Старшеклассники и проблемы мировоззрения.
статья по обществознанию (11 класс) на тему

Рудакова Людмила Петровна

Мини-исследование по проблеме формирования мировозренческой культуры старшеклассников. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл мировоззрение старшеклассников28.6 КБ

Предварительный просмотр:

СТАРШЕКЛАССНИКИ И ПРОБЛЕМЫ МИРОВОЗЗРЕНИЯ

К выступлению на  конференции

В Федеральном государственном образовательном стандарте закреплены изменения требований к оценке результатов образования. На первом месте стоят требования  к личностным результатам, а именно «готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению…. Формирование целостного мировоззрения».

В этой связи особую актуальность приобретает проблема влияния школы на мировоззренческое самоопределение старшеклассников. Возникает в этой связи вопрос о готовности современной школы оказать педагогическую поддержку юношеству в этом? Что думают о мировоззренческих проблемах старшеклассники, как они оценивают роль школы, учителей в становлении их мировоззрения. Какими личностными качествами должен обладать учитель, помогая ученику в решении смысложизненных проблем?

Мировоззрение как  целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества. В основе мировоззрение - определенные знания о мире. Эти знания и представления относятся как к настоящему, так и к прошлому, и к ожидаемому будущему.

 Мировоззрение имеет множество общественных функций:    оно  просвещает, воспитывает, развивает, организует личность, позволяет прогнозировать будущее.

Современный подросток  поставлен перед личным выбором идеалов, ценностей, смыслов, которые сосуществуют в обществе и нередко противоречат друг другу. Разнонаправленные влияния семьи, школы, средств массовой информации усугубляют сложность мировоззренческого самоопределения молодого человека.  В силу эклектизма, плюрализма общественного мировоззрения молодой человек часто не может найти точку опоры в своих исканиях. Ему подчас непонятен предмет выбора, ему не хватает религиозных, философских знаний, у него очень много источников информации, но он не умеет ее анализировать. В таком сложном мире у ребят появляется соблазн остановиться на обыденном, житейском мировоззрении, отказавшись от решения «проклятых» вопросов Бытия, от активного и осознанного мировоззренческого самоопределения. Человек с обыденным, бытовым мировоззрением, лишенный личных убеждений, не выработавший в себе потребность рефлексировать, сомневаться, задавать вопросы, теряет способность «ориентироваться в мире», легко становится жертвой, «рабом случайных обстоятельств» (П.Биери), средством многообразных манипуляций.

Могу предположить, что подавляющее большинство старшеклассников понимает личную ответственность человека за собственное мировоззрение и осознает, какая внутренняя работа необходима для того, чтобы стать личностью с развитым мировоззрением. Результаты недавнего анкетирования старшеклассников подтверждают эту догадку.

  • Назовите проблемы, которые, с вашей точки зрения, можно считать мировоззренческими
  1. Философские
  2. Смысла жизни
  3. Главные
  4. Определяющие жизненную позицию
  5. Связанные с пониманием мира, человека
  6. Самоопределения

  • Сформулируйте проблему, которая для Вас является наиболее значимой:
  1. Мое место в мире
  2. Жизни и смерти
  3. Смысла жизни
  4. Самоопределение
  5. Самопознание
  6. Проблема жизненного выбора
  7. Собственное предназначение. Кто я?
  8. Проблема истинной любви и дружбы
  9. Отношение к себе, близким
  10. Проблема разочарования в человеке
  11. Непонимания  другими людьми
  12. Образования

Наиболее актуальными, личностно значимыми для старшеклассников являются проблемы связанные с  отношением к другому человеку , на втором месте- проблемы, связанные с отношением к себе, затем, с отношением к миру.

На первое место среди мировоззренческих проблем выходит проблемы, связанные с группой  «ОТНОШЕНИЯ К СЕБЕ»

Формирование мировоззрения  старшеклассников происходит под  влиянием семьи, собственных размышлений, фильмов, книг, друзей, а уже потом, влияние оказывают учителя и школа.  Ответы на эти вопросы показывают, что школьные учителя  и школа оказывают свое влияние, но не первостепенное ( только 5, 7 место)

 Отмечается в анкетах роль уроков литературы, истории, обществознания. В частности, десятиклассники , говоря о недавних мировоззренческих открытиях упоминают такие произведения как «Гроза» А.Островского, «Обломов» Н.Гончарова, «Сказать жизни «да!» Виктора Франкла и такие проблемы как сложность семейных взаимоотношений, «обломовщина», смысла жизни.  Были ответы десятиклассников, свидетельствующие о том, что мировоззренческие вопросы волнуют ребят:

«Прочитав произведение «Обломов» я начал по-другому смотреть на жизнь, стал искоренять в себе ростки лени, безделья. Книга «Сказать жизни «да!» дала понять, что несмотря на неволю, человек всегда свободен духовно и только сильные духом способны выдержать самые жестокие условия».

Одиннадцатиклассники отмечают, то что пришло понимание того, что «в организме человека, кроме физических процессов, происходят еще и  духовные искания, т.е в ментальной сфере ежедневно происходят изменения».

Анкета показала, что старшеклассники размышляют  на мировоззренческие темы, делают личностные открытия, но для них по-прежнему остается много неразрешимых вопросов: познание, себя, своего места в мире, равнодушия окружающих, самореализации, проблемы выбора.

На первое место среди мировоззренческих проблем выходит проблемы, связанные с группой  «ОТНОШЕНИЯ К СЕБЕ»

Однако понимать не значит делать. Как научиться разбираться в себе, анализировать свои ошибки, как научиться прислушиваться к мнению других и в то же время вырабатывать свое? Это те необходимые жизненные компетенции, помочь в формировании которых может школа.

Отношение к

Себе

Итого

Рейтинг

Смысл  10+22

Жизни

32

2

Понимание себя 9+23

32

2

Наркомания  2+4

6

5

Алкоголизм  3

3

7

Обломовщина

7+ 2

9

4

 Собственное

Предназначение 9+22

31

3

Образование,

Карьера 10+ 23

33

1

Проблема

Самореализации 12+21

33

1

 Курение 2+2

4

6

61+122

183

Отношение к

другому

человеку

Итого

Рейтинг

Взаимоотношения людей 8+15

23

2

Любовь 6+15

21

4

Понимание других людей 7+15

22

3

Дружба 8+21

29

1

Ложь  7+7

14

8

Предательство 7+ 14

21

4

Равнодушие к окружающим,

Неуважение  8+11

19

5

Взаимоотношения в классе, с близкими,

Учителями 3+ 4

7

11

Семейные проблемы 6+11

17

6

Лицемерие 5+ 10

15

7

Одиночество, непонимание5+ 8

13

9

Проблема

духовной

неразвитости  3+ 10

13

9

Эгоизм   5+4

9

10

Разочарование в человеке 8+ 14

22

3

Конфликты и даже мелкие ссоры 3+ 1

4

12

4

12

 253

    Кто и что влияет на ваше мировоззрение (подчеркните ответы, которые соответствуют вашему мнению):

·        родители 15 + 26        41                  1

·        друзья семьи 3 + 4        7        8

·        ваши друзья 12+ 14        26        4

·        книги 14+ 18        32        3

·        фильмы 13+21        34        2

·        телевизионные передачи  2+ 3        5        9

·        собственные размышления 16+25        41        1

·        споры, диалоги с одноклассниками, друзьями, родителями 1+ 3        4        10

·        школьные уроки  5+6        11        7

·        учителя  10+ 13        23        5

·        внеклассная работа в школе  1+ 0        1

·        другое  4 (интернет, музыка)+ 8        12        6

Ни учитель, ни урок, ни внеклассные мероприятия не могут сформировать мировоззрение, но школа может и должна помочь ученику в его внутреннем процессе нравственных исканий, философских раздумий – в процессе построения собственного мировоззрения, стимулировать эту внутреннюю работу над собой.

Поэтому раскрытие мировоззренческого потенциала, объективно существующего и в содержании школьного образования, и в его методах, и в способах взаимодействия участников педагогического процесса – актуальнейшая научно-педагогическая проблема, которую необходимо решать сегодня.

Готовы ли педагоги, на любом уровне, помочь в самоопределении молодому человеку?

О «мировоззренческом неблагополучии в среде педагогов» пишет Е.Ямбург в статье «Педагогические уроки XX века: как мы их усваиваем?». Анализируя уроки участников конкурса педагогического мастерства «Учитель года России», он приходит к следующему выводу: «Общий хаос в головах и смута в сердцах порождают две причудливо переплетающиеся тенденции:

·   стремление на свой страх и риск склеить  развалившуюся картину мира и немедленно представить свой самодеятельный авторский продукт детям как окончательный и непогрешимый;

·   и тоску по единственно верной готовой идеологии, которая, наконец, снова поставит все на свои места и позволит учителю формировать личность ученика по проверенным пропагандистским лекалам»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблема воспитания правовой культуры старшеклассников

Проблема воспитания правовой культуры старшеклассников...

Диспут для старшеклассников "Проблемы отцов и детей"

Небольшой диспут для старшеклассников...

Мировоззрение как современная философско-педагогическая проблема

Мировоззрение как современная философско-педагогическая проблема...

Беседа для старшеклассников "Экологические проблемы современности.Программа WWF."

Цель беседы: познакомить учащихся с основными природоохранными движениями и организациями (WWF, МСОП, Гринпис) с трудами известных ученых -экологов; познакомить с основными законами по охране окружающ...

Старшеклассники и проблемы мировоззрения.

Мини- исследование по проблеме формирования мировоззрения старшеклассников...

Проблема формирования научного мировоззрения у учащихся в теории и методике обучения биологии: исторический аспект

В настоящее время образование, являясь важнейшей сферой жизни общества, выполняет функцию становления и развития личности, а соответственно, способствует формированию научного мировоззрения учащихся....