дидактический материал " Герой нашего времени" Таблицы по литературе
тест по литературе (9 класс) на тему
Дидактические материалы по литературе к произведению М.Ю. Лермонтова " Герой нашего времени"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gore_ot_uma_tablitsy.doc | 115.5 КБ |
Предварительный просмотр:
М.Ю Лермонтов « Герой нашего времени»
1. История создания
• Замысел написания романа относится к 1836 г. - героем романа должен стать молодой гвардейский офицер на фоне столичной жизни. • В 1837 г., после первой ссылки на Кавказ, замысел романа меняется - в основу должны лечь впечатления Лермонтова от поездки в Пятигорск, Кисловодск, в казачьи станицы, на Терек, пребывание в местах боевых действий, посещение Тамани, встреча с ссыльными декабристами. • Роман Лермонтов писал в период 1837-1840 гг. |
Точной датировки написания отдельных глав нет. Предположительно повести, входящие в роман, появлялись в такой последовательности: 1. «Тамань» - осень 1837 г., напечатана в «Отечественных записках» (1840 г. № 2) 2. «Фаталист» - напечатана в «Отечественных записках» (1839 г. № 11) 3. «Бэла» - напечатана в «Отечественных записках» (1839 г. № 3) 4. «Максим Максимыч» Апрель 1840 г. - опубликовано «Сочинение М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». |
2. Сюжет, композиция, жанр
Сюжет и композиция
• Роман состоит из пяти самостоятельных повестей, которые объединены общими героями и общим названием. • Каждая из пяти повестей имеет свой жанр. Например: «Тамань» - остросюжетная и в то же время лирическая повесть; «Княжна Мери» - дневник; «Фаталист» - записки, сделанные героем по прошествии некоторого времени после описываемых событий. |
Сравним:
Как повести располагаются в романе | Хронологическая последовательность |
«Бэла» | «Журнал Печорина»: «Тамань», «Княжна Мери»; «Бэла» |
«Максим Максимыч» | «Фаталист» |
«Журнал Печорина»: «Тамань», «Княжна Мери»; «Фаталист» | «Максим Максимыч» |
? Автор отказывается от хронологической последовательности, он выбирает наиболее значимые эпизоды, уделяет больше внимания психологическим размышлениям, нежели описанию событий, ? Нарушение хронологии вызвано необходимостью соотнесения героя с другими персонажами, которые должны появляться в романе в определенной последовательности: «дикая черкешенка», «добрый штабс-капитан», «честные контрабандисты», «водяное общество», «друзья - Вернер, Вера, княжна Мери», а затем сама «госпожа судьба». ? Порядок следования глав обусловлен и тем, от чьего лица ведется повествование. Выбор рассказчика в каждой части романа неслучаен и служит общему замыслу романа. ? Композиция романа подчинена одной цели: всесторонне и глубоко раскрыть образ героя своего времени, проследить историю его жизни. |
3. Система рассказчиков в романе
Смена рассказчиков в романе позволяет читателю увидеть героя как бы с трех точек зрения.
Максим Максимович (рассказывает о Печорине в повести «Бэла») | Путешествующий офицер (автор романа) | Печорин |
Какой рассказчик (краткая характеристика) | ||
Этот человеческий тип характерен для России первой половины XIX века: это человек чести, воинского долга, дисциплины. Он простодушен, добр, искренен | Образованный офицер, который уже кое-что знает о столь странном человеке как Печорин. Свои наблюдения и выводы строит с учетом того, что ему известно о странностях и противоречиях характера героя. По уровню офицер и Печорин гораздо ближе, поэтому некоторые вещи, непонятные Максиму Максимычу, он может объяснить. | Человек, размышляющий о смысле жизни, о собственном назначении, пытающийся понять противоречивость своего характера, Печорин сам себя судит и казнит. |
Каким представлен герой | ||
Из рассказа Максима Максимыча Печорин предстает перед читателем как таинственный, загадочный человек, которого нельзя понять и поступки которого нельзя объяснить. «Ведь есть, право, эдакие люди, у которых на роду написано, что с ними должны случаться разные необыкновенные вещи». | Впервые на страницах романа дан психологический портрет героя. Печорину придаются живые черты, автор пытается дать объяснение некоторым поступкам Печорина. Загадочность и отвлеченность образа уступают место конкретности и реалистичности. «...Все эти замечания пришли мне на ум, может быть, только потому, что я знал некоторые подробности его жизни, и, может быть, на другого вид его произвел бы совершенно различное впечатление...» | Трагическая исповедь героя. «История души человеческой ...полезнее истории целого народа, особенно когда она - следствие наблюдения ума зрелого над самим собой и когда она написана без тщеславного желания возбудить участие или удивление». |
Такое распределение ролей между рассказчиками неслучайно: все начинается с внешнего, осуждающего и не очень проницательного взгляда Максима Максимыча, затем максимально объективная оценка странствующего офицера. И, наконец, последнее слово за самим Печориным - его искренняя и трагическая исповедь. |
Повесть «Бэла»
Печорин приносит несчастье и страдание Максиму Максимовичу, Бэле. Он ими не понят: ? Пытается искренне любить, уважать, дружить, но не находит в своей душе сил для долгого, постоянного чувства, ? На смену любви приходит разочарование и охлаждение. ? На смену дружескому расположению - раздражение и усталость от постоянной опеки. |
Как складываются взаимоотношения героев:
Бэла | Печорин |
«И точно, она была хороша: высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны». Бэла страдает от противоречия, которое живет в ней с того самого момента, когда она оказывается пленницей Печорина. С одной стороны, Печорин ей нравится («он часто ей грезился во сне... и ни один мужчина никогда не производил на нее такого впечатления»), а с другой - она не может его полюбить, так как он иноверец. | Что толкает Печорина на похищение Бэлы? Эгоизм или желание испытать чувство любви, которое им уже забыто? Печорин «наряжал ее, как куколку, холил, лелеял». Бэле было приятно такое внимание, она похорошела, чувствовала себя счастливой. |
Четыре месяца продолжались нежные отношения между героями, а затем отношение Печорина к Бэле меняется. Он стал уходить надолго из дома, задумывался, грустил. «Я опять ошибся: любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни, невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой». Печорина привлекает цельность, сила и естественность чувств горной «дикарки», черкешенки. Любовь к Бэле - это не каприз и не прихоть со стороны Печорина, а попытка вернуться в мир искренних чувств. | |
Попытка приблизиться к человеку другой веры, другого образа жизни, узнать Бэлу поближе, найти некое гармоническое равновесие в отношениях с ней заканчивается трагически. Печорин - человек, который живет «из любопытства», он говорит: «целая моя жизнь была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку». |
Повесть «Максим Максимыч»
1. Отношение к прошлому, которое связывало героев
Отношение к прошлому | |
Печорина | Максима Максимовича |
Все прошедшее мучительно. | Все прошедшее мило. |
Не может и не хочет вспоминать спокойно с Максимом Максимычем прошлого, особенно историю с Бэлой. | Общие воспоминания становятся основой для беседы, которую с таким нетерпением ожидает штабс-капитан. |
Прошлое и напоминание о нем вызывает боль в душе Печорина, так как не может себе простить историю, закончившуюся гибелью Бэлы. | Воспоминание о прошлом придают Максиму Максимычу некоторую значительность: он был участником тех же событий, что и Печорин. |
Чем заканчивается последняя встреча героев | |
Неожиданная встреча с «прошлым» не разбудила в душе героя никаких чувств, он как был равнодушен и безразличен к себе, таким и остается. Может быть поэтому на вопрос Максима Максимыча: «У меня остались ваши бумаги... я их таскаю с собой... Что мне с ними делать?», Печорин отвечает: «Что хотите...» Отказ от продолжения встречи и разговора: «Право, мне нечего рассказывать, дорогой Максим Максимыч...Однако прощайте, мне пора... я спешу...благодарю, что не забыли...» | «Добрый Максим Максимыч сделался упрямым, сварливым штабс-капитаном!», он с презрением бросает на землю тетрадки Печорина: «Вот они все... поздравляю вас с находкою... Хоть в газетах печатайте. Какое мне дело!..» Непонимание и обида на Печорина, разочарование: «Что ему во мне? Я не богат, не чиновен, да и по летам совсем ему не пара... Вишь каким он франтом сделался, как побывал опять в Петербурге...» |
2. Почему не находят понимания добрый штабс-капитан и Печорин?
Различия между героями | |
Печорин | Максим Максимович |
Пытается во всем дойти до самой сути, разобраться в сложностях человеческой натуры, и прежде всего, своего характера. | Лишен понимания общего смысла вещей, добр и простодушен. |
Всегда старается преодолевать обстоятельства. | Покорен обстоятельствам. |
Встреча Максима Максимыча с Печориным принесла штабс-капитану разочарование, она заставила бедного старика страдать и усомниться в возможности искренних, дружеских отношений между людьми. Объяснение такому поведению Печорина мы находим в его же словах: «Послушайте, Максим Максимыч,... у меня несчастный характер: воспитание ли меня сделало таким, бог ли меня создал, не знаю; знаю только то, что если я причиною несчастия других, то и сам не менее несчастлив. Разумеется, это им плохое утешение - только дело в том, что это так». |
Повесть "Тамань"
Печорин и «честные» контрабандисты: Печорин молод, неопытен, чувства его пылки и стремительны, впечатлителен и романтичен, ищет приключений, готов рисковать. |
Отношение Печорина к персонажам повести:
| В начале повести | В конце повести |
Слепой мальчик | «Долго я глядел на него с невольным сожалением, как вдруг едва приметная улыбка пробежала по тонким губам его, и, не знаю отчего, она произвела на меня самое неприятное впечатление». Поведение мальчика вызывает удивление и пробуждает любопытство - как слепой мальчик всюду ходит один, и при этом ловок и осторожен. | «Слепой мальчик точно плакал, и долго, долго... Мне стало грустно». Судьба мальчика вызывает сочувствие, несмотря на то, что он обокрал Печорина. |
Ундина | «Странное существо... На лице ее не было никаких признаков безумия, напротив, глаза ее с бойкою проницательностью останавливались на мне, и эти глаза, казалось, были одарены какой-то магнетической властью...Она была далеко не красавица... В ней было много породы... Хотя в ее косвенных взглядах я читал что-то дикое и подозрительное...» | «Лодка закачалась, но я справился, и между нами началась отчаянная борьба; бешенство придавало мне силы, но я скоро заметил, что уступаю моему противнику в ловкости... сверхъестественным усилием повалила меня на борт...» Предчувствие Печорина оправдапось: ундина оказалась не совсем простой девушкой. Она наделена не только необычной внешностью, но и имеет сильный, решительный, почти мужской, характер в сочетании с такими качествами, как коварство и притворство. |
Поступки Печорина в повести «Тамань» можно объяснить его желанием проникнуть во все тайны мира. Как только он чувствует приближение какой-либо тайны, сразу же забывает об осторожности и стремительно движется навстречу открытиям. Но ощущение мира как тайны, интерес к жизни сменяются равнодушием и разочарованием. |
Повесть "Княжна Мери"
1. Водяное общество - для Печорина социально близкая среда, но, тем не менее, автор представляет отношения героя с дворянством как конфликт. Из чего складывается конфликт? | |
Примитивность представителей «водяного» общества | Противоречивость характера Печорина: «врожденная страсть противоречить» |
Лицемерие и неискренность в проявлении чувств, способность на обман. | Эгоизм Печорина: «Быть всегда настороже, ловить каждый взгляд, значение каждого слова, угадывать намерение, разрушать заговоры, притворяться обманутым, и вдруг одним толчком опрокинуть все огромное и многотрудное здание из хитростей и замыслов - вот что я называю жизнью». |
Неспособность понять и принять Печорина таким, какой он есть | Попытки найти некое гармоническое равновесие в отношениях с людьми оканчиваются для Печорина, к сожалению, неудачей. |
2. Грушницкий - карикатура на Печорина |
• Мы видим Грушницкого глазами Печорина, оцениваем его поступки через восприятие Печорина: В Пятигорск Грушницкий приехал, чтобы «сделаться героем романа». • «...Он не знает людей и их слабых струн, потому что занимался целую жизнь одним собою». • Он носит модную маску разочарованных людей, говорит «пышными фразами», «важно драпируется в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания. Производить эффект-его наслаждение». • В его душе нет «ни на грош поэзии». • Способен на подлость и обман (дуэль с Печориным). • «Я его понял, и за это он меня не любит, хотя мы наружно в самых дружеских отношениях... Я его тоже не люблю: я чувствую, что мы когда-нибудь с ним столкнемся на узкой дороге, и одному из нас несдобровать». • Рядом с Печориным Грушницкий выглядит жалким и смешным. • Грушницкий все время пытается кому-то подражать. • Даже на границе жизни и смерти самолюбие Грушницкого оказывается сильнее честности. |
3. Вернер - приятель и «двойник» Печорина |
• По определению Печорина - это «человек замечательный». Вернер и Печорин «читают в душе друг друга». • Он «скептик и материалист». • Его отличает глубокий и острый ум, проницательность и наблюдательность, знание людей. • У него доброе сердце («плакал над умирающим солдатом»). • Скрывает свои чувства и настроения под маской иронии и насмешки. Вернер и Печорин не могут быть друзьями, так как Печорин считает, что «из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни один из них в этом не признается; рабом я быть не могу, а повелевать в этом случае - труд утомительный, потому что надо вместе с этим и обманывать...» |
4. Мери. Этапы развития отношений между княжной и Печориным |
Раздражение, которое вызвано отсутствием внимания Печорина к княжне. • Ненависть, вызванная несколькими «дерзкими» поступками Печорина (Печорин переманил всех кавалеров княжны, перекупил ковер, накрыл ковром свою лошадь). • Интерес, рожденный желанием узнать, кто же он такой, этот Печорин. • Знакомство с Печориным меняет не только отношение княжны к герою, но и саму княжну: она становится искреннее, естественнее. • Исповедь Печорина рождает в княжне сочувствие, сопереживание. • В княжне происходят перемены, о которых Печорин замечает: «Куда девалась ее живость, ее кокетство, ее капризы, ее дерзкая мина, презрительная улыбка, рассеянный взгляд?..» • Разбуженные любовью к Печорину чувства превращают княжну Мери в добрую, нежную, любящую женщину, которая оказывается способной простить Печорина. |
5. Вера - единственная женщина, которую любит Печорин. |
«За что она меня так любит, право, не знаю! Тем более, что это одна женщина, которая меня поняла совершенно, со всеми моими мелкими слабостями, дурными страстями... Неужели зло так привлекательно?» • Печорин приносит Вере много страданий. • Вера для Печорина - ангел-хранитель. • Она ему все прощает, умеет чувствовать глубоко и сильно. • Даже после долгой разлуки Печорин испытывает к Вере прежние чувства, в чем признается самому себе. • «При возможности потерять ее навеки Вера стала для меня дороже всего на свете, дороже жизни, чести, счастья». • «Она единственная женщина в мире , которую я не в силах был бы обмануть». Вера - единственный человек, который понимает, насколько одинок и несчастлив Печорин. |
Вера о Печорине: «... в твоей природе есть что-то особенное, тебе одному свойственное, что-то гордое и таинственное; в твоем голосе, чтобы ты ни говорил, есть власть непобедимая; никто не умеет так постоянно хотеть быть любимым; ни в ком зло не бывает так привлекательно; ничей взор не обещает столько блаженства; никто не умеет лучше пользоваться своими преимуществами, и никто не может быть так истинно несчастлив, как ты, потому что никто столько не старается уверить себя в противном». |
Повесть "Фаталист"
Печорин ищет ответ на вопрос: «Существует ли предопределение?» Героя занимают мысли о судьбе и воле человека. Речь идет о предметах более значимых, чем человеческие чувства, взаимоотношения, противостояния тому или иному кругу общества. Один из присутствующих замечает: «И если точно есть предопределение, то зачем же нам дан рассудок, почему мы должны давать отчет в своих поступках?..» | |
Верит в судьбу, предопределение | Не верит в судьбу, предопределение |
Вулич - игрок, постоянно испытывающий судьбу. Он ищет власти над судьбой. Его смелость объясняется тем, что он уверен в том, что каждому человеку назначен час его смерти и по-другому быть не может: «Каждому из нас назначена роковая минута». | Печорин - не верит, что существует высшая сила, управляющая движениями людей. «Мне стало смешно, когда я вспомнил, что были некогда люди премудрые, думавшие, что светила небесные принимают участие в наших ничтожных спорах за клочок земли или за какие-нибудь вымышленные права». |
«И как часто мы принимаем за убеждение обман чувств или промах рассудка!.. Я люблю сомневаться во всем: это расположение ума не мешает решительности характера; напротив, что до меня касается, то я всегда смелее иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает. Ведь хуже смерти ничего не случится - а смерти не минуешь!» | |
Человек, у которого есть вера и цель, оказывается сильнее, чем человек, который не верит в судьбу, не верит в себя. Если для человека не существует ничего более важного, чем собственные желания, то он неизбежно теряет волю. Печорин понимает этот парадокс так: «А мы, их жалкие потомки, скитающиеся по земле без убеждений и гордости, без наслаждения и страха, кроме той невольной боязни, сжимающей сердце при мысли о неизбежном конце, мы не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья, потому что знаем его невозможность и равнодушно переходим от сомнения к сомнению...» |
5. «Двойники» Печорина
| Вернер | Печорин |
Сходство | ? Близки духовно и интеллектуально. ? Скрывают способность любить и сострадать. ? Учатся равнодушию и эгоизму. ? Боятся проявления нормальных человеческих чувств. ? Подавляют в себе все человеческое. | |
Различия | Свидетель жизни, скорее наблюдатель за всем происходящим со стороны. | Пытается понять смысл и цель своей жизни. |
| Грушницкий | Печорин |
Сходство | Люди одного круга, вместе служили. | |
Различия | ? Позер, любит пышные фразы. ? Мечтает стать героем романа. ? Провинциальный романтик. ? Мелок в своих амбициях и желаниях. ? Чтобы завоевать авторитет в кругу людей, которые для него значимы, идет на предательство и подлость. | ? Умен. ? Тонко чувствует других людей, умеет понимать их состояние и угадывать их поступки. ? Наблюдателен, умеет анализировать и делать выводы. ? Обладает тонкой интуицией. |
6. Конфликт Печорина с обществом и с самим собой
«Зачем я жил? Для какой цели родился? А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные; но я не угадал этого назначения». Самоанализ Печорина направлен на формирование себя как личности. |
"Два" Печориных
| Живет, совершает поступки, ошибается | Анализирует и судит |
Отношение к жизни | Скептик, разочарованный человек, живет «из любопытства» | Огромная жажда жизни, деятельности, желание понять свое назначение. |
Борьба сердца и ума | Не может не чувствовать красоту природы, переживания других людей: «Какая бы горесть ни лежала на сердце, какое бы беспокойство ни томило мысль, все в минуту рассеется, на душе станет легко». | «Я давно уж живу не сердцем, а головою. Я взвешиваю, разбираю свои собственные страсти и поступки с строгим любопытством, но без участия». |
Отношение к женщинам | «Женщины! Женщины! кто их поймет? Их улыбки противоречат их взорам, их слова обещают и манят, а звук их голоса отталкивает ... то они в минуту постигают и угадывают самую потаенную нашу мысль, то не понимают самых ясных намеков...» | «Женщины должны бы желать, чтоб все мужчины их так же хорошо знали, как я, потому что я люблю их во сто раз больше с тех пор, как их не боюсь и постиг их мелкие слабости». |
Главное противоречие героя | Мелкие недостойные поступки. Приносит людям лишь зло и страдания. Полная безнадежность, сознание своей обреченности. | Необъятные силы души. Стремится «любить весь мир». Жажда полноты жизни. |
Сам о себе | «Одни почитают меня хуже, другие лучше, чем я есть на самом деле... Одни скажут: он был добрый малый, другие - мерзавец. И то и другое будет ложно. После этого стоит ли труда жить? А все живешь - из любопытства: ожидаешь чего-то нового... Смешно и досадно». | «С тех пор как я живу и действую, судьба как-то всегда приводила меня к развязке чужих драм, как будто без меня никто не мог бы ни умереть, ни прийти в отчаяние!» |
Расценивает себя как «нравственного калеку», у которого «высохла, испарилась, умерла» лучшая половина души. Кто же виноват в том, что Печорин превратился в «умную ненужность?» Сам Печорин отвечает на этот вопрос так: «Моя бесцветная молодость протекла в борьбе с собой и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца, они там и умерли», «Глупец я или злодей, не знаю; но то верно, что я так же очень достоин сожаления». |
7. Онегин и Печорин
• Белинский сказал о Печорине: «Это Онегин нашего времени, герой нашего времени. Несходство их между собой гораздо меньше расстояния между Онегою и Печорою». • Герцен назвал Печорина «младшим братом Онегина». |
Сходство героев. • Представители светского общества. • Общее в истории жизни героев: вначале погоня за светскими удовольствиями, затем разочарование в них и таком образе жизни. • Затем попытка найти применение своим душевным силам в каких-либо занятиях: чтение книг, хозяйство, но разочарование и в этом тоже. • Героями овладевает скука (сплин). • Критически относятся не только к окружающим их людям, но и беспощадно судят себя и свои поступки. Чем Печорин отличается от Онегина. Печорин - человек 30-х годов (время реакции). Одаренная, неординарная личность, что проявляется в уме, сильных страстях, воле. Его характер и поведение отличаются противоречивостью: в нем борется рассудочность с требованиями чувства ума и сердца. Способен на глубокую любовь (отношение к Вере). Типичный герой своего времени. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы к трём урокам литературы на темы: «Герой мятущейся души…» (по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»); «Детали будут тут нелишни…» ( по роману В.Набокова «Машенька»); «О чём поёт эпохи муза…» (по лирике А. Блока)
В методическую копилку учителей словесности предлагаю материалы к трём урокам литературы на темы: «Герой мятущейся души…» (по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»); «Детали будут тут нел...
Урок литературы 9 класс "М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции".
Конспект урока может быть использован при изучении романа "Герой нашего времени" в 9 - 10 классах...
Презентация к уроку литературы 9 класс"Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции"
Презентация к уроку...
Творческий проект «Герой нашего времени» (современная литература о молодежи и для молодежи).
Почему подростки не читают книги? Вряд ли справедливо объяснение: дети не читают из-за того, что им непонятны описываемые в русской классике человеческие отношения. И в тоже время ...
Конспект урока литературы в 9 классе по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» «Печально я гляжу на наше поколенье!»
Анализ главы «Бэла»Цель урока:1. Вместе с учащимися рассмотреть характер и поступки героев в повести.2.Развивать умение находить в тексте материал о герое3.Заинтересовать обучающихся лично...
Дидактические материалы к работе над текстом романа М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"
Дидактические материалы помогут учителю литературы проверить знания обучающихся по произведению М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени"...