Классный час "Сообщество"
классный час по обществознанию (6 класс) на тему
Занятие, которое учит сотрудничеству и определению своего места в обществе. Технология проведения занятия "Студия"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tabler_zanyatie-_soobshchestvo.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема занятия: Что такое сообщество.
Цель: личность, обладающая открытым мышлением – творчески и социально активная, способная к познанию мира с позиции ценностного отношения к человеку.
Задача – доминанта: формирование устойчиво-положительного отношения к ценностям: Человек – Сообщество.
Задачи:
- создание условий для овладения продуктивными способами познания окружающего мира (рефлексия, исследование);
- формирование умений и навыков по разработке социальных проектов;
- формирование осознанного представления о роли общества в жизни человека, о связи своего «Я» с обществом и людьми.
Технология: «Студия»
Форма проведения занятия: работа в группах.
Оборудование:
- цветные карточки для деления учащихся на группы;
- текст сказки «Грибной суп»;
- фотографии и иллюстрации различных сообществ;
- текст вводной к игре «Необитаемый остров»;
- листы оценки проекта.
Организационный момент: деление учащихся на группы в произвольном порядке с помощью цветных карточек.
Время занятия: 2 часа
Ход занятия
1. Пролог
Слово учителя: добрый день, мои юные исследователи! Тема нашей сегодняшней встречи- «Что такое сообщество». Сегодня мы определим содержание понятия «сообщество», исследуем его функции, составим правила жизни человека в сообществе. Для каждого из нас, в ходе занятия, очень важно научиться сотрудничеству. По окончанию работы, вы сможете самостоятельно определить свое место в жизни сообщества. Я надеюсь, что все удобно себя чувствуют, все готовы к работе, и мы можем начинать.
2. Этюд
Слово учителя: я прошу вас внимательно прослушать сказку ( Приложение 1) и выполнить задания, написанные на доске:
- прослушать сказку;
- определить трудности, с которыми столкнулись герои сказки;
- определить причины возникновения трудностей;
- определить, что помогло героям сказки прийти к положительному результату;
- определить, кто из героев сказки выразил активную жизненную позицию.
После обсуждения заданий в группах - слово учащихся.
3. Экспликация
Каждой группе раздается пакет иллюстраций и фотографий (напр. «Охота на мамонта», «Вече в Новгороде», «Буратино и его друзья», «Школьная команда КВН», «Наш класс на уроке» и т. п.)
Слово учителя: используя полученный материал, определите:
-что такое сообщество? Каковы его признаки?
- зачем создаются сообщества?
- где может существовать сообщество?
- как можно организовать взаимодействие в сообществе?
После обсуждения заданий в группах - слово учащихся.
Результаты выступления групп предлагается занести в таблицу самостоятельно каждым учеником:
«ЧТО» | «ЗАЧЕМ» | «ГДЕ» | «КАК» |
4.Практикум
Игра «Необитаемый остров»
Слово учителя: каждая группа получила вводную к игре (Приложение 2) и листы оценки проекта (Приложение 3). Бланки листов оценки содержат основные цели принятия законов. Оценку проекта выполняет вся группа. Свой собственный проект также вносится в лист оценки. На разработку законов вам дается 10 минут. На защиту и обсуждение проекта- 5 минут.
Слово ученика: учащиеся представляют свои проекты, оценивают их.
Слово учителя: я предлагаю вам доработать проекты и вернуться к ним на одном из следующих занятий.
5. Рефлексия
Слово учителя:
- вспомните, какие задания вы выполняли сегодня на занятии?
- какой, по вашему мнению, была основная мысль занятия?
- поделитесь своими впечатлениями от работы в группе. Хотелось бы вам и дальше так работать? Почему?
Приложение 1.
Сказка «Грибной суп»
Гуляли как-то звери по лесу. Увидела белочка боровичок и обрадовалась:
- Какой я гриб нашла!
А заяц тут как тут:
- Это я его нашел!
- Нет, я первая! – обиделась белочка.
Услышал их спор ежик и говорит:
- Гриб мой! Я его еще вчера увидел!
Долго они решали, кому же боровичок достанется. В конце концов задумали разделить его на три части.
А тут мышка вылезла из норки и говорит:
- Не спорьте! Этот гриб я еще три дня назад приметила.
- Значит это Мышкин боровичок! – согласились все.
- Нет! Это наш общий гриб! Давайте сварим из него суп, - предложила мышка.
Заяц вспомнил, что у него был рецепт приготовления вкусного грибного супа.
И работа закипела: кто-то взял у барсучка большой котел, мышка принесла черпак, заяц надел фартук и колпак.
Все помогали варить суп. Ежик на своих острых иголках носил из леса веточки, хозяйственная белочка развела костер на большой полянке.
Главным поваром выбрали зайца. В большом котле варился аппетитный суп. Заяц помешивал его черпаком, добавлял в него лук, ягоды клюквы и разные приправы.
Суп получился очень вкусный. Все ели да повара хвалили:
- Ай да зайка, ай да молодец!
- Ну что вы! – застеснялся заяц. – Не одному мне спасибо сказать надо. Еще мышке, которая гриб нашла и не съела его.
- Как же я могла его съесть, если гриб наш, общий! – добавила мышка.
Приложение 2
Вводная к игре «Необитаемый остров»*
Представьте себе, что вам придется в обществе участников этой игры плыть на корабле. На середине пути корабль потерпел крушение. Вам посчастливилось всем добраться до берега необитаемого острова, и вот наша с вами следующая встреча состоится именно там, где вам придется начинать жизнь заново.
Нам придется некоторое время находиться вместе. И не просто находиться. Нужно выжить в условиях сурового противостояния природе. Нужно разработать и принять правила, по которым вы будите жить, пока не вернетесь домой.
Приложение 3
Лист оценки проекта
№ п/п | авторы проекта | обеспечивает ли проект законов жителям острова: | сумма баллов | |||
равенство | справедливость | порядок | защиту | |||
1 | ||||||
2 | ||||||
3 | ||||||
4 |
Критерии оценки:
«+» - обеспечивает (2 балла);
«0» - неясно (1 балл);
«_» - не обеспечивает (0 баллов)
__________________________
* См.: Игра: обучение, тренинг, досуг. М., 1994.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий конкурса классных воспитателей "Мой классный самый классный"
В нашей школе существует институт классных воспитателей. Поэтому в своей деятельности стараюсь тесно взаимодействовать с ними. Зачастую ребята видят только одну из сторон личности классного воспитател...
Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"
Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"...
Сценарий выступления на районном конкурсе классных руководителей "Самый классный классный"
Презентация классного руководителя, включающая в себя самопрезентацию и выступление учащихся класса, поставлена в форме литературно-музыкального шоу....
Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный"
Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный" на тему: « Духовно-нравственное воспитание учащихся класса казачьей направленности на основе отечественного...
Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный"
Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный" на тему: "Заходите до нашей хаты"...
Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс".
Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс"....
Сценарий финала районного конкурса для классных руководителей "Самый классный классный".
Есть особая категория педагогов, которые о своих учениках и воспитанниках говорят "это мои дети". Эти педагоги - классные руководители!...