Конспект урока: "Участие граждан в политической жизни".
план-конспект урока по обществознанию (9 класс) на тему

Ларина Ольга Геннадьевна

Конспект урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_vybory6.docx24.74 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Участие граждан в политической жизни.

Цель урока:  обобщить знания  о процедуре  демократических  выборов в РФ.

Задачи урока:

  • Познакомить учащихся с порядком проведения избирательной кампании, с механизмом голосования.
  • Развивать  умение работать в группе,  анализировать   ситуацию,  делать  выводы,  приводить    примеры, и самостоятельно принимать решения.
  • Способствовать воспитанию правовой культуры и становлению активной гражданской позиции у подросткового поколения.

Тип урока –изучение нового материала.

Форма урока – групповая работа, деловая игра.

Оборудование:  интерактивная доска, компьютерная презентация, Конституция РФ, избирательная урна, бюллетени

Основные понятия: выборы,  избирательное право, референдум, Конституция, активное и пассивное избирательное право.

План урока.

1. Организационная деятельность.

2. Цели урока.

3. Фронтальная беседа.

4.Деловая игра: «Выборы».

5. Итоги работы.

6. Домашнее задание

Ход урока.

1.Организационный момент.

2. Озвучивание темы урока и цели.

Учитель: Выборы, выбирать. С этим, словом мы очень часто сталкиваемся в повседневной жизни. Мы выбираем место учебы, товары в магазине, спутника жизни. От этого выбора зависит наша с вами жизнь. Но иногда от нашего выбора зависит не только наша жизнь, но жизнь всей страны - это участие граждан нашей страны в выборах Президента, Депутатов Государственной Думы, мэра города, депутатов городской думы. Тема сегодняшнего урока «Выборы» весьма актуальна в свете событий, накануне которых мы находимся – это выборы Президента.

Учитель: Скажите, что такое выборы?

Выборы – это  процесс, в ходе которого происходит избрание либо переизбрание кандидатов на какой-либо пост

Выборы – это  проверенный временем способ обретения властью доверия и поддержки народа.

Избирательное право – это совокупность правовых норм, устанавливающих принципы и порядок проведения выборов.

3.Фронтальная беседа (10 мин)

1. Что является высшим непосредственным выражением власти народа? (Непосредственным выражением власти народа является референдум и выборы)

2. Чем отличаются выборы  от референдума? (Отличается тем, что на выборах мы голосуем за кандидата или партию, а на референдуме за принятие закона или за изменение территории)

3. Когда в нашей стране впервые появилась Дума? (впервые о созыве Думы как законосовещательного органа в России было объявлено в Манифесте 6 августа 1905 года, подготовленном министром внутренних дел А.Г.Булыгиным. В декабре 1905 г. и апреле 1906 г. были приняты законы о Думе. Выборы в I Государственную Думу прошли с 26 марта по 20 апреля 1906 г).

4. Какие органы представляют законодательную власть в РФ?  (Законодательная власть в РФ представлена федеральным  собранием: который состоит из двух палат  верхняя Совет Федерации, нижняя Государственная Дума)

5. Скажите режим работы избирательных участков во время выборов? Почему? (с 8.00 до 20.00, чтобы все граждане учавствовавшие в выборах смогли проголосовать )

6. Кто представляет исполнительную власть в РФ?     (Исполнительная власть представлена Правительством, во главе с  президентом)

7. Кто может быть членом избирательной комиссии?  (Членом избирательной комиссии может быть совершеннолетний, свободный, дееспособный гражданин Российской Федерации,)

8. С какого возраста  гражданин РФ имеет право избирать? (Гражданин имеет право избирать с18 лет)

9.С какого возраста можно баллотироваться в президенты? (Баллотироваться  в президенты можно с 35 лет)

4. Учитель: Продолжим работу в группах.  Человек в течение всей  жизни попадает в различные ситуации.  Выборы тоже не исключение.  Сейчас мы с вами посмотрим, какие пути решения вы сможете предложить в данных мною ситуациях.(5 мин)

Ситуация 1.  Гражданин не хочет принимать участие в выборах. Избирательная комиссия пришла к нему домой и требует, чтобы гражданин проголосовал.

Правомерны ли действия комиссии? Почему? ( нет, действия комиссии неправомерны, т.к гражданин имеет право выбора, голосование осуществляется добровольно)

Ситуация 2. Человек пришел на выборы, но его фамилия написана неправильно в списке избирателей. Как быть? (Необходимо внести ФИО гражданина в дополнительный список)

Ситуация 3. Как голосовать человеку, уезжающему из города и отсутствующему в день выборов? (Взять открепительное удостоверение)Что такое? Открепительное удостоверение — на выборах в России документ, удостоверяющий право избирателя проголосовать на любом избирательном участке вместо того, к которому он приписан по месту постоянной или временной регистрации.

Ситуация 4.  В бюллетене были поставлены два крестика напротив двух  фамилий кандидатов. Является ли этот бюллетень действительным? Почему?( Нет, данный бюллетень не является действительным так как бюллетень должен содержать одну отметку)

Ситуация 5.

4. Деловая игра. Ход игры ( 25 мин)

Учитель: Домашним заданием у вас было, подготовить название партии, эмблему,  листовки, кандидата в президенты и предвыборную программу

Свои кандидатуры в Президенты выдвинули  2 ученика, которые приготовили презентации, агитационный материал, свою программу.    Каждый кандидат в Президенты имеет помощников, которые сейчас представят кандидатов в президенты.

  1. Партия «Юная Россия»
  2. Партия «Молодое поколение»

Была сформирована избирательная комиссия в составе трех членов . Члены комиссии готовили, бюллетени, протоколы, избирательный ящик, а также будут проводить голосование и  подсчет голосов.

Учитель знакомит с правилами деловой игры и  членами избирательной комиссии

Вы знаете, что процедура выборов проходят в несколько этапов:

I этап игры «Выдвижение кандидатов». Формирование инициативных групп и выдвижение кандидатов на должность старосты. Для качественного проведения деловой игры желательно наличие 2-х кандидатов.

 Требования к кандидату:

- гражданин России;

- учащийся 9 класса

- письменное согласие баллотироваться, заявление в избирательную комиссию, в котором должны быть указаны следующие данные:

     фамилия, имя, отчество

     дата рождения,

    образование,

    место учебы,

В избирательную комиссию предоставляются:

  • заявление кандидата с выражением согласия баллотироваться на должность;
  • подписные листы в поддержку кандидата;
  • заявление кандидата с просьбой о регистрации;
  • программа

II этап игры «Предвыборная агитация».( 15 мин)

Информация о кандидате.

Программа.

Принципы агитации:

  • свободное проведение в соответствии с федеральными законами,
  • возможность агитации “за” и “против”,
  • равный доступ кандидатов к средствам массовой информации (ученическая газета, школьное радио),
  • запрет на участие в агитации членов избирательной комиссии, должностных лиц,
  • сроки агитации: начало в день регистрации кандидата, завершение за сутки до дня голосования,
  • до начала распространения в избирательную комиссию представляется экземпляр агитационных материалов,
  • запрещено проведение агитации, порочащей честь и достоинство других кандидатов или членов их инициативных групп.

Виды агитации (все формы и методы агитационной работы, разрешенные законодательством):

  • обязательно: организация встреч с избирателями
  • лозунги,
  • плакаты,
  • выпуск газеты,
  • фотоматериалы,
  • видеоматериалы,
  • аудиоматериалы,
  • символика,
  • календари
  • проведение круглых столов, диспутов с другими кандидатами или их представителями

III этап игры «Голосование».( 5 м)

Избиратели получают бюллетень при предъявлении документа, удостоверяющего личность (паспорт или ученический билет, для девятиклассников, не достигших 14 лет). Членами избирательной комиссии сведения заносятся в списки избирателей. Избиратели ставят свою подпись в избирательном списке.

IV этап игры «Подведение итогов выборов». ( 5 м) По завершении голосования члены избирательной комиссии проводят подсчет голосов и составляют протокол о результатах голосования.

Учитель: Подведение итогов.

  • По какой избирательной системе мы провели выборы сегодня?
  • Я буду голосовать на выборах, потому что:
  1. Живу в этой стране
  2. Я гражданин своей страны
  3. Имею на это право
  4. Отношусь к этому с большой ответственностью
  5. Мой голос может стать решающим
  6. Мне предоставлено право выбора
  7. Не хочу отличаться от других
  8. Считаю это своими обязанностями
  9. За нас это могут сделать пенсионеры, а их выбор не всегда совпадает с нашим
  10. Хочу повлиять на экономические преобразования в стране
  11. Хочу улучшить обстановку в своей стране
  12. Мне не безразлично будущее своей страны
  13. Подаю пример другим
  14. Голосую за справедливость
  15. Мы не знаем, что нас ждёт, но мы верим, что всё будет хорошо!

Юная Россия.

Главной целью моей предвыборной компании является:

-дать возможность молодежи развивать свои возможности и открывать новые в различных областях деятельности;

- всегда и во всем придерживаться активной и жизненной позиции;

- заботиться друг о друге и об окружающей среде;

- всю работу делать с пользой;  

  •  повысить зарплату бюджетникам;
  •  создание рабочих мест для молодежи;
  •  строительство детских садов.

Молодое поколение:

  • равенство всех перед законом
  •  развитие системы местного самоуправления
  •  бесплатное обязательное образование
  •  вести активную работу с молодежью, широко используя её потенциал
  •  увеличить заработную плату
  •  восстановление льгот для многодетных семей
  •  воссоздание сети общедоступных детских садов
  •  обеспечение жильём молодых семей
  •  совершенствования среды обитания
  •  сохранение заповедных зон
  •  ужесточение законов по продажи алкоголя и табака
  •  борьба с международным терроризмом,наркоманией


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Участие граждан в политической жизни"

Конспект урока по обществознанию для 9 класса "Участие граждан в политической жизни общества". УМК Боголюбова...

Открытый урок «Участие граждан в политической жизни. О принципах демократии и выборного процесса в РФ»

Данный урок был проведен в рамках конкурса, проводимого на территории нашего города. ...

Тест 9 класс. Участие граждан в политической жизни

Участие граждан в политической жизни. Тест 9 класс....

Опорный конспект-тренажер "Участие граждан в политической жизни". Обществознание. 10 кл.

Материал к уроку по обществознанию "Участие граждан в политической жизни" ( учебник Боголюбова Л.Н.. базовый уровень. 10 класс) представлен в виде опорного конспекта-тренажера, содержащего различные в...

Участие граждан в политической жизни

Представлен рабочий лист для учащихся 9 классов к учебнику Боголюбова Л.Н....

Методическая разработка проведения урока в 9 классе по обществознанию. Тема урока: "Участие граждан в политической жизни"

Цели и задачи урока:формирование политической и правовой культуры учащихся;раскрыть содержание публичной жизни гражданина, его взаимоотношений с государственной властью;помочь учащимся получить конкре...

Конспект урок "Участие граждан в политической жизни страны"

Цель: формирование компетенций гражданственности: гражданского сознания и самосознания учащихся по вопросу участия граждан в политической жизни государства, их правовой и политической культуры....