Урок обществознания в 9 классе "Права несовершеннолетних"
план-конспект урока по обществознанию (9 класс) на тему

Данный урок поможет учителям по обществознанию в разделе "Право" 9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obshchee.docx23.48 КБ

Предварительный просмотр:

Урок обществознания. 9 класс.

Тема: Права несовершеннолетних.

Цели урока:

познакомить обучающихся с документами о правах ребёнка;

научить распознавать свои права;

воспитывать осознанное отношение к своим правам;

развивать способность реализовывать права в повседневной жизни;

научить отстаивать и защищать свои права;

уважать и не нарушать права другого человека;

развивать творческие способности учащихся.

Умения и навыки, отрабатываемые на уроке:

работа с документами;

умение выбрать главное и правильно формулировать выводы;

составление таблиц;

умение выступать и логично излагать свои мысли;

умение применять полученные знания в конкретных ситуациях.

Основные понятия урока: Конвенция, наследование, органы опеки и попечительства, опека, попечительство, усыновление, дееспособность, эмансипация.

Оборудование: сокращённый вариант Конвенции о правах ребёнка, выборка статей из Семейного и Гражданского кодексов, подборка заданий-ситуаций.

                                Ход урока.    

1. Вступительное слово учителя.

             -Сегодня мы рассмотрим права ребёнка через изучение документов.

2. Изучение нового материала.

    Организация работы с документами.

Работа с Конвенцией:

                                (Приложение №1)

                -Какое из прав, определённых Конвенцией, является самым важным для ребёнка?

                 -Какое право является самым значимым для каждого из вас?

                    -Возьмите по два права из Конвенции и уберите. Что может произойти, если их не будет?

Давайте сейчас посмотрим ситуацию. (Приложение №2)

         

       (  Дети инсценируют.)

Вопросы к ситуации:

                    -Как произошёл этот конфликт? Почему?

                    -Что чувствовали действующие лица?

                    -Счастливый ли был конец?

                    -Как этот конфликт мог быть предотвращён? Выход из конфликта-совместный поиск решения, которое бы учитывало права всех участников конфликта.

                    -Какие и чьи права были нарушены?

Вывод. Права одного человека кончаются там, где начинаются права другого.

                     -Какие личные права ребёнка закреплены в Конвенции?  Запишите.

(Приложение №1 «Конвенция о правах ребенка»)

Работа с текстом Семейного кодекса.

(Приложение № 3 «Семейный кодекс РФ» )

                       -Все права распределить на личные и имущественные и записать в таблицу.

                         (Проверка задания)

Работа с текстом Гражданского кодекса.

(Приложение № 4 «Гражданский кодекс РФ»)

Заполнить таблицу, распределив права на личные и имущественные.

                           (Приложение № 5)

                 -Но права ребёнка до 18 лет носят ограниченный характер т.е. это зависят от дееспособности. Что такое дееспособность?

                          (Уч-ся записывают определение)

Дееспособность несовершеннолетних делится на три группы: с момента рождения до 3-х лет, с 6 до 14 лет,

от 14 до 18 лет.

                    -Читая текст кодекса, распределите права ребёнка в 3 колонки. (Самостоятельная работа)

                 Проверка задания (приложение № 6)

3. Закрепление. Практическая работа.

                       -Изучите ситуацию и оцените с точки зрения закона.  (Приложение № 7).

4. Защита прав ребёнка.

                         -Кто же защищает ребёнка?

                          -Составьте схему.

          (Семья, государство, международное право)

-Беседа по схеме.                                    

          Дом. задание: составить     Декларацию прав учеников.

Приложение №2.

Саша и Володя были довольны новогодними подарками. Володя Как и хотел получил магнитофон, сразу же поставил кассету с записью любимой группы. Саша тоже была довольна- ей подарили гитару, и она сейчас могла играть не только в клубе, но и дома. Саша немедленно стала наигрывать мелодию. Сначала было всё нормально, но вскоре они поняли, что одновременно они не могут пользоваться подарками. Прекратив играть, Саша попросила Володю сделать перерыв и дать ей возможность поиграть на гитаре. Володя ответил, что её «бренчание на балалайке» его не беспокоит и он может усилить звук. Его ответ рассердил Сашу и она начала просто громко ударять по струнам и петь не в такт музыке. Тогда Володя усилил звук магнитофона. Они стали состязаться, кто громче и устроили такой шум, что в комнату вбежали родители.

Приложение № 3.

Личные права детей

СК РФ, ст. 54-59

Имущественные права детей СК  РФ, ст. 60.

-Право жить и воспитываться в семье

-Право на получение содержания от своих родителей, или лиц, их заменяющих.

-Право знать своих родителей

-Право на имущество, полученное в дар.

-Право на их заботу, на совместное проживание

Право на имущество, полученное по наследству.

-Право на воспитание своими родителями, всестороннее развитие.

-Доходы, полученные ребёнком.

-Право на общение с обоими родителями другими родственниками.

-Имущество, приобретённое на собственные средства.

-Право на защиту своих интересов и прав.

-Право выражать своё мнение.

-Право на имя, отчество и фамилию.

-Право на изменение имени и фамилии.

Приложение №6.

                   Дееспособность. ГК РФ, ст. № 26-28.

Малолетние

Несовершеннолетние

с рождения до 6 лет

с 6 до 14 лет

От 14 до 18 лет

 - полностью лишены дееспособности

В праве самостоятельно совершать:

Вправе самостоятельно совершать:

- все действия от их имени могут совершать только родители или их опекуны

- мелкие бытовые сделки

-все сделки для малолетних,

- сделки, не требующие нотариального удостоверения

-распоряжаться своими доходами,

- сделки по распоряжению средствами, полученными от родителей.

-авторское право,

ответственность по сделкам несут родители

-вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими,

они же отвечают за вред, причинённый малолетними  

-с 16 лет-членство в кооперативе,

-самостоятельно несут ответственность за имущественный вред,

-полная дееспособность может наступить до  18 лет при вступлении в брак-эмансипация (ст. 27)

        

Приложение № 7.

                      Ситуации.

1. Папа с мамой обсуждали предстоящий летний отдых.

Сначала они хотели поехать на море, но затем, подсчитав финансы, решили остаться на даче. Ирина, их дочь, вздохнув, заметила, что дача ей изрядно надоела. Мать, косо взглянув на неё, сказала: «Помолчи, не доросла ещё.»

  -Оцените ситуацию с точки зрения закона.

2. Восьмиклассница Ирина(13лет) получила ко дню рождения от бабушки в подарок 100 рублей. Они хотели, чтобы их внучка купила то, что ей хочется. Ирина обрадовалась и сказала, что на все деньги купит аудиокассеты, так как любит музыку.

  - Оцените ситуацию с точки зрения закона.

3. Мать 15-летнего Сергея потребовала, чтобы он всю свою зарплату отдавал ей, так как она лучше ею распорядится.

  -Правомерно ли требование матери?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УРОК ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В 9 КЛАССЕ."ТРУДОВЫЕ ПРАВА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ"

УРОК ПО ДАННОЙ ТЕМЕ ПРОВОДИТСЯ В 9 КЛАССЕ. НА УРОКЕ  ПРОВОДИТСЯ РАБОТА С ДОКУМЕНТАМИ.  чАСТИЧНО ВОЗМОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ МАТЕРИАЛ И В 10-11 КЛАССЕ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ БАЗОВОГО УРОВНЯ ОБУЧЕ...

Разработка урока обществознания по теме Уголовная ответственность несовершеннолетних

Цельурока создать у учащихся представление об особенностях уголовной ответственности несовершеннолетних. Урок выстроен в частично - поисковой форме. При изучении материала, учащиеся ратотаюс с докумен...

Уголовная ответственность несовершеннолетних (конспект урока обществознания)

Урок - проектТЕМА: Уголовная ответственность несовершеннолетнихЦель урока: ·                   формирование пр...

методическая разработка урока ОБЖ "Уголовная отвественность несовершеннолетних"

В процессе изучения данной темы создаются условия для развития творческого мышления учащихся, их познавательной активности, умения самостоятельно пополнять знания из различных источников информации. У...

презентация для урока ОБЖ "Уголовная отвественность несовершеннолетних"

В процессе изучения данной темы создаются условия для развития творческого мышления учащихся, их познавательной активности, умения самостоятельно пополнять знания из различных источников информации. У...

Презентация к уроку обществознания в 10-11 классах по теме: Труд. Трудовые права несовершеннолетних. Профсоюзы.

Презентация расчитана на обсуждение таких вопросов, как: является ли труд правом или обязанностью, или это - возможность для самореализации личности? Работа была выполнена на основе анкетирования учащ...

Урок обществознания по теме «Труд и право: правовое регулирование труда несовершеннолетних»

Урок обществознания по теме«Труд и право: правовое регулирование труда несовершеннолетних»Урок обществознания «Труд и право: правовое регулирование труда несовершеннолетних» в ...