Урок по ФГОС в 9 классе "Правонарушения и юридическая отвественность"
план-конспект урока по обществознанию (9 класс) по теме


Предварительный просмотр:

Приложение.

ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РФ

Статья 15. Возмещение убытков

       1. Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

       2. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

       Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.

Статья 26. Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет

1. Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет совершают сделки, за исключением названных в пункте 2 настоящей статьи, с письменного согласия своих законных представителей - родителей, усыновителей или попечителя.Сделка, совершенная таким несовершеннолетним, действительна также при ее последующем письменном одобрении его родителями, усыновителями или попечителем.

2. Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет вправе самостоятельно, без согласия родителей, усыновителей и попечителя:

1) распоряжаться своими заработком, стипендией и иными доходами;

2) осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности;

3) в соответствии с законом вносить вклады в кредитные организации и распоряжаться ими;

4) совершать мелкие бытовые сделки и иные сделки, предусмотренные пунктом 2 статьи 28 настоящего Кодекса.По достижении шестнадцати лет несовершеннолетние также вправе быть членами кооперативов в соответствии с законами о кооперативах.

3. Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет самостоятельно несут имущественную ответственность по сделкам, совершенным ими в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящей статьи. За причиненный ими вред такие несовершеннолетние несут ответственность в соответствии с настоящим Кодексом.

4. При наличии достаточных оснований суд по ходатайству родителей, усыновителей или попечителя либо органа опеки и попечительства может ограничить или лишить несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своими заработком, стипендией или иными доходами, за исключением случаев, когда такой несовершеннолетний приобрел дееспособность в полном объеме в соответствии с пунктом 2 статьи 21 или со статьей 27 настоящего Кодекса.

Статья 27. Эмансипация

1. Несовершеннолетний, достигший шестнадцати лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью.Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация) производится по решению органа опеки и попечительства - с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя либо при отсутствии такого согласия - по решению суда.

2. Родители, усыновители и попечитель не несут ответственности по обязательствам эмансипированного несовершеннолетнего, в частности по обязательствам, возникшим вследствие причинения им вреда.

Статья 28. Дееспособность малолетних

1. За несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет (малолетних), сделки, за исключением указанных в пункте 2 настоящей статьи, могут совершать от их имени только их родители, усыновители или опекуны.К сделкам законных представителей несовершеннолетнего с его имуществом применяются правила, предусмотренные пунктами 2 и 3 статьи 37 настоящего Кодекса.

2. Малолетние в возрасте от шести до четырнадцати лет вправе самостоятельно совершать:

1) мелкие бытовые сделки;

2) сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения либо государственной регистрации;

3) сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с согласия последнего третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения.

3. Имущественную ответственность по сделкам малолетнего, в том числе по сделкам, совершенным им самостоятельно, несут его родители, усыновители или опекуны, если не докажут, что обязательство было нарушено не по их вине. Эти лица в соответствии с законом также отвечают за вред, причиненный малолетними.

Статья 3.2. Виды административных наказаний

1. За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:

1) предупреждение;

2) административный штраф;

3) утратил силу. - Федеральный закон от 28.12.2010 N 398-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

6) административный арест;

7) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

8) дисквалификация;

9) административное приостановление деятельности;

(п. 9 введен Федеральным законом от 09.05.2005 N 45-ФЗ)

10) обязательные работы;

(п. 10 введен Федеральным законом от 08.06.2012 N 65-ФЗ)

11) административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения.

(п. 11 введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 192-ФЗ)



http://www.consultant.ru/popular/koap/13_3.html
© КонсультантПлюс, 1992-2015



Предварительный просмотр:

Приложение.

Кодекс РФ об административных правонарушениях

Статья 3.2. Виды административных наказаний

1. За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:

    1) предупреждение;

    2) административный штраф;

    3) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;

    4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

    5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

    6) административный арест;

    7) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

    8) дисквалификация.

2. В отношении юридического лица могут применяться административные наказания, перечисленные в пунктах 1 — 4 части 1 настоящей статьи.

3. Административные наказания, перечисленные в пунктах 3 — 8 части 1 настоящей статьи, устанавливаются только настоящим Кодексом.

Статья 17. Правоспособность гражданина

1. Способность иметь гражданские права и нести обязанности (гражданская правоспособность) признается в равной мере за всеми гражданами.

2. Правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается смертью.

Статья 18. Содержание правоспособности граждан

Граждане могут иметь имущество на праве собственности; наследовать и завещать имущество; заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью; создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами; совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах; избирать место жительства; иметь права авторов произведений науки, литературы и искусства, изобретений и иных охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности; иметь иные имущественные и личные неимущественные прав

Статья 21. Дееспособность гражданина

1. Способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста.

2. В случае, когда законом допускается вступление в брак до достижения восемнадцати лет, гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак.

Приобретенная в результате заключения брака дееспособность сохраняется в полном объеме и в случае расторжения брака до достижения восемнадцати лет.

При признании брака недействительным суд может принять решение об утрате несовершеннолетним супругом полной дееспособности с момента, определяемого судом.

Согласно ч. 1 ст. 2.3 КоАП РФ, административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 (шестнадцати) лет.

Однако с учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних. Об этом говорится в ч. 2 ст. 2.3 Административного кодекса.



http://www.consultant.ru/popular/gkrf1/5_4.html#p243
© КонсультантПлюс, 1992-2014



Предварительный просмотр:

Приложение.

Трудовой кодекс Российской Федерации

Статья 192. Дисциплинарные взыскания

За совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

1) замечание;

2) выговор;

3) увольнение по соответствующим основаниям.

Федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине (часть пятая статьи 189 настоящего Кодекса) для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены также и другие дисциплинарные взыскания.

Статья 419. Виды ответственности за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, привлекаются к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами, а также привлекаются к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном федеральными законами.

Трудовым кодексом установлено, что граждане России могут начинать свою трудовую карьеру в 14 лет. Но со многими оговорками.

Трудовой договор с 14-летними может быть заключен:


1. Только с согласия одного из родителей (попечителя) и органа опеки и попечительства.
2. Только «для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью и не нарушающего процесса обучения».


В 
статье 63 ТК РФ «Возраст, с которого допускается заключение трудового договора» указывается, что трудовой договор на отдельных основаниях может быть заключен с 15-летними. Это касается тех, кто уже получил общее образование, либо получает его по вечерней или заочной форме обучения, либо оставил обучение по согласию родителей, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа местного самоуправления. Частью 2 статьи 63 ТК РФ установлено, что в таком случае 15-летние граждане могут быть привлечены «для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью».

92 статья ТК РФ «Сокращенная продолжительность рабочего времени» устанавливает следующие нормы продолжительности рабочего дня:


• не более 24 часов в неделю — для работников в возрасте до 16 лет;
• не более 35 часов в неделю — для работников в возрасте от 16 до 18 лет.

 

Трудовым кодексом установлено, что граждане России могут начинать свою трудовую карьеру в 14 лет.

При этом продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать:


• 5 часов — для работников от 15 до 16 лет;
• 7 часов — в возрасте от 16 до 18 лет;
• несовершеннолетние, совмещающие работу с учебой, могут работать только 2,5 часа в день (для работников от 14 до 16 лет) и 4 часа (от 16 до 18 лет).


Для заключения трудового договора с несовершеннолетними в первую очередь необходимы:


1. Документ, подтверждающий согласие одного из родителей (усыновителей или попечителей). Образец такого разрешения не установлен, поэтому оно подается в свободной форме
.
2. Свидетельство о рождении юного работника и копию паспорта его родителя.
3. Для трудоустройства учащихся в возрасте до 16 лет необходим документ, подтверждающий согласие органа опеки и попечительства (по месту жительства несовершеннолетнего).
4. Также предоставляется документ об основном общем образовании (аттестат) либо документ об оставлении общеобразовательного учреждения (приказ об отчислении).
5. Если работнику меньше 16 лет и он продолжает учиться, то потребуется взять справку из учебного учреждения, в которой будет подтверждаться расписание учебных занятий учащегося. Работодатель должен ознакомиться с этим документом, чтобы не допустить нарушение учебного процесса.
6. Если у несовершеннолетнего уже есть паспорт, трудовая книжка, страховое свидетельство государственного пенсионного страхования и документы воинского учета (приписное свидетельство), он также должен предъявить их работодателю.

Возраст наступления дисциплинарной и материальной ответственности – 16 лет.

 



Предварительный просмотр:

Приложение.

Уголовный кодекс РФ

Статья 19. Общие условия уголовной ответственности

Уголовной ответственности подлежит только вменяемое физическое лицо, достигшее возраста, установленного настоящим Кодексом.

Статья 20. Возраст, с которого наступает уголовная ответственность

1. Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста.

2. Лица, достигшие ко времени совершения преступления четырнадцатилетнего возраста, подлежат уголовной ответственности за убийство (статья 105), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (статья 111), умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (статья 112), похищение человека (статья 126), изнасилование (статья 131), насильственные действия сексуального характера (статья 132), кражу (статья 158), грабеж (статья 161), разбой (статья 162), вымогательство (статья 163), неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (статья 166), умышленные уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах (часть вторая статьи 167), террористический акт (статья 205), захват заложника (статья 206), заведомо ложное сообщение об акте терроризма (статья 207), хулиганство при отягчающих обстоятельствах (части вторая и третья статьи 213), вандализм (статья 214), незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение взрывчатых веществ или взрывных устройств (статья 222.1), незаконное изготовление взрывчатых веществ или взрывных устройств (статья 223.1), хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (статья 226), хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ (статья 229), приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (статья 267).

3. Если несовершеннолетний достиг возраста, предусмотренного частями первой или второй настоящей статьи, но вследствие отставания в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, он не подлежит уголовной ответственности.

Статья 21. Невменяемость

1. Не подлежит уголовной ответственности лицо, которое во время совершения общественно опасного деяния находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия либо иного болезненного состояния психики.

2. Лицу, совершившему предусмотренное уголовным законом общественно опасное деяние в состоянии невменяемости, судом могут быть назначены принудительные меры медицинского характера, предусмотренные настоящим Кодексом.

Статья 22. Уголовная ответственность лиц с психическим расстройством, не исключающим вменяемости

1. Вменяемое лицо, которое во время совершения преступления в силу психического расстройства не могло в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, подлежит уголовной ответственности.

2. Психическое расстройство, не исключающее вменяемости, учитывается судом при назначении наказания и может служить основанием для назначения принудительных мер медицинского характера.

Статья 23. Уголовная ответственность лиц, совершивших преступление в состоянии опьянения

Лицо, совершившее преступление в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя, наркотических средств или других одурманивающих веществ, подлежит уголовной ответственности.
http://www.consultant.ru/popular/ukrf/10_5.html#p231
© КонсультантПлюс, 1992-2014

Раздел III. Наказание

Глава 9. Понятие и цели наказания. Виды наказаний

Статья 43. Понятие и цели наказания

  1. Наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренных настоящим Кодексом лишении или ограничении прав и свобод этого лица.
  2. Наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений.

Статья 44. Виды наказаний
Видами наказаний являются:

а) штраф;
б) лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;
в) лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград;
г) обязательные работы;
д) исправительные работы;
е) ограничение по военной службе;
ж) утратил силу;
з) ограничение свободы;
и) принудительные работы;
к) арест;
л) содержание в дисциплинарной воинской части;
м) лишение свободы на определенный срок;
н) пожизненное лишение свободы;
о) смертная казнь.

http://www.uk-rf.com/glava09.html 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Правонарушения и юридическая ответственность Тема урока:

Слайд 2

Правонарушение -любое деяние, нарушающее какие-либо нормы

Слайд 3

Признаки правонарушения:

Слайд 4

Виды правонарушений: проступок - неопасное правонарушение преступление – виновно совершенное , общественно опасное деяние , запрещенное Уголовным кодексом

Слайд 5

1 Ученик переходил улицу на красный сигнал светофора . 2. Подростки поджигали кнопки лифтов жилых домов и писали на стенах нецензурные слова (проступок). 3. Гражданка Коврова не выполняла свои договорные обязательства о найме жилья (проступок). 4. Компания подростков хранила, использовала и распространяла наркотики (преступление). 5. Гражданин Самохвалов не явился в суд для исполнения обязанностей присяжных заседателей (проступок).

Слайд 6

Проанализируйте следующие высказывания:

Слайд 7

применение мер государственного принуждения к лицу , совершившему преступление

Слайд 8

Виды юридической ответственности:

Слайд 9

Задание № 2. О каких видах юридической ответственности идет речь? (работа в группах) 1. Этот вид ответственности был установлен судом. Иного порядка ее установления, кроме судебного, законом не предусмотрено. 2. Ответственность за данный проступок была установлена органами ГАИ, наложившими на нарушителя штраф в размере трех минимальных окладов. 3. Этот вид ответственности всегда имеет имущественных характер. На этот раз суд потребовал возмещения нанесенного материального и морального ущерба. 4 Ответственность за данное правонарушение состояла в увольнении работника, его совершившего.

Слайд 10

Домашнее задание Параграф 10. Составить сложный план к параграфу Выучить термины и определения

Слайд 11

Спасибо за работу!

Слайд 12

Использованные источники: 1. Учебник Обществознание. Л.Н. Боголюбов и др. 9 класс. – М: изд-во: Просвещение, 2013. Картинки - http://www.yandex.ru / Видеоролик - http://www.youtube.com / Презентация подготовлена учителем обществознания ГБОУ СОШ №422 Белявской Ю.В. Г.Кронштадт



Предварительный просмотр:

Технологическая карта ученика

Правонарушение-

ВИДЫ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

 

Юридическая ответственность -

Элементы лабораторной работы.  Составить таблицу:

Виды юридической ответственности

Виды юридической ответственности

Возраст, наступления ответственности

Виды наказаний (взысканий)

1.

Административная ответственность.

2.

Гражданская ответственность.

3.

Дисциплинарная и материальная ответственность.

.

4.

Уголовная ответственность.



Предварительный просмотр:

Сценария урока (занятия) в соответствии с одним из действующих Федеральных государственных образовательных стандартов на тему:

«Правонарушения и юридическая ответственность»

Рекомендуемый класс: 9

Время урока: 45 минут

Технологическая карта урока

Цели для ученика

1. Систематизировать  и углубить знания о том, что такое преступление, виды преступлений, юридическая ответственность

2. Расширить горизонты своего социального опыта примерами из жизни и литературы

3. Осознать необходимость и обязательного соблюдения законов. Формировать чувство ответственности за свои поступки, уважение к закону, законопослушание.

Цели для учителя

Развивающие: формирование у учащихся способностей к рефлексии как собственных поступков, так и других людей, развивать умения учащихся применять полученные знания при решении учебных ситуационных задач, работа над формированием высокой коммуникативной культуры учащихся.

Образовательные: Расширить представления учащихся о нормах российского законодательства, через работу с юридическими источниками и рассмотрение правовых ситуаций. (работа с текстом, анализ видеоматериалов, презентация результатов работы), повторение и усвоение обществоведческих понятий.

Воспитательные: продолжить воспитание правовой культуры, работу по формированию духовно-патриотических ценностей подрастающего поколения, научить уважать закон, быть законопослушным гражданином, способствовать социализации подростка, а также уважительному отношению к прошлому и настоящему нашей страны.

Метапредметные:

Регулятивные: Организовать пространство диалога, творческой деятельности на уроке. Способствовать формированию умения сравнивать, обобщать, группировать, анализировать; формулировать свои мысли, высказывать их вслух, развивать умение делать выводы, переключать внимание.

Личностные: Организовать обмен содержанием субъективного опыта между учениками. Общение с учениками выстраивать на принципах сотрудничества. Организовать атмосферу включённости каждого ученика в работу класса.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества - договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; взаимодействие - строить монологическое высказывание.

Предметные: Развивать в детях чувство ответственности. Способствовать усвоению новых понятий, знаний о правонарушениях и юридической ответственности.

Тип урока

Урок открытия новых знаний

Формы урока

Фронтальная, индивидуальная, групповая

Методы урока

Словесный, проблемно-поисковой, практический, использование некоторых методов и приемов технологии развития критического мышления, игровые технологии

Оборудование урока

Рабочие листы, распечатанные тексты, презентация, видеоролик, ноутбук, проектор, доска

Опорные понятия, термины

Правонарушения, закон, гражданский кодекс, уголовный кодекс, юридическая ответственность

Новые понятия

   уголовная ответственность;

·    состав преступления;

·     невменяемость;

·     необходимая оборона;

·     крайняя необходимость;

·     наказание;

·     несовершеннолетние.

Формы контроля

Лист самоконтроля

Домашнее задание: параграф 10

Написать эссе по теме или  сложный план по теме

 

Этап урока

Рекомендуемое время

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД

Оборудование урока

1.Постановка цели и задачи урока

7 минут

1. Приветствует учащихся (посмотрели и улыбнулись), демонстрирует видеоролик (время ролика зависит от уровня подготовки класса, на усмотрение учителя). Фильм 1983г «Пацаны», ролик из интернета.

2. Просит выдвинуть предположение о теме предстоящего урока.

3. Организует беседу, выявляющую представления детей о правонарушениях.

4. Подводит итог беседы, фиксируя на доске определение правонарушения.

5. Ставит цель урока выяснить что такое правонарушение, виды правонарушений и юридическая ответственность

Смотрят ролик.

Выдвигают

предположения

о теме урока.

Слушают вопросы

учителя.

Отвечают на вопросы

учителя

Взаимодействуют

с учителем во время

опроса, осуществляемого

во фронтальном

режиме

Выделять существенную

информацию

из видеоролика.

Выдвигать гипотезу

и обосновывать ее.

Осуществлять

актуализацию

личного жизненного

опыта

Слушать собеседника.

Строить понятные

для собеседника

высказывания

Контролируют

правильность

ответов обучающихся

Уметь слушать в соответствии

с целевой

установкой.

Принимать

и сохранять учебную

цель и задачу.

Дополнять, уточнять

высказанные мнения

по существу полученного

задания

Видеоролик, рабочий лист, слайд 1 презентации

2.Актуализация знаний учащихся

  1. минут

1.Задает вопрос учащимся дать оценку поведению героев фильма

2. Беседа по вопросам домашнего задания

Слушают вопросы

учителя. 

-Что называется правоотношением?

-Кто может быть участником правоотношений?

-Что такое правоспособность и дееспособность, с какого возраста наступает?

-Что значит правомерное поведение?

У правомерного поведения есть свой антипод – противоправное поведение.

Отвечают на вопросы

учителя

Взаимодействуют

с учителем во время

опроса, осуществляемого

во фронтальном

режиме

Отвечают на вопросы учителя Слушать собеседника.

Строить понятные

для собеседника

высказывания

Контролируют

правильность

ответов обучающихся

3.Изучение нового материала

20 минут

1. Работа по вопросу «Правонарушения и его признаки» Обществознание 9 кл.с.85-86.Сотавление схемы. См. приложение.

2. При необходимости корректирует

результаты работы группы

3. Изучение  вопроса «Виды правонарушений» Решение правовых ситуаций.  См. приложение.

4. Работа по вопросу «Юридическая ответственность и ее виды». Предлагает проанализировать пословицы

5. Составление таблицы. Виды юридической ответственности

Работают над содержанием текста

Организует объяснение темы и ее первичное закрепление во время урока.

-Что такое правонарушение?

-Каковы его признаки?

Организует составление схемы, поясняет задание.

Организует работу детей в парах и индивидуально. Поясняет  задание, выполняемое учащимися.Выслушивает ответы, комментирует.

Обращает внимание на пословицы:

-“За худые слова слетит и голова”.

-“Каков грех, такова и расправа”.

-“Таскал волк, потащили и волка”.

Выясняет тему следующего этапа урока-неотвратимость наказания.

Предлагает поработать с

“Кодексом об административных правонарушениях Р.Ф.”

“Гражданским кодексом Р.Ф.”

“Трудовым кодексом Р.Ф.”

 и выполнить задание.

Предлагает поработать с “Уголовным кодексом Р.Ф.”, в интернете.

Выслушивает ответы  учащихся, комментирует.

Дает задание в группе. (слайд 9)

Класс: понимать

на слух ответы

обучающихся, фиксировать результат работы групп в рабочий лист

Слушают, отвечают на вопросы, участвуют в обсуждении, записывают определение в тетрадь, работают с технологической картой, работают с текстом учебника, составляют схему.

Выполняют задание в тетради и по желанию на интерактивной доске.

Анализируют, отвечают на вопросы, делают вывод, записывают определение в тетрадь.

Поиск в тексте ответов на конкретные вопросы, передают содержимое в преобразованной форме, применяют теоретические положения источника в процессе анализа учащимися фактов

Продолжают заполнять

таблицу, делают выводы,

представляют результаты.

Выполняют задание в группах.

Проверяют работу

Распечатанные тексты, рабочие листы. Слайд 2,3,4,5,6,7,8,9

4.Первичное осмысление и закрепление.

3 минут

1.Обощение материала урока

Организует работу по вопросу: что нового вы узнали сегодня на уроке?

Отвечают на вопросы.

5.Рефлексия

3 минуты

1.Подводит итоги урока

2.Предлагает ученикам сформулировать вывод урока

3. Организует заполнение учениками листа самоконтроля

Подводят итог урока, заполняют листы самоконтроля

Развивают умение рефлексировать, адекватно оценивать свой вклад в урок и действия других

Рабочий лист, вкладка лист самоконтроля (или отдельно можно распечатать, как удобно)

6.Домашнее задание

2 минуты

1.Объясняет цель и содержание, алгоритм выполнения д\з, отвечает на уточняющие вопросы.

2. Благодарит учащихся за работу на уроке

Составить сложный план по теме. (задание ОГЭ)

Развивают умение слушать, правильно фиксировать д\з

Слад 10,11,12

Материалы к уроку:

Лист самоконтроля урока по теме: Правонарушения и юридическая ответственность.

Укажите имя, фамилию _________________________________________

Оцените по 5-балльной шкале (отметьте кружочком):

эмоциональную атмосферу на уроке (понравилось- не понравилось)

 0               1                 2                  3                  4                  5

познавательность урока (узнал много нового – ничего не узнал)

 0               1                 2                  3                  4                  5

полезность урока (пригодится в жизни – не пригодится)

0               1                 2                  3                  4                  5

работу учителя

 0               1                 2                  3                  4                  5

свою работу на уроке

 0               1                 2                  3                  4                  5

  • Задание № 1. Определите, к каким видам правонарушений относится деяние:
  • 1     Ученик переходил улицу на красный сигнал светофора (административный проступок).
  • 2.      Подростки поджигали кнопки лифтов жилых домов и писали на стенах нецензурные слова (административные проступок).
  • 3.      Гражданка Коврова не выполняла свои договорные обязательства о найме жилья (гражданские проступок).
  • 4.      Компания подростков хранила, использовала и распространяла наркотики (уголовное преступление).
  • 5.      Гражданин Самохвалов не явился в суд для исполнения обязанностей присяжных заседателей (административный проступок).

  • Задание № 2. О каких видах юридической ответственности идет речь? (работа в группах)
  • 1.      Этот вид ответственности был установлен судом. Иного порядка ее установления, кроме судебного, законом не предусмотрено. (уголовная)
  • 2.      Ответственность за данный проступок была установлена органами ГАИ, наложившими на нарушителя штраф в размере трех минимальных окладов. (административная)
  • 3.      Этот вид ответственности всегда имеет имущественных характер. На этот раз суд потребовал возмещения нанесенного материального и морального ущерба. (гражданская)
  • 4.      Ответственность за данное правонарушение состояла в увольнении работника, его совершившего. (дисциплинарная)



Предварительный просмотр:

Задание № 2. О каких видах юридической ответственности идет речь? (работа в группах)

1.      Этот вид ответственности был установлен судом. Иного порядка ее установления, кроме судебного, законом не предусмотрено.

2.      Ответственность за данный проступок была установлена органами ГАИ, наложившими на нарушителя штраф в размере трех минимальных окладов.

3.      Этот вид ответственности всегда имеет имущественных характер. На этот раз суд потребовал возмещения нанесенного материального и морального ущерба.

4.      Ответственность за данное правонарушение состояла в увольнении работника, его совершившего.

И напоследок . интересные факты из судебной практики.

Английский судья Д. Кромби считает, что в законодательстве различных стран встречается немало «странностей». Эти «странности» он собрал в книге «Самые глупые законы мира». И вот лишь некоторые из них:

         Англия. Начиная с XII века для мужчин противозаконным поведение считается бить жену после 9 часов вечера.

         Франция. Для владельце свиней противозаконным считается называть поросенка «Наполеон».

         Запрещается сажать и парковать летающие тарелки в виноградниках по всей территории Франции.

         Канада. Подниматься на борт летящего самолета запрещено законом.

         США. Пассажирам запрещается выходить из самолета во время полета.

         Передвижение на моторной лодке по городским улицам считается правонарушением.

         США (штат Колорадо). В ходе свадебной церемонии противозаконным считается бросать туфли в жениха и невесту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правонарушение и юридическая отвественность

Понятие "юридической ответственности", ее признаки и виды; понятие "правонарушения", виды правонарушений; содержит практикум - определить вид юридической ответственности; правонарушение, виды правонар...

Обыкновенные дроби урок по ФГОС (1 урок, А.Г. Мордкович, 5кл, самоанализ урока)

Обыкновенные дроби урок по ФГОС (1 урок, А.Г. Мордкович, 5кл,  самоанализ урока)Конспект урока и презентация...

Современный урок по ФГОС: организация и проведение в средней школе в условиях реализации ФГОС

Современный урок по ФГОС: организация и проведение в средней школе в условиях реализации ФГОС....

Урок по обществознанию в 9 классе "Юридическая ответственность"

В данном уроке представлены основные аспекты юридисеской ответственности. Сформировать у у чащихся знания и представления о правонарушениях и видах юридической  ответственности...

Методическая разработка по обществознанию (9 класс) на тему: Технологическая карта урока обществознания по теме: «Правонарушения и юридическая ответственность».

Технологическая карта урока обществознания в 9 классе по теме "Правонарушения и юридическая ответственность" содержит:1) цель и планируемые результаты;2) этапы с указанием содержания деятель...

УРОК-ДИСКУССИЯ (для учащихся 10х классов) «ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ: МОРАЛЬНЫЙ АСПЕКТ»

Цель: формирование навыков само регуляции, знакомство с юридической ответственностью несовершеннолетних, анализ ее моральных аспектов....

Презентация к уроку обществознания в 9 классе "Правонарушения и юридическая отвественность"

Презентация к уроку обществознания в 8 классе по учебнику Боголюбова Л.Н. к параграфу 10 "Правонарушения и юридическая ответственность" сопровождает и дополняет объяснение учителя. Содержит ...