ЧТО ТАКОЕ ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ?
материал по обществознанию по теме
РЕФЕРАТ
"ЧТО ТАКОЕ ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ?"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravovoe_vospitanie_word.docx | 16.38 КБ |
Предварительный просмотр:
ЧТО ТАКОЕ ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ?
Правовое воспитание - сложный, непрерывный процесс, направленный на решение многих задач: формирование и развитие высокого уровня правосознания как основной части общественного сознания; научное знание и понимание права; правовую культуру как производную правосознания; воспитание убежденности в правильности и справедливости правовых предписаний и привычки к правомерному поведению.
По определению Шохиной М.Н. правовое воспитание - система мер, направленные на формирование правовых идей, норм, принципов, представляющих ценности мировой и национальной правовой культуры.
Чурилов И.И. акцентирует внимание на системном характере правового воспитания. Исследователь указывает, что системное правовое воспитание должно стать фундаментом всей системы развивающего образования, и вся система гуманистического образования должна питать и развивать всестороннюю правовую культуру участников образовательной деятельности как субъектов гражданского общества и правового государства.
КАКОВА ЦЕЛЬ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ?
Различают следующие цели правового воспитания:
а) ближайшую цель - формирование системы правовых знаний;
б) промежуточную цель - формирование правовой убежденности;
в) конечную цель - формирование мотивов и привычек правомерного поведения.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМНОГО ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛЕ [ЧУРИЛОВ И.И.]:
Активное творческое включение коллектива школы в процесс демократического реформирования образования на основе освоения международных, федеральных, региональных документов о развитии гуманистического образования.
Систематический поиск путей и механизмов наилучшего обеспечения приоритетности интересов детей в образовательной деятельности и устранения всех форм дискриминации их прав.
Последовательную ликвидацию авторитарного стиля и развитие демократического, диалогического стиля общения и воспитания в школе.
Постепенное вытеснение субъективно-произвольных отношений участников образовательной деятельности развитием нравственно-правовых отношений.
Всестороннее осуществление личностно-деятельного направления развития образования и создание условий творческого участия детей во всех формах деятельности школы.
Совершенствование преподавания правоведения, граждановедения в направлении координации СПВ в школе.
Организация кафедр, лабораторий по проблемам воспитания правовой культуры.
Развитие психологического обеспечения воспитания детей с девиантным поведением.
Налаживание систематического контакта школы с правоохранительными органами по вопросам правового воспитания детей и профилактике асоциального поведения.
Разработка критериев правовой развитости, воспитанности детей.
Организация и проведение конференций, конкурсов, фестивалей и праздников, посвященных Дню прав человека, ребёнка.
Организация правозащитной деятельности в школе и вне школы (с участием детей).
НАПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ:
Киселёва Н. предлагает следующие приоритетные направления деятельности в области политического и правового воспитания:
изменение управленческой парадигмы в отношении сотрудничества учителя с учащимися;
преодоление авторитарных методов в педагогическом взаимодействии с учеником;
технология педагогики ненасилия;
формирование гражданской позиции педагога;
формирование высокой коммуникативной культуры, предполагающей вовлеченность как в систему жизненных отношений (социальная деятельность), так и участие в моделировании образовательного процесса.
СРЕДСТВА ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ:
К средствам правового воспитания относятся:
правовая пропаганда,
правовое обучение,
юридическая практика,
самовоспитание.
СИСТЕМА ПРАВОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Бочаров И.А. предлагает создать систему правового образования школьников, нацеленной на формирование демократической правовой культуры, основанной на усвоении нравственно-правовых ценностей и принципов, отказе от позитивистского подхода и приоритетов законопослушности, преодолении правового нигилизма. Это должна быть именно система правового обучения и воспитания, иерархия приоритетов которой располагается следующим образом: в первую очередь необходимо помочь формированию нравственных основ правовой культуры, затем - правовые компетенции, в первую очередь - навыки сознательного правового поведения, и только потом - правовые знания. Бочаров считает ошибочными попытки преподавать в школах вузовский курс права, пусть даже адаптированный (если это не факультатив).
Вопросы права содержатся в программах общеобразовательных учреждений по обществознанию (также имеются разработанные программы по предмету «Право» (профильный уровень) для учеников, решивших избрать высшее юридическое образование). В соответствии с указанной программой на изучение раздела по праву в 10 классе отводится 10 часов, в 11 классе – 20 часов (всего на изучение обществознания в 10 и 11 классах выделено по 70 часов учебного времени). Необходимо обязательное изучение основ права как отдельной учебной дисциплины в каждом общеобразовательном учреждении.
Классному руководителю необходимо систематически включать в план воспитательной работы мероприятия по правовому воспитанию школьников. При этом данный вид деятельности классного руководителя должен быть логически выстроен, изучение нормативно-правовых документов необходимо проводить «от общего к частному», от основополагающих правовых документов (Конституция РФ, международные правовые документы) к отдельным отраслям права (семейное, гражданское, административное, уголовное).
Не следует понимать правовое воспитание слишком узко, только как правовое просвещение в области уголовного и административного права. По-возможности должна быть рассмотрена вся система российского права, в том числе общетеоретические вопросы. Также следует отметить, что иногда путают понятия право и закон, забывают о постоянной изменчивости системы российского законодательства.
необходима организация правового обучения на курсах повышения квалификации преподавателей
Основная проблема в области правового образования в школе - отсутствие единых требований к содержанию правового обучения и воспитания в школе и в отсутствии необходимой подготовки учителей-предметников и классных руководителей. Методическая литература по организации правового воспитания в определенной степени субъективна. Право – сложная отрасль научного знания, учебный материал должен быть адаптирован для школьников
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Правовое воспитание как средство формирования правовой культуры.
Цель:воспитание уважения к праву и законности как ценностной установке....
Методическая разработка внеклассного мероприятия к неделе правовых знаний "Сказочно- правовая викторина" для учащихся 5-6 классов.
Игра "ПРАВА ЛИТЕРАТУРНЫХ ГЕРОЕВ"...
Что такое закон? правовой час в 6 классе
Методическая разработка по правовому воспитанию в средних классах коррекционной школе - интернате...
Что такое правовой статус ребенка?
Семейное законодательство нашей страны считает ребенком любое лицо, не достигшее 18 лет. С юридической точки зрения ребенок обладает так называемым «правовым статусом». Правовой статус подразумевает н...
Классный час по правовому воспитанию в 5 классе на тему "Правовые взаимоотношения в образовательном учреждении" (игровой правовой практикум).
Классный час по правовому воспитанию в 5 классе на тему «Правовые взаимоотношения в общеобразовательном учреждении» (игровой правовой п...
Конспект мероприятия "Цикл бесед по правовому воспитанию для среднего и старшего звена "Что такое право?" по книге Павла Астахова "Что такое право?"
Мероприятие рассчитано для учащихся среднего и старшего звена. Знакомит детей с понятиями "Что такое право?", "Конвенция по правам ребёнка". Беседа проводится в игровой форме, соде...
Презентация к циклу бесед по правовому воспитанию для среднего и старшего звена "Что такое право?" по книге Павла Астахова "Что такое право?"
Презентация из 18 красочных слайдов поможет учащимся лучше усвоить материал по правам и обязанностям ("Конвенция по правам ребёнка"), песни для презентации можно скачать в свободном доступе ...