Участие граждан в политической жизни
методическая разработка по обществознанию (9 класс) на тему

Представлен рабочий лист для учащихся 9 классов к учебнику Боголюбова Л.Н.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochiy_list_po_teme_uchastie_grazhdan.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочий лист по теме «Участие граждан в политической жизни».

1.Продолжите предложение:

Гражданин- человек, который:

любит…

переживает…

действует…

потому, что…

Подумайте и ответьте: 1.Почему граждане поручают своим представителям в законодательных органах представлять их интересы? Как граждане принимают решение о том, кто будет представлять их интересы? На что ориентируются граждане, принимая решение о том, кто будет представлять их интересы? В чем значение для страны такого выбора?

2. Демократические выборы. 

№1. Изучите 3, 32 статьи Конституции РФ и извлечения из Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

№ 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»:

Статья 3.Принципы проведения в Российской Федерации выборов и референдума.

Граждане Российской Федерации участвуют в выборах и референдуме на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Участие гражданина Российской Федерации в выборах является добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах …

Статья 4.Всеобщее избирательное право и право на участие в референдуме.

1.Гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, имеет право избирать, голосовать на референдуме, а по достижении возраста, установленного Конституцией Российской Федерации……..быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

2.Гражданин Российской Федерации имеет право избирать, быть избранным, участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Статья 5.Равное избирательное право и право на участие в референдуме.

Граждане Российской Федерации участвуют в выборах и референдуме на равных основаниях.

Статья 6.Прямое избирательное право и право на прямое волеизъявление на референдуме.

Граждане российской Федерации голосуют на выборах и референдуме …. непосредственно.

Статья 7. Тайное голосование

Голосование на выборах и референдуме является тайным, исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина.

№2.Что означают демократические принципы выборов, дайте необходимые пояснения:

Избирательное право является:

всеобщее-

равное-

прямое-

тайное-

№3.С какого возраста граждане РФ имеют право принимать участие в выборах? Кто лишен права принимать участие в выборах? Предположите, почему.

№4.Практикум. Определите, какой принцип избирательного права нарушен:

1) Мужчины на выборах имеют 2 голоса, а женщины – 1.

2) Каждый избиратель накануне выборов получает бюллетень, заполняет его дома, а в день выборов приносит его на избирательный участок.

3) Выборы депутатов в Законодательное собрание N края многоступенчатые.

4) Пенсионеры, проживающие в N районе, не имеют право принимать участие в выборах.

№5.Изучите статьи № 81,96,97,130 Конституции РФ. Назовите органы власти в нашей стране, которые формируются путем выборов и сроки их полномочий. Кто может стать президентом, депутатом?

 №6. Продолжите фразу: «Возрастной ценз для избрания- ограничение …., например,….», «Ценз оседлости-ограничение…, например,…»

3. Что такое референдум? В чем отличие выборов от референдума?

№1.Проработайте с текстом из учебного пособия и заполните таблицу «Референдум в РФ»: 1колонка- вопросы; 2 колонка- ответы.

Вопросы: 1.Что такое референдум? 2.Зачем проводят референдум?3. Кто может участвовать в референдуме? 4.Порядок назначения референдума.

Текст: Референдум: (лат. Referendum)  - то, что должно быть сообщено. Референдум - голосование избирателей по определенному вопросу государственной или общественной жизни.

Общенациональный референдум - референдум, проводимый в пределах всей государственной территории. Местный референдум - голосование граждан по вопросам местного значения. В нашей стране решение о проведении местного референдума принимается органом местного самоуправления или по требованию населения.

Вопрос референдума - вопрос государственного значения, затрагивающий интересы народа, не должен противоречить Конституции, ограничивать общепризнанные права и свободы человека и гражданина.

Решение, принятое на референдуме, вступает в силу с момента опубликования результатов референдума. Референдум назначает Президент Российской Федерации, который направляет документы в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о соответствии референдума Конституции Российской Федерации.

Участники референдума- участники референдума - граждане Российской Федерации, обладающие в соответствии с законодательством правом на участие в референдуме. В бюллетене для голосования точно воспроизводится формулировка вопроса и указываются варианты ответа – «за» или «против», под которыми помещены пустые квадраты.  В одном из них гражданин и должен поставить знак при голосовании. Референдум считается состоявшимся, если в голосовании прияло участие более половины граждан, имеющих право на голосование.

№2.Продолжите фразу: «… и … – это наиболее массовая форма участия граждан в управлении делами государства».

№3 Подумайте и ответьте: Зачем нужны выборы? Почему так важно участие граждан в выборах?

Какую роль может сыграть один голос на выборах? Почему голосование должно быть тайным? Что плохого в покупке или продаже голосов?

Какие качества кандидата являются важными для избирателя?

Чем руководствуется избиратель, принимая решение?

Почему кандидаты много обещают и мало выполняют?

Как вы думаете, почему падает активность избирателей на выборах? Какими могут быть последствия этого явления для личности, общества, государства?

Работа с учебником. Читая текст, сформулируйте ответы на вопросы:

4. Что такое государственная служба? 

Приведите примеры должностных лиц, находящихся на государственной службе.  Как стать государственным служащим?

Как граждане России могут реализовать право участвовать в осуществлении, или, как говорят юристы, в отправлении, правосудия?

5.Непосредственная демократия.

 Назовите пути и способы побудить власти оперативно реагировать на экономические, социальные, политические потребности граждан.

Как граждане могут воздействовать на политику государственной власти?

Что такое митинг? С какими целями организовываются митинги?

Приведите примеры митингов, которые прошли в нашем городе.

С какими целями запрещено законом организовывать митинги? Что произойдет, если такой митинг состоится?

Вставьте пропуски: «В разных странах существует либо …, либо … порядок проведения митинга».

Как еще можно массово выразить общественно-политические настроения.

 Какие права закреплены в ст.29 Конституции РФ? Существуют ли ограничения в осуществлении этих прав? Что такое цензура? Существует ли она сейчас?

Что такое политический экстремизм? Приведите примеры. В чем его опасность? 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Участие граждан в политической жизни"

Конспект урока по обществознанию для 9 класса "Участие граждан в политической жизни общества". УМК Боголюбова...

Открытый урок «Участие граждан в политической жизни. О принципах демократии и выборного процесса в РФ»

Данный урок был проведен в рамках конкурса, проводимого на территории нашего города. ...

Тест 9 класс. Участие граждан в политической жизни

Участие граждан в политической жизни. Тест 9 класс....

Опорный конспект-тренажер "Участие граждан в политической жизни". Обществознание. 10 кл.

Материал к уроку по обществознанию "Участие граждан в политической жизни" ( учебник Боголюбова Л.Н.. базовый уровень. 10 класс) представлен в виде опорного конспекта-тренажера, содержащего различные в...

Урок обществознания 9 класс Участие граждан в политической жизни

Цель:   формирование компетенций гражданственности: гражданского сознания и самосознания учащихся по вопросу участия граждан в политической жизни государства, их правовой и политической куль...

Презентация по обществознанию на тему "Участие граждан в политической жизни" выполнил Хомичук Дмитрий

Презентация по обществознанию на тему "Участие граждан в политической жизни" выполнил Хомичук Дмитрий...