Старшеклассники и проблемы мировоззрения.
статья по обществознанию (11 класс) на тему
Мини-исследование по проблеме формирования мировозренческой культуры старшеклассников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
мировоззрение старшеклассников | 28.6 КБ |
Предварительный просмотр:
СТАРШЕКЛАССНИКИ И ПРОБЛЕМЫ МИРОВОЗЗРЕНИЯ
К выступлению на конференции
В Федеральном государственном образовательном стандарте закреплены изменения требований к оценке результатов образования. На первом месте стоят требования к личностным результатам, а именно «готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению…. Формирование целостного мировоззрения».
В этой связи особую актуальность приобретает проблема влияния школы на мировоззренческое самоопределение старшеклассников. Возникает в этой связи вопрос о готовности современной школы оказать педагогическую поддержку юношеству в этом? Что думают о мировоззренческих проблемах старшеклассники, как они оценивают роль школы, учителей в становлении их мировоззрения. Какими личностными качествами должен обладать учитель, помогая ученику в решении смысложизненных проблем?
Мировоззрение как целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества. В основе мировоззрение - определенные знания о мире. Эти знания и представления относятся как к настоящему, так и к прошлому, и к ожидаемому будущему.
Мировоззрение имеет множество общественных функций: оно просвещает, воспитывает, развивает, организует личность, позволяет прогнозировать будущее.
Современный подросток поставлен перед личным выбором идеалов, ценностей, смыслов, которые сосуществуют в обществе и нередко противоречат друг другу. Разнонаправленные влияния семьи, школы, средств массовой информации усугубляют сложность мировоззренческого самоопределения молодого человека. В силу эклектизма, плюрализма общественного мировоззрения молодой человек часто не может найти точку опоры в своих исканиях. Ему подчас непонятен предмет выбора, ему не хватает религиозных, философских знаний, у него очень много источников информации, но он не умеет ее анализировать. В таком сложном мире у ребят появляется соблазн остановиться на обыденном, житейском мировоззрении, отказавшись от решения «проклятых» вопросов Бытия, от активного и осознанного мировоззренческого самоопределения. Человек с обыденным, бытовым мировоззрением, лишенный личных убеждений, не выработавший в себе потребность рефлексировать, сомневаться, задавать вопросы, теряет способность «ориентироваться в мире», легко становится жертвой, «рабом случайных обстоятельств» (П.Биери), средством многообразных манипуляций.
Могу предположить, что подавляющее большинство старшеклассников понимает личную ответственность человека за собственное мировоззрение и осознает, какая внутренняя работа необходима для того, чтобы стать личностью с развитым мировоззрением. Результаты недавнего анкетирования старшеклассников подтверждают эту догадку.
- Назовите проблемы, которые, с вашей точки зрения, можно считать мировоззренческими
- Философские
- Смысла жизни
- Главные
- Определяющие жизненную позицию
- Связанные с пониманием мира, человека
- Самоопределения
- Сформулируйте проблему, которая для Вас является наиболее значимой:
- Мое место в мире
- Жизни и смерти
- Смысла жизни
- Самоопределение
- Самопознание
- Проблема жизненного выбора
- Собственное предназначение. Кто я?
- Проблема истинной любви и дружбы
- Отношение к себе, близким
- Проблема разочарования в человеке
- Непонимания другими людьми
- Образования
Наиболее актуальными, личностно значимыми для старшеклассников являются проблемы связанные с отношением к другому человеку , на втором месте- проблемы, связанные с отношением к себе, затем, с отношением к миру.
На первое место среди мировоззренческих проблем выходит проблемы, связанные с группой «ОТНОШЕНИЯ К СЕБЕ»
Формирование мировоззрения старшеклассников происходит под влиянием семьи, собственных размышлений, фильмов, книг, друзей, а уже потом, влияние оказывают учителя и школа. Ответы на эти вопросы показывают, что школьные учителя и школа оказывают свое влияние, но не первостепенное ( только 5, 7 место)
Отмечается в анкетах роль уроков литературы, истории, обществознания. В частности, десятиклассники , говоря о недавних мировоззренческих открытиях упоминают такие произведения как «Гроза» А.Островского, «Обломов» Н.Гончарова, «Сказать жизни «да!» Виктора Франкла и такие проблемы как сложность семейных взаимоотношений, «обломовщина», смысла жизни. Были ответы десятиклассников, свидетельствующие о том, что мировоззренческие вопросы волнуют ребят:
«Прочитав произведение «Обломов» я начал по-другому смотреть на жизнь, стал искоренять в себе ростки лени, безделья. Книга «Сказать жизни «да!» дала понять, что несмотря на неволю, человек всегда свободен духовно и только сильные духом способны выдержать самые жестокие условия».
Одиннадцатиклассники отмечают, то что пришло понимание того, что «в организме человека, кроме физических процессов, происходят еще и духовные искания, т.е в ментальной сфере ежедневно происходят изменения».
Анкета показала, что старшеклассники размышляют на мировоззренческие темы, делают личностные открытия, но для них по-прежнему остается много неразрешимых вопросов: познание, себя, своего места в мире, равнодушия окружающих, самореализации, проблемы выбора.
На первое место среди мировоззренческих проблем выходит проблемы, связанные с группой «ОТНОШЕНИЯ К СЕБЕ»
Однако понимать не значит делать. Как научиться разбираться в себе, анализировать свои ошибки, как научиться прислушиваться к мнению других и в то же время вырабатывать свое? Это те необходимые жизненные компетенции, помочь в формировании которых может школа.
Отношение к Себе | Итого | Рейтинг |
Смысл 10+22 Жизни | 32 | 2 |
Понимание себя 9+23 | 32 | 2 |
Наркомания 2+4 | 6 | 5 |
Алкоголизм 3 | 3 | 7 |
Обломовщина 7+ 2 | 9 | 4 |
Собственное Предназначение 9+22 | 31 | 3 |
Образование, Карьера 10+ 23 | 33 | 1 |
Проблема Самореализации 12+21 | 33 | 1 |
Курение 2+2 | 4 | 6 |
61+122 | 183 |
Отношение к другому человеку | Итого | Рейтинг |
Взаимоотношения людей 8+15 | 23 | 2 |
Любовь 6+15 | 21 | 4 |
Понимание других людей 7+15 | 22 | 3 |
Дружба 8+21 | 29 | 1 |
Ложь 7+7 | 14 | 8 |
Предательство 7+ 14 | 21 | 4 |
Равнодушие к окружающим, Неуважение 8+11 | 19 | 5 |
Взаимоотношения в классе, с близкими, Учителями 3+ 4 | 7 | 11 |
Семейные проблемы 6+11 | 17 | 6 |
Лицемерие 5+ 10 | 15 | 7 |
Одиночество, непонимание5+ 8 | 13 | 9 |
Проблема духовной неразвитости 3+ 10 | 13 | 9 |
Эгоизм 5+4 | 9 | 10 |
Разочарование в человеке 8+ 14 | 22 | 3 |
Конфликты и даже мелкие ссоры 3+ 1 | 4 | 12 |
4 | 12 | |
253 |
Кто и что влияет на ваше мировоззрение (подчеркните ответы, которые соответствуют вашему мнению):
· родители 15 + 26 41 1
· друзья семьи 3 + 4 7 8
· ваши друзья 12+ 14 26 4
· книги 14+ 18 32 3
· фильмы 13+21 34 2
· телевизионные передачи 2+ 3 5 9
· собственные размышления 16+25 41 1
· споры, диалоги с одноклассниками, друзьями, родителями 1+ 3 4 10
· школьные уроки 5+6 11 7
· учителя 10+ 13 23 5
· внеклассная работа в школе 1+ 0 1
· другое 4 (интернет, музыка)+ 8 12 6
Ни учитель, ни урок, ни внеклассные мероприятия не могут сформировать мировоззрение, но школа может и должна помочь ученику в его внутреннем процессе нравственных исканий, философских раздумий – в процессе построения собственного мировоззрения, стимулировать эту внутреннюю работу над собой.
Поэтому раскрытие мировоззренческого потенциала, объективно существующего и в содержании школьного образования, и в его методах, и в способах взаимодействия участников педагогического процесса – актуальнейшая научно-педагогическая проблема, которую необходимо решать сегодня.
Готовы ли педагоги, на любом уровне, помочь в самоопределении молодому человеку?
О «мировоззренческом неблагополучии в среде педагогов» пишет Е.Ямбург в статье «Педагогические уроки XX века: как мы их усваиваем?». Анализируя уроки участников конкурса педагогического мастерства «Учитель года России», он приходит к следующему выводу: «Общий хаос в головах и смута в сердцах порождают две причудливо переплетающиеся тенденции:
· стремление на свой страх и риск склеить развалившуюся картину мира и немедленно представить свой самодеятельный авторский продукт детям как окончательный и непогрешимый;
· и тоску по единственно верной готовой идеологии, которая, наконец, снова поставит все на свои места и позволит учителю формировать личность ученика по проверенным пропагандистским лекалам»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблема воспитания правовой культуры старшеклассников
Проблема воспитания правовой культуры старшеклассников...
Диспут для старшеклассников "Проблемы отцов и детей"
Небольшой диспут для старшеклассников...
Мировоззрение как современная философско-педагогическая проблема
Мировоззрение как современная философско-педагогическая проблема...
Беседа для старшеклассников "Экологические проблемы современности.Программа WWF."
Цель беседы: познакомить учащихся с основными природоохранными движениями и организациями (WWF, МСОП, Гринпис) с трудами известных ученых -экологов; познакомить с основными законами по охране окружающ...
Старшеклассники и проблемы мировоззрения.
Мини- исследование по проблеме формирования мировоззрения старшеклассников...
Проблема формирования научного мировоззрения у учащихся в теории и методике обучения биологии: исторический аспект
В настоящее время образование, являясь важнейшей сферой жизни общества, выполняет функцию становления и развития личности, а соответственно, способствует формированию научного мировоззрения учащихся....