Исследовательская и проектная работа по предметам истории и обществознания как метод повышения творческой активности нахимовцев
статья по обществознанию (10, 11 класс) на тему
Статья посвящена использованию исследовательской и проектной деятелности на уроках истории и обществознания. Дана спейцификация реализации задач по сложности, классификация творческих работ учащихся по сложности, а также конкретные примеры проектной деятелности на уроках обществознания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekst.doc | 68.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Савченко М.В.-
преподаватель истории и
обществознания НВМУ
Исследовательская и проектная работа по предметам истории и обществознания как метод повышения творческой активности нахимовцев»
Исследовательская деятельность обучающихся — деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере :
- постановку проблемы,
- изучение теории,
посвященной данной проблематике,
- подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала,
- его анализ и обобщение,
- научный комментарий,
- собственные выводы.
Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.
Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.
Учебное исследование и научное исследование.
Главным смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно является учебным. Это означает что его главной целью является развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в «большой» науке. В образовании цель исследовательской деятельности — в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, в приобретении новых знаний,активизации личностной позиции учащегося .Поэтому в проектной и исследовательской деятельности учащихся наиболее важным является не столько результат, хотя и его нельзя снимать со счетов, но особенно ПРОЦЕСС работы над проектом и исследованием, который позволит подготовить нахимовцев к последующему обучению в высших учебных заведениях , даст им навык самостоятельной работы , научит методике поиска информации и источников, правилам оформления работ и защиты своих исследований и проектов перед аудиторией .
Специфика реализации исследовательских задач .
Не менее важные ограничения накладывают на тематику, характер и объем исследований требования возрастной психологии. Для юношеского возраста характерны
- еще невысокий общий образовательный уровень,
- несформированность мировоззрения,
- неразвитость способности к самостоятельному анализу,
- слабая концентрация внимания.
Чрезмерный объем работы и ее узкая специализация, которые приводят к уходу в узкую предметную область, могут нанести вред общему образованию и развитию, которые являются, безусловно, главной задачей в этом возрасте. Поэтому далеко не каждая исследовательская задача пригодна для реализации в образовательных учреждениях. Они должны быть ограничены спецификой образовательного процесса, раскрывать основные вопросы предмета, дополнять, а не подменять материал .
Классификация задач по сложности.
По степени сложности анализа экспериментальных данных мы разделяем задачи
- на задачи практикума,
- собственно исследовательские
- и научные.
Задачи практикума служат для иллюстрации какого-либо явления. Например: поиск материала, который служит подтверждением известной точки зрения. Результат стабилен и не требует анализа.
Исследовательские задачи представляют собой класс задач, которые применимы в образовательных учреждениях. Например, рассмотрение двух или нескольких точек зрения по одному вопросу, подбор и анализ предлагаемых примеров. Такие задачи представляют собой прекрасный объект для анализа, посильного учащимся.
В научных задачах присутствуют много факторов, влияние которых на исследуемые величины достаточно сложно. Анализ таких задач требует широкого кругозора и научной интуиции и неприменимы в образовательном процессе. Это еще связано и со сложностями доступа к источникам. Исторические источники, размещенные в интернете все-таки вторичны и не могут быть приняты за абсолютно достоверные. А в архивы учащихся не пускают по возрастным и образовательным ограничениям. А так как исследования по истории не возможны без использования подлинных документов и материалов, научные задачи серьезно и проблемно ставиться перед нахимовцами не могут.
Представление исследований.
Наиболее популярными в образовательном цикле являются жанры тезисов, статьи, доклада, презентации. При этом в этих формах может быть представлены и не исследовательские работы, а, например, рефераты или описательные работы.
Классификация творческих работ учащихся в области гуманитарных наук.
Анализ представляемых на конференции и конкурсы работ позволяет выделить следующие их типы:
Проблемно-реферативные — творческие работы, написанные на основе нескольких литературных источников, предполагающие сопоставление данных разных источников и на основе этого собственную трактовку поставленной проблемы.
Экспериментальные — творческие работы, написанные на основе известной точки зрения и содержащие материалы, подтверждающие таковую. Носят скорее иллюстративный характер.
Натуралистические и описательные — творческие работы, направленные на наблюдение и качественное описание какого-либо явления. Работы, выполненные в этом жанре, часто грешат отсутствием научного подхода. Хотя для учащихся общего образования 6-9 классы такой метод наиболее доступен, понятен и интересен. Он формирует повышенный интерес к предмету, позволяет покопаться в материалах различных источников¸ включая интернет, расширить кругозор, а затем показать свои знания перед товарищам. Для подросткового возраста это очень важный психологический фактор. Он повышает самозначимость, создает ему определенный авторитет.
Исследовательские — творческие работы, выполненные с помощью методики, позволяющей собрать собственный экспериментальный материал, на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления. Особенностью таких работ является непредопределенность результата, который могут дать исследования. Поэтому выводы таких работ могут иметь как точную формулировку ответа на поставленный вопрос, так и не иметь точного ответа. Например, в исследовательской работа «Смертная казнь: за и против» нахимовец Кузнецов Антон сформулировал свою точку зрения, в которой нет конкретной формулировки ЗА или ПРОТИВ, он проанализировал накопленный материал, и определил свою точку зрения, ЗА – при определенных условиях, ПРОТИВ – при конкретных условиях. Т.Е.точных выводов данная работа не имеет. Но и ее значимость нисколько не снижается от этого.
Учебный проект или исследование с точки зрения обучающегося — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат.
Учебный проект или исследование с точки зрения учителя — это средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у обучающихся.
Для обучающихся в основной школе
В соответствии с возрастной спецификой на первый план у подростка выходят цели освоения коммуникативных навыков. Здесь проектную или исследовательскую деятельность целесообразно организовывать в групповых формах. При этом не следует лишать возможности ученика выбора индивидуальной формы работы.
Темы детских работ выбираются из любой содержательной области (предметной, межпредметной, внепредметной), проблемы — близкие пониманию и волнующие подростков в личном плане, социальных, коллективных и личных взаимоотношений. Получаемый результат должен быть социально и практически значимым. Например, нахимовцы 8 класса выбрали для исследования следующие, достаточно сложные, но для них интересные темы, которые так или иначе связаны с местами службы и работы их родителей, знакомых : «Война в Чечне», «Контрразведка в годы Великой Отечественной войны» и другие. Нахимовцы 9 класса выбрали темы, которые больше связаны с духовными и нравственными проблемами : « Тайна Золотого Руна. Легенды Древней Греции»; «Смертная казнь: за и против», «Чернобыль: уроки катастрофы», «Смертная казнь: история и современность» .
Исследовательские работы нахимовцев успешно защищаются на городском смотре исследовательских работ школьников и занимают высокие места. Так, в 2009 году работа нахимовца Пармухина «Молодежь Щекинского района Тульской области в годы Великой Отечественной войны», которую он выполнил с использованием материалов музея города Щекина, города Тулы, воспоминаний тех, кто воевал в годы Великой Отечественной войны, заняла на городском туре 3 место. В 2010 году исследовательская работа Илюшиной Виктории «Героическая Ладожская флотилия в битве за Ленинград(65-летию Великой Победы посвящается…)» заняла 2 место в конкурсе исследовательских работ «Этих дней не смолкнет слава…».
Для обучающихся в старшей школе
К концу 11 класса должно достигаться формирование надлежащего уровня компетентности в проектной и исследовательской деятельности (то есть самостоятельное практическое владение технологией проектирования и исследования)
Темы и проблемы проектных и исследовательских работ подбираются в соответствии с личностными предпочтениями каждого обучающегося и должны находиться в области их самоопределения. Предпочтительны индивидуальные или мини групповые формы работы.
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата.
Особенности проектной деятельности
Проектная деятельность предусматривает обязательность практической деятельности.
Владение методикой работы над проектом является неотъемлемой частью подготовки современного выпускника школы. И чем раньше он познакомится с проектной деятельностью, тем больше шансов у него добиться значительных результатов и в последующей профессиональной деятельности.
Проект может быть использован для актуализации полученных на уроке знаний, должен повысить интерес к рассмотрению вопросов уроков .Так, участие в проекте «Неизвестны Гагарин» пробудило интерес нахимовцев к изучению темы освоения космоса и они решили узнать подробнее откуда началась дорога в космос. Их тема«Газодинамическая лаборатория: первые шаги в космос» позволила это сделать. В процессе работы над темой ребята посетили музеи города, сделали фотографии, нашли интересный материал в интернете. Презентация, которую они представили очень интересна и красива. Часто при использовании методики проектной работы преподаватель может сохранить интригу урока. Так, некоторые темы по обществознанию изложены в учебниках довольно кратко, количество учебных часов на темы мало – 1 час в неделю в 8 и 9 классах, и подробно рассмотреть принципы, например, деятельности партий нет никакой возможности. Поэтому предложенный проект для учащихся 9 класса «Создай свою партию, движение» вызвал подлинный интерес и в результате нахимовцы проработали материал программ различных партий, движений, сформулировали свою собственную программу, разработали правила приема в свои партии, движения, попытались привлечь на свою сторону друзей, а также защитили кто успешно, кто не совсем – свою позицию перед товарищами. Этот проект позволил определить интересы учащихся, их приоритеты в жизни. Это не только подняло интерес к теме уроков, но и сформировало умение работать в команде.
Большой интерес вызвал проект «Защити свои права потребителя». «Закон о защите прав потребителей» в учебнике только упоминается, проработать алгоритм своих действий как потребителей в случае ущемления прав жизненно необходимо. Поэтому проект рассчитан на групповую работу и ставит задачу выработать правила действия в случае ущемления своих прав. Работа организована в форме семинара групповым методом. Предварительно группы получили набор ситуативных материалов, которые требуют решения. К семинарскому занятию они должны рассмотреть проблемы, найти правильное юридическое решение, сформулировать свои требования и методы решения. Составить исковое заявление в магазин, в суд, правильно сформулировать свои требования. Их противники должны также найти пути, позволяющие выиграть ситуацию. На уроке возможно разыграть проблему и сформулировать позиции. Данный вариант проектной деятельности позволяет всем участникам определиться в методике решения спорных вопросов и сформировать алгоритм поведения.
Проект Петроградского района « Правовая грамотность подростков» вызвал большой интерес у нахимовцев. Ими были созданы презентации по различным аспектам правоведения : «Международное гуманитарное право», «Международный суд в Гааге», « Права ребенка и защита прав ребенка в нашей стране». По этим презентациям стало видно, какие из прав наиболее знакомы учащимся, какие акценты они ставят и как сами относятся к позиции : нет прав без обязанностей. Особую благодарность Петроградского НМЦ получила работа Николаева Григория «Коррупция: как с ней бороться», в которой рассмотрены истоки появления коррупции и методы борьбы с ней в нашей стране.
Нахимовцы активно участвовали в проекте «Я помню, я горжусь», посвященном 65-летию великой Победы. Работы Балан Виктории, Тетюкова Александра, Илюшиной Виктории и Дульцева Виктора были отправлены в Москву для участия во Всесоюзном конкурсе.
В 8 классе по курсу истории России был предложен проект «Проведи экскурсию», где ребята индивидуально или в группе должны были разработать собственный экскурсионный маршрут по Санкт-Петербургу первой половины 19 века. В результате работы получились интересные маршруты, которые были оформлены как в виде сочинений, так и форме презентаций. Этот список можно продолжать, так как использование проектной деятельности на уроках гуманитарного цикла развивает творческую активность учащихся, повышает интерес к предмету, учит находить собственный путь решения проблем, формирует умения и навыки повседневной жизни.
Обеспечение осуществления учебного проекта или исследования
Для того чтобы создать условия для самостоятельной творческой проектной и исследовательской деятельности обучающимся необходимо проводить подготовительную работу. Должны быть предусмотрены ресурсы учебного времени, для того чтобы избежать перегрузки обучающихся и педагогов. Каждый проект или исследование должны быть обеспечены всем необходимым: материально-техническое и учебно-методическое оснащение, кадровое обеспечение (дополнительно привлекаемые участники, специалисты), информационные (фонд и каталоги библиотеки, Интернет, CD-Rom аудио и видео материалы и т.д.) и информационно-технологические ресурсы (компьютеры и др. техника с программным обеспечением), организационное обеспечение (специальное расписание занятий, аудиторий, работы библиотеки, выхода в Интернет), отдельное от урочных занятий место (не ограничивающее свободную деятельность помещение с необходимыми ресурсами и оборудованием — медиатека). Разные проекты потребуют разное обеспечение. Проектная и исследовательская деятельность обучающихся побуждает к организации информационного пространства образовательного учреждения.
Все виды требуемого обеспечения должны быть в наличии до начала работы над проектом. В противном случае за проект не надо браться, либо его необходимо переделывать, адаптировать под имеющиеся ресурсы. Недостаточное обеспечение проектной или исследовательской работы может свести на нет все ожидаемые положительные результаты. Важно помнить, что задачи проекта или исследования должны соответствовать возрасту и лежать в зоне ближайшего развития обучающихся — интерес к работе и посильность во многом определяют успех. Кроме того, необходимо обеспечить заинтересованность детей в работе над проектом или исследованием — мотивацию. Для этого нужно на старте педагогически грамотно сделать погружение в проект или исследование, заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы. В ходе работы включаются заложенные в проектную и исследовательскую деятельность мотивационные механизмы.
Поскольку проведение проектной и исследовательской деятельности обучающихся требует значительных ресурсных затрат (времени, материалов, оборудования, информационных источников, консультантов и пр.), формирование специфических умений и навыков самостоятельной проектной и исследовательской деятельности целесообразно проводить не только в процессе работы над проектом или исследованием, но и в рамках традиционных занятий поэлементно. Они осваиваются как общешкольные (надпредметные) и соединяются в общее технологическое умение в процессе работы над проектом или исследованием. Для этого используются специальные организационные формы и методы, уделяется отдельное внимание в канве урока. Например, проблемное введение в тему урока, совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания, групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе.
Толь так мы сможем поднять интерес к предметам гуманитарного цикла, рассматривать вопросы курсов истории и обществознания более широко, подробно с учетом психологических особенностей подросткового возраста, формировать гражданскую позицию и правовую культуру учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка исследовательских проектов на уроках музыки как одна из форм повышения творческой активности учащихся
Циклограмма разработки исследовательских проектов...
Развитие критического мышления на уроках истории и обществознания как путь формирования творчески активной способной к саморазвитию личности на основе “альтернативных ситуаций”
Данная статья подробно раскрывает сущность творческого мышления, его особенности и отличия от критического типа мышления. Поэтому одной из целей является формирование личности творчески активной, спос...
Обобщение опыта по теме "Применение системно - деятельностного подхода на уроках истории и обществознания как средство повышения творческих способностей обучающихся"
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КАРТА ПЕДАГОГА город Губкин, Белгородская область...
проектная деятельность как одна из форм повышения творческой активности учащихся
Статья, рассказывающая на конкретном примере об организации проектной деятельности в школе....
Проектная деятельность - средство повышения творческой активности детей
Проектная деятельность.Возможности основного и дополнительного образования....
Проектная деятельность-средство повышения творческой активности детей
Возможности основного и дополнительного образования...
Использование ИКТ на уроках истории и обществознания с целью повышения познавательной активности учащихся.
XXI век делает необходимым в преподавании различных дисциплин широкое использование компьютерных технологий. Эта необходимость определяется особенностями нашего времени, которое предъявляет к ра...