы, побуждающие к употреблению алкоголя:
• самоутверждение (а что я, хуже других),

• символическое участие, не отставать от других, друзей,

• снятие психодинамического напряжения (смелость, развязность).
Мотивация воздержания от алкоголя:

• мотивы культурного порядка – 53 % (вредно, совет врача);

• препятствие (запрет родителей) – 28,8 %;

• вкусовые (не вкусно, противно) –16,8 %;

• мотивы здоровья (тошнота, недомогание) – 8,8 %;

• прочие мотивы – 8 %.

Люди, злоупотребляющие алкоголем, думают и даже хвалятся, что здоровье у них железное и потеряют они его очень не скоро, поэтому не отказывают себе в удовольствии принять новую дозу спиртного. Но деградация личности все равно происходит: у кого-то раньше, у кого-то позже.
Алкоголь особенно вреден для молодого растущего организма. Так называемые взрослые дозы для юношей могут быть смертельными. Алкогольное отравление у них наступает быстрее. А при поражении головного мозга могут произойти необратимые изменения, способные привести к инвалидности и смерти. Губительное действие оказывает алкоголь на половую сферу. Нарушается работа половых желез, нарушается сексуальная жизнь. Развивается половая слабость – импотенция, которой страдает около 60 % мужчин, злоупотребляющих алкоголем, остальные 40 % даже при сохранении полового влечения не способны к полноценной половой жизни.
Дети, родившиеся у алкоголичек, при рождении имеют вес ниже нормы, у них врожденные пороки сердца, деформация черепа и лица, плохо оформлены ушные раковины и глазные впадины. Они чаще заболевают, дольше болеют, болезни протекают тяжело. Недоношенность, недоразвитость, врожденное истощение младенца – признаки употребления алкоголя матерью. Известно, что дети алкоголиков в 4 раза чаще заболевают алкоголизмом и наркоманией. Среди причин смертности и болезней алкоголизм занимает третье место, уступая только сердечнососудистым заболеваниям и злокачественным образованиям. Средняя продолжительность жизни при злоупотреблении алкоголем уменьшается примерно на 20 лет. Алкоголь – причина преступлений, травматизма, несчастных случаев в быту и на производстве. Особенностью алкоголизма является то, что больной человек не может прийти к выводу, что ему нужно совсем прекратить употреблять алкоголь и не возвращаться к этому никогда.
При отравлении алкоголем следует напоить пострадавшего водой (чаем или соком, не содержащими газировку), вызвать рвоту (чтобы вывести яды из организма). При отравлении, например, средством от кашля, инсектицидом или французской водкой необходимо дать 2-3 таблетки активированного угля (чтобы связать оставшийся в организме яд).
Обязательно следует вызвать скорую помощь. В случае нарушения дыхания или сердечной деятельности у пострадавшего необходимо приступить к сердечно-легочной реанимации.

     Итак, мы узнали, что такое алкоголизм, какие люди больше всего склонны к алкогольной зависимости, к каким последствиям приводит алкоголизм. Мы узнали о первой медицинской помощи при отравлении алкоголем.

Наркомания
Наркомания – тяжелейшее заболевание и смертельная вредная привычка.
Наркомания — это зависимость организма от тонизирующих, успокаивающих, одурманивающих, погружающих в обманчивые, сладостные видения веществ (ЛСД, гашиш, мак, конопля, героин, кокаин)
К алкоголизму и курению привычка приходит постепенно, а к наркотикам человек может пристраститься буквально за несколько приемов, а к некоторым даже за один-два. Под воздействие наркотиков попадают прежде всего:

     1. Люди с повышенной возбудимостью нервной системы – они эмоциональны, теряют над собой контроль, кричат, бранятся, бросают вещи, агрессивные себялюбы, обычно обидчивы, непостоянны, непоследовательны, легко попадают под чужое влияние.
    2. Лица с психической неустойчивостью – у них слабая воля, отсутствие интересов и стремлений, повышенная внушаемость, они не имеют своей постоянной линии поведения. Любят удовольствия, общительны, контактны, непостоянны, имеют поверхностные суждения, капризны, им присущи примитивность и бедность интересов, они часто не способны к плановому труду, ленивы, попадают под воздействие других.
    З. Лица с эпилептоидными чертами   характера, склонные к гневу, ярости, беспричинным   колебаниям настроения, угрюмости,   подозрительности и недоброжелательности, мало интересуются внешним миром, имеют узкий кругозор, ограничены, педантичны к мелочам, пренебрежительны к интересам других, мало контактны.

    4. Лица с истерическими чертами. Для них характерны жажда признания, стремятся быть в центре внимания, играть первую роль, этой цели подчиняют все. Демонстративны, внешний облик экстравагантен, экзотичен. Они склонны ко лжи, хвастливы, крайне эгоистичны, эмоции преувеличены, удовлетворение должно носить гротесковый характер, неудовольствие выражается в досаде, горе, ненависти. Круг интересов узок, носит личный характер, притязателен. Легко идут на поводу у других, если считают, что их «оценили».

    5. Шизоиды (аутисты). Они замкнуты, холодны, отгорожены; отвлеченные интересы доминируют над чувствами. Очень избирательны в контактах, предпочитают игры в одиночестве. Склонны философствовать, слабо ориентируются в простых жизненных вопросах, упрямы.
Обстоятельства, оказывающие воздействие на приобщение к наркотикам:
- структура семьи (характер взаимоотношений, воздействие на подростка), психофизические особенности подростка (в отношениях с семьей и окружающими);
- особенности характера подростка (это факторы, осложняющие или выправляющие особенности формирующейся личности).
Мотивы обращения к наркотикам:

- удовлетворение любопытства;

- подражание, желание быть принятым в определенной группе людей;
- «взрослость», «независимость», следовать примеру лидера, доказать другим.

Стадии развития наркомании:

Начальный период – носит навязчивый характер, появляется психическая зависимость, растет устойчивость организма к действию наркотиков, может принимать дозы и чувствует себя комфортно.
Развернутая стадия – физическая зависимость , психическое, непреодолимое влечение к наркотикам, дискомфорт, появляется абстинентный синдром, депрессия, беспокойство, страх сопровождаются гневом, агрессивной злобой к окружающим, расстройства сна, расстройства деятельности желудочно-кишечного тракта, болезненные ощущения мышц, костей, непереносимость громких звуков, нарушение движений, деградация личности (если не дать наркотик, то может умереть).
Если уж вас кто-то втянул или вы сами попробовали этого яда, то помните: лечение наркомании – процесс долгий, часто дорогостоящий, и, к сожалению, часто безуспешный. Молодые люди должны знать, что ни в коем случае нельзя пытаться лечиться самим.

    При наркомании чаще, чем при алкоголизме, наступает смерть от передозировки наркотических препаратов. Лечиться надо только в стационаре, где больному окажут помощь и нарколог, и психиатр, и другие врачи-специалисты. Но часто для возвращения к нормальной жизни понадобятся услуги и психолога.

Признаки наркомании.

 Прямые – опьянение, нарушение мышления, неустойчивость поведения, неуверенная походка, лихорадочный блеск или помутнение глаз. Лицо красное или бледное. Зрачки сужены или расширены. Язык заплетается, веселость, паясничание и дурашливость, злобность или агрессивность.

Косвенные – ампулы, сырье, шприцы, следы инъекций на коже. Изменяется стиль и образ жизни , протест родителям, бунт, одиночество, приступы, беспричинная веселость, апатия, леность, заторможенность.
Последствия приема наркотиков .

Физические – жжение в глазах, дрожь, головная боль, головокружение, колики, позывы к мочеиспусканию или дефекации, настороженность, подозрительность, тревога, грусть, раздражение, апатия, тахикардия, повышенное кровяное давление, повышенная температура, аритмия, эпилепсоидные припадки, смерть.
Помните: лечение таких больных – процесс долгий и, к сожалению, часто безуспешный.
Помните: ни в коем случае нельзя пытаться лечиться самим, особенно воздержанием от наркотиков. Помните: лечится надо только в стационаре, где больному окажут помощь и нарколог, и психиатр,  и другие врачи – специалисты.
Психические – маниакальное психопатическое поведение, теряется интерес к работе, семье, теряется вес, анемия, истощение.
Социальные – сближение с наркоманами, потеря друзей, работы, семьи; готовность к преступлению ради новой дозы.

Шум как источник риска в жизни современного подростка

Источником шума является как окружающий мир, так и сами подростки. Рок-музыка – важный, но не единственный источник повышенного шума. Образно выражаясь, тинэйджеры – самая шумная возрастная группа населения. А нынешнее общество, предоставившее в их распоряжение современную электронику, - самое шумное за всю историю существования человечества. В современном мире шум сопровождает нас утра до вечера. Шумовой фон – признак городской жизни. Дома – шум пылесоса, соковыжималок, на улице – шум моторов, в магазинах и кафе обычно звучит музыка. Невозможно представить без музыки современных молодых людей. Миниатюрные плейеры нового поколения, начиненные музыкой, можно носить на запястье, как часы. Но задумываемся ли мы над тем, как громкий звук влияет на наше здоровье. Врачи предупреждают, что любой продолжительный шум может привести к частичной потере слуха. Существуют исследования, подтверждающие, что шум является причиной преждевременного старения людей. Вопреки всем достижения медицины и профилактическим мероприятиям количество пациентов, страдающих частичной потерей слуха, продолжает увеличиваться. Молодые люди на дискотеке, на рок-концертах  или дома часто получают такое количество децибелов, что у них преждевременно появляются признаки старческой глухоты. Конечно, проблема со слухом зависит не от стиля музыки, которую они предпочитают, а от ее громкости.

   Повышенная громкость вызывает стрессовое состояние, в кровь поступает избыточное количество адреналина, которое воздействует подобно наркотику. Поэтому нередко публика на рок - концертах и дискотеках теряет самоконтроль.  Вообще, слух намного чувствительнее, чем осязание, , потому что между ухом и мозгом существует прямая связь. Чтобы в 20 – 30-летнем возрасте приобрести подобные проблемы, достаточно часто бывать на дискотеках и кататься на мотоцикле без глушителя. Врачи советуют на дискотеке или на рок-концерте держаться подальше от усилителей, использовать беруши и специальные пробки для защиты слуха. Кстати, у большинства рок-музыкантов в ушах эти самые пробки.

   Городские дороги – являются не менее опасным источником риска. Ежегодно подростки возвращаются после летнего отдыха на дачах и в лагерях не только загоревшими и отдохнувшими, но и отвыкшими от городской жизни вообще и от интенсивного дорожного движения в частности. Не случайно, по статистике, именно в эту пору на дорогах происходит наибольшее количество дорожно-транспортных происшествий. Примерно две трети пострадавших – ученики средних и старших классов. 10-15 летние подростки считают себя слишком взрослыми, чтобы обращать внимание на светофоры или дорожную разметку. Модные сейчас скейтборды и роликовые коньки также не улучшают ситуацию на дороге. По данным исследований, именно тинэйджеры представляют самый большой риск на дорогах.

В разных странах дети подвергаются различным опасностям, от которых их необходимо защищать, - это отрицательные  последствия телепросмотров (за последние 20 лет более тысячи серьезных исследований, проведенных в США, продемонстрировали, что дети склонны копировать в жизни те жестокие действия , которые видят на экране). В Японии основную опасность видят в разрушении традиционных методов воспитания и все более широком проникновении западных привычек и форм поведения.

СПИД – ПРОБЛЕМА ВСЕГО МИРА

Это слово знакомо практически каждому. С каждым днем количество людей, инфицированных СПИДом, растет.

   СПИД является всемирной проблемой. Считается , что к 2000 году более 20 миллионов людей заразилось вирусом и 5-7 млн. болеет СПИДом

     ЧТО ТАКОЕ ВИЧ И СПИД

СПИД, т.е. синдром приобретенного иммунодефицита, представляет собой окончательную стадию длительной вирусной инфекции, когда снижается сопротивляемость организма к различным возбудителям болезней.

   СПИД вызывается вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ). Заражение может быть бессимптомным, и человек остается работоспособным многие годы. ВИЧ уничтожает лимфоциты, при этом снижается сопротивляемость организма к различным болезням. Даже такие возбудители болезней, к которым организм устойчив, вызывают тяжкие заболевания. В этой стадии зараженный человек заболевает СПИДом.

КАК ПЕРЕДАЕТСЯ ВИЧ

По сравнению с другими вирусами ВИЧ передается не столь эффективно.                                                                              Хотя вирус выделен из всех жидкостей и секреции организма, в отношении заражения имеют значение прежде всего сперма, выделения из влагалища и кровь.

   Следовательно, ВИЧ можно получить при половом контакте или через кровь, в том числе через грязные иглы и шприцы.

   Зараженная мать может передать вирус ребенку при беременности, при родах или через материнское молоко.

   Люди, употребляющие наркотики, которые вводятся через вену, зачастую используют один шприц на всю компанию, хотя одноразовые шприцы стоят, по сравнению с ценой наркотика, очень дешево.

   Это вызывает микроэпидемию, т.к. в этой ситуации один человек может заразить за один вечер 10 своих «соикольников».

КАК МОЖНО ЗАЩИТИТЬСЯ ОТ ЗАРАЖЕНИЯ

 Большинство заражений происходит половым путем и через грязные шприцы. Правильное и постоянное пользование презервативом защищает от заражения вирусом.

  Кроме того, если человек принимает наркотики, то должен подумать хотя бы об угрозе СПИДа, и пользоваться только одноразовым шприцом.

КАК ВИЧ НЕ ПЕРЕДАЕТСЯ

Отмечено, что ВИЧ не передается в обычном общении или через общественные места (туалеты, бани, и т.п.). Не передается и через предметы быта: посуду, полотенце, туалетные принадлежности, через пищу и напитки. Поцелуи, объятия и рукопожатия также не передают инфекцию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий проведения предметной недели в начальной школе. (Неделя информатики).

В школе № 1234 очень много традиций. Одной из таких традиций является проведение предметных недель.  Данные мероприятия проводятся уже не первый год. С начала учебного года учащиеся начальной сту...

Проведение недели истории и обществознания в школе

В представленном материале описано проведение недели истории и обществознания в школе. Подробно описана историческая ярмарка - заключительное мероприятие недели истории....

План проведения недели истории и обществознания в школе

Предметные недели проводятся ежегодно с целью повышения профессиональной компетентности учителей в рамках плана методической и научно-методической работы, а также для развития...

Неделя экономики в школе . Внеклассное мероприятие по экономике для 4-6 классов "Экономика +обществознание"( игра)

Сегодня необычная игра:                  Экономика и обществознание в гостях у нас....

Неделя экономики в школе . Внеклассное мероприятие по экономике для 4-6 классов "Экономика +обществознание"( игра). Презентация к мероприятию

Цели и задачи:Формировать умение оперировать экономическими терминами;Учить анализировать и делать выводы.Развивать интеллект, социальное и экономическое мышление;Воспитывать интерес к предмету эконом...

Неделя истории и обществознания в школе

В МКОУ Семено-Александровская СОШ прошла предметная неделя по истории и обществознанию  23 января по 28 января 2017г.   Все классы приняли активное участие в запланированных мероприятиях, вс...

Неделя экологии в школе Методическая разработка по теме Неделя экологии в школе

Методическая разработка по теме Неделя экологии в школе...