Обществознание.Поурочно - тематическое планирование.
календарно-тематическое планирование по обществознанию (5 класс) на тему
Уважаемые учителя! Близится горячая пора: написание всех рабочих программ. Я предлагаю воспользоваться нашим совместным трудом (Касьянова С.Г. и Соловьева Н.Л.) по обществознанию для 5 класса. Программа составлена на основе:
Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л. Н. Боголюбова. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / [Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.]. - 3-е изд.-М.: Просвещение, 2014. - 63 с.
Если Вы что-то подскажите, будем рады.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pourochno-tematicheskoe_planirovanie_po_kursu_obshchestvoznanie_5_klass.doc | 114.5 КБ |
poyasnitelnaya_zapiska.docx | 27.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № _ г. Кирова
«УТВЕРЖДЕНО»
Директор ___________(название ОУ)
__________________________(ФИО)
Приказ №___от____________20_г.
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
_______________/ Ф.И.О./
«____»_______20_г
Рабочая программа по обществознанию
5 класс
на 20 - 20 уч. год
Автор-составитель:
Касьянова С.Г., учитель истории и
обществознания МБОУ СОШ№70 г. Кирова, высш. кв. кат.;
Соловьева Н. Л., учитель истории и
обществознания МБОУ СОШ№30г. Кирова, высш. кв. кат.;
г. Киров
2015
Поурочно-тематическое планирование по курсу обществознание 5 класс.
№ урока | План | Факт | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Основные элементы содержания | Характеристика основных видов деятельности учащихся на уровне учебных действий | Формы и виды контроля | Домашнее задание |
1 | Введение | 1 | Урок изучения новых знаний и способов действий | Знакомство с курсом «Обществознание». Структура, особенности методического аппарата учебника | Личностные УУД Осознавать какое значение и смысл имеет для меня учение. Познавательные УУД Извлекать информацию из текста Коммуникативные УУД Составлять целое из частей, работая в группах Регулятивные УУД Составлять план своих действий | Устный опрос | Составить короткий рассказ о самом лучшем друге | ||
Человек (5 часов) | |||||||||
2-3 | Загадка человека | 2 | Урок изучения новых знаний и способов действий | Цели и ценность человеческой жизни. Природа человека. Человек – биологическое и социальное существо. Отличие человека от животных. Наследственность | Личностные УУД Высказывать свои предположения о том, зачем человек рождается и каковы ценности человеческой жизни. Высказывать свое мнение, что в этой истории можно считать правдой, а что – вымыслом. Познавательные УУД Проверять правильность своих выводов об отличиях человека и животного, рассматривая схему. Определять незнакомые слова и находить их значение. Раскрывать на конкретных примерах цели и ценность человеческой жизни. Характеризовать и конкретизировать конкретными примерами биологическое и социальное в природе человека. Коммуникативные УУД Готовить коллективный ответ на вопрос: «Как на поведение живого существа влияют инстинкты?» Готовить проект по теме: «Кто на кого похож», подобрав фотографии внешне похожих людей и используя ресурсы Интернета. Регулятивные УУД Составлять свой план текста и выделять основные смысловые части текста. | Устный опрос Работа с текстом учебника по вопросам Творческое задание | Заполни пропуски и объясни, как ты понимаешь это суждение: «По-моему, человека можно сравнить с__ потому что___» | ||
4-5 | Отрочество – особая пора жизни. | 2 | Урок комплексного применения знаний и способов действий | Отрочество – особая пора жизни. Особенности подросткового возраста. Размышления подростка о будущем. Самостоятельность - показатель взрослости. | Личностные УУД Сравнивать свои чувства, настроения, черты характера с тем, что происходит с твоими сверстниками. Высказывать свое мнение может ли самостоятельность быть отрицательным качеством. Познавательные УУД Описывать отрочество как особую пору жизни. Самостоятельно составлять схему правил общения. Приводить примеры, когда мечты и целеустремленность человека помогли ему достичь в жизни значительных успехов, используя дополнительные источники или опираясь на жизненный опыт близких знакомых. Понимать смысл высказывания и приводить примеры из собственной жизни. Заполнять таблицу на основе текста, выписывая цитаты и свои мысли. Раскрывать на конкретных примерах значение самостоятельности как показателя взрослости Коммуникативные УУД Придумывать сценки из жизни : «Общение взрослого и подростка, разделившись на группы». Составлять в парах памятку – советы «Как всегда чувствовать себя хорошо». Регулятивные УУД Оценивать результатов работы. Прогнозировать свой результат работы. | Опрос, рабочий лист | Составление и решение кроссворда по заданной теме | ||
6 | Практикум по теме «Человек». | 1 | Урок проверки, оценки и коррекции знаний и способов действий | Легко ли быть подростком? Отрочество – пора мечтаний. Самостоятельность – показатель взрослости. Пользу или вред приносит самостоятельность. | Личностные УУД Высказывать свое мнение. Почему очень часто дети хотят поскорее стать взрослыми, а многие взрослые не прочь вернуться в детство. Познавательные УУД Находить основную мысль прочитанного текста и записывать ее. Готовить сообщение об одном из мнений о происхождении человека, используя учебник истории, энциклопедию, Интернет. Коммуникативные УУД Инсценировать жизненные ситуации, работая в группах Регулятивные УУД Составлять план текста | Тестовые задания, рабочий лист | Составить сказку, где нужно описать основные черты отрочества как особого возраста перехода от детства к взрослости | ||
Семья (7 часов) | |||||||||
7-8 | Семья и семейные отношения | 2 | Урок комплексного применения знаний и способов действий | Семья и семейные отношения. Семья под защитой государства. Семейный кодекс. Виды семей. Отношения между поколениями. Семейные ценности и нормы. | Личностные УУД Составить свой кодекс семейных отношений. Высказывать свое мнение Познавательные УУД Объяснять значение слов, используя справочную литературу или материалы Интернета. Извлекать и преобразовывать текущую информацию Исследовать несложные практические ситуации, связанные с отношениями в семье, типичными для разных стран и исторических периодов Выражать собственную точку зрения на значение семьи. Коммуникативные УУД Готовить совместные ответы на вопросы, работая в парах. Сравнивать двухпоколенные и трехпоколенные семьи, заполняя таблицу, работая в парах. Регулятивные УУД Составлять по плану рассказ о ценностях и традициях своей семьи. Вносить коррективы в план | Составить родословное дерево; Составить таблицу, разгадать кроссворд; | Составить родословное дерево. Принести фотографию семьи и рассказать о ней. «Семейная фотография» | ||
9-10 | Семейное хозяйство | 2 | Урок комплексного применения знаний и способов действий | Рациональное ведение хозяйства Распределение обязанностей. Обязанности подростка | Личностные УУД Формулировать свои правила ведения домашнего хозяйства. Формировать свою позицию. Познавательные УУД Готовить рассказ о роли техники в быту. Описывать собственные обязанности в ведении семейного хозяйства Характеризовать совместный труд членов семьи. Заполнять таблицу на основе текста, выписывая цитаты и свои мысли. Устанавливать соответствие между понятиями и определениями. Коммуникативные УУД Сравнивать домашнее хозяйство городского и сельского жителя, работая в группах. Выполнять проект «Экономия семейных ресурсов». Регулятивные УУД Оценивать результаты работы. Контролировать что хотели бы получить и что получили. | Промежуточный Составить семейный бюджет; Творческое задание | Составить семейный бюджет; составить таблицу: потребности/ресурсы для их удовлетворения | ||
11 | Свободное время | 1 | Урок комплексного применения знаний и способов действий | Свободное время. Занятия физкультурой и спортом. Телевизор и компьютер. | Личностные УУД Высказывать свое мнение . Познавательные УУД Определять основную мысль текста. Приводить примеры из своего опыта, когда время летит очень быстро и тянется очень едленно Коммуникативные УУД Исследовать несложные практические ситуации, связанные с проведением подростками свободного времени, работая в группах Регулятивные УУД Составлять план своего рабочего дня и выполнять его Вносить коррективы в план. | Создать проект «Свободное время школьника; Творческое | Составить маршрутный лист, где ты бываешь в свободное время | ||
12-13 | Практикум по теме «Семья» | 2 | Урок обобщения и систематизации знаний | Учимся быть рачительными хозяевами. Учимся помогать семье. | Личностные УУД Высказывать свое мнение Познавательные УУД Составлять вопросы к тексту, документу. Коммуникативные УУД Составлять коллективный портрет рачительного хозяина. Подготавливать рассказ по группам. Регулятивные УУД Планировать свой режим для будничного дня и свои занятия во время каникул. Проверять и оценивать результаты работы. | Тестовые задания | Задание «Секреты домашнего мастера», полезные советы, которыми ты можешь поделиться | ||
Школа (7 часов) | |||||||||
14-15 | Образование в жизни человека. | 2 | Урок комплексного применения знаний и способов действий | Роль образования в жизни человека. Значение образования для общества. Ступени школьного образования. Профессия – ученик. Чему учит школа. Учись – учиться. | Личностные УУД Высказывать свое мнение с каким настроением ходишь ты в школу. Высказывать свое мнение, что ты чувствуешь, когда после приложенных усилий добиваешься хорошего результата. Познавательные УУД Исследовать несложные ситуации из жизни человека и общества, раскрывающие значимость образования в наше время и в прошлом. Описывать ступени школьного образования. Объяснять смысл пословиц о школе. Заполнять схему «Чему можно научиться» Извлекать информацию из текста Коммуникативные УУД Участвовать в коллективном обсуждении проблем. Регулятивные УУД Соотносить то, что известно и неизвестно, применяя метод незаконченных предложений. Составлять личный алгоритм – «Учись учиться». Прогнозировать какой будет школа в будущем, написав сочинение. | Опрос Составить синквейн «Школа» | Составить таблицу: Чему я научился в школе: Знания/Умения/Навыки | ||
16-17 | Образование и самообразование | 2 | Урок комплексного применения знаний и способов действий | Образование и самообразование. Учеба – основной труд школьника. Учение вне стен школы. Умение учиться. | Личностные УУД Выявлять мотив деятельности: зачем я учусь. Высказывать свое мнение. Познавательные УУД Характеризовать учебу как основной труд школьника. Выявлять позитивные результаты учения, опираясь на примеры из художественных произведений. Оценивать собственные умения учиться и возможности его развития. Выявлять возможности практического применения полученных знаний в школе. Характеризовать значение самообразования для человека, опираясь на конкретные примеры. Составлять таблицу «Что общего и различного в образовании и самообразовании». Размышлять на тему «Хорошо учиться – это значит», аргументируя фактами из своей жизни. Коммуникативные УУД Участвовать в коллективно обсуждении проблем. Уметь слушать и вступать в диалог. Регулятивные УУД Осознавать качество и уровень подготовки. Оценивать результаты работы. | Опрос Письменные задания. Творческое задание | Составить загадки на школьную тему | ||
18 | Одноклассники, сверстники, друзья | 1 | Урок комплексного применения знаний и способов действий | Отношение младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Дружный класс. | Личностные УУД Высказывать свое мнение. .Познавательные УУД Использовать элементы причинно – следственного анализа при характеристике социальных связей младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Иллюстрировать примерами значимость товарищеской поддержки сверстников для человека. Описывать случай из своей жизни, который говорил бы о настоящем товариществе Коммуникативные УУД Проводить игру по командам, продекламировав куплет любой известной песни о дружбе Регулятивные УУД Оценивать собственные умения общаться с одноклассниками и друзьями. Проверять и оценивать результаты работы | Опрос Творческое задание | Дать словесный портрет друга/подруги, показать достижения и увлечения этого человека | ||
19-20 | Практикум по теме «Школа» | 2 | Урок обобщения и систематизации знаний | Учимся жить дружно в классе. Классный коллектив. Коллективный досуг и взаимопомощь. | Личностные УУД Высказывать свое мнение по жизненным ситуациям. Познавательные УУД Готовить рассказ на тему «как учились раньше», опираясь на жизненный опыт родных. Коммуникативные УУД Готовить презентацию « О нас и нашем классе», распределяя задания в группах. Регулятивные УУД Оценивать результаты работы. | Тестовые задания Письменные задания | Готовить презентацию « О нас и нашем классе», распределяя задания в группах | ||
Труд (5 часов) | |||||||||
21-22 | Труд – основа жизни | 2 | Урок комплексного применения знаний и способов действий | Труд – основа жизни. Содержание и сложность труда. Результаты труда. Труд – условия благополучия человека. Благотворительность и меценатство. | Личностные УУД Высказывать свое мнение Познавательные УУД Характеризовать особенности труда как одного из основных видов деятельности человека. Заполнять сравнительную таблицу «Труд свободного человека и труд рабов». Составлять синонимы со словом «Труд». Различать материальную и моральную оценку труда. Заполнять схему «Источники богатства». Приводить примеры благотворительности и меценатства Определять собственное отношение к различным средствам достижения успеха в труде. Коммуникативные УУД Инсценировать труд раба, крепостного крестьянина и свободного человека. Готовить в группах ответ на вопрос: кого называют людьми творческих профессий и приводить примеры людей таких профессий. Обсуждать с друзьями ситуацию, разделившись на группы. Регулятивные УУД Различать материальное изделие и услугу по рисункам, заполняя таблицу. Составлять свои правила труда. Проверять и оценивать результаты работы | Составить кластер «Труд» Опрос Письменные задания | Составление и решение кроссворда | ||
23-24 | Труд и творчество | 2 | Урок комплексного применения знаний и способов действий | Труд и творчество. Ремесло. Признаки мастерства. Творческий труд. Творчество в искусстве. | Личностные УУД Давать характеристику своей трудовой деятельности. Высказывать свое мнение о проявлении творчества в учебном процессе и своих чувствах, которые ты испытал. Познавательные УУД Заполнять сравнительную таблицу «Труд» животных и труд человека. Объяснять смысл пословиц о труде. Составлять синквейн со словом «Творчество» Раскрывать признаки мастерства на примерах творений известных мастеров Коммуникативные УУД Оформлять выставку на тему «Труд и красота». Готовить сообщение на тему «творчество в науке» и «творчество в искусстве» на примере известной личности, разделив класс на 2 группы.. Регулятивные УУД Различать творчество и ремесло, рассматривая рисунки. Проверять и оценивать результаты работы | Опрос Письменные задания. Творческое задание | Подобрать и объяснить значение пословиц о мастерах своего дела | ||
25 | Практикум по теме «Труд». | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Учимся трудиться и уважать труд. Учимся творчеству. | Личностные УУД Высказывать свое мнение, отвечая на вопросы. Познавательные УУД Извлекать информацию из текста Осознавать какое значение и смысл для меня имеет труд Коммуникативные УУД Готовить проект «Творчество в науке и искусстве». Регулятивные УУД Соотносить то, что известно и что неизвестно, применяя метод незаконченных предложений. Проверять и оценивать результаты работы. | Тестовые задания Творческие задания | Задания по группам по заданным темам | ||
Родина (9 часов) | |||||||||
26-27 | Наша Родина – Россия. | 2 | Урок комплексного применения знаний и способов действий | Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Субъекты Федерации. Многонациональное государство. Русский язык – государственный. Любовь к Родине. Что значит быть патриотом. | Личностные УУД Высказывать свое мнение, отвечая на вопросы. Познавательные УУД Объяснять смысл понятия субъект Российской Федерации. Знать и называть статус субъекта РФ, в котором находится школа. Характеризовать особенности России как многонационального государства. Объяснять значение русского языка как государственного. Отбирать информацию из источника. Подбирать синонимы к слову «Родина». Извлекать информацию из текста. Объяснять смысл пословиц. Приводить примеры проявления патриотизма Коммуникативные УУД Распределять задания по группам. Излагать мысли письменно своему сверстнику, живущему далеко от тебя, о своей малой родине. Регулятивные УУД Осознавать качество и уровень усвоения. Оценивать результаты работы | Составить синквейн со словом «родина» Опрос. Составить кластер «Патриот». Творческое задание | Ответить на вопросы: Что объединяет народы РФ С чего для тебя начинается Родина? | ||
28-29 | Государственные символы России. | 2 | Урок комплексного применения знаний и способов действий | Государственные символы России. Герб, гимн, флаг, государственные праздники. История государственных символов. Москва – столица России. | Личностные УУД Придумывать свой личный герб, нарисовав его и описав. Рассказывать о своих чувствах при исполнении гимна РФ. Познавательные УУД Использовать дополнительные источники информации для создания коротких информационных материалов, посвященных государственным символам России. Составлять собственные информационные материалы о Москве – столице России. Извлекать информацию из текста. Описывать основные государственные символы Российской Федерации. Знать текст гимна. Коммуникативные УУД Уметь слушать и вступать в диалог. Предлагать варианты герба, флага и гимна вашего класса, разделившись на группы. Регулятивные УУД Проверять и оценивать результаты работы. Соотносить то, что известно и неизвестно, используя метод незаконченных предложений | Опрос Творческое задание | Задания по группам: создания коротких информационных материалов, посвященных государственным символам России | ||
30-31 | Гражданин России. | 2 | Урок комплексного применения знаний и способов действий | Гражданин – Отечества достойный сын. Права граждан. Обязанности граждан. Гражданственность. Юные граждане России. Какие прав человек получает от рождения? | Личностные УУД Высказывать свое мнение по поводу участия в решении государственных дел в России таким же способом, как в Древних Афинах. Познавательные УУД Объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданин» Заполнять таблицу, используя словосочетания из приведенного ниже списка. Отбирать информацию из источника. Называть и иллюстрировать примерами основные права граждан РФ. Называть основные обязанности граждан РФ. Приводить примеры добросовестного выполнения гражданских обязанностей. Приводить примеры и давать оценку проявлениям гражданственности, представленным в СМИ. Коммуникативные УУД Уметь слушать и вступать в диалог. Участвовать в коллективном обсуждении проблем. Регулятивные УУД Оценивать результаты работы | Опрос Творческое задание. Составить схему «Права и обязанности граждан» Письменные Задания. | Конституция РФ глава 2, читать | ||
32 | Мы – многонациональный народ | 1 | Урок комплексного применения знаний и способов действий | Россия – многонациональное государство. Народы России – одна семья. Национальность человека. Многонациональная культура России. Межнациональные отношения. | Личностные УУД Приведите конкретные примеры из своей жизни о том, люди каких национальностей находятся рядом с вами и как ты к ним относишься. Познавательные УУД Составлять и записывать свои вопросы к кроссворду. Анализировать карту, о чем она тебе расскажет. Извлекать информацию из текста. Характеризовать и конкретизировать примерами этнические и национальные различия. Коммуникативные УУД Подбирать материал и готовить компьютерную презентацию на тему «Обычаи народов России», разделившись на группы. Регулятивные УУД Соотносить то, что известно и неизвестно, используя метод незаконченных предложений. Прогнозировать результат. | Опрос Работа с картой по заданиям. Рабочий лист | Задания по группам: Подобрать материал и подготовить компьютерную презентацию на тему «Обычаи народов России» | ||
33 | Практикум по теме «Родина» | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Систематизировать знания учащихся по теме «Родина». Учимся быть достойными гражданами. Учимся уважать людей любой национальности. Правила толерантного отношения к людям. | Личностные УУД Принимать личное участие в озеленении школьного двора, улиц села. Познавательные УУД Работать с учебником и дополнительной литературой. Коммуникативные УУД Готовить плакаты на тему «с чего начинается Родина». «Участие гражданина в делах государства». «Главные обязанности гражданина». Регулятивные УУД Осознавать качество и уровень подготовки и оценивать результаты работы. | Тестовые задания Самостоятельная работа | Подготовить и защитить плакаты на тему «с чего начинается Родина». «Участие гражданина в делах государства» «Главные обязанности гражданина». | ||
34 | Итоговое повторение | 1 | Урок проверки, оценки и коррекции знаний и способов действий | Обобщить и закрепить полученные знания и умения | Проанализировать результаты работы класса, отдельных учащихся за прошедший учебный год. Развивать рефлексивные умения, способности к адекватной самооценке. Наметить перспективы работы в следующем учебном году | Тестовые задания Самостоятельная работа | Подготовиться к тестовой работе |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № _ г. Кирова
«УТВЕРЖДЕНО»
Директор ___________(название ОУ)
__________________________(ФИО)
Приказ №___от____________20_г.
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
_______________/ Ф.И.О./
«____»_______20_г
Рабочая программа по обществознанию
5 класс
на 20 - 20 уч. год
Автор-составитель:
Касьянова С.Г., учитель истории и
обществознания МБОУ СОШ№70 г. Кирова, высш. кв. кат.;
Соловьева Н. Л., учитель истории и
обществознания МБОУ СОШ№30г. Кирова, высш. кв. кат.;
г. Киров
2015
Рабочая программа учебного предмета обществознание 5 класс, базовый уровень.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по обществознанию в 5 классе составлена на основе авторской программы Л.Н. Боголюбова «Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников 5-9 классы» и предназначена для учителей. Рабочая программа составлена с учетом воспитательных и образовательных целей и задач школы.
Изучение обществознания в 5 классе направлено на достижение следующих целей:
1. Развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
2. Воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам: приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
3. Освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;,
4. Овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях.
5. Формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско - общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейно – бытовых отношений.
Исходя из концептуальных подходов к современному обществоведческому образованию и особенностей учащихся отроческого (подросткового) возраста, курс призван решить следующие задачи:
- создать содержательные и организационно - педагогические условия для усвоения подростками важных для становления личности элементов культуры (знаний, опыта практической и познавательной, коммуникативной, эмоционально-оценочной деятельности);
- способствовать усвоению на информационном, практическом и эмоциональном уровне идеалов и ценностей демократического общества (патриотизма, уважения гражданских прав и свобод, осознанного и ответственного выбора в условиях социальных альтернатив);
- помочь сориентироваться в основных этических и правовых нормах, в формировании рефлексивного отношения к правилам общежития, трудового и учебного взаимодействия, способствовать личностному самоопределению;
- содействовать освоению на информационном и эмпирическом уровне основных социальных ролей в пределах дееспособности личности в подростковом возрасте (член семьи, учащийся школы, труженик, собственник, потребитель, гражданин);
- обеспечить практическое владение способами получения адаптированной социальной информации из различных источников, включая анализ положения в своем регионе (городе, селе), рефлексию личного социального опыта, актуальной социальной практики, в том числе включенной в содержание курса;
- предоставить возможность учащимся существенно расширить активный словарь через включение в него основных обществоведческих терминов и понятий, которые могут быть освоены на уровне не ниже их распознавания (узнавания) и воспроизведения (называния), правильного употребления в различном контексте в процессе ориентировки в социальной информации;
- помочь формированию осведомленности и практическому освоению конструктивных способов учебной и социальной коммуникации, при котором достигается толерантное взаимовосприятие партнера, гуманное поведение в социальных конфликтах;
- предоставить для практического освоения необходимую информацию о возможностях и особенностях получения образования, рефлексии своих склонностей, способностей и перспектив до профессиональной подготовки.
В 5 классе содержание курса носит преимущественно пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младших подростков. На этом этапе необходимо обеспечить преемственность по отношению к курсу «окружающий мир», изучаемому в начальной школе. Задача данной программы – закрепить и углубить эти знания на новом учебном материале, чтобы добиться свободного оперирования ими в познавательной и практической деятельности учащихся. Открывается курс темой «Человек», где рассматриваются важнейшие социальные свойства человека. Программа последовательно вводит ученика в расширяющийся круг социальных институтов: от самого близкого и эмоционально значимого – тема «Семья» и «Школа» через раскрытие важнейшей стороны человеческой жизни в теме «Труд» до самого общественно значимого – тема «Родина». Учащиеся расширяют круг сведений не только о важнейших социальных институтах и их общественном назначении, но и о качествах человека, проявляющихся во взаимодействии с ними. Каждая тема программы 5 класса разбита на 2 урока и предполагает выделение специальных уроков-практикумов, на которых учащиеся выполняют практические задания, развивают свои познавательные, коммуникативные умения, закрепляют на практике усвоенное содержание.
Учебный план отводит на обществознание в 5 классе 1 ч в неделю, всего 34ч.
Преобладающие формы контроля знаний, умений, навыков.
Основными формами контроля знаний, умений, навыков являются : текущий и промежуточный контроль знаний, промежуточная аттестация, которые позволяют:
● определить фактический уровень знаний, умений и навыков обучающихся по предмету ( согласно учебного плана);
● установить соответствие этого уровня требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования;
● осуществить контроль за реализацией образовательной программы (учебного плана) и программ учебных курсов.
1.Текущий контроль знаний – проверка знаний обучающихся через опросы, самостоятельные и контрольные работы, зачеты , тестирование и т.п. в рамках урока, терминологический диктант, тестовая работа, рабата с карточками .Отметка за устный ответ обучающегося заносится в классный журнал в день проведения урока. Отметка за письменную самостоятельную, контрольную, зачетную и т.п. работу выставляется в классный журнал к следующему уроку.
Формы и средства контроля
Текущий контроль знаний, умений и навыков осуществляется в форме проверочных работ, тестирования, фронтальных опросов, подготовки презентаций, рефератов, устных ответов
Изучение разделов завершается повторительно-обобщающими уроками ( в форме тестирования, работы с документами).
2.Промежуточный контроль знаний обучающихся
Промежуточный контроль знаний – контроль результативности обучения школьника, осуществляемый по окончании полугодия на основе результатов текущего контроля.
Промежуточный контроль проводится в соответствии с установленным годовым календарным учебным графиком
Требования к результатам обучения и освоения содержания курса по обществознанию.
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса, являются:
1. Мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
2.Заинтерисованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;
3.Ценностные ориентиры. Основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремление к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:
1. Умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
2. Умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
3. Способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;
4. Овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
5. Умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельность на уроках и в доступной социальной практике, на:
- использование элементов причинно – следственного анализа;
- исследование несложных реальных связей и зависимостей;
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления. Оценки объектов;
- поиск и извлечение нужной информации по заданной теме и адаптированных источниках различного типа;
- перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
- подкрепление изученных положений конкретными примерами;
- оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
- определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются:
1. Относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
2. Знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности;
3. Знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных ролей в пределах своей дееспособности;
4. Умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источника; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
5. Понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
6. Знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость
руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
7. Приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и
гражданственность;
8. Знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
9. Понимание значения трудовой деятельности для личности и общества;
10. Понимание специфики познания мира средствами искусства в соответствии с другими способами познания;
11. Понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
12. Знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
13. Знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
14. Понимание языка массовой социально – политической коммуникации, позволяющее осознанию воспринимать соответствующую информацию, умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
15. Понимание значения коммуникации в межличностном общении;
16. Умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения. Знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов;
17. Знакомство с отдельными приёмами и техниками преодоления конфликтов;
18. Ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как к высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия, своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.
Используемая литература по курсу обществознания в 5 классе:
УМК
1. Боголюбов Л.Н., Виноградова Н.Ф., Городецкий Н.И. обществознание, 5 класс, М.: Просвещение, 2012.
2. Жадаев Д.Н., Брехач Р.А. Обществознание. Компетентностно – ориентированные задания. Ростов – на – Дону: Легион, 2011.
3. Митькин А.С. Рабочая тетрадь по обществознанию, 5 класс. Экзамен, 2012.
4. Поздеев А.В. Контрольно – измерительные материалы. Обществознание. ООО ВАКО, 2011.
5. Рабочие программы. Обществознание. Под ред. Боголюбова Л.Н. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений, М.: Просвещение, 2012.
Дополнительная литература для учащихся:
1. "Обществознание в вопросах и ответах", пособие-репетитор, под ред. О.С.Белокрыловой, Ростов, 2009.
Дополнительная литература для учителя:
1. Кравченко А.И. "Тесты по обществознанию». -М.: Русское слово, 2010 .
2. Кравченко А.И. Задачник по обществознанию-М.: Русское слово, 2009.
Электронные ресурсы
1. http://www.edu.nsu.ru/noos/economy/m_metodmater.html
2. http://socio.rin.ru/
3. http://www.teacher.syktsu.ru/05/index_pri Статьи журнала "Преподавание истории и обществознания в школе", посвященные вопросам методики преподавания.
4. http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
5. http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных
ресурсов.
Содержание курса:
5 класс (34 часов)
Тема 1. «Человек» (6 ч)
Введение.
Тема 1. Загадка человека. Зачем человек рождается. Что такое наследственность. Наследственность – биологическая сущность всех людей. Можно ли влиять на наследственность. Отрочество – особая пора. Легко ли быть подростком? Отрочество – пора мечтаний. Самостоятельность – показатель взрослости. Всегда ли самостоятельность приносит пользу. Нужны ли сегодня рыцари. Учимся общаться. Практикум.
Тема 2. «Семья» (7ч)
Семья и семейные отношения. Зачем люди создают семьи. Семья и государство. Если семья не выполняет своих обязанностей. Какие бывают семьи. Семейное хозяйство. Семейные заботы. Каким должен быть хозяин дома. Как хозяйствовать по правилам. Учимся помогать вести семейное хозяйство. Свободное время. Что такое свободное время. Свободное время и занятия физкультурой. Свободное время и телевизор. Своими руками. Что такое хобби. Практикум
Тема 3. «Школа» (7 ч)
Образование в жизни человека. Школьное образование. О чем рассказала бабушка. Чему учит школа. Учись учиться. Образование и самообразование. Формы самообразования. Испокон века книга растит человека. Самообразование – путь к успеху. Самообразование и самоорганизация. Одноклассники, сверстники, друзья. Ты и другие ребята. Слово не воробей. Учимся дружить жить в классе. Практикум.
Тема 4. «Труд» (5 ч)
Труд – основа жизни. Каким бывает труд. Что создается трудом. Как оценивается труд. Богатство и бедность. Богатство обязывает. Учимся трудиться и уважать труд. Труд и творчество. Что такое творчество. Мастер и ремесленник. Творчество в искусстве. Учимся творчеству. Практикум.
Тема 5. «Родина» (9 ч)
Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Русский язык – государственный. За что мы любим свою страну. Государственные символы России. Герб России. Флаг. Гимн. Гражданин России.. Гражданин. Права и обязанности граждан России. Моя хата с краю? Учимся быть достойными гражданами. Мы – многонациональный народ. Что говорит закон. Мы – дети разных народов, мы – один народ. Многонациональная культура России. Что такое национальность. Учимся уважать людей любой национальности. Практикум.
Тематическое планирование.
№ | Наименование главы | Количество часов |
1 | Введение в обществознание | 1 |
2 | Человек | 5 |
3 | Семья | 7 |
4 | Школа | 7 |
5 | Труд | 5 |
6 | Родина | 9 |
Итого | 34 |
Программа составлена на основе:
Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л. Н. Боголюбова. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / [Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.]. - 3-е изд.-М.: Просвещение, 2014. - 63 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ВТ В 8 КЛАССЕ (1 ЧАС В НЕДЕЛЮ, 34 ЧАСА В ГОД) ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ВТ В 8 КЛАССЕ (1 ЧАС В НЕДЕЛЮ, 34 ЧАСА В ГОД) ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ВТ В 8 КЛАССЕ (1 ЧАС В НЕДЕЛ
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ВТ В 8 КЛАССЕ (1 ЧАС В НЕДЕЛЮ, 34 ЧАСА В ГОД)...
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ВТ В 9 КЛАССЕ (1 ЧАС В НЕДЕЛЮ, 34 ЧАСА В ГОД) ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ВТ В 8 КЛАССЕ (1 ЧАС В НЕДЕЛЮ, 34 ЧАСА В ГОД)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ВТ В 9 КЛАССЕ (1 ЧАС В НЕДЕЛЮ, 34 ЧАСА В ГОД)...
Клендарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 10кл.Календарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 11кл.
Календарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 10клКалендарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 11кл...
Обществознание Поурочные разработки 6 класс Пособие для учителей Под редакцией Л. Ф. Ивановой
ОбществознаниеПоурочные разработки6 классПособие для учителей Под редакцией Л. Ф. Ивановой...
Нетрадиционные уроки по истории и обществознанию: поурочные авторские разработки для 8 класса учителя ГБОУ ВАО СОШ № 1947 г. Москвы -Шабуневич Н.А..
В данную папку вложены ДВА урока для курсов 8 класса по Всеобщей истории и обществознанию. Повторительно-обобщающий урок по обществознанию по теме:"Экономическая сфера и её роль в жизни общества " вкл...
Примерное тематическое планирование. Примерное тематическое планирование. Направление "Изобразительное искусство" ФГОС 6 класс (34 ч) Программа "Изобразительное искусство" С. П. Ломов, С. Е. Игнатьева, М. В. Карамзина.
Программа по предмету Изобразительное искусство разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, предусмотренным федера...