Пояснительная записка к рабочей программе по обществознанию 8 класс
рабочая программа по обществознанию (8 класс) по теме

Пояснительная записка к рабочей программе по обществознанию 8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska.doc115 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Задачи, стоящие перед современной школой по формированию мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся,  личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности, правового самосознания, поликультурности, толерантности, приверженности ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации, формированию собственной активной позиции в общественной жизни при решении задач в области социальных отношений, делают особенно актуальным повышение качества историко-обществоведческого образования учащихся, формирование и осуществление программы его совершенствования.

В целях обеспечения правового поля в образовательной политике Липецкой области преподавание предметов «История» и «Обществознание» в общеобразовательных учреждениях Липецкой области в 2013/2014 учебном году должно осуществляться в соответствии с Федеральным  Законом  «Об образовании в Российской Федерации»         от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, с ФГОС, а также с нормативными документами управления образования и науки Липецкой области.

             НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

Федеральный уровень

  • Федеральный  Закон  «Об образовании в Российской Федерации»   от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
  •  Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 г., регистрационный номер 19993;
  •  Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом МО РФ от 09 марта 2004 г. № 1312;
  •  Приказ МО РФ «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05 марта 2004 г. № 1089;
  •  Приказ МОиН РФ "О внесении изменений в Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089" от 10 ноября 2011 г.          № 2643;
  •  Приказ МОиН РФ «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом МО РФ     от 5 марта 2004 г. № 1089» от 24 января 2012 г. №  39;
  •  Методические письма МОиН РФ «О преподавании учебного предмета «История» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования», «О преподавании учебного предмета «Обществознание» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования», «О преподавании учебного предмета «Право» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования» 2005 г.;
  •  Письмо МОиН РФ «О примерных программах по учебным предметам Федерального Базисного учебного плана» от 07 июля 2005 г. № 03-1263;
  •  Приказ МОиН РФ "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год"                 от 19 декабря 2012 г. № 1067;
  • Письмо МОиН РФ и департамента государственной политики в образовании «Об использовании учебников и учебных пособий в образовательном процессе» от                   10 февраля 2011 г. № 03-105;
  • Письмо МОиН РФ «Об использовании учебников в образовательном процессе»    от 08 декабря 2011 г. № МД-1634/03;
  • Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента государственного стандарта общего образования (история, обществознание, право) (приказ МО РФ от 05 марта 2004 г. № 1089);
  • Письмо МОиН РФ и департамента государственной политики в образовании «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов предпрофильной подготовки и профильного обучения» от 4 марта 2010 г. № 03-413;
  • Приказ МОиН РФ "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" от 17 декабря 2010 г. № 1897;
  •  Приказ МОиН РФ "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования" от 17 мая 2012 г.    № 413.

Региональный уровень

  • Письмо УОиН Липецкой области «О примерном положении о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) образовательного учреждения, реализующего образовательные программы общего образования» от 26.10.2009 г. № 3499;
  •  Инструктивно-методическое письмо УОиН Липецкой области «О преподавании курсов истории России и всеобщей истории, ведении учителем учетно-планирующей документации» от 15.07.2011 г. № 2713;
  •  Приказ УОиН Липецкой области «О базисных учебных планах для образовательных учреждений Липецкой области, реализующих программы общего образования, на 2013/2014 учебный год» от 16.05.2013 г. № 451;
  •  Инструктивное письмо УОиН Липецкой области «О примерном учебном плане образовательных учреждений Липецкой области, реализующих программы ФГОС начального общего образования, ФГОС основного общего образования на 2013/2014 учебный год» от 16.05.2013 г. № СК-1542

Цели и задачи обучения

Изучение обществознания на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных, характерных для подросткового возраста, социальных ролях;
  • освоение системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
  • развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе  восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
  • воспитание гражданской ответственности, уважения к социальным нормам и праву, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
  • формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений;  экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.

Задачи курса:

1. Создание условий для социализации личности

2. Формирование знаний и интеллектуальных умений, минимально необходимых и достаточных для выполнения типичных видов деятельности каждого гражданина, осознания личных и социальных возможностей их осуществления, дальнейшего образования и самообразования

3. Формирование основ мировоззренческой, нравственной, социальной, политической, правовой и экономической культуры

4. Содействие воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к социальным нормам, регулирующим взаимодействие людей, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, ценностям национальной культуры.

Отличительные особенности учебников УМК «Обществознание 8 класс ». А.И.Кравченко,Е.А.Певцовой:
- реализация проблемного подхода в обучении. Учебный материал усваивается учащимися путем выполнения системы упражнений, цель которых - подвести ученика к самостоятельным выводам. Это помогает учителю организовать коммуникативную деятельность школьников.

Структура учебников дает возможность учителю эффективно подготовиться к уроку: Теоретический материал подается таким образом, чтобы преподаватель смог применять проблемный подход в обучении, а также организовывать коммуникативную деятельность школьников. В конце параграфов учащимся предлагаются для обсуждения: вопросы и задания, проблемные вопросы и задания практикума. Задания построены так, что они ориентируют школьников на повседневный жизненный опыт, на то, что каждому хорошо знакомо. Учебник содержит много информации о современном обществе, об основных понятиях обществознания. Цель обучения: раскрыть привычный мир, используя научные знания.

Информация о внесённых изменениях в примерную программу:

Программа по обществознанию в 8 классе предусматривает 1 час в неделю на изучение предмета.

В программу внесены изменения: увеличено количество часов на изучение некоторых тем: «Человек, природа, общество» (2 ч.),  «Типология обществ» (2 ч.), «Социальный прогресс и развитие  общества» (2 ч.), «Потребности человека» (2 ч.), «Богатые и бедные» (2 ч.).

Важной составляющей содержания обществоведческой подготовки учащихся является региональный компонент, поэтому в процесс изучения тем: «Человек, природа, общество», «Предпринимательство», «Этнос: нации и народности» включён региональный компонент.

Внесение данных изменений, на мой взгляд, позволит охватить весь изучаемый материал по программе, повысить уровень обученности учащихся по предмету, а также более эффективно осуществить индивидуальный подход к обучающимся. Пересмотрены практические работы: в рабочую программу внесены наиболее посильные к выполнению и актуальные.

Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год.

Место и роль предмета в базисном учебном плане МБОУ СОШ п. Солидарность

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса.

Согласно учебному плану и календарному плану-графику школы на изучение обществознания в 8 классе отводится 34 часа, из расчёта 1 час в неделю. Рабочая программа по обществознанию для 8 классов рассчитана на 34 часа, из расчёта 1 час в неделю.

Дополнительные часы используются для расширения знаний и умений по отдельным темам всех разделов курса.

На каждом из этапов реализуются межпредметные связи со следующими учебными дисциплинами: история, право, экономика, социология, философия, психология

Формы организации образовательного процесса:

1) классно-урочная: урок, собеседование, консультация, практическая работа;

2) групповая: групповая работа на уроке, групповые творческие задания, групповой практикум;

3) индивидуальная: письменные упражнения, выполнение индивидуальных заданий, работа с литературой или электронными источниками информации, выполнение творческих работ.

Технологии обучения:

1.Технология  развивающего обучения.

2.Технология проблемного обучения.

3.Технология  проектно-исследовательской деятельности.

4.Технология личностно-ориентированного обучения.

5.Технология коллективного способа обучения.

6.Технология коммуникативного обучения

7.Применения информационно-коммуникационных технологий.

8.Здоровьесберегающие технологии.

9.Индивидуальная работа с неуспевающими.

Формирование ключевых компетенций обучающихся:

 Основные ключевые компетенции, формирующиеся при реализации данной программы:

1.Самостоятельность, способность к самообразованию.

2.Умение планировать работу по выполнению задания.

3.Умение анализировать, оценивать результаты работы.

4. Коммуникабельность, способность к общению, умение работать в коллективе.

5.Ответственность за принятое решение.

6.Самопрезентация.

В процессе тестирования:

1. Ответственность за принятое решение.

2. Умение планировать работу при выполнении задания.

При выполнении творческой работы:

1. Развитие пространственного воображения.

2. Формирование информационной культуры.        

3. Развитие творческого мышления школьников.

Формы контроля:

Самостоятельная работа, проверочная работа, контрольная работа, тестирование, зачёт.

Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется на каждом занятии, по результатам выполнения учащимися самостоятельных, практических работ.

Для закрепления новых знаний используются такие формы работы: толкование новых терминов и понятий, дифференцированное домашнее задание.

При повторении материала используется разноуровневая индивидуальная работа и групповая работа по интересам.

Тестирование (дифференцированные задания).

Творческие задания

Виды контроля:

Текущая аттестация (устный опрос, самооценка и взаимооценка, самостоятельные, проверочные, контрольные работы), переводная аттестация, административный контроль (административная контрольная работа).

Информация об используемом учебнике:

Программа разработана для изучения курса обществознания в 8 классе общеобразовательной школы по УМК, состоящему из следующих элементов:

  • Учебник «Обществознание.8 класс». А.И.Кравченко, Е.А.Певцова.- М.: Русское слово, 2010
  • И.С. Хромова.  Рабочая тетрадь по обществознанию к учебнику А.И.Кравченко «Обществознание. 8 класс»
  • А.И. Кравченко. Задачник по обществознанию 8-9 кл.: Русское слово, 2009
  • Методическое пособие для учителя «Поурочное планирование по обществознанию для 8-9 классов». А.И.Кравченко, 2010

               Содержание рабочей программы (34 ч.)

  Курс представлен введением (1 ч.) и главами:

                                   Глава 1. Общество и человек (10 ч.)

Понятие об обществе как форме жизнедеятельности людей. Взаимодействие общества и природы. Основные сферы  общественной жизни и их взаимосвязь. Общественные отношения и их виды. Развитие общества. Движущие силы общественного развития. Традиционное, индустриальное, информационное общества.

Биологическое и социальное в человеке. Мышление и речь. Особенности подросткового возраста.

Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение). Мотивы деятельности. Познание мира и самого себя. Пути познания. Самопознание. Социализация индивида. Личность. Факторы её формирования  Мировоззрение. Жизненные ориентиры и ценности.

В результате изучения темы обучающийся должен знать:

  • Понятия и термины: социум, научное знание, сферы общества, мировое сообщество, окружающая среда, простые и сложные общества, эволюция, социальный прогресс и регресс, реформы, экологические проблемы, социальная среда, личность, моральные нормы, духовные ценности, потребность, общение, речевое и неречевое общение, человек, личность, социализация;
  • Знать способы защиты природы, организации, реализующие эти задачи;
  • Разные подходы к типологии обществ; сравнивать различные типы обществ

Обучающийся должен уметь:

  • Называть науки, изучающие общество, их особенности, связи;
  • Объяснять обществоведческие понятия, называть основные сферы жизни общества; характеризовать их;
  • Объяснять взаимосвязь природы и общества, характеризовать экологические проблемы;
  • Анализировать характерные черты общества, определять его тип;
  • Характеризовать глобальные проблемы, актуальные для данной области;
  • Приводить примеры потребностей человека, объяснять взаимосвязь свободы и ответственности;
  • Характеризовать понятия социализация и воспитание;
  • Анализировать позиции исследователей по вопросу взаимодействия и взаимовлияния общества и человека.

Глава 2. Экономическая сфера (11 ч.)

Экономика и ее роль в жизни общества. Ресурсы и потребности. Ограниченность ресурсов.   Альтернативная стоимость (цена выбора). Товары и услуги. Обмен, торговля. Формы торговли. Реклама. Экономические основы защиты прав потребителя. Международная торговля.

Главные вопросы экономики. Роль собственности и государства в экономике. Производство и труд. Разделение труда и специализация. Производительность труда.  Факторы, влияющие на производительность труда. Заработная плата. Стимулирование труда.

Предпринимательство и  его основные организационно-правовые формы. Издержки, выручка, прибыль. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Предпринимательская этика.

Рынок. Рыночный механизм. Понятия спроса и предложения. Факторы, влияющие на спрос и предложение. Рыночное равновесие.

Семейный бюджет.        Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережения граждан (наличная валюта, банковские вклады, ценные бумаги).

Экономические цели и функции государства. Экономическое развитие России в современных условиях. Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки. Пенсии, пособия, дотации.  Налоги, уплачиваемые гражданами.

В результате изучения темы обучающийся должен знать:

  • Понятия и термины: рыночная экономика, ресурсы, производство, фирма, рынок, товар, услуги, деньги, цена, спрос, величина спроса, предложение, величина предложения, маркетинг, биржа, конкуренция, олигополия, монополия, предпринимательство, бизнес, менеджер, наемный работник, налоги, налогообложение, прямые и косвенные налоги, государственный бюджет, бюджет семьи, доходы и расходы, внешний и внутренний долг, дефицит бюджета, труд, заработная плата, безработица, экономика региона, рыночная экономика, социальные программы;

Обучающийся должен уметь:

  • Объяснять роль экономики в жизни общества, разъяснять  структуру экономики;
  • Сравнивать понятия: товар и услуги; называть функции денег и их исторические формы;
  • Объяснять связь спроса и предложения; называть факторы рыночной экономики;
  • Характеризовать рынок, рыночную экономику; называть основные функции цены;
  • Характеризовать предпринимательскую этику; приводить примеры предпринимательской деятельности;
  • Сравнивать государственное и рыночное регулирование экономики;
  • Характеризовать бюджет семьи;
  • Приводить примеры действия государства на экономику

Глава 3. Социальная сфера (10 ч.)

Социальная роль и социальный статус. Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте.  Взаимосвязь «Я» и социальной роли. Социальное неравенство.Социальная мобильность. Школа как стартовая площадка для дальнейшей карьеры. Высокий уровень мобильности как признак современного общества. Социальный конфликт. Пути его разрешения. Значение конфликтов в развитии общества.

Человек и его ближайшее окружение. Человек в малой группе. Общение.  Роли человека в малой группе. Лидер.  Свобода личности и коллектив.  Межличностные отношения. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение. Пути достижения взаимопонимания. Образ жизни. Социальная значимость здорового образа жизни. Социальные нормы. Социальная ответственность. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Профилактика негативных форм отклоняющегося поведения.

Семья как малая группа. Брак и развод. Неполная семья. Межличностные отношения в семье. Психологический климат в семье. Этика семейных отношений. Семейный долг, забота о членах семьи. Отношения между поколениями.

Этнические группы и межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Межнациональные конфликты. Взаимодействие людей в многонациональном обществе. Межнациональные отношения в РФ.

В результате изучения темы обучающийся должен знать:

  • Понятия и термины: социальная структура, социальные отношения, социальное неравенство, стратификация, неравенство, богатство, бедность, средний класс, прожиточный минимум, семья, род, клан, племя, народность, нация, этнос, национальность, толерантность, предмет конфликта, формы конфликта, малая социальная группа, социально-демографическая структура.

Учащийся должен уметь:

  • Объяснять сущность социальной структуры; характеризовать социальную структуру, социальный статус и социальные отношения;
  • Выделять в тексте оценочные суждения о социальной дифференциации;
  • Характеризовать социальные отношения, социальный статус;
  • Уметь приводить примеры больших и малых социальных групп, их взаимодействия; находить в учебной литературе оценочные суждения о национальных проблемах;
  • Характеризовать межнациональное сотрудничество; объяснять причины национальных конфликтов;
  • Называть основные нормы этики семейных отношений; характеризовать семью как малую группу;
  • Называть основные направления социальной политики на современном этапе российского общества; характеризовать социальные отношения.

Курсом предусмотрены практические работы по темам:

  1. «Роль государства в экономике»
  2. «Составление бюджета»
  3. «Этнос: нации и народности»

2 контрольные работы по темам: «Общество и человек», «Экономическая сфера»

Обобщающее повторение по курсу «Обществознание» (зачётная работа)

                                                                Учебно-тематический план

п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Практические работы

Контрольные работы

1

Введение

1

-

-

2

Общество и человек

13

-

1

3

Экономическая сфера

11

2

1

4

Социальная сфера

8

1

-

5

Обобщающее повторение по курсу «Обществознание»

1

-

1

Итого

34

3

3

                               Требования к уровню подготовки учащихся:

В результате изучения обществознания (включая экономику и право) на базовом уровне ученик должен

Знать/понимать:

  • сущность общества как формы совместной деятельности людей;
  • характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
  • содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;
  • социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми
  • тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;

Учащиеся должны уметь:

  • описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
  • сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
  • объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни, гражданина и государства);
  • приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
  • оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
  • решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека
  • осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
  • самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки, доверенности).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
  • общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
  • нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
  • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей
  • первичного анализа и использования социальной информации;
  • сознательного неприятия антиобщественного поведения;
  • совершенствования собственной познавательной деятельности;
  • критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
  • решения практических проблем, возникающих в социальной деятельности;
  • ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
  • оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
  • осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением;
  • понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.

Литература и средства обучения

  • Учебник «Обществознание.8 класс». А.И.Кравченко, Е.А.Певцова.- М.: Русское слово, 2010
  • И.С. Хромова.  Рабочая тетрадь по обществознанию к учебнику А.И.Кравченко «Обществознание. 8 класс», 2011
  • Образовательная программа: программа по обществознанию 8-9 кл. А.И.Кравченко- М.: Русское слово, 2010
  • А.И. Кравченко. Задачник по обществознанию 8-9 кл.: Русское слово, 2011
  • Методическое пособие для учителя «Поурочное планирование по обществознанию для 8-9 классов». А.И.Кравченко, 2010
  • Государственный стандарт основного общего образования по обществознанию
  • Дидактический материал: тесты по обществознанию 8-9 кл.
  • Наглядные пособия для учащихся: таблицы «Обществознание» 8-9 кл.

Дополнительная литература:

  • О.В. Кишенкова. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Обществознание. Основная школа –М.: «Интеллект- центр», 2006
  • Е.А. Певцова. Обществознание. 8-9 классы: Книга для учителя.- М.: Русское слово, 2010
  • А.И. Кравченко. Тесты по обществознанию для 8-9 классов.- М.: Русское слово, 2010
  • Г.М. Андреева. Социальная психология.- М., 1994
  • Российская цивилизация: Этнокультурные и духовные аспекты: энциклопедический словарь.- М., 2001
  • Введение в культурологию под ред. Е.В. Попова.- М., 1995
  • А.Г. Здравомыслов. Социология конфликта.- М.,1995

Материально- техническое обеспечение ученого предмета.

                 DVD- диски

           Компьютер, презентации


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к рабочей программе «Литература» 10 класс

Пояснительная записка к рабочей программе и тематическое планирование по литературе 10 класс по программе Г.С.Меркина...

Пояснительная записка к рабочей программе 6-9 класс.

Пояснительная составлена для рабочей  программа 6-11 классы общеобразовательных учреждений/ А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин./М., «Вентана-Граф»,2011г....

Пояснительная записка к рабочей программе история 11 класс

Пояснительная записка к интегрированному курсу история 11 класс....

Пояснительная записка к рабочей программе по обществознанию 6 класс

Пояснительная записка к рабочей программе по обществознанию 6 класс...

пояснительная записка к рабочей программе по обществознанию 7 класс

пояснительная записка к рабочей программе по обществознанию 7 класс...

Пояснительная записка к рабочей программе по обществознанию 10 класс

Пояснительная записка к рабочей программе по обществознанию 10 класс....

Пояснительная записка к рабочей программе по обществознанию 5 класс ФГОС

Пояснительная записка. Рабочая программа составлена на основе Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012); требований ФГОС основного общего образования втор...