Конспект урока "Выборы" 9 класс
план-конспект урока по обществознанию (9 класс) на тему

Урок организован в форме деловой игры.

Цель урока: Дать представление учащимся  о видах избирательных систем, принципах и процедуре современных выборов.

 

Образовательная задача:

  1. Расширить  знания  учащихся  о сущности демократических выборов;
  2. Познакомить с принципами  избирательного  права;  
  3. Сформировать представления об избирательном процессе и избирательных системах.

Развивающая задача:

  1. Продолжить  формирование  у  учащихся  умений  использовать дополнительные источники, делать обобщения, выводы, формулировать и аргументировать  свою точку зрения;
  2. Развивать  умение оперировать  терминами  и  понятиями  по  данной  теме,  раскрывать  на  примерах  важнейшие  теоретические понятия  и  приводить  примеры  явлений,  действий,  ситуаций  связанных  с  реализацией  избирательного  права.

Воспитательная задача:

  1. Формировать отношение учащихся к себе, как гражданам России, будущим избирателям;
  2. Способствовать  формированию  активной  жизненной  позиции и  пониманию  учащимися  необходимости  активного  участия  в  выборах;
  3. Воспитывать толерантность и чувство гражданского долга.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_teme_vybory.rar35.63 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ с. Плеханово Грязинского муниципального района Липецкой области

Тема урока:

Выборы.

                  Тип урока: деловая игра 

                  Класс: 9

                           Автор: учитель истории и обществознания

Щербатюк Ольга Ивановна

                                    02.10. 1964 г.р.

 

                  Адрес: 399083

                                         с. Плеханово ул. Полевая 11

                                                         Грязинского муниципального района

                        Липецкой области

                         

 

                                                            2014 год

Цель урока: Дать представление учащимся  о видах избирательных систем, принципах и процедуре современных выборов. 

Образовательная задача:

  1. Расширить  знания  учащихся  о сущности демократических выборов;
  2. Познакомить с принципами  избирательного  права;  
  3. Сформировать представления об избирательном процессе и избирательных системах.

Развивающая задача:

  1. Продолжить  формирование  у  учащихся  умений  использовать дополнительные источники, делать обобщения, выводы, формулировать и аргументировать  свою точку зрения;
  2. Развивать  умение оперировать  терминами  и  понятиями  по  данной  теме,  раскрывать  на  примерах  важнейшие  теоретические понятия  и  приводить  примеры  явлений,  действий,  ситуаций  связанных  с  реализацией  избирательного  права.

Воспитательная задача:

  1. Формировать отношение учащихся к себе, как гражданам России, будущим избирателям;
  2. Способствовать  формированию  активной  жизненной  позиции и  пониманию  учащимися  необходимости  активного  участия  в  выборах;
  3. Воспитывать толерантность и чувство гражданского долга.

Основные понятия: демократические выборы, Центральный Избирательный Комитет, независимые наблюдатели, избиратели.

Формы работы:  групповая

Технология:  активные методы обучения (деловая игра)

Оборудование:   проектор, документальный фильм «День выборов»,  импровизированная трибуна, урна для голосования, бюллетени, бланки протоколов.

Предварительная подготовка: учащиеся проводят подготовительную работу к проведению выборов: назначается день выборов, выдвигаются кандидаты, готовятся программы кандидатов, проводится агитационная работа.

                                                           Поэтом можешь ты не быть,

                                                            Но гражданином быть обязан.

                                                           А что такое гражданин?

                                                           Отечества достойный сын.

                                                                     Н.А. Некрасов

  1. Организационный момент.

 Ледокол «Ассоциации».

Какие ассоциации у вас возникают при слове Выборы.

Каким цветом вы бы обозначили выборы? Почему?

Как вы понимаете строки из стихотворения Н.А. Некрасова?

(Ответы учащихся)

  1. Ход урока:
  1. Упражнение. «Займи позицию»:

Вопрос для обсуждения: Согласны ли вы с утверждением: «Каждый гражданин обязан участвовать в выборах».

        в классе, в разных местах, приклеены плакаты  с позициями:

Больше да, чем нет.    Полностью согласен.  Не согласен.    Больше нет, чем да.

Учащиеся занимают место, в соответствии со своей позицией. Объясняют, почему они так считают. Во время дискуссии, можно свободно поменять свою позицию. Те учащиеся, которые изменили позицию, объясняют почему.

  1. Работа в группах. Упражнение «Водоворот».

Работа с текстом. 

А) Избирательные системы.

  1. группа Мажоритарная избирательная система.

2.  группа Пропорциональная избирательная система

          3. группа Смешанная избирательная система

      Через 3 минуты, группы меняются плакатами, если согласны с тезисом предыдущей группы ставят +, если не согласны ставят –

Еще через 3минуты меняются еще раз ( у каждой группы фломастер одного цвета, чтобы легко было проанализировать работу групп)

  Презентация работы групп.

 Б) Принципы избирательного права.

   

         Учащиеся, рассказывают, о принципах избирательного права используя ПОПС - формулу.

 Я считаю, что основным принципом избирательного права является…..

П- позиция (изложение своего мнения)

О- обоснование ( привести причину своего мнения)

П- пример ( привести пример для пояснения своей причины)

С – следовательно (обобщить свое мнение)

  Презентация работы групп. Заслушиваются ответы 2-3 учащихся от группы.

3.Просмотр фрагмента из фильма «День выборов».

Вопросы для обсуждения:

Время работы избирательной комиссии?

Когда прекращается предвыборная агитация?

Что входит в функции наблюдателей?

Функциональные обязанности избирательной комиссии?

Что делают с лишними бюллетенями?

Как оформляется протокол?

Кто считается победившим на выборах при мажоритарной избирательной системе?

4.Деловая игра «Выборы президента класса».

Стадии избирательного процесса

1.Установление даты выборов.

2.Составление списков избирателей.

3.Образование и утверждение избирательных  участков.

          4. Формирование избирательных комиссий.

5.Выдвижение, регистрация кандидатов.

6.Предвыборная агитация.

7.Голосование.

8. Подсчёт голосов и установление результатов.

Для экономии времени мы первые 4 стадии провели предварительно на предыдущем уроке, а сейчас перейдём к предвыборной агитации.

- Слово предоставляется доверенным лицам кандидатов для представления избирателям  кандидатур на пост президента класса.

 -Теперь заслушаем предвыборные программы кандидатов.

Вы можете задать друг другу уточняющие вопросы.

Учащиеся задают вопросы кандидатам.

У меня есть к кандидатам несколько вопросов.

         1) Как вы понимаете принцип свободы и добровольности выборов.

2) Составьте список из пяти источников финансирования вашей избирательной кампании. Поясните, почему указанные вами организации, частные лица хотят поддержать вас на выборах.

3) Какие проблемы вы обещаете решить своим избирателям?  

4)Какие методы вы будите использовать для решения данных проблем?

 

5) Если мнение класса, разделится на 2 противоположные позиции по какому- либо вопросу, чью позицию вы поддержите?

6) Почему президент класса должен избираться, а не назначаться классным руководителем?

7) Проведите ассоциацию между выборами президента класса и выборами главы сельского поселения, главы района, президента страны.

Спасибо кандидатам и их доверенным лицам, все они могут занять свои места в классе. А сейчас время работы избирательной комиссии. Я прошу членов избирательной комиссии занять свои места и приступить к работе. У нас начинается голосование.

6.Проведение процедуры выборов.

  • Каждый обучающийся получает в избирательной комиссии бюллетень. При получении избирательного бюллетеня учащийся расписывается в списке избирателей против своей фамилии.
  • Каждый голосует лично в специально отведённом месте, обеспечивающем тайное голосование.
  • Заполненный избирательный бюллетень обучающийся опускает в избирательный ящик (он должен быть запечатан).
  • После окончания голосования избирательной комиссией осуществляется подсчёт голосов. Определяются недействительные бюллетени, они упаковываются отдельно.
  • Комиссия составляет протокол об итогах голосования. На основании этого протокола определяются и объявляются общие результаты голосования.

Прошу членов избирательной комиссии подсчитать голоса и огласить победителя наших выборов.

Итак, большинство голосов на выборах получил кандидат ……….., он и считается избранным на пост президента класса.

Наша деловая игра подошла к концу. 

Давайте поздравим президента класса, пожелаем ему успехов в работе.

7.Рефлексия:

Возвращение к эпиграфу урока.

Чем дополнилось ваше представление о достойном сыне Отечества?

  1. Какую роль ты исполнял в игре?
  2. Понравилась ли тебе деловая игра « Выборы» или нет? Почему?
  3. Чему ты научился, участвуя в игре?
  4. Хотел бы ты вновь принять участие в игре? Почему?
  5. Какие критические замечания ты можешь высказать по организации и проведению игры?
  6. Что бы ты изменил в ходе игры, чтобы она стала ещё интереснее?

8.Домашнее задание.

На оценку «5»:

  1. написать эссе о выборах, вашем отношении к выборам.

 2) составить кроссворд по теме «Избирательное право и избирательный процесс в РФ» с ответами. Условие: не менее 20 слов.

На оценку «4»:

1)  Составить «Синквейн» о выборах.    

2) подготовить тест по теме «Выборы в РФ» (условие: не менее 15 вопросов с 4 вариантами ответов)

На оценку «3»:

  1. подготовить вопросы и ответы для викторины по теме «Выборы в РФ» (условие: не менее 10 вопросов с 3 вариантами ответов);
  2. составить  кроссворд по теме «Избирательное право и избирательный процесс в РФ» с ответами. Условие: не менее 10 слов.

    При оценивании творческих работ оценивается оригинальность исполнения, оформление работы, работы должны быть авторскими и не заимствованными из сети Интернет.

Список используемых ресурсов:

  1. http://www.aphorism.ru/105.shtml
  2. http://amur-ivanovka.narod.ru/reklama/stihi.html

    3.  http://www.grandars.ru/college/sociologiya/izbiratelnaya-sistema.html

     4. http://president2012.ru/

     5.  http://www.rcoit.ru/elect_history/

     6. Учебник Введение в обществознание/Под. Ред.Л.Н. Боголюбова. М.: Просвещение.2010.

    7.Поздеев А.В. Поурочные разработки по обществознанию 9 класс.- М.: ВАКО, 2013.

                                                                            Приложение №1

Мажоритарная избирательная система

В условиях мажоритарной системы (от фр. majorite — большинство) побеждает кандидат, получивший большинство голосов. Большинство может быть абсолютным (если кандидат получил больше половины голосов) и относительным (если один кандидат получил больше голосов, чем другой). Недостатком мажоритарной системы является то, что она может снизить шансы небольших партий получить представительство в органах власти.

Мажоритарная система означает, что для избрания кандидат или партия должны получить большинство голосов избирателей округа или всей страны, собравшие же меньшинство голосов, мандатов не получают. Мажоритарные избирательные системы делятся на системы абсолютного большинства, которые чаше используются на президентских выборах и при которых победитель должен получить больше половины голосов (минимум — 50% голосов плюс один голос), и системы относительного большинства (Великобритания, Канада, США, Франция, Япония и др.), когда для победы необходимо опередить других претендентов. При применении принципа абсолютного большинства в случае, если ни один кандидат не получил свыше половины голосов, проводится второй тур выборов, на котором представлены два кандидата, получившие наибольшее число голосов (иногда во второй тур допускаются все кандидаты, набравшие в первом туре голосов больше установленного минимума).

Пропорциональная избирательная система

Пропорциональная избирательная система подразумевает голосование избирателей по партийным спискам. После выборов каждая из партий получает число мандатов, пропорциональное набранному проценту голосов (например, партия, набравшая 25 % голосов избирателей, получает 1/4мест). На парламентских выборах обычно устанавливается процентный барьер (избирательный порог), который партии нужно преодолеть для того, чтобы провести своих кандидатов в парламент; в результате этого мелкие партии, не имеющие широкой социальной поддержки, не получают мандатов. Голоса за партии, не преодолевшие барьер, распределяются между победившими на выборах партиями. Пропорциональная система возможна только в много мандатных избирательных округах, т.е. таких, где избирается несколько депутатов и за каждого из них избиратель голосует персонально.

Суть пропорциональной системы — в распределении мандатов пропорционально количеству голосов, полученных партиями или избирательными коалициями. Главное достоинство этой системы — представительство партий в выборных органах в соответствии с их реальной популярностью среди избирателей, что позволяет полнее выражать интересы всех групп общества, активизировать участие граждан в выборах и политике в целом. Для того чтобы преодолеть чрезмерное партийное дробление состава парламента, ограничить возможность проникновения в него представителей радикальных или даже экстремистских сил, многие страны используют заградительные барьеры, или пороги, устанавливающие необходимый для получения депутатских мандатов минимум голосов. Обычно он составляет от 2 (Дания) до 5% (ФРГ) всех поданных голосов. Партии, не собравшие необходимого минимума голосов, не получают ни одного мандата.

Смешанная избирательная система

В настоящее время многие страны применяют смешанные системы, сочетающие элементы мажоритарной и пропорциональной избирательных систем. Так, в ФРГ одна половина депутатов Бундестага избирается по мажоритарной системе относительного большинства, вторая — по пропорциональной системе. Подобная система использовалась и в России на выборах в Государственную Думу в 1993 и 1995 гг.

Смешанная система предполагает комбинирование мажоритарной и пропорциональной систем; например, одна часть парламента избирается по мажоритарной системе, а вторая — по пропорциональной; при этом избиратель получает два бюллетеня и отдает один голос за партийный список, а второй — за конкретного кандидата, избирающегося на мажоритарной основе.

В последние десятилетия некоторые организации (ООН, партии «зеленых» и др.) используют консенсусную систему выборов. Она имеет позитивную направленность, т. е. ориентирована не на критику противника, а на нахождение наиболее приемлемою для всех кандидата или избирательной платформы. Практически это выражается в том, что избиратель голосует не за одного, а за всех (обязательно больше двух) кандидатов и ранжирует их список в порядке собственных предпочтений. За первое место дается пять баллов, за второе — четыре, за третье — три, за четвертое — два, за пятое — один балл. После голосования полученные баллы суммируются, по их количеству определяется победитель.