Программа элективного курса "Введение в социологию"
элективный курс по обществознанию (9 класс) по теме
Элективный курс «Введение в социологию» рассчитан на учащихся 9-х классов общеобразовательных школ. Данный курс направлен на углубление и расширение знаний в сфере социальных наук.
Программа курса соответствует стандарту среднего (полного) общего образования по обществознанию обязательному минимуму содержания образовательной программы «Введение в социологию».
Курс позволит школьникам расширить, систематизировать и укрепить знания по социологии, подготовить базу для дальнейшего изучения этой дисциплины и смежных дисциплин; научиться решать разнообразные задачи различного уровня и применять знания на практике, способствует выработке и закреплению навыков работы со статистическим, информационным и документальным материалом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
_avtorskaya_programma._sociologiya.docx | 21.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Актуальность и причины написания рабочей программы
Элективный курс «Введение в социологию» рассчитан на учащихся 9-х классов общеобразовательных школ. Данный курс направлен на углубление и расширение знаний в сфере социальных наук.
Программа курса соответствует стандарту среднего (полного) общего образования по обществознанию обязательному минимуму содержания образовательной программы «Введение в социологию».
Курс позволит школьникам расширить, систематизировать и укрепить знания по социологии, подготовить базу для дальнейшего изучения этой дисциплины и смежных дисциплин; научиться решать разнообразные задачи различного уровня и применять знания на практике, способствует выработке и закреплению навыков работы со статистическим, информационным и документальным материалом.
Объем и сроки изучения материала
Программа элективного курса предполагает знакомство с теорией и практикой рассматриваемых вопросов и рассчитана на 9 часов всего учебного года.
Цель и задачи рабочей программы
Цель курса: способствовать пониманию учащимися сущности процессов, происходящих в современном обществе, и успешной социализации личности подрастающего поколения.
Задачи курса
- знать типологию массовых социальных движений, формы социальных взаимодействий, факторы социального развития, типы и структуры социальных организаций и уметь их анализировать;
- владеть основами социологического анализа;
- развивать творческие способы освоения познавательной деятельности учащихся;
- способствовать усвоению учащимися различных моделей успешного социального поведения, опыта социальных отношений.
Структура и особенности элективного курса
Развитие общества (1 ч)
Признаки общества. Понятие общества, его структура. Общество как форма совместной жизнедеятельности людей. Признаки общества. Сферы общества, их взаимосвязь и взаимовлияние.
Типология обществ. Дописьменные и письменные, простые и сложные общества. Общественно-экономические формации. Сравнительные характеристики аграрного, индустриального и постиндустриального общества.
Эволюция общества и закон о неравномерности его развития. Закон ускорения истории. Закон неравномерности.
Социальный прогресс и факторы, способствующие его реализации. Понятия «прогресс» и «регресс». Формы прогресса: реформистский, революционный. Понятие модернизации.
Культура (1 ч)
Что такое культура. Определение понятия «культура». Связь с понятием «цивилизация». Показатели цивилизованности.
Состав культуры. Материальная и духовная культура. Культурное наследие. Культурные универсалии.
Культурные нормы. Привычки, манеры, этикет, традиции, обычаи, церемония и ритуал, нравы, законы, вкусы, мода, ценности.
Формы культуры. Элитарная, массовая и народная культура. Субкультура. Контркультура. Культурное разнообразие.
Культурная динамика. Открытия и изобретения. Селективность культуры. Культурный лаг, культурная трансмиссия.
Социализация (2 ч)
Что такое социализация. Понятие «социализация». Сущность процесса социализации. Этапы социализации. Связь с понятием «обучение». Феральные люди.
Детство. Его особенности и значение в процессе социализации. Биологические предпосылки детства. Семейные роли родителей и детей.
Юность. Тинэйджеры. Молодежная субкультура. Трудности социализации в период юности, их причины.
Зрелый возраст и старость. Критерии зрелости. Завершение активного периода социализации в старости.
Агенты и виды социализации. Агенты первичной и вторичной социализации и их функции.
Социальная структура (2 ч)
Общественное разделение труда. Понятие о совокупности статусов и ролей, осваиваемых в процессе социализации. Социальная структура – анатомический скелет общества. Специализация и кооперация труда – суть общественного разделения труда.
Статус. Понятие статус и его виды: личный и социальный, приписываемый и достигаемый, главный, смешанный.
Элементы статуса. Элементы статуса, несовпадение статусов, личный и социальный статусы. Статус подростка. Отличительные признаки достигаемого и приписываемого статуса, их элементы.
Социальные институты. (2 ч)
Сущность социальных институтов. Понятие «социальный институт». Элементы социального института. Институт как социальная организация.
Типология социальных институтов. Характеристики основных социальных институтов: семьи и брака, политических, экономических институтов, образования, религии.
Функции институтов. Удовлетворение важнейших потребностей общества. Социализация людей. Специфические функции. Дисфункции. Явные и латентные функции и дисфункции. Социальная инфраструктура.
Человек в социальной группе (1 ч)
Что такое социальная группа. Малая группа. Понятие социальной группы и ее признаки. Классификация групп. Малые, большие, первичные, вторичные группы. Признаки малой группы. Диада и триада.
Семья. Семья и брак как социальные институты. Жизненный цикл семьи. Функции семьи. Классификация семьи. Распределение ролей в семье. Нуклеарная семья, традиционная семья и современная семья. Причины и мотивы разводов. Тенденции развития семьи в современном мире. Проблемы неполных семей.
Социальные роли. Понятие о социальной роли. Содержание роли. Ролевые ожидания. Формы выражения роли. Ролевой конфликт.
Этнос: нация, народность, племя. Исторические типы этноса: племя, народность, нация. Признаки этноса. Признаки нации. Ментальные особенности этноса.
Межнациональные отношения. Межнациональные отношения (толерантность и национальная нетерпимость). Межнациональное сотрудничество и конфликты. Этноцентризм и культурный плюрализм. Причины и пути решения межэтнических конфликтов. Расовая и национальная нетерпимость.
Календарно-тематическое планирование
№ | Разделы темы | Кол.ч | сроки | Примечание | |
план | факт | ||||
1 | Развитие общества. | 1 | |||
2 | Культура. | 1 | |||
3-4 | Социализация. | 2 | |||
5-6 | Социальная структура. | 2 | |||
7-8 | Социальные институты. | 2 | |||
9 | Человек в социальной группе. | 1 |
Материально-техническое обеспечение
- Кравченко А.И. Введение в социологию. 10-11 класс. М.: «АСТ», 2006.
- Кравченко А.И. Социология: Общий курс: Учебное пособие для вузов. – М.: Логос, 2002.
- А.И. Кравченко. Социология. Учебник. М.: «Проспект», 2003.
- Атрощенко В.В. Введение в социологию. Элективный курс. Учебное пособие для 10-11 классов. Часть1-2. Краснодар, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Введение в социологию. Авторская программа элективного курса для 10-11 класса
Данная авторская прграмма предназначена для ведения элективного курса в 10-11х социально-экономических профильных классах. Программа углубляет знания курса "Обществознание", позволяет гораздо лучше по...
Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная
Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...
Авторская педагогическая разработка адаптационного типа - программа спецкурса «Введение в социологию» для обучающихся 10-11-х классов
Программа курса «Введение в социологию» является авторской педагогической разработкой адаптационного типа, разработана на основе Программы учебного курса «Социология» Васильевой Л.В., утверж...
Программа элективного курса по социологии в 10 классе
Данный курс призван углубить и расширить знания по вопросам и проблемам, изучающимся в курсе обществознания при рассмотрении социальной сферы общества.Изучение настоящего элективного учебного предмета...
Программа элективного курса по обществознания для 10 класса «Сочинения по обществознанию: политология, социология, философия»
Программа элективного курса составлена на основе авторской программы Л.Н. Боголюбова «Обществознание» 10-11 классы, профильный уровень (Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.Ю. Лазебникова. &laq...
Рабочая программа элективного курса "Введение в практическую социологию"
Рабочая программа элективного курса "Введение в практическую социологию" для 10-11 классов...
Модифицированная программа факультативного курса "Мир социологии"
Программа факультативного курса ориентирована на перспективу развития профильного обучения в старшем звене школы и предназначена для углубленного изучения социологических вопросов....