Основные положения темы: "Индивид. Индивидуальность. Личность" 10 класс. Профильный уровень.
методическая разработка по обществознанию (10 класс) на тему
В работе представлен план-конспект данной темы. Выделены основные положения в виде тезисов, схем, таблиц.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
методическая разработка | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
§28. Индивид. Индивидуальность. Личность.
1. Подходы к изучению личности:
А) Антропологический (Фаербах: личность=индивиду);
Б) Социологическая (Дюркгейм, Леви-Брюль, Сен-Симон: Личность-это объект и продукт социальных отношений, т. е совокупность социально значимых черт);
В) Персоналистический (Хайдеггер, Сартра, Ясперс: сущность личности в абсолютной свободе).
2. Личность- это результат социализаций индивида, который усваивает традиции и систему ценностных ориентаций, выработанных человечеством.
Личностью становятся, а не рождаются.
Виды личности:
1)Формирующаяся личность – это ребенок, подросток, юноша, т.к происходит формирование его качеств в целостную структуре ;
2) Разрушающаяся личность-это психически больные люди, которые бывают 2 видов:
- патологическая личность (частичное разрушение личности)
- аномальная (полное разрушение личности);
3)Асоциальная личность – преступники, признанные здоровыми;
4) Деградирующая личность – потерявшая способность осознавать себя как субъект деятельности.
Черты зрелой личности:
- целостность (ведет себя предсказуемо);
-иерархичность (способность управлять своими потребностями);
-занимает активную жизненную позицию;
-ищет оптимальные способ деятельности;
- не ждет награду за свою деятельность;
-влияние на общественное сознание (не только на современное поколение, но и на будущее).
3.Индивид - это один из многих.
Индивидуальность- это неповторимое своеобразие как природного, так и общественного.
Черты, социально типичные для данного общества.
Совпадающая область-свойство личности, определяет ее индивидуальность.
Биопсихические черты, характерные для данного общества.
4. Структура личности - специфическая организация качеств, присущих данному индивиду и образующая его в неповторимую личность в различных проявлениях.
Структура личности:
I Классификация.
4.Убеждения, мировоззрения, идеалы, стремления, интересы.
3. Привычки, умения, навыки и знания личности.
2. Особенности психических процессов: восприятие, мышления, памяти и др.
1. Биологические свойства, связанные с полом, возрастом, темпераментом.
II Классификация.
Интроиндивидный: личность рассматривается с точки зрения индивидуальных отличий от других людей. Представлены качества, данные человеку от рождения;
Интрериндивидный: личность рассматривается с точки зрения качеств, которые проявляются только при взаимодействии человека с другими людьми;
Метаиндивидный: определяет воздействие личности на других людей через ее деятельность.
III Классификация по Фрейду: А) Ид «Оно»
Б ) Эго «Я»;
В) Супер-эго «сверх-Я»;
Черты личности: - устойчивые( установки, убеждения);
- изменчивые (смена настроения, опасность чужого влияния, человек следует за кем-то, нет собственного мнения).
Социализация- процесс усвоения социальных норм, правил поведения в обществе.
§29. Возраст и становление личности.
1. Что оказывает на влияние формирования личности?
Точка зрения Выготского «Хронологический возраст = психологическому возрасту».
Психологическое время- это субъективное отражение времени в масштабе значимых событий жизни человека.
Составные части психологического времени:
А) Ситуативное время (восприятие и переживание коротких временных интервалов);
Б) Биографическое время = паспортное время (жизнь индивида в целом, которое включает как значимые, так и не значимые события);
В) Историческое время (события, которые были до его жизни, и те, которые будут после его смерти);
Г) Социальное время (освоение практической деятельности, социального опыта).
2.Периодизация развития личности:
Выготский - главное в анализе развития психике ребенка-действие;
Леонтьев добавляет существенную деятельность.
Периодизация возрастного развития:
I группа. Ребенок - общественный, взрослый :
-эмоциональное общение младенца;
-ролевая игра;
-интимно-личностные общения подростков.
II группа. Ребенок – общественный продукт:
-способы действия с предметами;
-эталоны, выделяющие в предметах значимые стороны.
Последовательность ведущей деятельности ребенка
I Классификация:
А) Непосредственно-эмоциональное общение (0-1 год) 1 группа;
Б) Предметно - манипулятивная деятельность (1-3 лет) 2 группа;
В) Ролевая игра (3-7 лет) 1 группа;
Г) Учебная деятельность (7-10 лет) 2 группа;
Д) Интимно-личностное общение (11-14 лет) 1 группа;
Е) Учебно-профессиональная деятельность (14-17 лет) 2 группа;
II Классификация:
Основа- способ поиска и путей развития личности.
Проявляется в противоречии: между стремлением быть личностью и проявить себя как личность.
1 фаза. Адаптация – усвоение действующих норм и овладение соответствующими формами и средствами деятельности.
2 фаза. Индивидуализация – порождается противоречиями между тем, что индивид стал таким, как все в группе, и тем, что не удовлетворены его потребности в индивидуальном своеобразии.
3 фаза. Интеграция - противоречиями между стремлением быть личностью и одобрением лишь тех индивидуальных особенностей человека, которые соответствуют ценностям конкретной общности.
III Классификация:
Основа – возраст.
Ранний детский возраст (0-3 год);
Детсадовский возраст (3-7 лет);
Младший школьный возраст (7-11 лет);
Средний школьный возраст (11- 15 лет);
Старший школьный возраст (15 – 18 лет).
3. Становление внутреннего мира личности.
Высшая способность- способность к рефлексии.
Рефлексия – способность человека анализировать и оценивать свои чувства, мысли, действия.
Периодизация - становление внутреннего мира человека (личности).
1 ступень «Оживление » 0-1 год (события с матерью, единство жизни с матерью, ребенок учится различать окружающий мир);
2 ступень «Одушевления» 1-6 лет (освоение прямохождения и речи, зарождается самостоятельность);
3 ступень «Персонализации» 7-18 лет (непосредственное становление личности);
4 ступень «Индивидуализации» 20-40 лет (начинается процесс духовного саморазвития, ответственность человека за свои поступки);
5 ступень «Универсализации» 45-65 лет (человек максимально свободен, развитый духовный мир, предельная ответственность за свои деяния).
Становление личности = становление нравственности.
Главный критерии в обществе.
Эволюция: эгоистичность→чувство совести , справедливости.
Роджерс: личность будет развиваться гармонично, если его реальное «Я» будет соответствовать мыслям, чувствам, переживаниям и поведению, которые не нужно скрывать от окружающий.
Интенциональность - развитие намеренья и целей, заложенных в личности.
Фазы жизненного цикла:
А) до 15 лет, отсутствие самостоятельных целей, развитие умственных и физических потребностей;
Б) до 25 лет, осознание человеком своих потребностей и способностей;
В) от 25 до 45 лет, расцвет интенциональных возможностей, стабилизируется профессиональная деятельность и семейные отношения;
Г) 46-65лет, человек подводит итоги своей жизни и происходит переосмысление успехов и не удач.
Д) 65-75 лет, прекращение преследование целей, стремление к целостному осмыслению своей прожитой жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Концепции личности" к уроку по теме "Индивид.Личность.Индивидуальность."
В презентации в краткой форме изложена сущность пяти концепций личности: психоанализ, бихевиоризм, эго-концепция, Я-концепция, гуманистическая концепция Маслоу. Содержательное ядро каждой теории предс...
Рабочая программа по предмету "Литература" 10 - 11 класс (профильный уровень), составленная на основе Федерального компонента госстандарта образования для основной общей школы в соответствии с программой, допущенной Министерством образования
Рабочая программа и тематическое планирование уроков литературы в 10 - 11 классах составлены на основе Федерального компонента государственного стандарта образования для основной общей школы в соответ...
Рабочая программа по предмету "Литература" 10 - 11 класс (профильный уровень), составленная на основе Федерального компонента госстандарта образования для основной общей школы в соответствии с программой, допущенной Министерством образования
Рабочая программа и тематическое планирование уроков литературы в 10 - 11 классах составлены на основе Федерального компонента государственного стандарта образования для основной общей школы в соответ...
Основные положения темы: "Деятельность людей и её многообразие".Обществознание 10 класс. Профильный уровень.
В работе представлены основные положения темы в виде тезисов, таблиц и схем....
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии. Уровень образования (класс) 11 класс (профильный уровень)
Программа разработана на основе Программы общеобразовательных учреждений по биология для 10-11 классов, авторы: Г.И. Дымшиц, О.В. Саблина, 2008, государственного образовательного стандарта (Э.Д. Днепр...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по праву уровень обучения – среднее общее образование для 10,11 класса (профильный уровень)
Правовое профильное обучение в старшей школе более полно учитывает интересы, склонности и способности учащихся, создавая условия для образования старшеклассников в соответствии с их интересами к будущ...