Роль СМИ в политической жизни
план-конспект урока по обществознанию (11 класс) на тему

Рудакова Людмила Петровна

Материал к уроку обществознания, к элективному курсу "Политология" для 10-11 класса по проблеме - роль СМИ в политической жизни общества

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Роль СМИ в обществе21.45 КБ
Файл rol_smi.pptx1.51 МБ

Предварительный просмотр:

Обществознание.

Параграф 19  Учебника «Обществознание» авт. Л.Н.Боголюбов,        А. Ю. Лазебникова и др.

Раздел. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

Тема урока. Роль СМИ в политической жизни.

 Цели и задачи: 1) познакомить с ролью средств массовой информации в политической деятельности, показать особенности различных видов массовой политической информации, механизм политического манипулирования и его последствия, выработать практические рекомендации по противостоянию избирателя политическим манипуляциям с использованием СМИ;

2) развивать умения осуществлять информационный поиск, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, работать с документами;

 3) формировать отношение к влиянию средств массовой информации на умы и сердца людей.

Оборудование: схемы, пакет документов, презентация

Тип уроков: урок-практикум.

Ход урока

I. Организационный момент

Роль СМИ в жизни современного общества трудно переоценить. Сегодня невозможно представить себе какую-то сферу нашей жизни без информационных отношений. При этом средства массовой информации оказывает существенное влияние на формирование сознания людей. Вот почему печатные и электронные СМИ давно являются неотъемлемой частью духовной жизни общества. Именно из этих источников получает человек большую часть значимой для него информации. Конституцией РФ (ст.29) гарантируется свобода СМИ. Здесь также содержится запрет на цензуру. Каждый человек в нашей стране вправе свободно искать, получать и передавать любую информацию.  Главное, чтобы избранный им при этом способ был законным.

СМИ - это один из ключевых инструментов политической системы страны.

Тема урока: «Роль СМИ в политической жизни».

План урока

1. СМИ в политической системе общества.

2. Характер информации, распространяемой СМИ.

3. Влияние СМИ на избирателя.

II. Изучение нового материала

Основная часть

«мозговой штурм»

– Сформулируйте и запишите свои ассоциации с понятием: «СМИ» и составьте кластер. Работаем в технологической карте урока. Задание 2.

http://festival.1september.ru/articles/629051/1.gif

фронтальный опрос

– Какие слова – ассоциации вы записали?

Сообщение 1 - СМИ в политической системе общества (пункт 1).

Вопросы и задания для первой группы

1. Как иначе называют СМИ? Почему?

2. Какие функции в политике выполняют СМИ?

3. В каких отношениях состоят государство и СМИ?

4. Проследите роль и влияние СМИ в различных политических режимах. Считаете ли вы это закономерным явлением? Почему?

5. Какое влияние имеет СМИ в современных развитых демократических странах? Мнение аргументируйте.

 Сообщение 2 - характер информации, распространяемой СМИ (пункт 2).

Вопросы и задания для второй группы

1. Какую информацию по объему передают СМИ? Хорошо это или плохо?

2. Какие общие принципы, которыми руководствуются СМИ при выборе тем своих публикаций и передач, выявили исследователи массовой информации?

3. Почему телевидение стало столь популярным в XX в.?

4. Что такое политическое манипулирование? Опишите его механизм.

5. Опишите перспективы развития СМИ.

Вопросы и задания для третьей группы

1. К каким выводам пришли ученые, изучившие роль СМИ в политической жизни общества?

2. Какова роль СМИ в избирательных кампаниях? Приведите примеры.

3. Опишите механизм взаимодействия кандидата со средствами массовой информации.

4. Какие методы используют пиар- компании в СМИ, чтобы привлечь внимание к своим кандидатам?

5. Что собой представляет политическая реклама?

6. Назовите и охарактеризуйте четыре вида клипов.

7. Учитывается ли общественное мнение в ходе политических кампаний? Какую роль оно играет в ходе избирательных кампаний?

8. Может ли человек противостоять СМИ?  Как? Предложите свои методы.

 III. Итог урока.

- Представьте, что вы присутствуете на заседании дискуссионного клуба, где обсуждается тема «Роль СМИ в политической жизни общества». Какую позицию вы бы заняли? Почему?

- Можно ли ограничивать свободу слова? Мнение аргументируйте.

Работа по заполнению таблицы «Роль СМИ в жизни людей»

– Какова же роль СМИ в жизни человека и общества?

– СМИ приносят пользу человеку или вред?

– Составим «шкалу мнений» по отношению к СМИ.

 

СМИ приносят пользу человеку и обществу

СМИ наносят вред человеку и обществу

1.

Развлекают

Уводят от необходимости решать реальные проблемы

2.

Развивают

Не всегда информация верна

3.

Информируют

Отрицательное влияние на психику

4.

Воспитывают

Находятся в чьих-то руках

5.

Помогают сделать выбор  

Не всегда пропагандируют общечеловеческое

6.

Образовывают

7.

Формируют общественное мнение  

Вывод по таблице:

 СМИ оказывают на человека противоречивое влияние, приносят пользу и наносят вред. Современный человек не может отказаться от информации, получаемый через СМИ. Но любую информацию человек должен критически осмысливать и определять, что для него полезно, а что нет, каким примерам следовать, чему можно подражать, а чему нельзя, различать, каким образом происходит манипуляция сознанием.  Это и есть осознанный выбор человека.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Конституцией РФ (ст.29) гарантируется свобода СМИ. Запрет на цензуру. Каждый человек в нашей стране вправе свободно искать, получать и передавать любую информацию.

Слайд 3

В результате изменения информационной ситуации сегодня мир по выражению канадского учёного М.Маклюэна , похож на большую деревню, где всё известно.

Слайд 4

Роль СМИ в политической жизни.

Слайд 5

Проблема ?

Слайд 6

Средствами массовой информации называют средства создания, тиражирования и распространения информационных сообщений в массовой аудитории (нередко говорят средства массовой коммуникации).

Слайд 8

СМИ- четвёртая власть. выражают интересы общества, различных социальных групп, отдельных личностей; направляют (характер информации, адресуемой аудитории, определяет её отношение к действительности и направление социальных действий); пропагандируют определённые идеи, взгляды, учения, политические программы и тем самым участвуют в социальном управлении; формируют общественное мнение , состояние массового сознания, заключающее в себе отношение (скрытое или явное) людей к событиям и фактам социальной действительности.

Слайд 9

СМИ - совокупность каналов распространения информации. Функции: информационная функция, которая состоит в сообщении о наиболее значительных событиях; выбор и комментирование информации, ее оценка; функция политической социализации; функция критики и контроля; Представление различных общественных интересов, мнений, взглядов на политику; формирования общественного мнения; мобилизационная.

Слайд 10

Институт СМИ . специалисты (журналисты, инженеры и техники, работники типографий и др.); специализированные организации учреждения(издательства газет, радиовещательные корпорации, телецентры, редакции и т. п.), располагающих необходимыми сооружениями и специальной техникой; деятельность СМИ регулируется соответствующими социальными нормами.

Слайд 12

ХАРАКТЕР ИНФОРМАЦИИ, РАСПРОСТРАНЯЕМОЙ СМИ: экономическая и социальная, военная и научно-техническая, национальная и молодежная и т.д.(все аспекты политики); текущие события, прошлое и прогнозы; информация местная (региона, города), общегосударственная(федерального уровня), международная .

Слайд 13

Общие принципы, которыми руководствуются СМИ при выборе тем своих публикаций и передач: Во-первых, это приоритетность темы для граждан. Темы, волнующие людей (терроризм, катастрофы и т. п.), — в числе наиболее освещаемых в СМИ. Во-вторых, сенсационные сведения, факты, выходящие за рамки повседневности: экстремальные происшествия, часто негативного характера. В-третьих, сообщения о каких-либо новых, ранее неизвестных явлениях, организациях ,решениях, заявлениях и т. п. В-четвертых, данные об успехах политиков и партий на выборах, о высоких или очень низких позициях в рейтингах, отражающих степень их популярности. В-пятых, информация, исходящая от лиц, имеющих высокий общественный статус: глав государств и правительств, лиц, занимающих высшие посты в военной, церковной или иных структурах.

Слайд 15

СМИ могут способствовать развитию демократии, сознательному участию граждан в политической жизни , но могут быть использованы и для политического манипулирования.

Слайд 17

Средство манипулирования Чтобы охватить аудиторию в 50 млн. человек, радио потребовалось 38 лет, персональному компьютеру— 16, телевидению— 13, а Интернету— 4 года.

Слайд 18

Выступление Президента США о ситуации с малазийским Боингом Событие произошло 17 июля 2014 г.

Слайд 19

Методов манипуляции сознанием, используемых в средствах массовой информации , довольно много, но чаще всего выделяются следующие: Использование внушения. Искусственное затемнение «картинки реальности» в СМИ, подача противоречивой, недостоверной и заведомо предвзятой информации. Перенос частного факта в сферу общего, в систему. Использование слухов, домыслов, толкований в неясной политической или социальной ситуации. Метод под названием «нужны трупы».

Слайд 20

Геббельс

Слайд 21

Метод «страшилок». Замалчивание одних фактов и выпячивание других. Метод фрагментации. Многократные повторы или «метод Геббельса ». Метод абсолютной лжи. Чем чудовищнее ложь, тем легче в неё верят (Геббельс). Создание лжесобытий , мистификация. Подмена фактов красивыми лозунгами. Например, «Свобода, Равенство, Братство». Метод диссонанса: продвижение альтернативных фактов, ценностей и представлений, разрушающих механизмы трансляции исторической памяти, общие символы и ценности целевой группы

Слайд 22

ВЛИЯНИЕ СМИ НА ИЗБИРАТЕЛЯ Политическая реклама, подобно рекламе товаров, способна влиять на избирателей, подверженных внушению. Внушение - это процесс эмоционально окрашенного воздействия на людей с помощью слов, жестов, музыки и других средств. В избирательные кампании через СМИ широко проникают методы коммерческой рекламы. Партии и деятели, претендующие на избрание, подаются как своего рода товар на политическом рынке. Политический маркетинг

Слайд 25

Роль СМИ в жизни людей СМИ приносят пользу человеку и обществу СМИ наносят вред человеку и обществу

Слайд 26

Ю. Левитан о каптуляции нацистской Германии (видеофрагмент) Задание. Какое значение имело это выступление для граждан страны? (К роли СМИ)

Слайд 27

П р о б л е м а ! Польза или вред? СМИ?

Слайд 28

Особое значение имеет компетентность граждан…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль СМИ в политической жизни.

Разработка  и презентация урока обществознания в 11 профильном классе....

Роль СМИ в общественной жизни и политическое участие граждан в формировании имиджа государственного языка РФ

Роль СМИ в общественной жизни и политическое участие граждан в формировании имиджа государственного языка РФ...

Место и роль СМИ в политической жизни.

Презентация  "Место и роль СМИ в политической жизни" может использоваться  при изучение  данной темы в 11 классе на уроке обществознания....

Роль СМИ в политической жизни

Материал может быть использован в 11 классе на уроке обществознания при изучении темы "Роль СМИ в политической жизни"....

Роль СМИ в политической жизни

Планируемые образовательные результаты:Предметные (объем усвоения и уровень владения компетенциями)Познавательные:смогут характеризовать каждую из политических идеологий, оказавших влияние на историче...

Конспект урока Обществознания в 11 классе по теме: Роль СМИ в политической жизни.

Конспект урока Обществознания в 11 классе по теме:Роль СМИ в политической жизни. Цели и задачи: Создать условия для осознания учащимися значения и роли средств массовой информации; проанализирова...

Конспект урока по обществознанию 9 класс "Роль СМИ в политической жизни"

Конспект урока по обществознанию 9 класс "Роль СМИ в политической жизни"...