Экзаменационный материал по обществознанию в 8 классе
тест по обществознанию (8 класс)
Экзаменационный материал по обществознанию в 8 классе в 3 вариантах с критериями ответов и разбалловкой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekzamennatsionnyy_material_po_obshchestvoznaniyu_8_klass.docx | 76.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Критерии оценивания:
Задания первой части 1-20 оцениваются по 1 баллу, задания второй части 1, 2, 3 оцениваются по 2 балла – нет ошибок, 1 балл – допущена одна ошибка, 0 баллов – допущены две или более ошибок, задания третьей части 1,2,3 оцениваются по 2 балла мах, в соответствии с выполнением полноты задания.
Общее количество баллов за всю работу – 32.
- на оценку «2» - от 0 до 15 баллов;
- на оценку «3» - от 16 до 23 баллов;
- на оценку «4» - от 24 до 28 баллов;
- на оценку «5» - от 29 до 32 баллов.
Часть 1
Экзаменационный материал по обществознанию
8 класс
1 вариант
1. В узком смысле слова под обществом надо понимать
- конкретный этап в развитии народа
- территорию, имеющую четкие границы
- социальную организацию страны
- часть материального мира
2. В широком смысле слова под обществом надо понимать
- группу любителей почтовых марок
- всех жителей данного города
- учеников средней школы № 4
- совокупность форм объединения людей
3. Верны ли следующие суждения об обществе?
А Понятие «общество» применимо к любой исторической эпохе. Б. Общество возникло раньше, чем появилось государство.
- верно только А
- верно только Б
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
4. Человека от животного отличает
- наличие мозга
- наличие инстинктов
- развитая кисть руки
- способность мыслить
5. Что свойственно человеку и животному?
- целенаправленная деятельность
- наличие инстинктов и рефлексов
- наличие развитого мозга
- членораздельная речь
6. Верны ли следующие суждения о природе?
А. Природа – совокупность естественных условий обитания человека. Б. Природа – это мир, созданный человеком.
- верно только А
- верно только Б
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
7. Что из перечисленного относится к политической сфере общества?
- выплата пенсий
- выставка картин
- съезд партии
- продажа акций завода
8. К сфере политико-правовых отношений можно отнести контакты между
- милиционером, едущим в автобусе, и пассажирами автобуса
- кандидатом в депутаты и учителем в школе, где учится его сын
- молодым человеком и инвалидом в метро
- владельцем угнанного автомобиля и участковым милиционером
9. Верны ли следующие суждения о сферах общественной жизни?
А. Духовная сфера включает отношения по поводу производства, распределения, обмена и потреб- ления.
Б. Социальная сфера охватывает отношения между гражданином и органами власти.
- верно только А
- верно только Б
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
10. К. – небольшой островок, оторванный от цивилизации. Его жители собирают плоды, ловят рыбу, сами изготавливают себе одежду и домашнюю утварь. Они живут большими семьями, главами которых являются старшие мужчины. Распоряжение главы семьи является обязательным для домочадцев. К какому типу относится общество К.?
- индустриальному
- традиционному
- постиндустриальному
- информационному
11. Верны ли следующие суждения о типах общества?
А. Для традиционного общества характерна развитая система промышленного производства. Б. В индустриальном обществе основной отраслью экономики является сельское хозяйство.
- верно только А
- верно только Б
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
12. Какая тенденция является основой в развитии современного общества?
- миграция
- глобализация
- милитаризация
- деградация
13. Что из перечисленного относится к глобальным проблемам человечества?
- переход к постиндустриальному обществу
- развитие массовой культуры
- исчезновение биологических видов
- глобализация мировой экономики
14. Учитель на родительском собрании, говоря о Васе П., отметил его способность контролировать своё поведение, нести ответственность и решать проблемы, подчеркнул его сильную волю и самостоятельность в поступках. То есть он охарактеризовал Васю как
- индивида
- индивидуальность
- субъекта
- личность
15. Начальным элементом процесса познания является
- ощущение
- восприятие
- умозаключение
- суждение
16. К объектам материальной культуры относятся
- нормы поведения
- книги
- церемонии
- традиции
17. Верны ли следующие суждения об элитарной культуре?
А. Элитарная культура является достоянием привилегированной части общества. Б. К элитарной культуре можно отнести телесериал.
- верно только А
- верно только Б
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
18. У представителей этого типа культуры, как правило, нет автора. Она включает мифы, легенды, эпос, песни и танцы. О каком типе культуры идёт речь?
- о массовой культуре
- о народной культуре
- об элитарной культуре
- о поп-культуре
19. Категории «добро» и «зло» относятся к
- искусству
- морали
- образованию
- религии
20. Верны ли следующие суждения о социальном статусе?
А. Каждый человек выполняет только одну социальную роль в определённый период своей жизни. Б. Социальный статус человека определяется при его рождении и не может быть изменён в течение жизни.
- верно только А
- верно только Б
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
Часть 2.
1. В приведённом списке указаны черты сходства и отличия понятий народная и массовая культура. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.
- авторство произведений культуры не может быть установлено
- произведения доступны для восприятия без дополнительной подготовки зрителя
- широкий охват аудитории
- возникла в связи с появлением СМИ
Черты сходства | Черты отличия | ||
2. Установите соответствие между общественной сферой и отношениями, которые она регулирует: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.
ОТНОШЕНИЯ | СФЕРЫ ОБЩЕСТВА |
А) поставщика сырья и производителя товара | 1) экономическая |
Б) избирателя и кандидата в депутата | 2) политическая |
В) лидера парламентской фракции и члена партии | |
Г) покупателя и продавца |
Запишите в таблицу выбранные цифры.
А | Б | В | Г |
3. В стране Н. был проведён социологический опрос граждан. Им был задан вопрос: «Как вы считаете, свободны ли современные СМИ от государственного контроля?» Результаты опроса приведены в таблице.
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ | КОЛИЧЕСТВО ГОЛОСОВ ОПРОШЕННЫХ (в %) |
Полностью свободны | 12 |
По большей части свободны | 34 |
По большей части находятся под контролем общества | 35 |
Полностью контролируются государством | 10 |
Затрудняюсь ответить | 9 |
Проанализируйте данные таблицы. Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе данных таблицы, и обведите правильные..
- Мнения по заданному вопросу опрошенных граждан разделились примерно пополам.
- Каждый пятый считает СМИ абсолютно свободными от государственного контроля.
- Каждый десятый опрошенный считает, что СМИ находятся под абсолютным контролем власти.
- Около половины опрошенных граждан считают, что СМИ находятся под полным или частичным контролем государства.
- Большинство опрошенных считает, что СМИ находятся под полным контролем государственной власти
Часть 3.
Культура как сфера духовного производства
В сфере духовного производства формируется культура, без которой не могут функционировать ни хозяйство, ни политика, ни социальные отношения. Культура составляет, таким образом, содержание духовного производства. В общем виде культура - это процесс и продукт духовного производства как система по созданию, хранению, распространению и освоению духовных ценностей, норм, знаний, представлений, значений и символов. Она формирует духовный мир общества и человека, обеспечивает общество в целом дифференцированной системой знаний и ориентации, необходимых для осуществления всех видов деятельности.
Чтобы произвести свой продукт, духовное производство включает в себя и материальные элементы (финансы, издательства, научное оборудование, школы, театры, храмы, музеи, средства массовой информации и т.д.), кадры специалистов (духовенство и светская интеллигенция) и социальные институты (церковь, учебные заведения, научные центры).
Для того чтобы культурные творения стали достоянием многих, их необходимо сохранять и репродуцировать. Сохранению отобранных культурных творений служат... архивы, музеи, библиотеки, картинные галереи. Распространение ценностей культуры осуществляется, прежде всего, через общественную систему образования... От количества учебных заведений, качества обучения, квалификации пре- подавательского состава, от доступности всех видов образования широким массам населения во многом зависит уровень духовной жизни общества. Важную роль играют средства массовой информации. Это радио и телевидение, театры, музеи, филармонии, клубы, библиотеки, лектории, выставки и т.д.
Ерасов Б. Т. Социальная культурология. М., 1996. С. 79, 83—85.
1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые части текста и озаглавьте каждую из них. Могут быть выделены следующие смысловые части.
2. Какие две функции, выполняемые культурой в обществе, приведены в тексте?
3. Какие три составляющие духовного производства названы в тексте?
Часть 1
Часть 2
Часть 3
Ответы Вариант 1
№ задания | Ответ |
1 | 1 |
2 | 4 |
3 | 3 |
4 | 4 |
5 | 2 |
6 | 1 |
7 | 3 |
8 | 4 |
9 | 4 |
10 | 2 |
11 | 4 |
12 | 2 |
13 | 3 |
14 | 4 |
15 | 1 |
16 | 2 |
17 | 1 |
18 | 2 |
19 | 2 |
20 | 4 |
№ задания | Ответ |
1 | 2314 |
2 | 1221 |
3 | 134 |
1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые части текста и озаглавьте каждую из них. Могут быть выделены следующие смысловые части.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Могут быть выделены следующие смысловые части:
Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков. | |
Выделены две смысловые части текста | 2 |
Выделена одна смысловая часть текста | 1 |
Смысловые части текста не выделены или ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 2 |
2. Какие две функции, выполняемые культурой в обществе, приведены в тексте?
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
В правильном ответе должны быть названы следующие функции культуры в обществе:
| |
Названы две функции культуры в обществе | 2 |
Названа одна функция культуры в обществе | 1 |
Функции культуры в обществе не названы или ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 2 |
С3. Какие три составляющие духовного производства названы в тексте?
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
В правильном ответе должны быть отмечены следующие составляющие:
| |
Названы три составляющих духовного производства | 2 |
Названы две составляющих духовного производства | 1 |
Названа одна составляющая духовного производства или ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 2 |
Часть 1
Экзаменационный материал по обществознанию
8 класс
2вариант
1. В узком смысле слова под обществом надо понимать
- политическую организацию данной страны
- социальную организацию данной страны
- танцевальный коллектив
- часть материального мира
2. В широком смысле под обществом надо понимать
- всё человечество
- рабовладельческое общество
- спортивный коллектив
- население страны
3. Верны ли следующие суждения об обществе?
А. Общество – это группа людей, объединившихся для выполнения какого – либо действия. Б. Общество – это конкретный этап в историческом развитии народа.
- верно только А
- верно только Б
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
4. Человека от животного отличает
- наличие инстинктов
- наличие сознания
- способность к воспроизводству
- приспособляемость к окружающим условиям
5. Что свойственно и человеку и животному?
- наличие инстинктов и рефлексов
- целенаправленная деятельность
- наличие членораздельной речи
- способность к коллективной деятельности
6. Верны ли следующие суждения о природе?
А. Природная среда не оказывает абсолютно никакого влияния на человеческое общество.
Б. Природа оказывает как положительное, так и отрицательное воздействие на развитие общества.
- верно только А
- верно только Б
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
7. Что из перечисленного относится к экономической сфере общества?
- предвыборная компания
- создание произведений искусства
- научное открытие
- создание материальных благ
8. К политической сфере общества относятся отношения между
- инспектором ГИБДД и водителем
- кандидатом в депутаты и его избирателями
- тренером и его командой
- продавцом и покупателем в магазине
9. Верны ли следующие суждения о сферах общественной жизни?
А. Политическая сфера включает в себя отношения между людьми по вопросам воспитания подрастающего поколения.
Б. Экономическая сфера включает производство, потребление, распределение материальных и духовных ценностей.
- верно только А
- верно только Б
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
10. Основу экономики государства Б. составляет промышленное производство, существует множество корпораций и фирм. К какому типу принадлежит это общество?
- традиционному
- индустриальному
- постиндустриальному
- информационному
11. Верны ли суждения о типах общества?
А. Основным сектором экономики в традиционном обществе является сельское хозяйство. Б. При переходе к индустриальному обществу значительно возрастает роль научных знаний.
- верно только А
- верно только Б
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
12. Какая тенденция является основой в развитии современного общества?
- индустриализация
- деградация
- милитаризация
- глобализация
13. Что из перечисленного относится к глобальным проблемам современности?
- повышение роли образования в жизни человека
- усовершенствование технологии
- увеличение продолжительности жизни человека
- распространение алкоголизма и наркомании
14. Учитель на родительском собрании, говоря о Маше С., отметил её творческий подход к решению проблем, оригинальность в любом виде деятельности и неповторимые особенности её письменных работ по литературе. То есть он охарактеризовал Машу как
- индивида
- индивидуальность
- субъекта
- личность
15. Истинным можно считать знание, которое
- наиболее полно соответствует окружающему миру
- является результатом научного эксперимента
- требует доказательств
- признано властями данного государства
16. К объектам материальной культуры относятся
- орудия труда
- нормы поведения
- церемонии
- традиции
17. Верны ли следующие суждения о массовой культуре?
А. Массовая культура выражает вкусы высокообразованных слоёв населения.
Б. Массовая культура доступна и понятна всем слоям населения, независимо от уровня образования.
- верно только А
- верно только Б
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
18. Живописные полотна Пабло Пикассо трудны для восприятия неподготовленным человеком. Круг его почитателей – критики, искусствоведы, высокообразованные люди. К какой форме культуры можно отнести произведения Пабло Пикассо?
- элитарной
- народной
- поп-культуре
- массовой
19. Нормы морали в отличие от норм права
- регулируются государством
- касаются только определённой группы людей
- регулируют поведение всех людей
- изменяются в связи со сменой правительства
20. Верны ли следующие суждения о социальном статусе?
А. Социальный статус указывает место человека в обществе, а социальная роль – способ его поведения.
Б. Социальный статус человека может изменяться с течением времени.
- верно только А
- верно только Б
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
Часть 2.
1. В приведённом списке указаны черты сходства моральных и религиозных норм и отличия моральных норм от религиозных. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторю колонку – порядковые номера черт различия.
- выполняют функцию регулятора поведения человека
- возникли до появления государства
- основаны на мнении людей о правильном поведении
- регулируют поведение людей, разделяющих определённые верования
Черты сходства | Черты отличия | ||
2. Установите соответствие между фактами и сферами общественной жизни: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.
ФАКТЫ | СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ |
А) заполнение налоговой декларации | 1) политическая |
Б) выборы депутатов Государственной Думы | 2) экономическая |
В) создание политической партии | |
Г) введение налога на добавленную стоимость |
Запишите в таблицу выбранные цифры.
А | Б | В | Г |
3. В стране Н. был проведён социологические опросы. Им был задан вопрос: «Как вы оцениваете материальное положение вашей семьи»? Результаты опросов представлены в таблице.
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ | КОЛИЧЕСТВО ГОЛОСОВ ОПРОШЕННЫХ в (%) | |
1997 | 2007 | |
Очень хорошее и хорошее | 10 | 15 |
Среднее | 44 | 54 |
Очень плохое и плохое | 44 | 29 |
Затрудняюсь ответить | 2 | 2 |
Проанализируйте данные таблицы.
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе данных таблицы, и обведите правильные.
- Сократилось количество граждан, считающих, что они живут очень хорошо.
- Более половины опрошенных в 2007 году граждан считают своё материальное положение сред- ним.
- Абсолютное меньшинство опрошенных граждан считают своё материальное положение очень хорошим.
- Увеличилось количество граждан, считающих своё материальное положение плохим.
- Более 2/3 опрошенных граждан не считают своё материальное положение хорошим.
Часть 3.
Религия и культура
Каждая религия имеет свое мировоззрение, веру в то, что существуют боги, требующие от нас определенного поведения. Первоначально люди верили, будто боги хотят, чтобы им поклонялись. Религия - это не только вера в бога (богов); она также включает различные ритуалы и молитвы, совершаемые, чтобы их умилостивить. Богов можно было умилостивить принесением даров - плодов или жертвенных животных. Дары приносились или как жертва в ознаменование уже полученного блага (например, рождение ребенка), или чтобы вымолить у богов удачу (например, хороший урожай). В религиях, возникших позднее, принесение в жертву животных часто порицается как отход от истинных требований Бога, каковыми являются праведность жизни и справедливость. Поэтому эти религии требуют от своих последователей духовной жертвы - самоотречения, молитвы и добрых дел.
Существует много обрядов, с помощью которых люди поклоняются Богу. С их помощью религиозные люди освящают определенные события в своей жизни или в жизни своего народа. Существуют как личные, так и общественные обряды. Примерами религиозных обрядов являются причащение и крещение христиан или паломничество в Мекку у мусульман. Во многих странах основные события жизни человека, такие как рождение, достижение зрелости, вступление в брак и смерть, сопровождаются религиозными обрядами, которые наполняют эти события смыслом и значимостью.
Религиозное мировоззрение является одним из основных источников культуры. Невозможно понять европейскую культуру, не ощутив огромного влияния христианства, которое послужило источником вдохновения для величайших произведений музыки, литературы и искусства. То же самое можно сказать о роли буддизма, конфуцианства и даосизма для культуры Дальнего Востока, индуизма для Индии и ислама для Ближнего Востока. Самая ранняя и порой самая великая литература в каждой культуре была религиозной. Религиозные темы послужили сюжетом и источником вдохновения для литературных произведений. Ряд выдающихся музыкальных произведений был написан для религиозных событий. Религия была источником изобразитель- ного искусства. Самые древние и прекрасные из сохранившихся до нашего времени зданий являются религиозными храмами.
По материалам сайта . Internet-school. ru
1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые части текста и озаглавьте каждую из них.
2. Какие две характерные черты любой религии названы в тексте?
3. Какие два способа умилостивить богов приводит автор текста?
Часть 1
Часть 2
Ответы
№ задания | Ответ |
1 | 3 |
2 | 1 |
3 | 3 |
4 | 2 |
5 | 1 |
6 | 2 |
7 | 4 |
8 | 2 |
9 | 2 |
10 | 2 |
11 | 3 |
12 | 4 |
13 | 4 |
14 | 4 |
15 | 1 |
16 | 1 |
17 | 2 |
18 | 1 |
19 | 3 |
20 | 3 |
№ задания | Ответ |
1 | 1234 |
2 | 2112 |
3 | 235 |
вариант
Часть 3
1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые части текста и озаглавьте каждую из них.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Могут быть выделены следующие смысловые части:
Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков. | |
Выделены три смысловые части текста | 2 |
Выделены одна - две смысловые части текста | 1 |
Смысловые части текста не выделены или ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 2 |
2. Какие две характерные черты любой религии названы в тексте?
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
В правильном ответе должны быть названы следующие черты:
| |
Названы две характерных черты религии | 2 |
Названа одна характерная черта религии | 1 |
Характерные черты религии не названы или ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 2 |
3. Какие два способа умилостивить богов приводит автор текста?
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
В правильном ответе должны быть отмечены следующие способы:
| |
Названы два способа | 2 |
Назван один способ | 1 |
Способы не названы или ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 2 |
Часть 1
Экзаменационный материал по обществознанию 8 класс
вариант
1. В узком смысле слова под обществом следует понимать
- территорию, имеющую определённые границы
- социальную организацию страны
- объединение любителей старинных книг
- политическую организацию государства
2. В широком смысле под обществом надо понимать
- сотрудников одной фирмы
- первобытное общество
- учащихся одной школы
- всё население планеты Земля
3. Верны ли следующие суждения об обществе?
А. Общество является динамической системой, отдельные элементы которой взаимодействуют друг с другом.
Б. Общество вместе с природой образует окружающий человека материальный мир.
- верно только А
- верно только Б
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
4. Человека от животного отличает
- физическая активность
- наличие инстинктов
- развитая речь
- наличие разнообразных ощущений
5. Что свойственно и человеку и животному?
- приспособление к природным условиям
- целенаправленная деятельность
- способность создавать орудия труда
- развитая членораздельная речь
6. Верны ли следующие суждения о природе? А. Исторически природа «старше» общества.
Б. Природа является единственным творцом культуры.
- верно только А
- верно только Б
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
7. К какой сфере общественной жизни относится работа органов здравоохранения?
- экономической
- социальной
- политической
- духовной
8. Какие из перечисленных отношений связаны с экономической сферой жизни общества?
- производителя товара и его покупателя
- учителя и ученика
- глав соседних государств
- правонарушителя и адвоката
9. Верны ли следующие суждения о сферах общественной жизни?
А. Экономическая сфера включает классы, социальные слои, нации, взятые в их взаимодействии друг с другом.
Б. Духовная сфера общества – это совокупность организаций и учреждений, отвечающих за благосостояние населения.
- верно только А
- верно только Б
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
10. Главным рычагом социального прогресса в данном обществе выступает передача знаний от стариков к молодёжи, строгое следование однажды установленным обычаям и традициям. Наука не вмешивается в общественное производство. Всеми общественными и жизненно важными явлениями руководит религия. К какому типу относится данное общество?
- индустриальному
- традиционному
- информационному
- постиндустриальному
11. Верны ли следующие суждения о типах общества?
А. Индустриальному обществу не свойственен социальный прогресс.
Б. Основным сектором экономики в постиндустриальном обществе является промышленность.
- верно только А
- верно только Б
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
12. Распространение в современном мире норм и ценностей евро-американской культуры, формирование мировой экономики, создание международных организаций в финансовой сфере являются проявлением тенденции
- милитаризации современного мира
- деградации современного общества
- глобализации современного общества
- дезинтеграции современного мира
13. Что из перечисленного относится к глобальным проблемам человечества?
- рост народонаселения планеты
- кризис перепроизводства
- научно-технический прогресс
- переход к постиндустриальному обществу
14. Какой признак характеризует человека как личность?
- активная жизненная позиция
- физическое и психическое здоровье
- свойства темперамента
- особенности внешности
15. К формам чувственного познания относится
- суждение
- наблюдение
- ощущение
- умозаключение
16. К объектам нематериальной культуры можно отнести
- язык
- жилые дома
- кинофильм
- орудия труда
17. Верны ли следующие суждения о народной культуре?
А. Мы всегда можем установить автора произведения народной культуры. Б. Народная культура – это результат коллективного творчества.
- верно только А
- верно только Б
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
18. Достижения этого типа культуры доступны немногим высокообразованным людям. Для людей с низким уровнем образования её произведения кажутся непонятными и скучными. О каком типе культуры идёт речь?
- о массовой культуре
- о народной культуре
- об элитарной культуре
- о поп-культуре
19. Выражение «муки совести» относится к области
- религии
- морали
- праву
- науке
20. Верны ли следующие суждения о социальном статусе?
А. Высокий социальный статус накладывает на его носителя определённые обязательства, ограничивающие его поведение.
Б. Принадлежность человека к определённой национальности является проявлением его предписанного статуса.
- верно только А
- верно только Б
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
Часть 2.
1. В приведённом списке указаны черты традиционного общества и черты индустриального общества. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт традиционного, а во вторую колонку – порядковые номера черт индустриального общества.
- передача знаний непосредственно от стариков к молодёжи
- развитие сети образовательных учреждений
- господство религии
- бурное развитие науки, совершение научных открытий
Черты сходства | Черты отличия | ||
2. Установите соответствие между фактами и сферами общественной жизни: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.
ФАКТЫ | СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ |
А) съёмки нового телесериала | 1) социальная |
Б) открытие приюта для бездомных | 2) духовная |
В) научное открытие | |
Г) выплата пенсий |
Запишите в таблицу выбранные цифры.
А | Б | В | Г |
3. В стране Н. был проведён социологический опрос граждан. Им был задан вопрос: «Как вы оцениваете экологическую обстановку в том городе, где живёте»? Результаты опроса приведены в таблице.
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ | КОЛИЧЕСТВО ГОЛОСОВ ОПРОШЕННЫХ (в %) |
Очень хорошая | 4,8 |
Скорее хорошая | 28,1 |
Скорее плохая | 37,1 |
Очень плохая | 28 |
Затрудняюсь ответить | 2,2 |
Проанализируйте данные таблицы.
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе данных таблицы, и обведите правильные.
- Мнение о том, что экологическая обстановка в их местности плохая, разделяют более четверти опрошенных граждан.
- Большинство опрошенных граждан считает экологическую обстановку в своём городе очень хорошей.
- Около 1/3 опрошенных граждан положительно оценивают экологическую обстановку в своём городе.
- Более половины опрошенных граждан оценили экологическую обстановку в своём городе как очень хорошую.
- Большинство населения не задумывается о состоянии экологии в своих городах и затрудняется ответить на поставленный вопрос.
Часть 3.
Социальный статус
Социальный статус - определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей. Статус «учитель» имеет смысл только по отношению к статусу «ученик», но не по отношению к продавцу, пешеходу или инженеру. Для них он - просто индивид. Учитель обязан передавать научные знания ученику, проверять и оценивать их, следить за дисциплиной. Он наделен правом не аттестовать ученика и оставить его на второй год. Ученик обязан регулярно посещать занятия, выполнять требования учителя, готовить домашние задания. Учитель и ученик вступают друг с другом в социальные отношения как представители двух больших социальных групп, как носители социальных статусов.
Один человек обладает множеством статусов, так как участвует во множестве групп и организаций. Например: мужчина, отец, муж, сын, преподаватель, профессор, доктор наук, человек средних лет, член редколлегии, православный и т.д. Один человек может иметь два противоположных статуса, но по отношению к разным людям: для своих детей он отец, а для своей матери сын.
Совокупность всех статусов, занимаемых одним человеком, называется статусным набором. В статусном наборе обязательно найдется главный. Главным статусом именуют наиболее характерный для данного человека статус, с которым его отождествляют другие люди или он сам. Для мужчин чаще всего главным является статус, связанный с основным местом работы (директор банка, юрист, рабочий), а для женщин - с местом жительства (домохозяйка). Хотя возможны и иные варианты. Это значит, что главный статус относителен - он не связан однозначно с полом, расой или профессией. Главным всегда является тот статус, который определяет стиль и образ жизни, круг знакомых, манеру поведения.
Яркий пример - известный российский хозяйственный и политический деятель Юрий Лужков. Несмотря на разнообразие его позиций в обществе (вплоть до сенатора, почетной профессора Российской академии наук и автора популярной книги о Москве), должность мэра столицы России - главный социальный статус этого человека.
По материалам сайта: http://www.anriintern.com
1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые части текста и озаглавьте каждую из них.
2. Как автор определяет социальный статус человека? Приведите два примера связи прав и обязанностей носителей разных статусов.
3. Что автор подразумевает под понятием «статусный набор»? Статусы каких типов можно выделить в статусном наборе?
Часть 1
Часть 2
Часть 3.
Ответы
№ задания | Ответ |
1 | 3 |
2 | 4 |
3 | 3 |
4 | 3 |
5 | 1 |
6 | 1 |
7 | 2 |
8 | 1 |
9 | 4 |
10 | 2 |
11 | 4 |
12 | 3 |
13 | 1 |
14 | 1 |
15 | 3 |
16 | 1 |
17 | 2 |
18 | 3 |
19 | 2 |
20 | 3 |
№ задания | Ответ |
1 | 1324 |
2 | 2121 |
3 | 13 |
3 вариант
1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые части текста и озаглавьте каждую из них.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Могут быть выделены следующие смысловые части:
Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи |
фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков. | |
Выделены три смысловые части текста | 2 |
Выделены одна - две смысловые части текста | 1 |
Смысловые части текста не выделены или ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 2 |
2. Как автор определяет социальный статус человека? Приведите два примера связи прав и обязанностей носителей разных статусов.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
В правильном ответе дано определение: «социальный статус - определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей». Приведены примеры:
| |
Дано определение, приведены два примера | 2 |
Дано определение и приведён один пример | 1 |
Определение не дано, примеры не приведены или ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 2 |
3. Что автор подразумевает под понятием «статусный набор»? Статусы каких типов можно выделить в статусном наборе?
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
В правильном ответе должно быть отмечено, что это «совокупность всех статусов, занимаемых одним человеком», назван главный статус и неглавные. | |
Дано понятие, назван главный статус и неглавные | 2 |
Дано понятие, назван главный или неглавные статусы | 1 |
Понятие не дано, главный статус и неглавные не названы или ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КРАТКИЕ ОТВЕТЫ НА ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 9 КЛАСС
первые пятнадцать вопросов. ...
Экзаменационные билеты по обществознанию 9 класс.
Комплект билетов по обществознанию подготовлен с учётом федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования.Экзаменационные билеты охватывают содержание ку...
Экзаменационный материал по обществознанию 10кл.
Экзаменационный материал по обществознанию для 10 класса составлен на основе: - Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования ...
Экзаменационный материал по обществознанию 10кл.
Экзаменационный материал по обществознанию для 10 класса составлен на основе: - Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования ...
Экзаменационная работа по обществознанию 10 класс (профильный уровень)
Переводная экзаменационная работа по обществознанию 10 класс (профильный уровень) к учебнику под редакцией Боголюбова...
Экзаменационная работа по обществознанию 6 класс
Переводная экзаменационная работа по обществознанию 6 класс к учебнику под редакцией Боголюбова...
Экзаменационные билеты по обществознанию. 6 класс
Экзаменационные билеты составлены с учетом ФГОС на основе учебного пособия "Обществознание. 6 кл. Под редакцией Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой"....