Материал по философии в таблицах для подготовки к ЕГЭ.
материал для подготовки к егэ (гиа) по обществознанию (11 класс) на тему
Материал по философии очень сложный для учащихся,вызывает затруднение при изучении. Информация в таблицах даёт возможность легче усваивать и систематизировать материал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
filosofiya.docx | 39.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Курс философии в таблицах.
Таблица 1 - Четыре эпохи в философии.
Историческая эпоха философии | Главный философский интерес |
Античность VI в. до н.э.-III в. н.э. | Космос |
Средние века IV-XIV вв. | Бог |
Новое время XV-XIX вв. | Человек и общество |
Новейшее время XX в. | Язык |
Таблица 2 - Античная философия.
Этап | Главный философский интерес |
Натурфилософия | Материальная субстанция (Фалес, Гераклит и др.) Атомы + пустота (Левкипп, Демокрит и др.) Числа (Пифагор и др.) |
Интеллектуализм | Идеи (Сократ, особенно Платон и др.) Форма (Аристотель и др.) |
Эллинистическая философия | Самодостаточность человека (киники) Счастье человека как наслаждение (эпикурейцы) Человек и его космическая судьба (стоики) Мудрое молчание (скептики) |
Неоплатонизм | Иерархия: Единое - Благо - Мировой Ум - Мировая Душа - Материя |
Таблица 3 - Средневековая философия.
Этап | Основной интерес | Основные идеи |
Философствование в вере (Августин) | Люби Бога и тогда делай что хочешь Воля как сущность личности Свобода как черта воли (а не разума) | Монотеизм Теоцентризм Креационизм Вера в Бога Любовь к Богу Надежда на спасение Добрая воля Совесть Духовность человека Символизм |
Гармонизация веры и разума (Фома Аквинский) | Вера ведет разум, разум подкрепляет веру Философия - это введение к религии Свобода человека как разумная воля движения к совершенству Бога |
Таблица 4 - Философы Нового времени.
Этап | Авторы основных философских концепций | Основной интерес |
XV-XVI вв. | Гуманизм Эстетическое отношение к действительности | |
XVII в. | Декарт | Ясные идеи и дедуктивные построения теории |
Локк | Теория познания: сенсуализм | |
XVIII в. | Кант | Априорные принципы и их воплощение в науке и морали |
XIX в. | Гегель | Универсальная системная философия идей |
Маркс | Концепция общественного труда, критика капитализма | |
Ницше | Критика «разумных» ценностей |
Таблица 5 – Философия XX века.
Главное философское направление | Главный философский интерес |
Феноменология | «Работа» сознания с феноменами |
Герменевтика | Бытие человека в мире, поиск сущего |
Аналитическая философия | Логический анализ языка, употребление языка |
Постмодернизм | Деконструкция принятых в обществе правил поведения и ценностей; плюрализм |
Таблица 6 - Философия о человеке.
Историческая эпоха философии | Что такое человек? |
Античность | Микрокосмос Душа Душа есть проявление идеи (Платон) + тело Душа - это форма человека (Аристотель) |
Средние века | Духовность + душа + тело; духовность есть связь человека с Богом посредством веры, любви, надежды, совести |
Новое время | Существо разумное и действующее по законам разума (Локк, Кант) Проявление общественных отношений (Маркс) Существо волевое и страстное (Ницше) |
XX в | Существо, осваивающее мир в соответствии с феноменологической работой сознания (Гуссерль и другие феноменологи) Существо, бытийствующее в мире и стремящееся к его пониманию посредством языка и переживаний (заботы, страха, надежды на будущее) (Хайдеггер и другие герменевтики) Существо, границей которого, его подлинной природой является язык (Витгенштейн, Остин и другие философы-аналитики) Существо, всегда отличающее себя от принятых в обществе норм, бунтующее против однообразного (Деррида, Фуко, Лиотар и другие постмодернисты) Существо, в котором бессознательное господствует над сознательным (Фрейд и его последователи) |
Таблица 7 - Философия об обществе.
Историческая эпоха философии | Что такое общество? |
Античность | Совокупность людей, более или менее удачно живущих по законам справедливости |
Средние века | «Град земной», стремящийся к «граду небесному» |
Новое время | Люди, живущие в соответствии с ими же установленным общественным договором (Локк, Руссо) Продукт взаимодействия людей на основе их совместной трудовой деятельности (Маркс) |
XX в. | Система социальных действии людей, смысл которых определяется выработкой ценностей (Вебер, Парсонс, Сорокин и др.) Коммуникация, взаимосвязь людей по нормам, устанавливаемым в хорошо организованной дискуссии (Хабермас и др.) |
Примечание. В философии XX в. общество чаще всего характеризуется в соответствии с избранными им ценностными ориентирами. Но надо иметь в виду, что путь к этим ценностям может быть различным, а именно: феноменологическим, герменевтическим, аналитическим, постмодернистским.
Таблица 8 - Три главные ценности.
Сфера жизнедеятельности человека | Главная ценность |
Практическая жизнь | Добро |
Чувственно-эстетическая жизнь | Красота |
Научная деятельность | Истина |
Примечание. Ценность - это интерпретация, в которой субъект или группа людей выражает свои предпочтения. Всякая интерпретация совершается посредством использования определенных философских методов.
Таблица 9 - Философия о красоте.
Историческая эпоха философии | Что такое красота? |
Античность | Космически гармоничное и соразмерное |
Средние века | Символ божественного |
Новое время | Характеристика произведения искусства, созданного по законам разума, тяготеющего к принципам симметрии, пропорции, меры, гармонии, к простоте стиля, уравновешенности композиций (классицизм) Характеристика произведения искусства, воплощающая многообразные способности личности, в том числе юмор, иронию, игру, сатиру (романтизм) |
XX в. | Ценность, выработанная на основе феноменологического метода и выражающая единство человека и произведения искусства (феноменология) Сущность произведения искусства, ее открытие человеку в качестве истины (герменевтика) Эмоция (аналитическая философия) Воображение реально непредставимого, вызывающее чувство возвышенного (постмодернизм) |
Примечание. Под красотой в данном случае понимается главная ценность чувственно-эстетической жизни человека. Иначе говоря, красота не противопоставляется прекрасному или возвышенному.
Таблица 10 - Философия о добре.
Историческая эпоха философии | Идеалы добра | Основные добродетели человека |
Античность | Благо | Мудрость, справедливость, мужество |
Средние века | Бог | Вера, любовь, надежда, совесть |
Новое время | Рассудочный свободный человек (Локк, Руссо) Абсолютный нравственный закон (Кант) Общество без эксплуатации (Маркс) Сверхчеловек (Ницше) | Рассудочность, свобода (Локк, Руссо) Разумность, свобода (Кант) Преданность делу пролетариата (Маркс) Воля к власти (Ницше) |
ХХ& | Положительные ценности (феноменологи) Достижение единства с сущим, с сущностью вещей (герменевтики) Умение посредством анализа языка учитывать последствия поступков (аналитики) Деконструкция лого- и других центризмов (постмодернисты) | Умение пользоваться феноменологическим методом Адекватно отвечать на зов вещи, соответствовать ему Быть последовательным в своих действиях Умение «рассеивать» устоявшиеся ценности |
Таблица 11 - Три концепции чувственного познания.
Философская концепция | Основное содержание концепции |
Локка | Чувства комбинируются, сравниваются, подвергаются абстракциям. В результате субъект формирует в своем сознании сложные чувства, знание об отношениях, идеи |
Канта | Чувства упорядочиваются в соответствии с априорными принципами |
Гуссерля | Чувства вовлекаются в потоке воображения, так образуется эйдос, знаком которого является понятие и высказывание. Феноменологическая работа позволяет оценить исходные чувства |
Таблица 12 - Что такое рациональное познание?
Историческая эпоха философия | Природа рационального познания |
Античность | Идеи - это общее, которое существует само по себе и воплощается в вещь (Платон) Сущность - это форма вещи, ее внутреннее единство, природа которого выражена в правилах логики (Аристотель) |
Средние века | Рациональное познание оперирует универсалиями, которые выражают общее; общее существует в Боге, в мыслях человека, в самих вещах (средневековые реалисты) Общее не существует, слова обозначают единичные вещи (номиналисты) Общее представляет собой мысли - обобщения, концепции (концептуалисты) |
Новое время | Человеку присущи от рождения ясные идеи, которыми можно оперировать по правилам дедукции (Декарт, Лейбниц). Это - рационализм. Человек обладает доопытными (априорными) принципами, которые определяют возможность логики (Кант) Мысли - это продукт обработки чувств (сенсуализм Локка) Мышление - это наивысшая стадия познания, преодоление порога научности, позволяющее оперировать идеями (Гегель) Мышление и логика есть отображение, практики, ее самых массовых ситуаций (Маркс) |
XX в. | Рациональное познание - это обобщение, достигаемое в процессе феноменологической работы (феноменологи) Логика - это правила языка, она в первую очередь имеет дело со значениями и смыслами высказываний (аналитики) |
Таблица 13 - Три современные концепции истины.
Концепция истины | Определение истины |
Соответствия | Соответствие высказываний фактам |
Когерентности | Согласованность высказываний, их непротиворечивость |
Прагматическая | Убеждения, способствующие успеху практики |
Таблица 14 - Что такое истина?
Историческая эпоха философии | Природа истины |
Античность | Истина - это проявление идеи (Платон) или сущности (Аристотель) |
Средние века | Бог, вот что является истиной |
Новое время | Истина - это соответствие чувств и идей фактам |
XX в. | Истина - это открывающаяся сущность вещи (герменевтики) Истина - это свойство высказывания, которому соответствуют факты (аналитики) |
Таблица 15 - Уровни научного исследования.
Уровень научного исследования | Цели исследования |
Эмпирический | Добыть новые экспериментальные факты Сопоставить с фактами теорию, проверить степень ее эффективности |
Теоретический | Провести теоретическую интерпретацию экспериментальных фактов Придумать новую теорию, которая была бы эффективней старой |
Таблица 16 - Четыре теоретических метода философского анализа.
Теоретический метод | Характеристика |
Аксиоматический | Основанием теории избираются аксиомы. Из аксиом выводят теоремы. Сопоставление звания с экспериментальными фактами не проводится |
Конструктивистский | Исходные понятия и правила построения более сложных теоретических концептов считаются интуитивно очевидными. Конструкт признается теоретическим, если его действительно можно построить, например, в форме математических символов |
Гипотетико-дедуктивный | Выдвигаются гипотезы, из них дедуцируются новые сведения. Эффективность гипотез выявляется в процессе сопоставления теории с экспериментальными фактами |
Прагматический | Ведется поиск эффективных путей по достижению целей в соответствии с определенными ценностями. Цели, ценности и средства считаются эффективными, если они обеспечивают людям жизненный успех |
Таблица 17 - Философия языка.
Философская концепция языка | Главное содержание философских концепций языка |
Философия имени | Имя — это единица языка, текста. Имя есть проявление идей (Платон), сущности (Аристотель, Лосев), Бога (средневековые философы). Имя есть метка, обозначение единичной вещи или ее единичных признаков (номиналисты) |
Философия предложения | Главной единицей языка, текста является предложение, высказывание. Предложение, если оно построено правильно, обладает значением и смыслом, функцией истинности/ложности |
Философия ценностных установок | Главной единицей языка является текст, для которого характерны ценностные установки автора, те цели, достижения которых он добивается |
Таблица 18 - Философия техники
Историческая эпоха философии | Интерпретации природы техники |
Античность | Техника - это воплощение умений ремесленника. Звание общего выше технического звания |
Средние века | Техника - это творчество человека в качестве отблеска божественного творчества |
Новое время | Техника - опредмечивание научных знаний человека, фактор освобождения человека от природы. Техника - это самостоятельная сила, которая в качестве средств труда определяет развитие общества (Маркс) |
XX в. | Техника при недостатке феноменологической работы выступает как продолжение науки и вместе с тем умаление жизненного мира человека (Гуссерль и другие феноменологи) Техника - это преграда, опасность, которую человек сам поставил перед собой, не продумав ее содержание и самое главное то, в какой степени техника соответствует сущности бытия человека в мире (Хайдеггер и герменевтики) Техника - это воплощение рациональности человека (аналитики) Техника - это проявление наиболее подходящего реалиям нашей эпохи технического подхода, точнее, философии технического подхода (Г.П. Щедровиц-кий) |
Таблица 19 - Философия природы.
Историческая эпоха философии | Интерпретация специфики природы |
Античность | Природа - это органическая часть космоса. Часто природа считалась одушевленной |
Средние века | Природа создана Богом по его собственному проекту. В иерархии Бог - человек - природа именно последним звеном является природа |
Новое время | Природа - это сила, которая противостоит человеку. Человек должен полностью подчинить ее себе |
XX в. | Природа - это стихия, которая благодаря сознательной деятельности человека должна стать царством господства разума, ноосферой (В.И. Вернадский, Т. де Шарден) Природа - это мир проживания человека. Человек может понять природу благодаря герменевтическому методу (герменевтики) Природа - это наш дом, который должен благоустраиваться по законам рациональности, с учетом всевозможных последствии деятельности человека (аналитики) Природа - это сложная система, для которой характерны неравновесные состояния. Человек должен всячески стремиться обеспечить совместную эволюцию природы и общества (синергетическое понимание) |
Таблица 20 - Две интерпретации образования.
Образование - это подготовка | Образование - это усвоение достижений культуры |
Образование - это путь к приобретению тех навыков, которые нужны непосредственно на будущем рабочем месте. Ничего лишнего, только самое необходимое. Философия на рабочем месте не нужна | Образование - это максимально действенное включение человека в культуру человечества как одного целого. Подготовка нужна, но ее смысл состоит во всестороннем культивировании таких ценностей, как истина, добро, красота, творчество, ответственность. Философия занимает в образовании достойнейшее место |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Раздаточный материал по теме "Электронные таблицы MS Excel"
Данный материал модержит информацию по основным типам и форматах данных в электронных таблицах MS Excel, оперделения абсолютных и относительных ссылок....
Составление «сжатых таблиц» при подготовке к сочинению в рамках ЕГЭ по русскому языку
В настоящее время преподавание русского языка с опорой на уроки литературы стало особенно актуальным, поскольку именно это способствует не только постижению норм грамотности, но и во...
Таблица для подготовки к части С "Проблема - аргумент"
Разработанная таблица поможет пополнить базу собственных аргументов...
Раздаточный материал по информатике. Тема "Таблицы. Word".
В данном материале представлены готовые подуровневые практические задания по теме "Таблицы. Word", которые можно использовать как на уроке, так и в качестве домашнего задания....
Таблица для подготовки к контрольной работе по теме "Сумма и разность дробей"
Таблица предназначена для подготовки к контрольной работе по теме "Сумма и разность дробей" .Содержит раздел "Образец", который учитель заполняет заранее , а ученик решает по образцу. Может быть испол...
Таблица для подготовки к контрольной работе по теме "Квадратные корни""
Предназначена для подготовки к контрольной работе, содержит раздел "Образец", который учитель заполняет заранее, а ученик решает по образцу....
дидактический материал " Герой нашего времени" Таблицы по литературе
Дидактические материалы по литературе к произведению М.Ю. Лермонтова " Герой нашего времени"...