Урок – практикум «Дебаты»
план-конспект урока по обществознанию (10 класс) на тему
Уроки истории и обществознания могут и должны способствовать формированию гражданской позиции у подрастающего поколения. Интерактивные формы обучения, в частности, уроки в форме дебатов, способствуют этому. Дебаты помогают учащимся: - формировать лидерские качества; - брать на себя ответственность за обогащение своих знаний и развитие способностей; - анализировать важные современные проблемы; - синтезировать знания; - слаженно работать с одноклассниками; - уметь писать эффективные речи и приобретать навыки презентации; - быть критичными слушателями; - принимать хорошо продуманные решения; - развивать смелость и уверенность в себе.На уроке ребята старались критически подойти к проблеме участие в политической жизни страны
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_-_debaty_malina.docx | 24.42 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 20»
(МБОУ СОШ № 20)
607190, Нижегородская область, г. Саров, пр. Ленина, д. 52
тел./факс (83130) 7-56-10, E-mail: info@sc20.do.sar.ru
ОКПО 49779495 / ОГРН 1025202197624, ИНН 5254023184 / КПП 525401001
Конспект урока
Учитель истории и обществознания:
Малина Елена Анатольевна
( моб. 89040554357, эл. Почта - Malina708@yandex.ru)
Предмет: обществознание
Класс: 10
Дата проведения 29.01.2015
Тема урока: Участие граждан в политической жизни.
Урок – практикум «Дебаты»
Цель: формирование компетенций гражданственности: гражданского сознания и самосознания учащихся по вопросу участия граждан в политической жизни государства, их правовой и политической культуры.
Задачи:
1) помочь учащимся получить конкретное представление о возможностях воздействиях гражданина на органы власти, на подготовку и принятие политических решений;
2) сформировать представления учащихся о политических демократических ценностях:
демократическом политическом процессе, демократической политической культуре;
3) развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог и
находить компромиссные решения обсуждаемых проблем, развитие навыков самостоятельной работы с текстом.
4) способствовать воспитанию гражданского долга, становлению политической и правовой культуры старшеклассников, их стремлению и готовности участвовать в перспективе в политической жизни государства, расширению политического кругозора, умения ориентироваться в политической ситуации современной России
Оборудование: документы, диаграммы, схема.
Методы: проблемно- поисковый, познавательный через самостоятельную деятельность, наглядный.
Ход урока:
Распределение ролей
Ведущий – учитель
1 человек, ответственный за соблюдение регламента
Члены команды «Утверждения» - 6-7 человек, спикеры – 3 человека
Члены команды «Отрицания» - 6-7 человек, спикеры – 3 человека
Судьи - 4 человека
Эксперты – остальные учащиеся класса
Рассаживание в кабинете по группам:
Первые парты – судьи
Вторая парта посередине – 1 таймкипер
парты по бокам:
6-7 человек - команда «Утверждения»
6-7 человек – команда «Отрицания»
Последние парты за командами:
эксперты
« Какие ждут нас в будущем дела?
Об этом думать вы должны всё чаще.
И если гражданин ты настоящий,
Большой отдачи ждёт от нас страна.
И подымай, бездумью вопреки,
Свою решимость до конца бороться.
И может от одной твоей руки
Зависит всё, что будущим зовется...»
РЕГЛАМЕНТ ДЕБАТОВ ДЛЯ УРОКА
№ | время | содержание |
Организационная подготовка | ||
1 | 2 мин | Рассаживание в кабинете по группам |
2 | 3 мин | Подготовка команд - составляют речь в защиту своей позиции Ведущий инструктирует исполнителей других ролей. Чаще первыми выступают команда «утверждения» |
Первый раунд дебатов | ||
3 | 3 мин | Выступление спикера команды №1 ( « Я спикер команды Утверждения……»; к основному докладу возможны добавления |
4 | 2 мин | Команда №2 готовит свои вопросы и замечания, критику позиции 1 |
5 | 2 мин | Выступление спикера № 2 |
6 | 2 мин | Выступление спикера № 3 |
7 | 2 мин | Ответ на критику команды №2 |
Второй раунд дебатов | ||
8 | 3 мин | Выступление спикера команды №2 « Я спикер команды Отрицания……» (к основному докладу возможны добавления) |
9 | 2мин | Команда №1 готовит свои вопросы и замечания, критику позиции 2 |
10 | 2 мин | Выступление спикера № 2 |
11 | 2 мин | Выступление спикера № 3 |
12 | 2 мин | Ответ на критику команды №1 |
Завершающий раунд дебатов | ||
13 | 1 мин | Консультация команд с экспертами (Эксперты каждой команды помогают ей исправить свои ошибки и найти слабые места у противника) |
14 | 1 мин | Обе команды готовят «каверзные» вопросы и замечания друг для друга. |
15 | 1 мин | «Вопросы» команды №2 |
16 | 1 мин | Ответ команды №1 |
17 | 1 мин | «Вопросы» команды № 1 |
18 | 1 мин | Ответ команды № 2 |
19 | 2 мин | Подготовка обеих команд к подведению итогов (доказательство своих преимуществ) - финальная речь . Порядок выступлений определяется по жребию. Судьи готовятся подводить итоги. Эксперты завершают оформление экспертных листов |
20 | 2 мин (1+1) | Выступление спикеров обеих команд (порядок определяется по жребию) |
Подведение итогов дебатов | ||
21 | 3 мин | Выступление судей (по 1 минуте) |
22 | 3 мин | Слово ведущего: рефлексия, Написать эссе на тему «Может ли рядовой гражданин повлиять на политический процесс?», оценки |
Критерии оценки для судей
1. Число аргументов
2. Содержание аргументов
3. Командность (все члены команды активно участвуют и выступают)
4. Корректность (по отношению к противнику)
5. Соблюдение регламента (сказанное после отведенного времени не засчитывается)
6. Речь (свободная, эмоциональная, грамотная)
Приложение1.
СУДЕЙСКИЙ И ЭКСПЕРТНЫЙ ПРОТОКОЛ
ПАРАМЕТРЫ ОЦЕНКИ: 1) Число аргументов 2) Содержание аргументов 3) Командность 4) Корректность 5) Соблюдение регламента 6) Речь | |
Команда № «ОТРИЦАНИЕ» | |
ПЛЮСЫ
| МИНУСЫ |
Команда № «УТВЕРЖДЕНИЕ» | |
ПЛЮСЫ
| МИНУСЫ |
Приложение 2.
Дебаты.
- Дать определение понятий, какой либо темы.
- Составить выступление, связав в единое целое аспекты и аргументы.
- Составить речь спикера на выбранную тему.
- Придумать и записать вопросы к тексту или выступлению товарища.
- Найти и сформулировать аргументы «за» и «против» какого - либо тезиса
Аргумент – основание, довод, который приводится в защиту какого – либо тезиса. Любой аргумент включает в себя 4 компонента:
Аргумент -
- Выдвигается
- Объясняется
- Доказывается
- Делает вывод
П | Позиция | Я считаю, что…… |
О | Обоснование | Потому что…….. |
П | Поддержка | Я могу подтвердить фактом, примером |
С | Следствие | Следовательно……… |
Список используемой литературы.
- Учебник «Обществознание» для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений
Журнал "Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения", №5 2008 «Технология подготовки и проведения дебатов»
- Е. Г. Калинкина. (Проректор по учебно-методической работе, доцент кафедры истории и обществоведческих дисциплин, кандидат педагогических наук).
Дебаты как средство формирования коммуникативной компетентности педагогов: Монография. – М., 2009. – 108 с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.
При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке....
Методическая разработка урока литературы по теме «Творчество Сергея Есенина»(11 класс). Тема урока - «Голубая Русь» Сергея Есенина. Тип урока –урок-исследование.
Знакомство со стихотворениями С.Есенина, посвящёнными теме родины, с творческим методом поэта....
Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)
Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...
Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка
Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы: рисование по представлениюТип урока: комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами изобразительного языка ...
Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.
Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...