Методическая копилка
презентация к уроку по обществознанию по теме
Использование ИКТ в процессе преподавания истории и обществознания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty.doc | 73 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование ИКТ в процессе преподавания истории и обществознания
«Лишь тот, кто храня тепло древности, открывает новое, способен быть учителем».
(Конфуций).
Национальный проект «Образование» позволил расширить информационное пространство образовательных учреждений. Сейчас каждая школа имеет новейшее компьютерное оборудование, выход в Интернет. Таким образом, арсенал методов обучения, используемый в современной школе, разнообразен: от традиционных педагогических до современных компьютерных.
Основная задача школы во все времена - создание индивидуальной заинтересованности в приобретении знаний, умение применять их в повседневной жизни. Большую роль играет здесь способность учителя заинтересовать ученика, в том числе, и посредством применения компьютерных технологий. Использование современных средств обучения дает множество преимуществ как учителю, так и ученику, но и повышает степень ответственности педагога за свою деятельность, за подготовку будущего студента и специалиста, поэтому модернизация системы образования предъявляет сегодня повышенные требования к уровню профессиональной компетенции учителя.
Одной из главных задач использования компьютерных технологий в современной школе является расширение интеллектуальных возможностей ученика. Компьютер используется как самое совершенное информационное средство, на уроках гуманитарного цикла, наряду с использованием книги, телевизора, видеомагнитофона. Компьютер-средство связи ученика с учителем, другими учениками.
Особо актуален вопрос использования информационных технологий на уроках обществоведческого цикла, т.к. историческая наука, включая описание прошлого и настоящего, оперирует точными понятиями, датами, цифрами. Анализ исторического процесса указывает на наличие устойчивых взаимосвязей многих явлений. Что может найти выражение в ………
Как и многие педагоги, применяющие сегодня ИКТ на своих уроках – я самоучка. Единственные курсы, которые расширили мои знания в области информационных технологий - программа Intel «Обучение для будущего» при МОИПКРО в 2005 году, где приобрела первоначальные знания о проектировании, создании мультимедийных презентаций и методике их применения в преподавании.
Первым шагом к использованию компьютера в своей работе стала систематизация уже имеющиеся методических разработок, перевод их в электронный формат. Тематическое планирование по всем курсам истории, учебные карточки, схемы, варианты тестирования стало легко обновлять, тиражировать при изменениях в учебных программах, учебниках.
В практику моей работы было включено составление тестов, создание презентаций, использование обучающих компьютерных программ, а затем стали приносить пользу и Интернет-ресурсы. Используя персональный компьютер, сегодня я постоянно пополняю копилку дидактических материалов, что позволяет применять на уроках дифференцированный подход к обучению детей.
В 2006-20087учебном году я начала работать над методической темой «Использование ИКТ в на уроках обществоведческого цикла». В этом же году представилась возможность быть руководителем городской проектной группы учителей истории, участники которой работали над темой «Использование ИКТ в ходе повторительно-обобщающих уроков по курсу «История Древнего Мира» в 5 классе.». Цель проекта: овладение методикой использования новых информационных технологий в преподавании курса «История Древнего Мира» в 5 классе и применение полученных в процессе работы над проектом знаний и навыков в практической деятельности Задачи данного проекта: создание картотеки электронных пособий и видеофильмов по курсу «История Древнего Мира», разработка тематического планирования по курсу «История Древнего Мира» с учетом использования на уроках имеющихся электронных пособий и видеофильмов, создание методических разработок повторительно-обобщающих уроков с использованием ИКТ в поддержку преподавания курса: «История Древнего Мира» (5 класс), создание поурочных пакетов презентаций в поддержку преподавания курсов: «История Древнего Мира» (5 класс) с использованием программы Power Point.
В результате работы над проектом был изучен опыт учителей области и города по использованию информационно - коммуникационных технологий на уроках истории, проанализирована литература по данной теме и как итог - разработаны повторительно-обобщающие уроки с использованием мультимедийных презентаций и электронных учебников по истории Древнего мира в 5 классе. В ходе городских педагогических чтений в мае 2007 года защищала данный проект.
Таким образом, основным результатом работы над данным проектом стало накопление методических материалов, которые мы, участники проекта, используем в своей работе.
Современному школьнику уже недостаточно учебников и учебных пособий. Жизнь требует развития новых способов образования. Акцент переносится на формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принятые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности, например – проектной.
В последние два года на уроках истории и обществознания мною активно используется технология проектного обучения. В 2007-2008 и 2008-2009 учебном году ученики 9–х классов подготовили серию проектов на тему «Страны Западной и Восточной Европы в 50-е -2000-е гг. Пути развития и проблемы». (Приложение 1)
Проекты детей носили как обучающий, так и исследовательский характер. Работы выполнялись в группах. Защита проходила на повторительно – обобщающем уроке по всеобщей истории. Данная работа позволила ученикам самостоятельно проанализировать и обобщить материал о политическом, экономическом, социальном и культурном развитии европейских держав. Обучающимися были созданы мультимедийные презентации, которые иллюстрировали их выступления в процессе защиты проектов. В проектах были затронуты вопросы, которые остались за страницами учебника. В ходе защиты проектов остальные обучающиеся заполняли оценочную таблицу и участвовали в обсуждении результатов работы.
Данный вид обучения способствует расширению кругозора, повышению интеллектуального уровня детей, дает возможность развития творческих способностей, повышает уровень самооценки обучающихся и степень их самореализации.
Проектная работа возможна только при тесном и плодотворном взаимодействии ученика и учителя. В ходе подготовки проектов обязательно проводятся консультации, где обучающиеся получают необходимую информацию о методике создания проекта, о поиске материала в сети Интернет и знакомятся с работой в Power Point. Необходимую информацию обучающиеся имеют возможность получить в сети Интернет, в кабинетах «свободного доступа» в МОУ СОШ №4.
Практикую в своей работе использование в ходе уроков-семинаров, уроков-дискуссий презентаций, подготовленных обучающимися. Так в текущем учебном году ученики 10-х классов создали ряд презентаций к семинарскому занятию «Культура Древней Руси IX-XIII вв.».(Приложение 2)
При создании учащимися компьютерных презентаций, формируются важнейшие навыки:
- критическое осмысление информации,
- выделение главного в информационном сообщении,
- систематизирование и обобщение материала,
- грамотное представление имеющейся информации.
Работа над презентацией, ее публичное представление, защита положительно влияет на развитие у детей навыков общения с помощью информационно-компьютерных технологий, дает дополнительную мотивацию к изучению истории и обществознания, способствует повышению уровня восприятия информации.
Данный вид учебной деятельности позволяет развивать у ученика логическое мышление. Ранее бесцветные, порой неподкрепляемые даже иллюстрациями выступления, превращаются в яркие и запоминающиеся. В процессе демонстрации презентации ученики приобретают опыт выступлений перед аудиторией, который, безусловно, пригодится в их дальнейшей жизни. Включается элемент соревнования, что позволяет повысить самооценку ученика, так как умение работать с компьютером является одним из элементов современной молодежной культуры.
Таким образом, использование мультимедийных презентаций делает учебную деятельность более интересной и полезной.
Несколько лет в практике преподавания истории мною используется компьютерный курс "Обществознание". Это мультимедийная образовательная программа по одноименному школьному курсу 8-11 классов общеобразовательной средней школы. Она разработана на основе учебно-методического комплекса: учебники "Введение в обществознание", "Человек и общество" и создана сотрудниками Академии образования РФ.
Элементы курса я использую в преподавании обществознания, на факультативных занятиях по предмету, при подготовке обучающихся к экзаменам и олимпиадам. Учебное пособие хорошо иллюстрировано, содержит большую коллекцию документов и отрывков из произведений ученых, по каждой теме имеются проверочные тесты.
В 2007-2008 учебном году работа с мультимедийным курсом «Обществознание» в рамках подготовки обучающихся 9 классов к итоговой аттестации осуществлялась в кабинете информатики. Каждый ученик на занятиях работал с программой на персональном компьютере, что давало возможность проследить за его результатами на каждом занятии и работать индивидуально с каждым обучающимся. Результатом этой систематической работы можно считать успешно сданный экзамен по обществознанию учениками, посещавшими данный факультативный курс, что видно из приведенной ниже таблицы:
Класс | Экзамен | Качество знаний |
9А | обществознание | 100% |
9В | обществознание | 100% |
Всего экзамен сдавали ученика. Все дети, сдававшие экзамен выбрали для дальнейшего обучения социально-экономический профиль старшей школы.
Повышенный уровень исторического образования может быть реализован с помощью современных энциклопедий. Например, мультимедийное справочное издание - энциклопедия «Кругосвет» содержит самую разнообразную информацию из всех сфер жизни. На диске представлено 600 подробных исторических карт, 6 000 биографий известных людей, 9 000 красочных иллюстраций. Или «Энциклопедия Истории России 862-1917гг.» Информация на диске представлена в четырех основных разделах: «Правители», «Современники», «События», «Памятники культуры». Энциклопедия содержит видеофрагменты и анимационные карты важнейших сражений. Материалы этих энциклопедий использую при подготовке к урокам, при создании обучающих мультимедийных презентаций, элементы видео и анимационных карт применяю непосредственно в ходе урока.
Большую помощь оказывают мне при создании электронных ресурсов к урокам диски издательства «Мир знаний»: «История России в документах», «Русская историческая классика» и «История России IX-XVI веков». Данные пособия предназначены для создания презентаций и дидактического материала для практикумов по истории. Они содержат произведения выдающихся историков, документы к изучаемым темам по истории России, таблицы, схемы, иллюстрации, характеристики исторических личностей.
Презентация позволяет мне, как учителю истории, иллюстрировать свой рассказ. Сегодня помимо презентаций созданных самостоятельно, использую готовые презентации других педагогов, которые широко представлены на образовательных сайтах «Компьютер на уроках истории, обществознания и права» (http://lesson-history.narod.ru/), «В помощь учителю» (http://som.fio.ru/), «Банк методических разработок» (http://art.ioso.ru/bank_metod.htm), «Интернет-сообщество учителей истории и обществознания» (http://www.it-n.ru/communities.). Данные Интернет-ресурсы дают возможность сэкономить время при подготовке урока с использованием ИКТ, внедрять опыт лучших учителей страны. Однако, не все ресурсы соответствуют учебникам и тематическому планированию, поэтому требуют доработки.
На протяжении последних трех лет активно использую ИКТ при подготовке обучающихся к научно-практическим конференциям различного уровня. Ученики с энтузиазмом отбирают материал и создают презентации, иллюстрирующие их научные работы. Бесспорно, это влияет на результативность данной работы, что видно из приведенной ниже таблицы.
№ | Год | Название мероприятия | Участники | Класс | Результат | Презентация |
1. | 2005-2006 | Городская научно-практическая конференция: «Россия – новое тысячелетие» | Хацук Мария | 9г | Рекомендована для участия в областном конкурсе «Берег России» | Приложение 2 |
2. | 2005-2006 | Городская научно-практическая конференция: «Россия – новое тысячелетие» | Тютюнникова Анастасия | 9г | Рекомендована для участия в областном конкурсе: «Человек в истории России. XX век.» | Приложение 3 |
| 2005-2006 | Конкурс «Берег России» | Хацук Мария | 9г | Награждена поездкой в Варзугу | Приложение 3 |
4. | 2006-2007 | Конкурс исследовательских работ «Оленегорск – молодым!» | Атавин Илья | 6в | II место | Приложение 4 |
5. | 2007-2008 | Городской конкурс: «Оленегорск – молодым» | Трофимова Яна | 9б | I место | Приложение 5 |
6. | 2007-2008 | Городской конкурс: «Оленегорск – молодым» | Самарский Денис | 10В | I место | Приложение 6 |
Опыт работы показывает, что применение информационных технологий на уроках обществоведческого цикла и во внеурочной деятельности, расширяет возможности творчества, как учителя, так и учеников, повышает интерес к предмету, стимулирует освоение учениками новейших достижений в области компьютерных технологий, что ведет к интенсификации процесса обучения.
В этом учебном году я получила возможность использовать в работе новое учебное оборудование - Интерактивную доску. Два месяца – небольшой срок, но уже за это время я увидела очевидные достоинства данного новшества в своей работе.
Интерактивная доска является уникальным инструментом обучения, в ней совмещается внешняя форма обычной школьной доски и возможности современных компьютеров. Технически она является большим экраном, с диагональю до 2 метров, на который выводится изображение созданное компьютером, однако в отличии от обычного экрана интерактивная доска имеет обратную связь с компьютером – с помощью специального маркера или даже просто пальца на ее поверхности можно оставлять электронные следы. При желании она может использоваться как обычная, не интерактивная, доска. И в этом случае она имеет преимущества, которые могут быть использованы учителем – все тексты, рисунки, чертежи нарисованные на поверхности доски в течении урока могут быть сохранены в память компьютера для последующего анализа или повторного использования.
Интерактивная доска, с помощью специального маркера, позволяет перемещать по своей поверхности рисунки, фотографии, тексты. Копировать их, вращать, изменять их размер и форму. С помощью маркера Интерактивной доски можно не только рисовать на ее поверхности, но и управлять компьютерными программами, нажимать кнопки, выделять и перетаскивать объекты. Маркер в этом случае заменяет компьютерную мышь. Эта особенность позволяет использовать с интерактивной доской многие компьютерные программы, в том числе большую часть существующих мультимедийных компьютерных образовательных программ.
Благодаря привычной и более наглядной форме, дети быстро осваивают Интерактивную доску, даже те из них, кто не имеет опыта работы с персональным компьютером. На уроках с использованием Интерактивной доски даже отстающие учащиеся изменяют свое поведение – с интересом следят за ходом урока, поднимают руку, чтобы тоже выйти к доске и выполнить задание. Наблюдается повышение мотивации к обучению учащихся.
Работая с интерактивной доской можно повысить уровень восприятия материала за счет комбинации различных форм передачи информации – визуальной, звуковой, тактильной. В процессе урока можно использовать яркие, многоцветные схемы и графики, анимацию в сопровождении звука, интерактивные элементы, которые откликаются на действия учителя или ученика. При необходимости можно одним движением руки увеличить тот или иной элемент нарисованный на поверхности доски.
В течение всего урока не возникает необходимости тратить время на технические паузы для смены плакатов, карт, других наглядных материалов. Или очистки доски и ручного переноса на ее поверхность новых заданий и упражнений. Все эти действия можно выполнить не отходя от доски, в течении секунды, одним движение руки, т.к. все необходимые материалы и задания загружаются в память компьютера, подсоединенного к доске, еще при подготовке к уроку. В результате заметно увеличивается время, которое можно потратить на непосредственное изучение нового материала. Всё это увеличивает эффективность усвоение учебного материала школьниками.
Методы и приёмы использования компьютерных технологий различны и в настоящее время являются предметом многочисленных исследований. Применение информационных технологий на уроках направлено на совершенствование существующих технологий обучения. Они приносят в уже известные методы обучения специфический момент за счет усиления исследовательских, информационно-поисковых и аналитических методов работы с информацией. Информационные технологии открывают новые возможности для совершенствования учебного процесса, активизируют и делают творческой самостоятельную и совместную работу учащихся и учителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая копилка
Разработки уроков...
Методическая копилка. Мой опыт работы.
Разработки уроков....
Методическая копилка
Папка "Методическая работа" содержит следующие разделы:1.Грамоты2.Удостоверение о краткосросном повышении квалификации;3.Копия диплома;4.Выступления на педагогических советах;5.Награды учащихся;6.Испо...
Методическая копилка "Приемы развивающего обучения".
В копилке "Приемы развивающего обучения" мною собраны приемы преподаванипя географии, которыми я овладела за годы своей учительской деятельности и которые, надеюсь, могут быть полезными и интересными ...
Методическая копилка, разработки уроков.
Пояснительная записка Полещук Анатолий МихайловичУчитель английского языка МОУ «СОШ № 1»г.ЕмвыРазработка по английскому языку в 7 классе «Рекорды и достижения». В ходе урок...
Учебно-образовательный, методический проект «Методическая копилка»
Современный преподаватель ДШИ обязан не только знать свой предмет, но и обладать набором профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Современный препод...
Методическая копилка. Методическая разработка экскурсии в осенний парк.
Вашему вниманию представляю свою методическую копилку....