Рабочая программа по обществознанию. 6 класс. Учебник под ред. Боголюбова
рабочая программа по обществознанию (6 класс) на тему
Рабочая программа по обществознанию. 6 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_obshchestvoznaniyu._6_klass_bogolyubov.doc | 128.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3
Рабочая программа учебного предмета
УТВЕРЖДАЮ
Директор _______________Н.А Бруставецкая
Протокол педсовета № 1 от «29» августа 2014 г.
Приказ № ____ от «____» августа 2014 г.
Обществознание
6 класс
Разработчик: учитель
Ильина Наталья Сергеевна
Тверь 2014
Пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию составлена на основе программы к учебнику Боголюбова Л.Н. Обществознание. 6-9 класс (Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова), соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта.
Данная программа предназначена для учащихся 6 класса основной общеобразовательной школы, которые изучают предмет в первом концентре обществоведческого образования в средней школе.
Цели изучения курса:
- развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10 – 15 лет), ее познавательных интересов, развитие нравственной и правовой культуры, способности к самоопределению и самореализации;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; о способах регулирования общественных отношений;
- овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста;
- формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; в межличностных отношениях; самостоятельной познавательной деятельности.
Для реализации поставленных целей используется учебно-методический комплект по обществознанию издательства «Просвещение», который широко используется в общеобразовательных учреждениях. Данный комплект представляет собой завершенную линию для основной школы и включает в себя:
- Обществознание. 6 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений / [Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Н.Ф. Виноградова и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. - М.: Просвещение. 2013.
- Обществознание. Рабочая тетрадь к учебнику «Обществознание. 6 класс под редакцией Л.Н. Боголюбова. - М: Просвещение, 2013.
Изучение обществознания в 6 классе носит преимущественно пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младших подростков.
В процессе обучения обществознанию в 6 классе у школьников формируется относительно целостное представление о человеке как личности, о деятельности как целенаправленном проявлении активности человека, раскрываются ключевые научные категории, отражающие социальную сущность человека. С опорой на эти понятия шестиклассники получают возможность объяснять явления социальной действительности, связанные с деятельностью людей, межличностными отношениями, совершенствуются общеучебные компетенции учащихся. Эти знания, умения и ценностные установки необходимы для сознательного выполнения подростками основных социальных ролей.
В целостно-мотивационной сфере курс содействует совершенствованию понимания побудительной роли мотивов в деятельности человека, усвоению важнейших нравственных норм и пониманию их роли в регулировании общественной жизни. Курс формирует умение применять эти нормы к анализу и оценке реальных социальны ситуаций, способствует пониманию школьниками необходимости руководствоваться этими нормами и правилами в повседневной жизни.
В эстетической сфере курс помогает учащимся лучше понять роль искусства в становлении личности.
В коммуникативной сфере курс способствует открытию новых возможностей для взаимодействия в современном обществе, развитию информационных учебных умений школьников по поиску социальной информации в адаптированных источниках, адекватному ее восприятию, применению основных обществоведческих терминов и понятий при анализе, обобщении, систематизации полученных данных. Особое внимание уделяется в курсе знакомству учащихся с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
Наряду с другими учебными предметами курс вносит существенный вклад в достижение метапредметых результатов. В курсе особое внимание уделяется практической тренировке умения сознательно организовывать свою познавательную деятельность.
Курс рассчитан на 34 часа, из расчета 1 час в неделю. Структура курса включает в себя 3 раздела.
Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный (обучающие и творческие задания) и устный опрос (диалог, собеседование).
Формы итоговой аттестации: контрольно-обобщающие уроки.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Учащиеся должны знать/понимать
- основные обществоведческие термины;
- социальные свойства человека, виды его взаимодействия с другими людьми.
Учащиеся должны уметь:
- описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
- сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
- приводить примеры социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
- оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм,
- решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
- осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных источников);
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
- нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- первичного анализа и использования социальной информации;
- сознательного неприятия антиобщественного поведения.
Содержание учебной программы
Путешествие в мир знаний об обществе (1 час)
Глава 1.
Человек в социальном измерении (13 часов)
Человек родился. (1 час)
Биологическое и социальное в человеке. Мышление и речь. Отличие человека от животных. Наследственность.
Человек – личность. (1 час)
Личность. Социальные параметры личности. Индивидуальность человека. Качества сильной личности.
Особый возраст: отрочество. (1 час)
Отрочество — особая пора жизни. Особенности подросткового возраста. Размышления подростка о будущем. Самостоятельность — показатель взрослости.
Человек познает мир. (2 часа)
Познание человеком мира и самого себя. Самосознание и самооценка. Способности человека.
Человек и его деятельность. (2 часа)
Деятельность человека, ее основные формы (труд, игра, учение). Мотивы деятельности. Связь между деятельностью и формированием личности. Знание и умение как условие успешной деятельности.
Потребности человека. (2 часа)
Потребности человека – биологические, социальные, духовные. Индивидуальный характер потребностей. Люди с ограниченными возможностями. Духовный мир человека. Мысли и чувства.
На пути к жизненному успеху. (2 часа)
Привычка к труду. Проблема выбора профессии. Важность взаимопонимания и взаимопомощи.
Практическое занятие. (1 час)
Повторительно-обобщающий урок. (1 час)
Глава 2.
Человек среди людей (10 часов)
Межличностные отношения. (2 часа)
Человек и его ближайшее социальное окружение. Межличностные отношения. Роль чувств в отношениях между людьми. Сотрудничество и соперничество. Солидарность, лояльность, толерантность, взаимопонимание.
Человек в группе. (2 часа)
Социальные группы (большие и малые). Человек в малой группе. Группы формальные и неформальные. Лидеры. Групповые нормы.
Общение. (2 часа)
Общение – форма отношения человека к окружающему миру. Цели общения. Средства общения. Стили общения. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими.
Конфликты в межличностных отношениях. (2 часа)
Межличностные конфликты – причины их возникновения. Агрессивное поведение. Конструктивное разрешение конфликта. Как победить обиду и установить контакт.
Практическое занятие. (1 час)
Повторительно-обобщающий урок. (1 час)
Глава 3.
Нравственные основы жизни (8 часов)
Человек славен добрыми делами. (2 часа)
Человек славен добрыми делами. Доброе – значит хорошее. Мораль. Золотое правило морали. Учимся делать добро.
Будь смелым. (2 часа)
Смелость. Страх – защитная реакция человека. Преодоление страха. Смелость и отвага. Противодействие злу.
Человек и человечность. (2 часа)
Человечность. Гуманизм – уважение и любовь к людям. Внимание к тем, кто нуждается в поддержке.
Практическое занятие. (1 час)
Повторительно-обобщающий урок. (1 час)
Итоговый повторительно-обобщающий урок (2 часа)
Тематическое планирование к рабочей программе по обществознанию в 6 классе
№ п/п | Урок | Тема урока | Элементы содержания образования | Элементы дополнительного содержания образования | Требования к уровню подготовки обучающихся | Домашнее задание | Примечание |
1 | Путешествие в мир знаний об обществе | Понятия общество, история, человек, конституция, гражданин. Предмет «Обществознание» и его задачи. История и обществознание | Достойные граждане и патриоты | Знать: основные понятия по теме урока; предмет и задачи курса обществознания. Уметь: описывать их существенные объекты, выделяя их существенные признаки; объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов | Прочитать статью «Как работать с учебником» | ||
Глава 1. Человек в социальном измерении | |||||||
2 | Человек родился | Понятия деятельность, природа, инстинкты, целеполагание, наследственность, инстинкты. Общество и природа, взаимосвязь природы и общества. Биологические свойства человека. Наследственность и инстинкты. | Отличие человека от животных. Наследственность – биологическая сущность всех людей | Знать: основные понятия по теме; отличия человека от животных. Уметь: характеризовать биологические свойства человека; высказывать и аргументировать свою точку зрения; работать со схемой | Записи в тетради | ||
3 | Человек – личность | Понятия личность, сознание, индивидуальность, индивид. Социальные свойства человека. Качества личности. | Индивидуальность – плохо или хорошо? Сильная личность – какая она? | Знать: основные понятия по теме урока; качества личности. Уметь: приводить доказательства того, что человек существо социальное; составлять характеристику сильной личности; анализировать тезисы; высказывать и аргументировать свою точку зрения; работать со схемой; работать в группах |
| ||
4 | Особый возраст: отрочество | Понятия отрочество, подросток. Особенности подросткового возраста. Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте. Отрочество – пора мечтаний. | Легко ли быть подростком? Самостоятельность – показатель взрослости | Знать: основные понятия по теме урока; возрастные границы отрочества; особенности подросткового возраста. Уметь: характеризовать подростковый возраст; высказывать и аргументировать свою точку зрения; отвечать на проблемные вопросы; подтверждать свои высказывания примерами из жизни; работать с таблицей | Записи в тетради | Сочинение-рассуждение на тему: «Всегда ли самостоятельность приносит пользу» | |
5 – 6 | Человек познает мир | Понятия самопознание, самосознание, самооценка, способности, талант, гениальность. Познание мира. Самопознание. Причины, по которым человек познает себя. Талантливый человек. Спутники таланта | Влияние самооценки на поведение человека | Знать: основные понятия по теме урока. Уметь: высказывать суждения о роли самопознания и самооценки в формировании личности, об их влиянии на поведение человека; подтверждать свои высказывания примерами из жизни; выделять главную мысль в тексте |
| ||
7 – 8 | Человек и его деятельность | Понятия деятельность, мотивация, цель, средства для достижения цели. Деятельность как способ существования людей. Деятельность и ее мотивация. Многообразие деятельности. | «Птицу узнают по полету, а человека – по работе» | Знать: основные понятия по теме урока; отличительные черты деятельности человека; виды деятельности. Уметь: объяснять способность человека к сознательной деятельности; правильно организовывать свою деятельность и определять ее цели; высказывать и аргументировать свою точку зрения |
| ||
9 – 10 | Потребности человека | Понятия потребности, духовный мир, суждение, умозаключение, эмоции, чувства. Духовный мир человека. Потребности человека. Классификация потребностей. | «Не место красит человека...»; мир мыслей; мир чувств | Знать: основные понятия по теме уроков; виды потребностей и их роль в жизни человека. Уметь: характеризовать духовный мир человека; приводить примеры потребностей; работать в группах; решать практические задачи на логику; использовать произведения искусства как источник знаний; анализировать, обобщать и делать выводы |
| ||
11 – 12 | На пути к жизненному успеху | Понятия успех, удача, талант, усердие, трудолюбие. Слагаемые жизненного успеха. Привычка к труду. выбор профессии. Выбор жизненного пути. | Поддержка близких – залог успеха; философ Диоген | Знать: основные понятия по теме уроков. Уметь: высказывать суждения о выборе жизненного пути, о составляющих успеха; решать проблемные и познавательные задачи |
| ||
13 | Практическое занятие № 1 | Практическое применение полученных ранее знаний |
| ||||
14 | Контрольная работа № 1 по главе 1 «Человек в социальном измерении» | закрепить полученные раннее знания. | |||||
Глава 2. Человек среди людей | |||||||
15 – 16 | Межличностные отношения | Межличностные отношения. Роль чувств в отношениях между людьми. Сотрудничество и соперничество. Человек среди других людей | Знать: основные понятия по теме уроков; межличностные отношения, взаимодействия Уметь: называть виды межличностных отношений; объяснять значение межличностных отношений в жизни людей; роль чувств; называть группы, к которым можно себя отнести |
| |||
17 – 18 | Человек в группе | Какие бывают группы. Социальные группы. Одноклассники, сверстники, друзья. Группы, которые выбираем. Кто может быть лидером | Санкции | Знать: основные понятия по теме уроков; Уметь: характеризовать большие и малые социальные группы; называть их типичные отличия; объяснять, какими качествами должен обладать лидер; называть группы, к которым можно себя отнести |
| ||
19 – 20 | Общение | Общение. Виды и способы общения. Роль социальных норм в отношениях. Функции общения. Значение общения в жизни человека и общества | Правила общения между сверстниками. Уважение к старшим. | Знать: основные понятия по теме уроков; Уметь: объяснять значение межличностных отношений в жизни людей |
| ||
21 – 22 | Конфликты в межличностных отношениях | Конфликт. Виды конфликтов. Причины возникновения конфликтов. Способы решения конфликтов | Арбитраж | Знать: основные понятия по теме уроков; Уметь: называть виды межличностных отношений; объяснять значение конструктивных решений в жизни людей; находить компромисс, отстаивать свою точку зрения | § 9, «Проверь себя» (устно), «В классе и дома» №1, 2, 3 (письменно) | ||
23 | Практическое занятие № 2 | Практическое применение полученных ранее знаний |
| ||||
24 | Контрольная работа № 2 по главе 2 «Человек среди людей» | закрепить полученные раннее знания. | |||||
Глава 3. Нравственные основы жизни | |||||||
25 – 26 | Человек славен добрыми делами | Понятия мораль, добро, зло. Что такое добро. Главное правило доброго человека | Что значит быть добрым человеком | Знать: основные понятия по теме уроков; суть основного правила морали Уметь: применять полученные знания при решении практических и проблемных задач; выделять главное в учебном материале; высказывать свою точку зрения | § 10, «Проверь себя» (устно), «В классе и дома» №1 – 5 (письменно) | ||
27 – 28 | Будь смелым | Понятия смелость, страх, мужество. Феномен страха. Смелость. Сила воли | «Смелость города берет» | Знать: основные понятия по теме уроков; сущность эмоции страха и пути его преодоления Уметь: объяснять роль смелости в жизни человека; приводить примеры смелых поступков; анализировать свои поступки и поступки других людей и давать им нравственную оценку; составлять речь и приводить аргументацию; участвовать в дискуссии | § 11, «Проверь себя» (устно), «В классе и дома» №1, 5, 6 (письменно) | ||
29 | Человек и человечность | Понятия гуманизм. Проявление уважения и любви к людям | Экологический гуманизм | Знать: основные понятия по теме уроков Уметь: высказывать суждения о том, какого человека можно назвать гуманным; приводить примеры гуманного отношения к человеку и миру вокруг него; составлять речь и приводить аргументацию; участвовать в дискуссии | § 12, «Проверь себя» (устно), «В классе и дома» (письменно) | ||
30 | Практическое занятие № 3 | Практическое применение полученных ранее знаний |
| ||||
31 | Контрольная работа № 3 по главе 3 «Нравственные основы жизни» | закрепить полученные раннее знания. | |||||
32 | Подготовка к итоговой контрольной работе | повторить изученный материал | § 1 – 12 повторить | ||||
33 | Итоговая контрольная работа | закрепить полученные знания; выявить освоен ли курс «Обществознания». | |||||
34 | Итоговое занятие |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по обществознанию. (К учебнику Л. Боголюбова, 10 класс, профильный уровень)
Рабочая программа и тематическое планирование по обществознанию в 10 классе, профильный уровень....
1. Рабочая программа для 6 класса. – учебник Л.Л.Босова
Рабочая программа Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010...
2 .Рабочая программа для 9 класса- учебник Л.Л. Босова
Рабочая программа для 9 класса - 68 часов...
3. Рабочая программа для 8 класса - учебник Л.Л.Босова
Рабочая программа для 8 класса...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ К УЧЕБНИКУ БОГОЛЮБОВА 10 КЛАСС
Рабочая программа по обществознанию для 10 класса разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта. Сборник нормативных...
Рабочая программа к 6 классу.Учебник Spot Light .
Данная рабочая программа 6 класс к учебнику Spot Light составлена с учётом требований ФГОС, содержит основательную пояснительную записку....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ К УЧЕБНИКУ БОГОЛЮБОВА Л.Б.( ФГОС)
ДАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СОСТАВЛЕНА В СООТВЕТСВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС...