Пояснительная записка к рабочей программе по обществознанию 10 класс
рабочая программа по обществознанию (10 класс) на тему
Пояснительная записка к рабочей программе по обществознанию 10 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska_k_rabochey_programme_10_klass_obshchestvoznanie.docx | 33.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию для 10 класса составлена на основе авторской программы по курсу «Обществознание» под редакцией Л.Н. Боголюбова, соответствующей Федеральному государственному образовательному стандарту общего образования (Программы общеобразовательных учреждений. Обществознание 6 -11 классы – М. «Просвещение» 2010 г .)
Цели и задачи данной программы:
Цели курса состоят в том, чтобы, используя возможности учебного предмета, способствовать формированию:
- гуманистического мировоззрения, включающего убежденность в неповторимости, уникальности каждой личности, в том, что жизнь — высшая ценность бытия; идеалы гуманизма, свободы, демократии, социального прогресса; признание значимости научных знаний и методов познания действительности, готовность руководствоваться ими в анализе и оценке общественных явлений; отношение к социальным регуляторам жизни, нравственно-правовым нормам как необходимым условиям выживания и развития человеческого сообщества;
- необходимых моральных ориентиров, включающих так называемые простые нормы нравственности, а также высшие социально-нравственные качества;
- гражданственности, любви к Родине; политической и правовой культуры, предусматривающей готовность и умение конструктивно действовать в условиях демократии, политического плюрализма, становления правового государства;
- экономической культуры, предполагающей потребность и умение активно действовать в условиях экономической свободы, понимание тех требований к личности, которые предъявляет изменяющаяся экономическая обстановка;
- социальной культуры, включающей культуру межличностных, межгрупповых и этнических отношений; толерантность к иному образу жизни и образу мыслей;
- экологической культуры, включающей признание ценности природы, убеждение в необходимости сбережения природы для живущих и будущих поколений, чувство ответственности за судьбу природы, понимание неразрывной связи общества и природы;
- умения получать социальную информацию из разнообразных источников и самостоятельно ориентироваться в ней;
- формирование указанных качеств личности, ее самосознания, идеалов, убеждений, ценностных ориентации предполагает усвоение определенных знаний, выработку соответствующих умений, овладение другими элементами культуры;
- формирование опыта применения полученных знаний для решений типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; в межличностных отношениях, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
- формировать аналитическое мышление школьника, способность самостоятельно разбираться в существе вопроса, подготовиться к будущей профессиональной деятельности.
Реализация рабочей программы способствует:
- развитию личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
- воспитанию общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
- освоению системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и самообразования;
Курс «Обществознание» для старших классов полной средней школы направлен на реализацию нового содержания обществоведческого образования. Курс является интегративным, т. е. включает знания из различных отраслей науки (социальной философии, социологии, экономической теории, политологии, правоведения, антропологии, психологии и др.) в педагогически целесообразной целостной системе.
В авторскую программу внесены следующие изменения:
- в 10 классе на курс обществознания отводится 34 часа, т.е. 1 час в неделю. Авторская программа рассчитана на 68 часов, поэтому происходит уплотнение учебного материала, один урок соответствует прохождению одного параграфа учебника.
Перечень учебно-методического и программного обеспечения, используемого для достижения планируемых результатов освоения цели и задач учебного курса:
УМК:
1. Л.Н.Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.И.Городецкая и др. Обществознание 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений; – 2-е изд., - М., Просвещение, 2010
2. О.А. Котова Т.Е. Лискова Тетрадь-тренажер. 10 класс.Обществознание. М.: «Просвещение», 2013
Дополнительная литература:
1. П.А.Баранов, А.В.Воронцов, С.В. Шевченко Обществознание. Полный справочник для подготовки к ЕГЭ.М.: АСТ Астрель, 2010.
2. А.В.Махоткин, Н.В.Махоткина Обществознание в схемах и таблицах. М.:Эксмо, 2010.
Компьютерное оборудование:
персональный компьютер.
Цифровые образовательные ресурсы:
1.Интернет-уроки http://interneturok.ru/ru/distantsionnoe-obuchenie-v-shkole-internet-shkola-otkrytyy-urok
2. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/
В соответствии с учебным планом на 2015-16 учебный год на изучение курса «Обществознание» в 10 классе 34 часа в год.
Характеристика для учебного курса формы организации деятельности учащихся:
Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. Организация сопровождения учащихся направлена на: создание оптимальных условий обучения; исключение психотравмирующих факторов; сохранение психосоматического состояния здоровья учащихся; развитие положительной мотивации к освоению школьной программы; развитие индивидуальности и одаренности каждого ребенка.
1. Урок усвоения новых знаний.
2. Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)
3. Урок актуализации знаний и умений (урок повторения)
4. Урок систематизации и обобщения знаний и умений
5. Урок контроля знаний и умений
6. Урок коррекции знаний, умений и навыков.
Фронтальная форма организации обучения может быть реализована в виде проблемного, информационного и объяснительно-иллюстративного изложения и сопровождаться репродуктивными и творческими заданиями.
Индивидуальная форма организации работы учащихся.
Такая организация учебной работы учащихся на уроке дает возможность каждому ученику постепенно, но неуклонно углублять и закреплять полученные знания, вырабатывать необходимые умения, навыки, опыт познавательной деятельности, формировать у себя потребности в самообразовании.
Групповая форма организации учебной работы учащихся.
Данная форма работы учащихся на уроке наиболее применима и целесообразна при проведении практических работ, лабораторных и работ-практикумов; при подготовке тематических учебных конференций, диспутов, докладов по теме, дополнительных занятий всей группы.
Специфические для учебного курса формы контроля освоения учащимися содержания (текущего, промежуточного, итогового).
Текущий контроль:
– проверка знаний обучающихся через опросы и самостоятельные работы в рамках урока.
Отметка за устный ответ обучающегося заносится в классный журнал в день проведения урока. Отметка за письменную самостоятельную работу выставляется в классный журнал к следующему уроку.
Тематические срезы.
Тест.
Устный опрос.
Промежуточный контроль:
Промежуточный контроль знаний – контроль результативности обучения школьника, осуществляемый по окончании четверти (полугодия) на основе результатов текущего контроля.
Промежуточный контроль проводится в соответствии с установленным годовым календарным учебным графиком.
Промежуточный контроль знаний учащихся, временно обучающихся в санаторных школах и больницах, проводится на основе результатов текущего контроля, осуществляемого в этих учебных учреждениях.
Промежуточный контроль обучающихся, пропустивших значительную часть учебного времени, проводится в форме собеседования, зачета, работы и т.п. в конце установленного периода с целью определения фактического уровня предметных знаний.
Проверочная работа.
Тест.
Самостоятельная работа.
Итоговый контроль:
Итоговый контроль обучающихся 8-х проводится по окончании учебного года на основе итогов промежуточного контроля .
Требования к результатам освоения учебного курса учащимися (Основание ФГОС, учебная программа).
Реализация данной программы способствует использованию разнообразных форм организации учебного процесса, внедрению современных методов обучения и педагогических технологий. Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система, включающая индивидуальную, парную и групповую формы организации деятельности обучающихся; применение метода проекта и игровой деятельности, выполнение учащимися практических заданий и т.д.
В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса в центре образования используется система консультационной поддержки, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий.
Специфические для учебного курса формы контроля освоения учащимися содержания (текущего, промежуточного, итогового).
Текущий контроль:
- устный письменный фронтальный и индивидуальный опрос, беседа
- задания на выявление операционных жизненных ситуаций
- моделирование жизненных ситуаций
- тестирование
Промежуточный контроль:
- тестирование
- проверочная работа
- анкетирование, самооценка
Итоговый контроль:
- тестирование
- проверочная работа
Виды учебных занятий: урок, нетрадиционные формы уроков; лекция, практическое занятие, игры-обсуждения.
Требования к результатам обучения и освоения курса «Обществознание»
Предметные результаты:
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным критериям;
- объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;
Метапредметные результаты:
- применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
- умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);
- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
- работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
- участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);
- формулирование полученных результатов;
- создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий;
- пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
- владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
Личностные результаты:
- формирование российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
- осознание своей гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и право порядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
- готовность к служению Отечеству, его защите;
- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки общественной практики, основанного на диалоге культур, а так же различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
- сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности.
Курс формирует следующие умения и навыки:
В результате изучения обществознания ученик должен
знать / понимать:
- биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, ме¬сто и роль человека в системе общественных отношений;
- тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важней¬ших социальных институтов;
- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, меха-низмы правового регулирования;
- особенности социально - гуманитарного познания;
уметь:
- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, законо-мерности развития;
- анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, ус-танавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных яв¬лений и обществоведческими терминами и понятиями;
- объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных институтов общества и при¬родной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;
- извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам; системати-зировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
- подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познава-тельных задач по актуальным социальным проблемам;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседнев¬ной жизни для:
- успешного выполнения типичных социальных ролей, сознательного взаимодействия с различ-ными социальными институтами;
- совершенствования собственной познавательной деятельности;
- критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации, осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной соци¬альной информации;
- решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
- ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; определения личной и граж-данской позиции;
- предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обя-занностей;
- осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями, социальным положением.
Распределение учебного материала в 10 классе
№ Наименование раздела Количество часов
1 Введение. 1
2 Общество 2
3 Человек 6
4 Духовная культура 4
5 Экономическая сфера 2
6 Социальная сфера 6
7 Политическая сфера 6
8 Право как особая система норм 6
9 Итоговое повторение 1
Итого 34
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
Базовый уровень (34 ч).
Введение (1 ч).
Знакомство с курсом «Обществознание. 10 класс». Цели, задачи изучения предмета. Структура, особенности содержания методического аппарата учебника.
Раздел 1. Общество и человек (8 ч).
Глава 1. Общество (2 ч).
Общество как динамическая система. Основные сферы жизни общества, их взаимосвязь. Общество и природа. Общество и культура (вторая природа). Важнейшие институты общества.
Общество, страна, государство. Общество в узком и широком смысле. Общество как социальная организация страны. Основные признаки общества. Взаимосвязь, взаимоотношение общества и природы. Противоречивость воздействия людей на природную среду. Глобальные экологические проблемы. Природные бедствия. Развитие культуры. Новаторство, традиции в культуре, феномен «второй природы». Культура материальная. Проблема сохранения культурного наследия. Законодательство об охране памятников истории и культуры.
Глава 2. Человек (6 ч).
Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке. Природа как предпосылка выделения человека и общества. Широкое и узкое значение природы. Влияние НТП на природу. Понятие антропогенных нагрузок. Опасность неконтролируемого изменения окружающей среды.
Духовные ориентиры личности. Мораль, ценности, идеалы. Категорический императив. Патриотизм. Добро и зло. Мировоззрение и его роль в жизни человека.
Деятельность как способ человеческого бытия. Деятельность человека и поведение животных. Структура деятельности. Потребности человека, интересы и мотивы деятельности. Виды деятельности. Творческая деятельность. Трудовая деятельность. Игра. Учебная деятельность. Соотношение деятельности и общения.
Роль знаний в жизни человека. Чувственное и рациональное познание. Спор эмпириков и рационалистов. Понятие об агностицизме. Критерии истины. Объективность истины. Абсолютные и относительные истины. Истина и заблуждение. Многообразие путей познания. Особенности научного познания. Научное мышление и современный человек. Мифология и познание. Жизненный опыт и здравый смысл. Что такое мировоззрение. Типы мировоззрения: обыденное, религиозное. научное. Убеждение и вера. Мировоззрение и деятельность.
Биологическое и социальное в человеке. Личность. Социальное поведение и социализация личности. Самосознание и самореализация. Единство свободы и ответственности личности. Познание человеком самого себя. Самооценка.
Раздел 2. Основные сферы общественной жизни (18 ч).
Глава 3. Духовная культура (4 ч).
Традиции и новаторство в культуре. Формы и разновидности культуры: народная, массовая, элитарная. Диалог культур. проблемы современной отечественной культуры. Происхождение слова «культура» и его значение. Материальная и нематериальная культура, её состав и структура. Элементы культуры и культурный комплекс. Этикет, его происхождение и правила. Культурное наследие и культурные универсалии. Роль культурного наследия в сохранении и развитии культуры. Культурное наследие в России, проблемы его сохранения.
Основная задача и исторические формы образования. Приёмы обучения, предметы и формы усвоения знаний школьниками. Государственное и частное образование, школьное и домашнее. Общее и специальное образование. Школа как особый тип учебно-воспитательного учреждения. Правовые основы школьного образования. Роль науки в современном обществе. Сочетание научной и педагогической функций в университете. Научно-исследовательские и академические институты. Классификация наук. Школа как способ приобщения к основам науки. Структура, функции, история и формы высшего образования. Зарождение и развитие университетов. История и разновидности академий.
Категории морали. Становление нравственного в человеке. Этика ненасилия. Особенности религии и религиозного мышления. Многообразие религий. Мировые религии: буддизм, христианство, ислам. Роль религий в современном мире. Различные определения религии; её значение и роль в обществе. Тотемизм, фетишизм и анимизм. Мировые религии: христианство, ислам, буддизм. Вера и верование. Миф и мифология. Культ и символ как важные элементы религии. Религиозные обряды и типы жертвоприношений. Культ предков и традиция уважения родителей. Вероучение в мировых религиях.
Различные трактовки искусства. Структура и состав изобразительного искусства. Субъекты художественной культуры и деятели искусства. Инфраструктура художественной культуры. Критерии произведений искусства. Изящные искусства, их история и развитие. «Свободные искусства».
Глава 4. Экономика (2 ч).
Влияние экономики на поведение людей. Основные ресурсы экономики. Роль труда и капитала в развитии экономики. Понятие инвестирования капитала. Представление об информационных ресурсах. Человеческие ресурсы и их разновидности. Основные агенты рыночной экономики. Понятие структуры экономики. Производство, потребление, распределение и обмен как основные экономические функции общества. Фирмы и рынок – основные институты современной экономики. Отрасль и промышленные предприятия как главные производители товаров.
Экономическая культура: сущность и структура. Экономическая культура личности. Экономические отношения и интересы. Экономическая свобода и социальная ответственность. Роль экономической культуры и деятельности.
Глава 6. Социальная сфера (6 ч).
Социальная структура как анатомический скелет общества. Статус как ячейка в социальной структуре общества. Взаимосвязь статуса и роли. Влияние социального положения на поведение и образ жизни человека. Определение и значение социальной группы, её влияние на поведение человека. Статусные символы и знаки отличия. Социальная стратификация и социальное неравенство. Понятие о социальной страте и критерии её выделения. Социальное расслоение и дифференциация. Поляризация общества и имущественные различия людей. Классы как основа стратификации современного общества. Историческое происхождение и типология классов. Влияние классового положения на образ и уровень жизни человека. Российская интеллигенция и средний класс.
Социальные отношения и взаимодействия. Социальный конфликт. Неравенство, богатство и бедность. Определение и измерение богатства. Расточительный образ жизни. Источники доходов класса богатых. «Старые и новые» богатые. Средний класс. Бедность как экономическое, культурное и социальное явление. Социальные аспекты труда. Культура труда.
Социальные нормы. Отклоняющееся поведение. Преступность. Социальный контроль. Отношения между разными национальностями внутри одного государства. Отношения между разными нациями-государствами. Отношения между национальным большинством и национальными меньшинствами. Мирные и военные формы взаимодействия народов. Формирование многонационального государства. Этноцентризм и национальная нетерпимость. История этнических конфликтов, причины их возникновения и современные проявления.
Семья как фундаментальный институт общества и малая группа. Жизненный цикл семьи. Представление о нуклеарной семье. Эволюция форм семьи. Удовлетворённость браком. Причины, повод и мотивы развода. Последствия развода, его социальная роль.
Социальные процессы в современной России. Молодёжь как социальная группа. Развитие социальных ролей в юношеском возрасте. Молодёжная субкультура.
Глава 7. Политическая сфера (6 ч).
Формы проявления влияния: сила, власть и авторитет. Становление власти в качестве политического института общества. Разделение властей. Властные отношения и социальная иерархия. Борьба за власть.
Структура и функции политической системы. Государство в политической системе. Политические режимы. Определение политической системы общества. Общие признаки государства. Понятие и значение суверенитета. Внешние и внутренние функции государства. Причины и условия появления государства. Виды монополии государства: общие и частные. Сущность и классификация политических режимов. Характеристика и исторические формы авторитаризма. Природа и сущность диктатуры. Происхождение и особенности парламентского режима. Парламент как защитник демократических свобод и борьба за его учреждение. Структура парламента.
Два значения гражданского общества. Признаки гражданского общества. История развития и сущность гражданства. Избирательное право и его происхождение. Борьба за гражданские права. Понятие о правовом государстве и история его становления. Признаки правового государства. Черты тоталитарного государства.
Избирательная система. Типы избирательных систем. Многопартийность и партийные системы.
Голосование как форма участия граждан в политической жизни страны. Процедура голосования. Активность электората. Конкуренция политических партий за электорат. Роль референдума в политической жизни.
Раздел 3. Право (6 ч)
Глава 8. Право как особая система норм (6 ч).
Социальные нормы. Функции и сущность права. Представление о юридической ответственности. Права и обязанности. Понятие о естественных и гражданских правах. Уровень и содержание правосознания. Правовая культура. Разновидности правовых норм. Основные отрасли права. Иерархия нормативно-правовых актов.
Что такое источники права. Основные источники права. Виды нормативных актов.
Что такое правоотношение. Что такое правонарушение. Юридическая ответственность. Система судебной защиты прав человека. Развитие права в современной России.
Конституционное право. Административное право. Гражданское право. Трудовое право. Семейное право. Уголовное право. Экологическое право.
Правосознание. Правовая культура. Правомерное поведение.
Многовариантность общественного развития. Целостность и противоречивость современного общества. Проблема общественного прогресса. Общественный прогресс. Критерии общественного прогресса. Формы общественного прогресса.
Итоговое повторение (1час)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка к рабочей программе «Литература» 10 класс
Пояснительная записка к рабочей программе и тематическое планирование по литературе 10 класс по программе Г.С.Меркина...
Пояснительная записка к рабочей программе 6-9 класс.
Пояснительная составлена для рабочей программа 6-11 классы общеобразовательных учреждений/ А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин./М., «Вентана-Граф»,2011г....
Пояснительная записка к рабочей программе история 11 класс
Пояснительная записка к интегрированному курсу история 11 класс....
Пояснительная записка к рабочей программе по обществознанию 6 класс
Пояснительная записка к рабочей программе по обществознанию 6 класс...
пояснительная записка к рабочей программе по обществознанию 7 класс
пояснительная записка к рабочей программе по обществознанию 7 класс...
Пояснительная записка к рабочей программе по обществознанию 8 класс
Пояснительная записка к рабочей программе по обществознанию 8 класс...
Пояснительная записка к рабочей программе по обществознанию 5 класс ФГОС
Пояснительная записка. Рабочая программа составлена на основе Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012); требований ФГОС основного общего образования втор...