Пояснительная записка. Обществознание 5 классс
рабочая программа по обществознанию (5 класс) на тему

Соловьева Наталья Леонидовна

Программа составлена на основе:

Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л. Н. Боголюбова.  5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / [Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.]. - 3-е изд.-М.: Просвещение, 2014. - 63 с.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska.docx27.27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №            _ г. Кирова

«УТВЕРЖДЕНО»

Директор ___________(название ОУ)

__________________________(ФИО)

Приказ №___от____________20_г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

_______________/ Ф.И.О./

«____»_______20_г

Рабочая программа по обществознанию            

  5 класс

на 20  - 20  уч. год

Автор-составитель:

Касьянова С.Г., учитель истории и

обществознания МБОУ СОШ№70 г. Кирова, высш. кв. кат.;

Соловьева Н. Л., учитель истории и

обществознания МБОУ СОШ№30г. Кирова, высш. кв. кат.;

г. Киров

2015

Рабочая программа учебного предмета обществознание 5 класс, базовый уровень.

Пояснительная записка.

Рабочая программа по обществознанию в 5 классе составлена на основе авторской программы Л.Н. Боголюбова «Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников 5-9 классы» и предназначена для учителей. Рабочая программа составлена с учетом воспитательных и образовательных целей и задач школы.

Изучение обществознания в 5 классе направлено на достижение следующих целей:

1. Развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления  в  процессе  восприятия социальной информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры,  экономического  образа  мышления,    способности  к  самоопределению  и самореализации;

2.  Воспитание  общероссийской  идентичности,  гражданской  ответственности, уважения  к  социальным  нормам:  приверженности  гуманистическим  и демократическим  ценностям,  закрепленным  в  Конституции  Российской Федерации;

3.  Освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для  социальной  адаптации:  об  обществе;  основных  социальных  ролях;  о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать  в  социальной  среде;  сферах  человеческой  деятельности; способах  регулирования  общественных  отношений;  механизмах  реализации  и защиты прав человека и гражданина;,  

4.  Овладение  умениями  познавательной,  коммуникативной,  практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях.

5.  Формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач  в  области  социальных  отношений;  экономической  и  гражданско - общественной  деятельности;  межличностных  отношений;  отношений  между людьми  различных  национальностей  и  вероисповеданий;  самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейно – бытовых отношений.

 Исходя  из  концептуальных  подходов  к  современному  обществоведческому образованию и особенностей учащихся отроческого (подросткового) возраста, курс призван решить следующие задачи:

- создать содержательные и организационно - педагогические условия для усвоения подростками  важных  для  становления  личности  элементов  культуры  (знаний,  опыта практической и познавательной, коммуникативной, эмоционально-оценочной деятельности);

-  способствовать  усвоению  на  информационном,  практическом  и  эмоциональном уровне  идеалов  и  ценностей  демократического общества  (патриотизма,  уважения гражданских прав и свобод, осознанного и ответственного выбора в условиях социальных альтернатив);

- помочь сориентироваться в основных этических и правовых нормах, в формировании рефлексивного отношения к правилам общежития, трудового и учебного взаимодействия, способствовать личностному самоопределению;

-  содействовать  освоению  на  информационном  и  эмпирическом  уровне  основных социальных ролей в пределах дееспособности личности в подростковом возрасте (член семьи, учащийся школы, труженик, собственник, потребитель, гражданин);

- обеспечить практическое владение способами получения адаптированной социальной информации из различных источников, включая анализ положения в своем регионе (городе, селе), рефлексию личного социального опыта, актуальной социальной практики, в том числе включенной в содержание курса;

- предоставить возможность учащимся существенно расширить активный словарь через включение в него основных обществоведческих терминов и понятий, которые могут быть освоены на уровне не ниже их распознавания (узнавания) и воспроизведения (называния), правильного употребления в различном контексте в процессе ориентировки в социальной информации;

- помочь формированию осведомленности и практическому освоению конструктивных способов  учебной  и  социальной  коммуникации,  при  котором  достигается  толерантное взаимовосприятие партнера, гуманное поведение в социальных конфликтах;

- предоставить для практического освоения необходимую информацию о возможностях и  особенностях  получения  образования,  рефлексии  своих  склонностей,  способностей  и перспектив до профессиональной подготовки.

       В  5  классе  содержание  курса  носит  преимущественно  пропедевтический  характер, связанный с проблемами социализации младших подростков. На этом этапе необходимо обеспечить преемственность по отношению к курсу «окружающий мир», изучаемому в начальной школе. Задача данной программы – закрепить и углубить эти знания на новом учебном материале, чтобы добиться свободного оперирования ими в познавательной и практической  деятельности  учащихся.  Открывается  курс  темой  «Человек»,  где рассматриваются важнейшие социальные свойства человека. Программа последовательно вводит  ученика в расширяющийся круг  социальных институтов: от самого близкого и эмоционально значимого – тема «Семья» и «Школа» через раскрытие важнейшей стороны человеческой жизни в теме «Труд» до самого общественно значимого – тема «Родина». Учащиеся расширяют круг сведений не только о важнейших социальных институтах и их общественном назначении, но и о качествах человека, проявляющихся во взаимодействии с ними. Каждая тема программы 5 класса разбита на 2 урока и предполагает выделение специальных уроков-практикумов, на которых учащиеся выполняют практические задания, развивают  свои  познавательные,  коммуникативные  умения,  закрепляют на практике усвоенное содержание.

 Учебный план отводит на обществознание в 5 классе 1 ч в неделю, всего 34ч.  

Преобладающие формы контроля знаний, умений, навыков.

Основными  формами  контроля  знаний,  умений,  навыков  являются  :  текущий  и промежуточный контроль знаний, промежуточная   аттестация, которые позволяют:

●  определить  фактический  уровень  знаний,  умений  и  навыков  обучающихся    по предмету ( согласно учебного плана);

●  установить  соответствие  этого  уровня  требованиям  Федерального  компонента государственного образовательного стандарта общего образования;

●  осуществить контроль за реализацией образовательной программы (учебного плана) и программ учебных курсов.

1.Текущий  контроль  знаний  –  проверка  знаний  обучающихся  через  опросы, самостоятельные и контрольные работы, зачеты , тестирование и т.п. в рамках  урока, терминологический диктант, тестовая работа, рабата с карточками .Отметка за устный ответ обучающегося заносится в классный журнал в день проведения урока. Отметка за письменную самостоятельную, контрольную, зачетную и т.п.  работу выставляется в классный журнал к следующему уроку.

Формы и средства контроля

Текущий контроль  знаний, умений и навыков осуществляется в форме проверочных работ, тестирования, фронтальных опросов,  подготовки  презентаций, рефератов, устных ответов

Изучение  разделов завершается  повторительно-обобщающими уроками ( в форме тестирования, работы с документами).

 2.Промежуточный контроль знаний обучающихся

    Промежуточный  контроль  знаний –  контроль  результативности  обучения  школьника, осуществляемый по окончании полугодия на основе результатов текущего контроля.

   Промежуточный  контроль  проводится  в  соответствии  с  установленным  годовым календарным учебным графиком

Требования к результатам обучения и освоения содержания курса по обществознанию.

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса, являются:

1. Мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;

2.Заинтерисованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;

3.Ценностные  ориентиры.  Основанные  на  идеях  патриотизма,  любви  и  уважения  к Отечеству;  необходимости  поддержания  гражданского  мира  и  согласия;  отношении  к человеку,  его  правам  и  свободам  как  высшей  ценности;  стремление  к  укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убежденности в важности для общества семьи и семейных  традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.

Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:

1. Умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

2. Умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;

3.  Способности  анализировать  реальные  социальные  ситуации,  выбирать  адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;

4.  Овладение  различными  видами  публичных  выступлений  (высказывания,  монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;

5. Умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельность на уроках и в доступной социальной практике, на:  

- использование элементов причинно – следственного анализа;

- исследование несложных реальных связей и зависимостей;

- определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления. Оценки объектов;

- поиск и извлечение нужной информации по заданной теме и адаптированных источниках различного типа;

-  перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

- подкрепление изученных положений конкретными примерами;

-  оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

- определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Предметными  результатами освоения  выпускниками  основной  школы  содержания программы по обществознанию являются:

1. Относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;

2. Знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности;

3. Знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных ролей в пределах своей дееспособности;

4.  Умения  находить  нужную  социальную  информацию в  педагогически  отобранных источника; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;

5. Понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;

6. Знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и  оценке  реальных  социальных  ситуаций;  установка  на  необходимость

руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;

7.  Приверженность гуманистическим и  демократическим  ценностям,  патриотизм  и

гражданственность;

8.  Знание особенностей  труда  как  одного  из  основных  видов  деятельности  человека, основных  требований  трудовой  этики  в  современном  обществе,  правовых  норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;

9. Понимание значения трудовой деятельности для личности и общества;

10. Понимание специфики познания мира средствами искусства в соответствии с другими способами познания;

11. Понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;

12. Знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;

13.  Знание  новых  возможностей  для  коммуникации  в  современном  обществе;  умение использовать  современные  средства  связи  и  коммуникации  для  поиска  и  обработки необходимой социальной информации;

14. Понимание языка массовой социально – политической коммуникации, позволяющее осознанию воспринимать соответствующую информацию, умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;

15. Понимание значения коммуникации в межличностном общении;

16.  Умение  взаимодействовать  в  ходе  выполнения  групповой  работы,  вести  диалог, участвовать  в  дискуссии,  аргументировать  собственную  точку  зрения.  Знакомство  с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов;

17. Знакомство с отдельными приёмами и техниками преодоления конфликтов;

18. Ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как к высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия, своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.

Используемая литература по курсу обществознания в 5 классе:

УМК

1.  Боголюбов Л.Н., Виноградова Н.Ф., Городецкий Н.И. обществознание, 5 класс, М.: Просвещение, 2012.

2.  Жадаев Д.Н., Брехач Р.А. Обществознание. Компетентностно – ориентированные задания. Ростов – на – Дону: Легион, 2011.

3.  Митькин А.С. Рабочая тетрадь по обществознанию, 5 класс. Экзамен, 2012.

4.  Поздеев А.В. Контрольно – измерительные материалы. Обществознание. ООО ВАКО, 2011.

5.  Рабочие программы. Обществознание. Под ред. Боголюбова Л.Н. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений, М.: Просвещение, 2012.

Дополнительная литература для учащихся:

1.  "Обществознание в вопросах и ответах", пособие-репетитор, под ред. О.С.Белокрыловой, Ростов, 2009.

Дополнительная литература для учителя:

1.  Кравченко А.И. "Тесты по обществознанию». -М.: Русское слово, 2010 .

2.  Кравченко А.И. Задачник по обществознанию-М.:  Русское слово, 2009.

Электронные ресурсы

1.  http://www.edu.nsu.ru/noos/economy/m_metodmater.html

2.  http://socio.rin.ru/

3.  http://www.teacher.syktsu.ru/05/index_pri Статьи журнала "Преподавание истории и обществознания в школе", посвященные вопросам методики преподавания.

4.  http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

5.  http://school-collection.edu.ru/  Единая  коллекция  цифровых  образовательных

ресурсов.

Содержание курса:

5 класс (34 часов)

Тема 1. «Человек» (6 ч)

Введение.

Тема 1. Загадка человека. Зачем человек рождается. Что такое наследственность. Наследственность  –  биологическая  сущность  всех  людей.  Можно  ли  влиять  на наследственность.  Отрочество –  особая пора. Легко ли быть подростком? Отрочество –  пора мечтаний. Самостоятельность – показатель взрослости. Всегда ли самостоятельность приносит пользу. Нужны ли сегодня рыцари. Учимся общаться. Практикум.

Тема 2. «Семья» (7ч)

Семья и семейные отношения. Зачем люди создают семьи. Семья и государство. Если семья не выполняет своих обязанностей. Какие бывают семьи. Семейное  хозяйство.  Семейные  заботы.  Каким  должен  быть  хозяин  дома.  Как хозяйствовать по правилам. Учимся помогать вести семейное хозяйство. Свободное  время.  Что  такое  свободное  время.  Свободное  время  и  занятия физкультурой. Свободное время и телевизор. Своими руками. Что такое хобби. Практикум

Тема 3. «Школа» (7 ч)

Образование в жизни человека. Школьное образование. О чем рассказала бабушка. Чему учит школа. Учись учиться. Образование и самообразование. Формы самообразования. Испокон века книга растит человека. Самообразование – путь к успеху. Самообразование и самоорганизация. Одноклассники, сверстники, друзья. Ты и другие ребята. Слово не воробей. Учимся дружить жить в классе. Практикум.

Тема 4. «Труд» (5 ч)

Труд – основа жизни. Каким бывает труд. Что создается трудом. Как оценивается труд. Богатство и бедность. Богатство обязывает. Учимся трудиться и уважать труд. Труд и творчество. Что такое творчество. Мастер и ремесленник. Творчество в искусстве. Учимся творчеству. Практикум.

Тема 5. «Родина» (9 ч)

 Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Русский язык – государственный. За что мы любим свою страну. Государственные символы  России. Герб России. Флаг. Гимн. Гражданин России.. Гражданин. Права и обязанности граждан России. Моя хата с краю? Учимся быть достойными гражданами. Мы – многонациональный народ. Что говорит закон. Мы – дети разных народов, мы – один народ. Многонациональная культура России. Что такое национальность. Учимся уважать людей любой национальности. Практикум.

Тематическое планирование.

Наименование главы

Количество часов

1

Введение в обществознание

1

2

Человек

5

3

Семья

7

4

Школа

7

5

Труд

5

6

Родина

9

Итого

34

   

Программа составлена на основе: 

Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л. Н. Боголюбова.  5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / [Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.]. - 3-е изд.-М.: Просвещение, 2014. - 63 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к уроку обществознания в 7 классе по теме "Подростковая культура"

Цели и задачи урока,на основе каких документов разработан урок по теме "Подростковая культура"...

Пояснительная записка к рабочей программе по обществознанию 6 класс

Пояснительная записка к рабочей программе по обществознанию 6 класс...

пояснительная записка к рабочей программе по обществознанию 7 класс

пояснительная записка к рабочей программе по обществознанию 7 класс...

Пояснительная записка к рабочей программе по обществознанию 8 класс

Пояснительная записка к рабочей программе по обществознанию 8 класс...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

пояснительная записка обществознание 5- 6 класс

пояснительная записка обществознание 5- 6 класс...