Многонациональная Россия
методическая разработка по обществознанию (9 класс) на тему
Мероприятие подготовлено к 16 ноября - Международному Дню Толерантности.
Форма проведения: «круглый стол» с сюжетно-ролевыми задачами и проблемными вопросами.
Цель: Познакомить обучающихся с понятием «толерантность», с основными чертами толерантной и интолерантной личности; развить способности адекватно и полно познавать себя и других людей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-_konspekt_meropriyatiya_mnogonatsionalnaya_rossiya.doc | 53 КБ |
mnogonatsionalnaya_rossiya.ppt | 609 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект занятия
" Многонациональная Россия "
План-конспект разработала:
учитель обществознания
Балюк Елена Витальевна
Тема занятия: «Многонациональная Россия».
Форма проведения: «круглый стол» с сюжетно-ролевыми задачами и проблемными вопросами.
Цель: Познакомить обучающихся с понятием «толерантность», с основными чертами толерантной и интолерантной личности; развить способности адекватно и полно познавать себя и других людей.
Задачи:
I.Образовательная:
1.Помочь учащимся понять, почему так важно уважать окружающих.
2.Обьяснить ученикам, почему важно уметь решать проблемы мирным путем.
II.Развивающая:
1.Развивать речь, обогащать словарный запас учащихся.
2.Развивать умения формулировать и высказывать свое мнение, владеть собой, уважать чужое мнение.
III.Воспитательная:
1.Воспитывать положительное отношение к себе, друзьям, одноклассникам, желание и умение прощать.
План проведения мероприятия «Многонациональная Россия»
1. На интерактивной доске выведен слайд номер 1 «16 ноября Международный день толерантности»
Вступительное слово учителя: «Добрый день. Мы собрались с вами за круглым столом, который посвящен дню толерантности. Что же это за день и почему мы его отмечаем?
2. включаем слайд № 2,3,4.
3. Давайте поиграем в ассоциацию. С чем ассоциируется у вас понятие «толерантность». Перед вами лежат листы бумаги, запишите ваши ассоциации.
- зачитывают в слух.
Попробуйте теперь составить из приведенных вами ассоциаций определение «толерантности».
4. Слайд №5 – посмотрите на доску и скажите, совпадают ли ваши определения с тем, что на доске.
- идет обсуждение.
5. Готовясь к круглому столу, я просила вас найти понятия «толерантность» в других языках. Кто нашел?
- найденные определения наклеиваем на заранее заготовленную ромашку (на лепестки). У нас получилась «толерантная ромашка»
(определения взяты из английского языка, французского, китайского, арабского, и конечно русского.)
6.Также я попросила вас найти международные документы, в которых содержатся нормы толерантности. Кто нашел?
Найденные названия документов наклеиваем на заранее заготовленную «книгу толерантности»
Этимология понятия толерантность
Перевод и трактовка толерантности в разных культурах неоднозначна:
- В английском языке – устойчивость, выносливость, терпимость, допуск, допустимое отклонение;
- Во французском языке – уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов;
- В китайском языке – позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других;
- В арабском языке – прощение, снисхождение, мягкость, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим.
- В русском языке – способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей, мягко относиться к их промахам, ошибкам.
В. Даль отмечает, что по смыслу толерантность связана с такими человеческими качествами как смирение, кротость, снисходительность, великодушие.
Международные документы:
- Всеобщая декларация прав человека;
- Устав Организации Объединенных Наций (ООН);
- Устав ЮНЕСКО;
- Международный пакт о гражданских и политических правах;
- Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах;
- Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации;
- Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него;
- Конвенция о правах ребенка;
- Конвенция 1951 года о статусе беженцев;
- Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин;
- Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство видов обращения и наказания;
- Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений;
- Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам;
- Декларация о мерах по ликвидации международного терроризма;
- Декларация ЮНЕСКО о расе и расовых предрассудках;
- Конвенция ЮНЕСКО о борьбе с дискриминацией в области образования.
В рамках Совета Европы (СЕ) действует Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод.
7. Слово учителя «В последнее время термин «толерантность» часто звучит с экранов телевизоров, употребляется на страницах газет и журналов. Он «входу» у гос. Деятелей и ученых, юристов и педагогов, дипломатов и журналистов, даже обычные люди, далекие от политики и права, употребляют его в своей речи, интересуются его смыслом. Доказательства того, многочисленные форумы в Интернете, где обсуждаются сущность понятия «толерантность». Как же рядовой человек воспринимает это слово?
Я выдала вам высказывания участников форума и прошу высказать вашу точку зрения – за или против. (сл. №6,7,8)
“Здоровая толерантность обязательно должна присутствовать. Иначе мы превратимся не в зверей даже, а хуже, ибо хищные звери имеют некий “кодекс”: Если дерутся два хищника, и один подставляет другому горло, сдаваясь, победитель его не убивает. Человек, увы, не таков. Кроме того, терпимость подразумевает отсутствие худшего из человеческих чувств-ненависть. Посему мы должны быть терпимы к другим, но быть готовым всегда выхватить оружие, если ситуация будет угрожать нашей безопасности”
“С одной стороны, толерантность-важна. Я одобряю человеческую индивидуальность и ненавижу принцип стада ненавидеть всё, что каким-то образом отличается от нормы. С другой стороны, толерировать всех и всегда-невозможно и скучно. Ненавижу вот таких псевдо-толерантных, которые даже самого последнего подонка пытаются оправдать. Типа “Ты его пойми, у него было тяжёлое детство…” И т.д. Ну и что? У меня-тоже. Это ещё не дат право быть подонком. Быть толерантным ко всем и вся невозможно. Кто утверждает, что на это способен-лицемер. Но толерантность как таковая у человека должна присутствовать. Умение понять других, а не валить всегда на пролом со своими взглядами, очень ценю в людях”
“Без неё не возможен мир на земле. Это одна из основ жизни людей на всей планете. У кого-то толерантность врожденная, у кого-то приобретённая-в связи с накопленным опытом, произошедшими событиями в жизни, изменениями мнения…Терпеть можно всё, если это не представляет угрозы непосредственно человеку или его близким, если это не связано с насилием. Уважение ко взглядам других-даже не обязательно вникать или понимать чего-то, нужно просто уважать выбор другого.”
Идет дискуссия по высказываниям.
8. К сожалению, в нашей жизни мы встречаемся с теми, кто анти толерантен, кто проявляет нетерпимость (сл. №9,10,11). У вас на столах лежат листы с перечнем симптомов межнациональной нетерпимости. Рассмотрите их и подготовьте в группах ответы на вопросы, которые помещены в конце списка.
Проявление меж национальной нетерпимости.
Стереотипы. Определение всех членов какой-либо группы посредством обобщённых, как правило, негативных характеристик.
Переубеждение. Вынесение суждений по поводу отдельных людей или групп на основании негативных обобщений и стереотипах, о не реальных факторах или конкретных поступках.
Стереотипы и предрассудки часто используются как синоним. Однако между ними есть важное различие.
Стереотип - обобщённое мнение, например, о качествах некоторой группы «все они всегда… (такие-то)». В силу своей обобщённости и устойчивости стереотип часто бывает невосприимчив к новой информации. Негативные социальные стереотипы - Упрощенные суждения и образы ведут к ошибочным поступкам, недоразумениям, конфликтам. Негативные стереотипы часто истолковываются как предрассудки, предупреждения, предвзятость. В словарях мы находим следующие объяснения предрассудку. Предрассудок- буквально: мнение, предшествующие рассудку, усвоено некритически, без размышлений.
Дискриминация. Лишение отдельных лиц, групп или целых сообществ равных социальных, политических или экономических прав; преследованию по причине этнического происхождения, на национальности, мировоззрении и т.д.
Насмешка. Привлечение внимания конкретным моделям поведения людей, к их качеству и характеристикам с целью высмеивания или оскорбления.
Поиск «козла отпущения». Обвинение конкретной группы людей или конкретного человека в несчастьях или существовании социальных проблем.
Агрессивный национализм - вера в то, что одна нация превосходит другие и имеет право ими распоряжаться.
Расизм - отрицание прав человека на основании расовой принадлежности, сходящей из предпосылки в превосходстве одних рас над другими.
Этноцентризм - отчуждение других по причине их принадлежности к иной культуре или по причине употребления ими иного языка, основанное на представлении о том, что одни культуры являются более ценными и развитыми, чем другие.
Ксенофобия- боязнь иностранцев и представителей других культур, неприязнь к ним; убеждённость в том, что «чужие» могут нанести обществу (человеку) вред.
Вопросы и задания
- Видите ли, вы проявление национальной нетерпимости в окружающей вас жизни? Подтвердите выводы конкретными фактами.
- В чём опасность такой нетерпимости? Как даже отдельные локальные проявления национальной нетерпимости могут повлиять на состояния умов в обществе и на межнациональные отношения?
9. Слово учителя:
Толерантность- это особая черта, свойство человека. Ответьте, пожалуйста, на вопрос: кого мы можем назвать «толерантным человеком?» Какими качествами он должен обладать?
Я посылаю по кругу (заранее подготовленное – рисунок на ватмане) «сердце», запишите на нем те черты, которые вы считаете присуще толерантному человеку.
Зачитываем то, что записали на «сердце» и подводим итог мероприятия.
P.S. В кабинете оформляется уголок Толерантности куда помещены:
1. Ромашка толерантности
2. Книга толерантности
3. Сердце толерантного человека
Для проведения мероприятия класс делился на 4 группы. Заранее подготавливается раздаточный материал: Ромашка, Книга, «Сердце» ( на листах ватмана рисунки, которые затем вырезаются), листы с высказываниями участников интер. форума, список проявлений межнациональной нетерпимости.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по географии: "Воспитание толерантности у школьников в условиях многонациональной России"
Важное направление деятельности педагогического коллектива школы - реализация социально -значимого проекта "Гражданско-правовое образование в школе".Главная задача: создание образовательного про...
Классный час "Дети многонациональной России"
Сохранение национальной идентичности народов России в 21 веке...
Многонациональная Россия, многонациональный Татарстан
Многонациональная Россия, многонациональный Татарстан...
РОССИЯ – МНОГОНАЦИОНАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО. НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС В РОССИИ НА РУБЕЖЕ ВЕКОВ. рабочая тетрадь для студентов к внеаудиторному занятию по дисциплине ОУД.04 «История» специальность 34.02.01. Сестринское дело
Рабочая тетрадь создана в помощь студентам при внеаудиторной самоподготовке и при проведении аудиторных занятий по истории, разработана в соответствии с требованиями Государственног...
Методическая разработка урока – конференции «Многонациональная Россия: мы разные, но мы вместе»
Многонациональная Россия: мы разные, но мы вместеОсознанная любовь к своему народу не соединима сненавистью к другимД.С. ЛихачевУчебно-воспитательные цели и задачи урока:- выявить качество и уро...
Сценарий мероприятия "Многонациональная Россия. Мордва".
Данный сценарий рассчитан на знакомство с мордовским народом. Позволит расширить представления об этнокультурных особенностях города Москвы....
Сценарий мероприятия "Многонациональная Россия. Чуваши".
Данный сценарий рассчитан на знакомство с чувашским народом. Позволит расширить представления об этнокультурных особенностях города Москвы....