РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по элективному курсу «Введение в философию»
рабочая программа по обществознанию (10 класс) на тему
РУП элективного курса конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта по «обществознанию».
Данный курс представляет обществоведческий модуль по философии. Основными объектами изучения являются: человек в обществе, познание и познавательная деятельность человека, общество, специфика социально-гуманитарных знаний в историко-культурном контексте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rup_filosofiya10.docx | 42.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление по делам образования г. Челябинска
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №46
г.Челябинск, 454139, ул.Новороссийская, 77-а, тел/факс 253-28-34
е-mаil: MOUSOCH46@yandex.ru
«____»_______________2011_г.
«Утверждено»
Директор школы ______________
/Сагандыкова С.А./
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по элективному курсу «Введение в философию» 10 класс
на 2011 – 2012 учебный год
Преподаватель: Левина Н.В.
учитель истории, обществознания,
высшей категории
Рассмотрено на заседании МО Согласовано с учебной частью
Пр. № _____ от _____________ «____» _____________2011 г.
Руководитель МО Зам. директора по УР
___________________________ ________________________
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ 10 класс
1. Пояснительная записка - 3-
2. Содержание программы - 7 -
3. Учебно-методический комплекс (УМК), обеспечивающий реализацию рабочей программы - 11 -
4. Календарно-тематический план реализации рабочей программы, поурочное планирование - 12 -
5. Требования к уровню подготовки - 18 -
6. Характеристика контрольно-измерительных материалов - 20 -
7. Приложения. - 21 -
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к рабочей учебной программе элективного курса «Введение в философию» 10 класс
Рабочая учебная программа составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
- «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (приказ Министерства образования РФ от 05. 03.2004г. № 1089).
- Примерная программа среднего (полного) общего образования по истории (базовый уровень), 2004г. /www.ed.gov.ru/
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от «24» декабря 2010г. № 2080 «Федеральный перечень учебников, рекомендованных министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2011/2012 учебный год»;
- «О формировании учебных планов общеобразовательных учреждений Челябинской области на 2011 - 2012 учебный год» (Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 16.06.2011 г. № 04 -997).
- Областной базисный учебный план 2011 -2012 учебного года;
- «О разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях Челябинской области» (Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 31.07.2009 г. №103/3404).
- Инструктивно-методическое письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 18.07.2011г № 103/4275 «О преподавании учебного предмета «Обществознание» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2011-2012 учебном году».
- Тематический план обществоведческого модуля «Введение в философию».- Киприянова Е.В.Обществознание:введение в философию. Познавательно-творческие задания: методическе пособие для учителей.-Ростов на Дону,Легион,2008.
- Учебный план МОУ № 46 на 2011-2012 учебный год.
Рабочая программа ориентирована на следующие цели изучения обществознания на ступени среднего общего (полного) образования:
- Развитие личности, ее духовно-нравственной культуры, социального поведения.
- Воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ.
- Овладение умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные, освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства.
- Формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений, гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений.
Согласно учебному плану МОУ № 46 на изучение элективного курса в 10 классе выделяется 35 часов в год (1 час в неделю).
РУП элективного курса конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта по «обществознанию».
Данный курс представляет обществоведческий модуль по философии. Основными объектами изучения являются: человек в обществе, познание и познавательная деятельность человека, общество, специфика социально-гуманитарных знаний в историко-культурном контексте.
Изучение материала осуществляется в соответствии с предложенной тематический планом последовательностью.
(Киприянова Е.В.Обществознание:введение в философию. Познавательно-творческие задания: методическе пособие для учителей.-Ростов на Дону,Легион,2008.)
Распределение часов по темам
№ | Содержательные линии | Кол-во часов | |
10 класс | |||
1 | Философия и её роль в обществе | ||
2 | Философия человека | ||
3 | Знание, сознание, познание | ||
4 | Социальная философия | ||
5 | Социально-гуманитарные знания в историко-культурном контексте | ||
6 | Перспективы развития человека и человечества |
Система оценивания.
Основными формами контроля определены фронтальный и индивидуальный, устный и письменный опрос: проверочные работы, тесты, познавательные задания, анализ источников, эссе, творческие задания.
Основными обьектами контроля являются общеучебные и предметные знания, умения, навыки.
Итоговой оценкой элективного курса является «зачет» по итогам творческой защиты проекта по одной из тем курса.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ
Философия и ее роль в обществе (8 ч.)
Место философии в системе обществознания. Различные типы философствования. Специфика философского знания:
философия и наука, философия в религия, философия и искусство. Смысл философских проблем. Фундаментальные вопросы философии. Основные функции философии. Основные философские направления, течения, школы.
Философия человека (14 ч.)
Сущность человека как проблема философии. Бытие человека. Человечество как результат биологической и социокультурной эволюции. Человек как стремление быть человеком.
Биологическая природа человека. Люди и животные. Показатели физического развития человека: биологическое совершенство или ущербность человека. Возможности и границы биологической адаптации человека к внешним условиям. Меняется ли человек как биологический вид по мере своего интеллектуального и нравственного развития? Биологические факторы антропосоциогенеза.
Социальная сущность и социальная обусловленность человека. Значение социальной среды в развитии человека. Социальные факторы антропосоциогенеза.
Деятельность как способ существования людей. Потребности в интересы. Мотивация деятельности и социальные приоритеты. Поведение.
Личность. Социальные качества личности. Структура личности. Социальное и индивидуальное в человеке.
Основополагающие категории человеческого бытия. Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и произвол. Свобода в ответственность. Свобода выбора. Любовь и счастье. Смерть и смысл жизни.
Сознание, познание, знание (14 ч.
Природные предпосылки сознания. Сознание человека. Споры о природе и эволюции сознания. Идолы сознания Ф. Бэкона.
Сознание и мышление. Мышление и деятельность. Соотношение мышления и языка. Язык как форма мысли. Понятие информации.
Сознательное и бессознательное. Структура личности в учении З.Фрейда: Я, ОНО, сверх-Я. Архетипы коллективного бессознательного. Сознание как космический феномен. Коллективное бессознательное.
Теоретическое и обыденное сознание. Мировоззрение, его виды и формы.
Онтология и теория познания (гносеология). Проблема познаваемости мира. Наука, основные особенности методологии научного мышления.
Понятие научной истины, её критерии. Относвтельность истины. Истина и заблуждение.
Диалектический путь познания. Диалектическая модель объекта познания. Материя.
Человек, Вселенная, природа: макрокосм в микрокосм. Социальные формы познания мира. Философия. Религия. Искусство. Право. Мораль. Нравствённая культура.
Виды и уровни человеческих знаний. Опыт и знание. Мифологическое и рационально-логическое знание. Знание и сознание.
Дифференциация и интеграция научного знания. Особенности наук, изучающих общество и человека. Современные проблемы социальных и гуманитарных наук.
Социальная философия (16 ч.)
Социум как особенная часть мира. Системное строение общества. Структуры и модели общества. Социальная система и ее среда.
Факторы изменения социума. Типы социальной динамики. Революционное и эволюционное в историческом процессе.
Формации и цивилизации. Типологии обществ. дискуссии о постиндустриальном и информационном обществе.
Исторический процесс. Многообразие и неравномерность процессов общественного развития. Проблема общественного прогресса. Альтернативность истории. Стадии исторического процесса. Смысл истории. Законы общественного развития.
Процессы глобализации и становление единого человечества. Социально-гуманитарные последствия перехода к информационному обществу. Глобальные проблемы современности.
духовная жизнь людей. Общественное в индивидуальное сознание. Самосознание и его роль в развитии личности.
Социальная и личностная значимость образования. Тенденции развития образования в современном мире. Роль и значение непрерывного образования в информационном обществе.
Понятие культуры. Формы и разновидности культуры. Феномен «массовой культуры». «Восстание масс» Х.О.-иГассета. Одномерный человек. Многообразие и диалог культур. Культуры и цивилизации.
Социально-гуманитарные знания в историко-культурном контексте (16 ч.)
Философия древней Индии, философия древнего Китая, философия древней Греции. Проблематика человека в раннефилософских учениях. древневосточная и древнегреческая философские традиции в изучении человека. Этика
даосизма: культ неделания и естественности. Конфуцианская этика долга. Античный вдеал гармонически развитой л вч ности. Этический рационализм Сократа.
Философия средневековья. Религиозные учения о сотворении человека. Христианская концепция человека. Человек как центр и высшая цель мироздания.
Философия Нового времени. Изменение представлений человеке в Новое время. рационалистическая традиция
европейской философии. Проблема сознания в философии Р.Декарта. Просветительская трактовка человека. Философия эпохи Просвещения.
Немецкая классическая философия. Нравственный императив И.Канта. Западноевропейская философия ХIХ в.
Философские споры о сущности человека в ХIХ веке. Эволюционная теория происхождения человека. Различные
к объяснению механизма эволюции: приспособление к среде (К.Ламарк), естественный отбор (Ч.Дарвин), Мутационная гипотеза (Де Фриз). Эволюционная теория в свете современных научных данных палеонтологии, эмбриологии и других наук.
Орудийно-трудовая теория становления человека и ее современные оценки. Проблема отчуждения человека в марксистской философии
Философские искания ХХ века. Философская мистика ХХ века. Новый поворот к человеку Близость к миру конкретного индивида. Основные категории человеческого бытия в экзистенциализме: забота, покинутость, страх, смерть, выбор, ответственность. Человек в пограничной ситуации. «Вопрошающий» человек М.Хайдеггера. Проблема человека в русском экзистенциализме.
Гипотеза космического (внеземного) происхождения жизни: за и против.
Перспективы развития человека и человечества (2 ч.)
К чему и куда идет человечество в своем развитии. Дискуссии о будущем человеческого рода: гуманистическая экология, технократический путь, избавление от «лишних» людей, космизация жизни человека. Идея ноосферы (В.И. Вернадский).Стратегия выживания.Неогуманизм.
Требования к уровню подготовки
Знать/понимать:
• биологическую сущность человека,основные этапы и факторы социализации личности,место и роль человека в системе общественных отношений,
• специфику философского знания, этапы развития философской мысли, ценностные основания основных исторических эпох;
• тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
• необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
• особенности социально-гуманитарных знаний в различные исторические эпохи.
Уметь:
• характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
• анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами в признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
• объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека а общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
• раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
• осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
• оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
• формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
• подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
• применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальны м социальным проблемам.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
• совершенствования собственной познавательной деятельности;
• критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования ,собранной социальной информации;
• решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
• ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
• предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
• оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
• осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса «Введение в химию» Химия 6 класс
В системе естественно-научного образования химия как учебный предмет занимает важное место в познании законов природы, в материальной жизни общества, в решении глобальных проблем человечества, в форми...
Рабочая программа элективного курса «Введение в избирательное право»
Рабочая программа элективного курса «Введение в избирательное право», разработана на основе авторской программы по элективному курсу «Пенсионный всеобуч»: Сергеевой Светланы Петровны, Афанасьевой Тать...
Рабочая программа по курсу «Введение в общую биологию» 9 класс Авторы: А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник.
Рабочая программа по курсу «Введение в общую биологию» 9 классАвторы: А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник....
Рабочая программа факультативного курса «Введение в естественно-научные предметы. Естествознание»
Программа разработана на основе ФГОС с учетом авторской программы А.Е. Гуревича, Д.А. Исаева, Л.С. Понтака «Введение в естественно-научные предметы. Естествознание»....
Рабочая программа элективного курса "Введение в физику" 6 класс
Данная программа элективного курса имеет целью подготовить обучающихся к изучению физики в 7 классе. Планируемые результаты изучения курса включают в себя личностные, метапредметные и пред...
Рабочая программа элективного курса"Введение в языкознание.Практикум по русскому языку.Подготовка к ГИА в 8 классе"
Рабочая программа ориентирована на дополнительную подготовку обучающихся 8 классов к ГИА....
Рабочая программа элективного курса "Введение в нанотехнологии" 10 класс
Программа разработана на основе программы элективных курсовдля учащихся 10-11классов общеобразовательных школ. — СПб.: Школьная лига, Издательство «Лемма», 2013. - 44 с....