Как заявить о преступлении
элективный курс по обществознанию (9 класс) на тему

Факультативное занятие из серии "Практическое право"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_kak_zayavit_o_prestuplenii.docx37.58 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие  на факультативе.

         Тема.  Как заявить о преступлении.

Ожидаемые учебные результаты:

знания

 Назвать 4 этапа уголовного процесса.

– Перечислить действия при устном заявлении о преступлении.

– Перечислить документы, которые необходимо получить заявителю.

умения и навыки

– Сделать устное заявление о преступлении в правоохранительные органы.

отношения, ценности, внутренние установки

– Высказать свое мнение о необходимости  сообщать о преступлении.

Основные используемые понятия

– Уголовный кодекс

– Уголовно-процессуальный кодекс

– Этапы уголовного процесса: возбуждение уголовного дела, предварительное расследование, судебное разбирательство, исполнение приговора

– Заявление о преступлении

– Талон о принятии заявления о преступлении

– Постановление о возбуждении уголовного дела

– Уведомление о возбуждении уголовного дела

Основная деятельность на занятии

Ролевая игра «устное заявление о преступлении».

Опережающие домашние задания

1) Ознакомиться со стадиями уголовного процесса.

         Памятка «Стадии уголовного процесса»

1. Возбуждение уголовного дела. На этой стадии дознаватели и следователи милиции и других органов (например, ФСБ, налоговой или пожарной инспекции) проверяют сообщение о преступлении (проводят беседы, осматривают место преступления и т.д.). Если следователь (дознаватель) убедился в том, что факты указывают на вероятность совершения преступления, он выносит постановление о возбуждении уголовного дела и направляет заявителю уведомление о возбуждении уголовного дела.

2. Предварительное расследование. Только после возбуждения уголовного дела начинается настоящее расследование, которое проходит в двух формах: дознание (по несложным делам) и следствие (по большинству дел). На этой стадии следователь (дознаватель) под надзором прокурора производит допросы, обыски, осмотры места происшествия и другие следственные действия для собирания доказательств и поимки преступника. Когда доказательства собраны и преступник пойман, следователь (дознаватель) составляет обвинительное заключение (обвинительный акт), которое утверждается прокурором. Уголовное дело, после ознакомления с ним всех участников процесса, передается в суд.

3. Судебное разбирательство - центральная стадия уголовного процесса. Суд, убедившись, что уголовное дело может быть рассмотрено, готовит и проводит судебное разбирательство. По некоторым делам обвиняемый может потребовать суда присяжных. Суд выслушивает аргументы сторон, оценивает доказательства и выносит обвинительный или оправдательный приговор, который до вступления в силу может быть обжалован в вышестоящий суд. Во время судебного разбирательства обвиняемый называется подсудимым, а после вынесения приговора - оправданным или осужденным.

4. Исполнение приговора. После оправдательного приговора подсудимый освобождается прямо в зале суда. Обвинительный приговор приводится в исполнение в соответствии со статьями 390, 401 УПК РФ, а также в соответствии с Уголовно-исполнительным кодексом РФ. Только после вступления обвинительного приговора в силу осужденный может именоваться преступником, а его поступок - преступлением. До этого момента человек считается невиновным (презумпция невиновности). Потерпевший (гражданский истец) получает возмещение ущерба, причиненного преступлением.

  1. Ответить на задания теста. На какой стадии уголовного процесса находится дело, если:
  1. Судья объявляет приговор.

Стадия: судебное разбирательство.

2.Следователь послал свидетелю повестку с вызовом на допрос.

Стадия: предварительное расследование (допрос свидетеля как следственное действие возможен только после возбуждения уголовного дела).

3.  Осужденный отправлен в воспитательную колонию для отбывания наказания.

Стадия: исполнение приговора (так как наказание возможно только после вынесения приговора суда и вступления его в силу).

4. Потерпевший звонит в милицию, чтобы сообщить о краже.

Стадия: возбуждение уголовного дела (с этого начинается уголовный процесс)

5. Прокурор утверждает обвинительное заключение следователя.

Стадия: предварительное расследование (утверждением обвинительного заключения заканчивается предварительное расследование).

6. Дознаватель выехал по звонку на место происшествия

Стадия: возбуждение уголовного дела (так как дознаватель только проверяет сообщение о преступлении, дело еще не возбуждено).

   7. Потерпевшему возмещают ущерб, причиненный преступлением.

Стадия: исполнение приговора (возмещение ущерба возможно только после вынесения приговора).

  8. Адвокат выступает на суде в защиту подсудимого.

Стадия: судебное разбирательство.

Ресурсы к занятию.

  • УПК РФ.
  • Карточки с названиями этапов уголовного процесса (один комплект на парту). Вариант: вместо карточек с названиями использовать карточки с цифрами от 1 до 4 (номера этапов) .

  • Возможно приглашение дознавателя или следователя в качестве консультанта. В этом случае попросите на этапе представления нового материала рассказать о порядке принятия сообщения о преступлении, задайте те же вопросы, что и собирались задать детям, попросите прокомментировать ответы детей. Попросите детей задать ему вопросы. Во время подготовки и проведения ролевой игры попросите его выступить консультантом, а при выступлении наблюдателей – прокомментировать их выступления.

План занятия .

  1. Мотивация .
  2. Объявление темы, ожидаемых учебных результатов и хода занятия .
  3. Новый материал .
  4. Интерактивная часть. ( Ролевая игра «устное заявление о преступлении» на основе дела Петра Фролова.)
  1. Анализ дела Петра Фролова и подготовка к ролевой игре .
  2. Разъяснение задания .
  3. Распределение ролей.
  4. Выполнение задания .
  5. Выступления наблюдателей.
  6. Заключительные вопросы по интерактивному упражнению .
  1. Подведение итогов.

Раздайте ребятам карточки с этапами преступления (комплект на парту). Вариант: вместо карточек с названиями использовать карточки с цифрами от 1 до 4 (номера этапов) либо попросить ребят изображать цифры количеством пальцев. Зачитывайте вразбивку ситуации текста и просите ребят поднять карточку или показать пальцами цифру соответствующего этапа уголовного дела. После каждой ситуации в темпе спрашивайте нескольких учеников:

  • Почему вы так решили? Какое предложение в Памятке №2 подтверждает ваш вывод?
  • А кто думает иначе? Почему вы так решили?

В заключение попросите проверить свое задание (или задание у соседа) и выставить себе (соседу) отметку (можно договориться об оценке – сколько ошибок можно совершить на «4», «3», «2»).

Можете также спросить:

Какие этапы уголовного процесса вы можете назвать?

  • Какой закон описывает эти этапы? (Уголовно-процессуальный кодекс.) Покажите этот кодекс, если он у вас есть.

Новый материал.

Практические советы:

Как заявить о преступлении?

(Выслушать мнение учащихся)

1. Вы можете сообщить о готовящемся или совершенном преступлении устно или письменно в милицию, прокуратуру, ФСБ, другие правоохранительные органы. Вы можете:

  • позвонить по телефону (например, «02» либо по телефону доверия);
  • лично явиться для устного заявления;
  • послать письменное заявление по почте;
  • сообщить информацию журналистам для ее опубликования в средствах массовой информации (газеты, журналы, радио, телевидение).

Все сообщения (в том числе и в прессе) о любом преступлении должны приниматься и проверяться. Но помните, что за заведомо ложный донос с 16 лет предусмотрено уголовное наказание.

2. Сообщить о преступлении может любой человек независимо от возраста. Однако на практике  во многих местах сложилась спорная ситуация, когда личные заявления несовершеннолетних до 16 лет (письменные и устные), как правило, принимаются в присутствии их законных представителей – родителей, усыновителей, опекунов или попечителей.

Поэтому если вам нет 16 лет, будьте готовы убедить следователя принять заявление немедленно, либо сразу возьмите с собой родителей, либо идите к прокурору (уполномоченному по защите прав человека) и просите его выступить в защиту ваших прав.

3. Возможно анонимное либо личное сообщение о преступлении. Если вы не желаете раскрывать свое имя даже органам милиции и прокуратуры, то ваше сообщение о преступлении может быть

анонимным (без указания вашего имени). Журналисты и редакции

средств массовой информации также обязаны хранить ваше имя в тайне, если вы поставите такое условие. Если же вы хотите возместить ущерб от преступления, остановить преступника, то обязательно ваше личное заявление. Уголовные дела по некоторым преступлениям могут быть возбуждены только по личному заявлению потерпевшего. В своем заявлении вы можете просить принять меры безопасности, предусмотренные ч. 3 ст. 11 УПК РФ: не указывать ваши данные в протоколе, а использовать псевдоним; оградить от встреч с обвиняемым и т.д.

4. Грамотно составляйте заявление. В письменном или устном заявлении должно содержаться описание событий, а также указываться ваше имя, возраст, место жительства. Письменное заявление пошлите заказным письмом с уведомлением о вручении. Ваше устное заявление оформляется протоколом, который вы должны прочитать и росписью подтвердить свое согласие с ним. Не стесняйтесь просить внести изменения в протокол или письменно отразить свое несогласие с ним.

5. Подумайте о возмещении ущерба. В заявлении следует указать (по возможности) размер ущерба и в чем конкретно он выразился. Это поможет вам в дальнейшем возместить вред.

6. Получите подтверждение о принятом заявлении. В соответствии с ч.4 ст. 144 УПК РФ о приеме вашего заявления о преступлении вам должен быть выдан документ (талон) с указанием даты и времени принятия вашего заявления, а также данных о лице, принявшем заявление. Получение талона, а потом и других документов очень важно для подтверждения ваших прав!

7. Получите уведомление о возбуждении уголовного дела или об отказе в его возбуждении. После вашего заявления милиция и прокуратура обязаны в течение трех дней (а по сложным делам до 30 дней) проверить заявление и принять решение (постановление) о возбуждении уголовного дела (или об отказе в его возбуждении). О принятом решении вам должны сообщить и разъяснить, как вы можете обжаловать неудовлетворительное решение

. Для проверки заявления вас могут пригласить для беседы. До возбуждения уголовного дела беседа – добровольное дело, поэтому в сложных ситуациях не забудьте посоветоваться с адвокатом или  опытным человеком.

8. Жалуйтесь, если вам отказано. Если ваше заявление о преступлении не принимают, либо вам отказано в возбуждении уголовного дела, а также, если уже возбужденное дело прекращено и в других случаях вы имеете право жаловаться прокурору или в суд лично, либо через следователя или дознавателя.

Вопросы для беседы по новому материалу.

  • Давайте рассмотрим ситуацию. У вашего знакомого угнали машину. Как он может сообщить в милицию об угоне?
  • Кроме милиции, какие еще органы обязаны принимать сообщения о преступлении?
  • А может ли об угоне машины заявить сын хозяина машины (например, если папа в командировке)? (В законе нет ограничений по возрасту, но нужно будет настаивать, а лучше прийти с любым другим взрослым).
  • Может ли об угоне заявить посторонний человек? (Да, заявления о преступлении принимаются от любого человека).
  • Что важно сообщить в милиции при устном заявлении? (Ответь на «Пять золотых вопросов»: что произошло? Кто был участником этих событий? Где это происходило? Когда это произошло? Как вели себя участники событий?)
  •  Также необходимо указать понесенный ущерб.
  • Как вы убедились, что ваше устное заявление принято? (Должен быть составлен протокол, в котором заявитель расписывается. Иногда при приеме устного заявления, чтобы не составлять протокол, просят написать письменное заявление. В любом случае вам также должен быть выдан талон-уведомление о принятии заявления. Обратите внимание, чтобы в талоне стоял номер по КУС (книга учета сообщений), дата принятия, фамилия и звание того, кто принял заявление).

  • Какие решения могут быть приняты по вашему заявлению? (Возбудить уголовное дело или отказать в возбуждении).
  • Как вы узнаете, какое решение принято? (Должны сообщить устно, по телефону либо послать письменное уведомление об этом).
  • Каков срок принятия решения о возбуждении дела? (3 дня, а по сложным делам – до 30 дней).
  • При сообщении вам о возбуждении уголовного дела, что вам важно узнать? (Все данные: номер дела, когда возбуждено дело, кто является следователем или дознавателем, адрес и телефон).

Интерактивная часть.

Ситуация:

.Петру Фролову дедушка подарил на день семнадцатилетия мотоцикл «Восход». Следующей ночью он был украден.

  • Как вы думаете, какой информации не хватает в деле, чтобы заявление Петра было максимально полным? (Не хватает очень много информации, чтобы ответить на «Пять золотых вопросов», в том числе: год выпуска мотоцикла, его стоимость (чтобы заявить об ущербе), место, где он стоял, наличие следов угонщиков, есть ли очевидцы, и т.д.). В своей ролевой игре вы можете просто придумать сами все эти обстоятельства.
  • Какие документы и материалы должен взять с собой Петр? (Свой паспорт, паспорт мотоцикла, может быть, фотографию мотоцикла).

  • Как вы думаете, что должен сделать милиционер, чтобы грамотно принять заявление? (Исполняющий роль милиционера должен выяснить цель прихода в милицию, установить личность заявителя, должен предупредить заявителя об ответственности за ложный донос, далее выяснить обстоятельства происшедшего, пользуясь «Пятью золотыми вопросами», составить протокол принятия устного

  • заявления или попросить написать письменное заявление, зарегистрировать его в  Книге учета сообщений, а в заключение выдать талон о принятии заявления. Все это должен знать и Петя.

 Подведение итогов занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мотивы преступления Родиона Раскольникова (по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание")

Урок-практикум. Помогает понять сложность и противоречивость образа Родиона Раскольникова, мотивы его преступления. Урок представляет собой исследование авторского текста, является результатом вдумчив...

Исследовательская работа по роману Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание" на тему "Опыт современного прочтения романа Достоевского "Преступление и наказание"

Федор Михайлович Достоевский – пиФедор Михайлович Достоевский – писатель  чрезвычайно индивидуальный. У негосвое , очень  отличное  от других  классиков  русской литературы от...

Урок по роману Достоевского "Преступление и наказание" "Мотивы преступления Раскольникова"

"Мотивы преступления Раскольникова" - 5 урок в системе уроков по роману Достоевского "Преступление и нааказание". Цель урока - показать общественно-историческую ситуацию в России в 60-егг. 19 века, со...

Зразок заяви від батьків

Зразок заяви від батьків директору школи...

Методическая разработка литературного квеста «Преступление или преступления?» (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)

Литературный квест - это один из вариантов игры-поиска, столь популярной в наше время в молодежной среде. Маршрут  литературного квеста связан с сюжетом и героями книг, предложенных  д...

Заявите о себе всему миру

При поддержке Министерства просвещения Российской Федерации в ноябре 2021 года стартовал проект «Глобус образования» – виртуальные туры по русскоязычному образованию в мире». Н...

Заяви о себе. Визитная карточка

Заяви о себе. Визитная карточка...