Рабочая программа обществознание 114 часов
рабочая программа по обществознанию по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_obshch-vo_114_ch.doc | 361 КБ |
Предварительный просмотр:
Бюджетное образовательное учреждение
Орловской области среднего профессионального образования
«Орловский технологический техникум»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Обществознание
г. Орел, 2014 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) среднего профессионального образования (СПО) по подготовке квалифицированных рабочих и служащих по профессии:
19.01.17. Повар, кондитер
Организация – разработчик : БОУ ОО СПО «Орловский технологический техникум»
Разработчик: Алымова О. Н. – преподаватель социально-экономических дисциплин
Рекомендована Научно-методическим советом БОУ ОО СПО
«Орловский технологический техникум»,
протокол №__ от ____________ 20___ г.
Рассмотрена предметной (цикловой) комиссией
_______________________________________________________
_______________________________________________________
протокол №___ от _______ 20____ г.
председатель ПЦК ______________
Утверждена заместителем директора по научно-методической работе
___________________Мельникова И.В.
Содержание
Стр.
| 4 |
| 9 |
| 15 |
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 23 |
1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины
(Обществознание)
1.1 Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины общеобразовательного цикла история разработана на основе примерной программы дисциплины, рекомендованной ФИРО – 2008 г. и в соответствии с требованиями ФГОС СПО. Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы, составленной в соответствии с ФГОС СПО по подготовке специалистов среднего звена по профессии:
19.01.17. Повар, кондитер
1.2 Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Общеобразовательные базовые дисциплины
1.3 Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Примерная программа ориентирована на достижение следующих целей:
- развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной и политической культуры, социального поведения, основанного на уважении принятых в обществе норм, способности к личному самоопределению и самореализации;
- воспитание гражданской ответственности, национальной идентичности, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- овладение системой знаний об обществе, его сферах, необходимых для успешного взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
- овладение умением получать и осмысливать социальную информацию, освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
Уметь:
- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
- анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
- объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов;
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;
- извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для успешного выполнения типичных социальных ролей, сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
- совершенствования собственной познавательной деятельности;
- критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации, осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
- решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
- ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; определения личной и гражданской позиции;
- предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями, социальным положением.
В результате изучения обществознания обучающийся должен знать, понимать:
- биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
- тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов;
- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
-особенности социально-гуманитарного познания;
Реализация рабочей программы способствует:
- развитию личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к самоопределению и самореализации, интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
- воспитанию общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
- освоению системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и самообразования;
- овладению умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные, осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимой для участия в жизни гражданского общества и государства;
- формированию опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений, гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми разных национальностей и вероисповеданий, для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом, содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
1.4 Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки обучающегося 171 часов, в том числе:
Обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 114 часов;
Внеаудиторной самостоятельной работы обучающегося 57.
2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 171 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 114 |
в том числе: | |
контрольные работы | 1 |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающегося (всего) | 57 |
в том числе: | |
Виды самостоятельных работ: – работа с источниками социальной информации (философскими, научными, публицистическими, правовыми), в том числе новыми нормативными актами; – анализ типичных социальных ситуаций, решение познавательных задач с актуальным социальным содержанием; – определение алгоритма поведения в социальных ситуациях, исполнения основных социальных ролей; – выбор правомерных форм поведения и способов защиты прав и интересов личности; – изложение и аргументация собственных суждений о социальных реалиях и явлениях общественной жизни; – решение отдельных социальных ситуаций с учетом личного социального опыта студентов. | 20 15 10 5 4 3 |
Дифференцированный зачет |
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Обществознание»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровни освоения | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | ||||
Введение | 1 | Социальные науки. Специфика объекта их изучения. | 1 1 1 | 2 | |||
2 | Методы исследования. Значимость социального знания. | ||||||
Практическая работа изучение лекционного материала, составление опорного конспекта по вопросу «Социальные науки». | |||||||
Самостоятельная работа обучающихся: изучение лекционного материала, составление опорного конспекта по вопросу «Социальные науки». | |||||||
Раздел 1. Начала философских и психологических знаний о человеке и обществе | 16 | ||||||
Тема 1.1. Природа человека, врожденные и приобретенные качества | 1 | Философские представления о социальных качествах человека. Человек, индивид, личность. Деятельность и мышление. Виды деятельности. Творчество. | 2 2 2 2 2
5 | 2 | |||
2 | Формирование характера, учет особенностей характера в общении и профессиональной деятельности. Потребности, способности и интересы. Социализация личности. Самосознание и социальное поведение. Ценности и нормы. Цель и смысл человеческой жизни. | ||||||
3 | Проблема познаваемости мира. Понятие истины, ее критерии. Виды человеческих знаний. Мировоззрение Типы мировоззрения. Основные особенности научного мышления. | ||||||
4 | Свобода как условие самореализации личности. Свобода человека и ее ограничители (внутренние – со стороны самого человека и внешние – со стороны общества). Выбор и ответственность за его последствия. Гражданские качества личности. | ||||||
5 | Многообразие мира общения. Межличностное общение и взаимодействие. Человек в группе. Проблемы межличностного общения в молодежной среде. Особенности самоидентификации личности в малой группе на примере молодежной среды. Умение общаться. Толерантность. Поиск взаимопонимания. Межличностные конфликты. Истоки конфликтов в среде молодежи. Причины и истоки агрессивного поведения. Человек в учебной и трудовой деятельности. Основные виды профессиональной деятельности. Выбор профессии. Профессиональное самоопределение. | ||||||
Практическая работа Составление схемы «Приобретенные качества человека». Работа с вопросами и заданиями в конце учебника. Работа с конспектами лекций. | |||||||
Самостоятельная работа обучающихся: выполнение домашнего задания по теме; работа с вопросами и заданиями к теме 1.2 учебного пособия по обществознанию «Человек и общество» под редакцией Л.Н.Боголюбова, .Ю.Лазебниковой.М.,2012 Самостоятельное изучение вопросов темы «Природа человека, врожденные и приобретенные качества»: 1.Ценности и нормы. Цель и смысл человеческой жизни. 2.Проблема познаваемости мира. Мировоззрение Типы мировоззрения. 3. Свобода как условие самореализации личности. 4. Умение общаться. Толерантность. Поиск взаимопонимания. 5. Причины и истоки агрессивного поведения.Человек в учебной и трудовой деятельности. | |||||||
Тема.1.2. Общество как сложная система | 1 | Представление об обществе как сложной динамичной системе. Подсистемы и элементы общества. Специфика общественных отношений. Основные институты общества, их функции. Общество и природа. Значение техногенных революций: аграрной, индустриальной, информационной. Противоречивость воздействия людей на природную среду. | 2 2 2 3 | 2 | |||
2 | Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие общественного прогресса. Смысл и цель истории. Цивилизация и формация. Общество: традиционное, индустриальное, постиндустриальное (информационное). | ||||||
3 | Особенности современного мира. Процессы глобализации. Антиглобализм, его причины и проявления. Современные войны, их опасность для человечества. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации. Социальные и гуманитарные аспекты глобальных проблем. | ||||||
Практическая работа Самостоятельное изучение вопросов, составление опорного конспекта по вопросам.
Самостоятельное изучение вопросов, составление опорного конспекта: 1. Антиглобализм, его причины и проявления. 2. Социальные и гуманитарные аспекты глобальных проблем. Составление таблицы « Мировая система» | |||||||
Самостоятельная работа обучающихся; выполнение домашнего задания по теме; составить краткое описание одного-двух институтов общества, используя общедоступную литературу. Самостоятельное изучение вопросов темы «Общество как сложная система»:
5. Социальные и гуманитарные аспекты глобальных проблем. | |||||||
Раздел 2. Основы знаний о духовной культуре человека и общества | 8 | ||||||
Тема 2.1. Духовная культура личности и общества | 1 | Духовная культура личности и общества, ее значение в общественной жизни. Понятие о культуре. Культура народная, массовая и элитарная. Экранная культура – продукт информационного общества. Особенности молодежной субкультуры. Проблемы духовного кризиса и духовного поиска в молодежной среде. Формирование ценностных установок, идеалов, нравственных ориентиров. Взаимодействие и взаимосвязь различных культур. | 1 1
1 | 2 | |||
2 | Культура общения, труда, учебы, поведения в обществе. Этикет. Учреждения культуры. Государственные гарантии свободы доступа к культурным ценностям. | ||||||
Практическая работа Составление схемы «Искусство как элемент духовной культуры», работа с философскими и публицистическими источниками. Работа с вопросами и заданиями в конце учебника. Работа с конспектами лекций. | |||||||
Самостоятельная работа обучающихся : выполнение домашнего задания по теме; изложить аргументы с собственными суждениями по проблеме «Особенности молодежной субкультуры». Самостоятельное изучение вопросов темы «Духовная культура личности и общества»
| |||||||
Тема 2.2 Наука и образование в современном мире | 1 | Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки. Значимость труда ученого, его особенности. Свобода научного поиска. Ответственность ученого перед обществом. | 1 1 2 | 2 | |||
2 | Роль образования в жизни современного человека и общества. Образование как способ передачи знаний и опыта. Система образования в Российской Федерации. Государственные гарантии в получении образования. Профессиональное образование. Дополнительные образовательные услуги, порядок их предоставления. | ||||||
Практическая работа Работа с вопросами и заданиями в конце учебника. Работа с конспектами лекций. Подготовить сообщение о необходимости правового регулирования вопросов этики в науке. Изучение вопросов темы «Наука и образование в современном мире». Самостоятельная работа обучающихся: выполнение домашнего задания по теме; изложите собственное суждение о необходимости правового регулирования вопросов этики в науке. Самостоятельное изучение вопросов темы «Наука и образование в современном мире»:
3. Дополнительные образовательные услуги, поря док их предоставления. | |||||||
Тема 2.3. Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры
| 1 | Мораль. Основные принципы и нормы морали. Гуманизм. Добро и зло. Долг и совесть. Моральный выбор. Моральный самоконтроль личности. Моральный идеал. | 2 1 1
1 | 2 | |||
2 | Религия как феномен культуры. Мировые религии. Религия и церковь в современном мире. Свобода совести. Религиозные объединения Российской Федерации. | ||||||
3 | Искусство и его роль в жизни людей. Виды искусств. | ||||||
Практическая работа Работа с философскими и публицистическими источниками. Работа с вопросами и заданиями в конце учебника. Работа с конспектами лекций. | |||||||
Самостоятельная работа обучающихся: работа с философскими и публицистическими источниками, написание рефератов по теме. Самостоятельное изучение темы «Искусство как элемент духовной культуры». | |||||||
Раздел 3. Экономика |
20 | ||||||
Тема 3.1. Экономика и экономическая наука. Экономические системы. Экономика семьи | 1 | Экономика как наука и хозяйство. Главные вопросы экономики. Потребности. Выбор и альтернативная стоимость. Ограниченность ресурсов. Факторы производства. | 2 2 2 3 | 2 | |||
2 | Типы экономических систем: традиционная, централизованная (командная) и рыночная экономика. Разделение труда, специализация и обмен. | ||||||
3 | Защита прав потребителя. Основные доходы и расходы семьи. Рациональный потребитель. Реальный и номинальный доход. Сбережения. | ||||||
Практическая работа Работа с законом РФ «О защите прав потребителей» от 9 января 1996г, составление схемы «Экономическое развитие РФ». Работа с вопросами и заданиями в конце учебника. Работа с конспектами лекций. | |||||||
Самостоятельная работа обучающихся: анализ экономических ситуаций, решение задач по данной теме; работа с законом РФ «О защите прав потребителей» от 9 января 1996г. (в ред.от 25.11.2006 №193-ФЗ). Самостоятельное изучение темы «Экономика семьи» | |||||||
Тема 3.2. Рынок. Фирма. Роль государства в экономике | 1 | Рынок: функции и задачи. Роль фирм в экономике. Рынок одного товара. Спрос. Факторы спроса. Предложение. Факторы предложения. Рыночное равновесие. Основные рыночные структуры: совершенная и несовершенная конкуренция. Издержки, выручка, прибыль. Производительность труда. Основные организационные формы бизнеса в России. Основные источники финансирования бизнеса. Акции и облигации. Фондовый рынок. Основы менеджмента и маркетинга | 2 2 4 | 2 | |||
2 | Функции государства в экономике. Частные и общественные блага. Внешние эффекты. Виды налогов. Государственные расходы. Государственный бюджет. Государственный долг. Основы налоговой политики государства | ||||||
Практическая работа Работа с вопросами практикума к теме «Роль государства в экономике». | |||||||
Самостоятельная работа обучающихся: выполнение домашнего задания; работа с вопросами практикума к теме «Роль государства в экономике». | |||||||
Тема 3.3. Предпринимательская детельность.Рынок труда и безработица. Деньги, банки, инфляция | 1 | Правовые основы предпринимательской деятельности. Слагаемые успеха в бизнесе. | 2 2 2
4 | 2 | |||
2 | Спрос и предложение труда. Понятие безработицы, ее причины и экономические последствия. Факторы предложения труда. Роль профсоюзов и государства на рынках труда. Человеческий капитал. | ||||||
3 | Деньги. Банковская система. Инфляция. Процент. Роль центрального банка. Основные операции коммерческих банков. Другие финансовые институты: паевые и пенсионные фонды, страховые компании. Виды, причины и последствия инфляции. Антиинфляционные меры. Основы денежной политики государства. Обобщающий урок. Контрольная работа. | ||||||
Практическая работа Работа с вопросами практикума к теме «Роль государства в экономике». Составление таблицы « Система рынка в РФ». | |||||||
Самостоятельная работа обучающихся: выполнение домашнего задания по теме; анализ экономических ситуаций в практикуме по теме «Деньги, банки, инфляция». | |||||||
Тема 3.4. Основные проблемы экономики России. Элементы международной экономики | 1 | Особенности современной экономики России, ее экономические институты. Основные проблемы экономики России и ее регионов. Экономическая политика Российской Федерации. Россия в мировой экономике. | 2 2
2 | 2 | |||
2 | Государственная политика в области международной торговли. Организация международной торговли. Курсы валют. Глобальные экономические проблемы. | ||||||
Практическая работа Решение экономических задач по теме «Основные проблемы экономики России». | |||||||
Самостоятельная работа обучающихся: выполнение домашнего задания; решение экономических задач по теме «Основные проблемы экономики России». | |||||||
Раздел 4. Социальные отношения | 19 | ||||||
Тема 4.1. Социальная роль и стратификация. | 1 | Социальные отношения. Понятие о социальных общностях и группах. Социальная стратификация. Социальная мобильность. | 2
2 1 3 | 2 | |||
2 | Социальная роль. Многообразие социальных ролей. Соотношение личностного «Я» и социальной роли. Многообразие социальных ролей в юношеском возрасте. Социальные роли человека в семье и трудовом коллективе. | ||||||
3 | Социальный статус и престиж. Престижность профессиональной деятельности. | ||||||
Практическая работа Составление схемы и таблицы «Социальная стратификация» | |||||||
Самостоятельная работа обучающихся: анализ типичных социальных ситуаций, решение задач с актуальным социальным содержанием по теме «Социальная роль». | |||||||
Тема 4.2. Социальные нормы и конфликты | 1 | Социальный контроль. Виды социальных норм и санкций. Самоконтроль. | 2 2 2 2 | 2 | |||
2 | Девиантное поведение, его формы, проявления. Профилактика негативных форм девиантного поведения среди молодежи. Опасность наркомании, алкоголизма. Социальная и личностная значимость здорового образа жизни. | ||||||
3 | Социальный конфликт. Причины и истоки возникновения. Пути разрешения. Позитивное и деструктивное в конфликте. | ||||||
Практическая работа Анализ типичных социальных ситуаций, решение задач с актуальным социальным содержанием Социальный контроль. Виды социальных норм и санкций. Самоконтроль. Девиантное поведение, его формы, проявления. Профилактика негативных форм девиантного поведения среди молодежи. Опасность наркомании, алкоголизма. Социальная и личностная значимость здорового образа жизни. Социальный конфликт. Причины и истоки возникновения социальных конфликтов. Пути разрешения социальных конфликтов. | |||||||
Самостоятельная работа студентов: работа над конспектом лекций; анализ конкретных ситуаций по теме «Социальные нормы и конфликты». | |||||||
Тема 4.3. Важнейшие социальные общности и группы | 1 | Особенности социальной стратификации в современной России. Демографические, профессиональные, поселенческие и иные группы. | 2 2 2 2 4 | 2 | |||
2 | Молодежь как социальная группа. Особенности молодежной политики в Российской Федерации. | ||||||
3 | Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российкой Федерации. | ||||||
4 | Семья как малая социальная группа. Семья и брак. Проблема неполных семей. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации. | ||||||
Практическая работа Работа по схеме «Особенности социальной стратификации» | |||||||
Самостоятельная работа обучающихся: работа над конспектом лекций, анализ правовых источников по теме «Важнейшие социальные группы».Подготовить устное выступление по теме «Особенности молодежной политики вРФ». | |||||||
Раздел 5. Политика как общественное явление | 16 | ||||||
Тема 5.1. Политика и власть. Государство в политической системе | 1 | Политическая система, ее внутренняя структура. Понятие власти. Типы общественной власти. Политика как общественное явление. | 2 2 2 3 | 2 | |||
2 | Государство как политический институт. Признаки государства. Внутренние и внешние функции государства. Государственный суверенитет. Особенности функционального назначения современных государств. Политические институты Межгосударственная интеграция, формирование надгосударственных институтов – основные особенности развития современной политической системы. | ||||||
3 | Правовое государство, понятие и признаки. Формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство, политический режим. Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Условия формирования демократических институтов и традиций. Особенности демократии в современных обществах. | ||||||
Практическая работа Работа с опорным конспектом; изложение собственных суждений о социальных реалиях и явлениях общественной жизни из средств массовой коммуникации. | |||||||
Самостоятельная работа обучающихся: работа с опорным конспектом; изложение собственных суждений о социальных реалиях и явлениях общественной жизни из средств массовой коммуникации. | |||||||
Тема 5.2. Участники политического процесса | 1 | Личность и государство. Политический статус личности. Политическое участие и его типы. Причины и особенности экстремистских форм политического участия. Политическое лидерство. Лидеры и ведомые. Политическая элита, особенности ее формирования в современной России. | 2 2 2 2 2 | 2 | |||
2 | Гражданское общество и государство. Становление институтов гражданского общества и их деятельность в Российской Федерации. Гражданские инициативы | ||||||
3 | Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Абсентеизм, его причины и опасность. Избирательная кампания в Российской Федерации. | ||||||
4 | Политические партии и движения, их классификация. Современные идейно-политические системы: консерватизм, либерализм, социал-демократия, коммунизм. Законодательное регулирование деятельности партий в Российской Федерации. | ||||||
5 | Роль средств массовой информации в политической жизни общества. Влияние СМИ на позиции избирателя во время предвыборных кампаний. Характер информации, распространяемой по каналам СМИ. | ||||||
Практическая работа Составление таблицы «Политические партии и движения, их классификация». Работа с опорным конспектом; изложение собственных суждений о социальных реалиях и явлениях общественной жизни из средств массовой коммуникации. | 5 | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся: работа над опорным конспектом; написание рефератов с последующим публичным выступлением. Самостоятельное изучение вопросов темы «Участники политического процесса»: 1. Лидеры и ведомые. Политическая элита, особенности ее формирования в современной России. 2. Становление институтов гражданского общества и их деятельность в Российской Федерации 3. Влияние СМИ на позиции избирателя во время предвыборных кампаний. Характер информации, распространяемой по каналам СМИ. | |||||||
Раздел 6. Право | 33 | ||||||
Тема 6.1. Правовое регулирование общественных отношений | 1 | Юриспруденция как общественная наука. Цели и задачи изучения права в современном обществе. | 1 2 2 2 | 2 | |||
2 | Право в системе социальных норм. Правовые и моральные нормы. Система права: основные институты, отрасли права. Частное и публичное право. | ||||||
3 | Основные формы права. Нормативные правовые акты и их характеристика. Порядок принятия и вступления в силу законов в РФ. Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. | ||||||
4 | Правовые отношения и их структура. Правомерное и противоправное поведение. Виды противоправных поступков. Юридическая ответственность и ее задачи. | ||||||
Практическая работа Работа с нормативно-правовыми актами. Работа над конспектом лекций, анализ нормативно-правовых актов по теме «Основы конституционного права в РФ». | 3 | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся: работа над конспектом лекций; работа с заданиями практикума по теме «Правовое регулирование общественных отношений». | |||||||
Тема 6.2. Основы конституционного права Российской Федерации | 1 | Конституционное право как отрасль российского права. Основы конституционного строя Российской Федерации. Система государственных органов Российской Федерации. Законодательная власть. Исполнительная власть. Институт президентства. Местное самоуправление. | 2 2 2 1 1 1 | 2 | |||
2 | Правоохранительные органы Российской Федерации. Судебная система Российской Федерации. Адвокатура. Нотариат. | ||||||
3 | Понятие гражданства. Порядок приобретения и прекращения гражданства в РФ. Основные конституционные права и обязанности граждан в России. Право граждан РФ участвовать в управлении делами государства. Формы и процедуры избирательного процесса. | ||||||
4 | Гарантии и способы защиты экологических прав граждан. Юридическая ответственность за экологические правонарушения. Право на благоприятную окружающую среду. | ||||||
5 | Обязанность защиты Отечества. Основания отсрочки от военной службы. Право на альтернативную гражданскую службу. | ||||||
6 | Права и обязанности налогоплательщика. | ||||||
Практическая работа Работа с нормативно-правовыми актами. Работа над конспектом лекций, анализ нормативно-правовых актов по теме «Основы конституционного права в РФ». Работа и анализ Конституции РФ. |
4 | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся: работа над конспектом лекций, анализ нормативно-правовых актов по теме «Основы конституционного права в РФ». | |||||||
Тема 6.3. Отрасли российского права | 1 | Гражданское право и гражданские правоотношения. Физические лица. Юридические лица. Гражданско-правовые договоры. Правовое регулирование предпринимательской деятельности. Имущественные права. Право собственности на движимые и недвижимые вещи, деньги, ценные бумаги. Право на интеллектуальную собственность. Основания приобретения права собственности: купля-продажа, мена, наследование, дарение. | 2 2 1 2 2 2
2 | 2 | |||
2 | Семейное право и семейные правоотношения. Понятие семейных правоотношений. Порядок, условия заключения и расторжения брака. Права и обязанности супругов. Брачный договор. Правовые отношения родителей и детей. Опека и попечительство. Личные неимущественные права граждан: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав. Защита прав потребителей. | ||||||
3 | Правовое регулирование образования. Порядок приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг. | ||||||
4 | Трудовое право и трудовые правоотношения. Понятие трудовых правоотношений. Занятость и трудоустройство. Органы трудоустройства. Порядок приема на работу. Трудовой договор: понятие и виды, порядок заключения и расторжения. Правовое регулирование трудовой деятельности несовершеннолетних. Коллективный договор. Роль профсоюзов в трудовых правоотношениях. Трудовые споры и порядок их разрешения. Заработная плата. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. | ||||||
5 | Административное право и административные правоотношения. Административные проступки. Административная ответственность. | ||||||
6 | Уголовное право. Преступление как наиболее опасное противоправное деяние. Уголовная ответственность. Состав преступления. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. Обстоятельства, исключающие уголовную ответственность. | ||||||
7 | Основания и порядок обращения в Конституционный Суд РФ. Правовые последствия принятия решения Конституционным Судом РФ. | ||||||
Практическая работа Работа с нормативно-правыми актами ( Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, Административный кодекс). Самостоятельная работа обучающихся: работа над конспектом лекций; анализ нормативно-правовых документов по теме «Отрасли российского права». |
6 | ||||||
Тема 6.4. Международное право | 1 | Международное право. Международное гуманитарное право. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. | 2 | 2 | |||
Практическая работа работа над конспектом лекций; выбор правомерных форм поведения и способов защиты прав и интересов личности по теме «Отрасли российского права». | 1 | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся: работа над конспектом лекций; подготовка к зачету | |||||||
Дифференцированный зачет. | 2 | ||||||
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 171 |
3. Условия реализации учебной дисциплины
3.1 Требования к минимальному материально – техническому обеспечению
Кабинет социально-экономических дисциплин
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно – наглядных пособий «Обществознание»;
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.
3.2 Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Список литературы
Для обучающихся:
1. Обществознание : учебник для 10 кл. общеобразоват. учреждений : базовый уровень. Под ред. Л. Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой —М : Просвещение, 2012.
2. Обществознание : учебник для 11 кл. общеобразоват. учреждений : базовый уровень. Под ред. Л. Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой, А.И. Матвеева—М : Просвещение, 2012.
Для преподавателей:
1. Боголюбов Л. Н. Общая методика преподавания обществознания в школе / Л. Н. Боголюбов, Л. Ф. Иванова, А. Ю. Лазебникова. - М. : Дрофа, 2012
2. Дидактические материалы по курсу Человек и общество / под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Т. Кинкулькина. -М. : Просвещение, 2012
3. История, Обществознание. 5-11 классы : внеклассные мероприятия / авт.-сост. Л. Л. Кочергина. - Волгоград : Учитель, 2013.
4. Кравченко, А. И. Задачник по обществознанию. 10-11 классы : учеб, пособие / А. И. Кравченко. - М. : ООО ТИД Русское слово - 2013.
5. Кравченко, А. И. Тесты по обществознанию. 10-11 классы / А. И. Кравченко. - М. ООО ТИД Русское слово - 2012
6. Лазебникова, А. Ю. ЕГЭ 2014. Обществознание. Типовые тестовые задания / А. Ю. Лазебникова [и др.]. -М. : Эксмо, 2014.
7. Лазебникова, А. Ю. Современное школьное обществознание : метод, пособие для учителя с дидактическими материалами / А. Ю. Лазебникова. - М. : Школа-Пресс, 2013.
8. Тесты. Общсствознание. 10-11 классы. Варианты и ответы централизованного (итогового) тестирования. - М. : 2013.
9. Школьный словарь по обществознанию / под ред. Л. Н. Боголюбова, Ю. И. Аверьянова. - М. : Просвещение, 2012.
Дополнительная литература
1. Гражданский кодекс Российской Федерации.
2. Кодекс об административных правонарушениях.
3. Конституция Российской Федерации.
4. Семейный кодекс.
5. Трудовой кодекс.
6. Александрова, И. Ю. Обществознание. Интенсивный курс / И. Ю. Александрова, В. В. Владимирова, Л. Ш. Лозовский. - М. : Айрис-Пресс, 2012.
7. Бахмутова, Л. С. Методика преподавания обществознания ; учеб, пособие для студ. пед.высш. учеб, заведений : в 2 ч. /Л. С. Бахмутова. -М. : ВЛАДОС, 2012.
8. Бекешев, К. А. Обществознание : учеб, пособие / К. А. Бекешев. - М. : Проспект, 2010.
9. Ибрагимов, Р. Ю. Сдаем основы социологии и политологии : для средн. профессион. образования / Р. Ю. Ибрагимов [и др.]. - Ростов н/Д. : Феникс, 2013.
10. Карагодина, Л. Н. Тесты по обществознанию. 11 класс : пособие для учителя / Л. Н. Карагодина. - М. : Просвещение, 2013.
11. Лозовский, Л. Ш. Практикум по обществознанию : Вопросы и ответы; Тесты с решениями /Л. Ш. Лозовский, Б. А. Райзберг. -М. : Айрис-Пресс : Рольф, 2011.
12. Политика и право. Школьный практикум. 10-11 кл. : пособие для уч-ся общеобразоват. учеб, заведений / авт.-сост. М. И. Шилобод, В. Ф. Кривошеее. - М. : Дрофа, 20112.
13. Сычев, А. А. Обществознание : учеб, пособие / А. А. Сычев, - М. : 2011.
14. Сидельникова, Т. Т. Политология: комментарии, схемы, афоризмы : учеб, пособие для студ. высш. учеб, заведений / Т. Т. Сидельникова, Д. А. Темников, И. А. Шарагин. - М.: 2011.
15. Тюляева, Т. И. Обществознание : настольная книга учителя / Т. И. Тюляева. - М. 2010.
Дополнительная литература для обучающихся:
1. Джегутанов, Б. К. Обществознание. Ответы для школьников и абитуриентов / Б. К. Джегутанов, В. С. Олейников. - СПб. : Питер, 2012.
2. Домашек, Е. В. Школьный справочник по обществознанию / Е. В. Домашек. - Ростов н/Д. : Феникс, 2012.
3. Мехалкина, Е. В. Обществознание: пособие для подготовки к ЕГЭ / Е. В. Мехалкина. - Ростов н/Д. : Феникс, 2013.
4. Корсаков, Г. Г. Репетитор по обществознанию для учащихся старших классов / Г. Г. Корсаков. - Ростов н/Д. : Феникс, 2013.
5. Сазонова, Г. Г. Обществознание в таблицах и схемах / Г. Г. Сазонова. - М. : Виктория Плюс, 2012.
6. Лазебникова, А. Ю. Обществознание. ЕГЭ : метод, пособие для подготовки к экзамену /А. Ю. Лазебникова, М. Ю. Брандт. -М. : Экзамен, 2014.
7. Ивашкевич, Л. Д. Шпаргалки по обществознанию. 10-11 классы / Л. Д. Ивашкевич, Н. Г. Сизова. - Ростов н/Д. : Феникс, 2013.
Дополнительная литература для преподавателей:
1. Методика преподавания обществоведения: под ред. Л. Н. Боголюбова. – М., 2013.
2. Кишенкова О.В., Иоффе А.Н. Основы обществознания. – М., 2013.
3. Готовимся к Единому государственному экзамену. Обществоведение. – М., 2012.
4.Единый государственный экзамен. Контрольные измерительные материалы. Обществознание. – М., 2013.
5. Певцова Е.А., Важенин А.Г. Теория государства и права: учеб. пособие для СПО). – Ростов н/Д, 2013.
6. Певцова Е.А. Основы правовых знаний. – М., 2012.
7. Болотина Т.В., Певцова Е.А., Миков П.В., Суслов А.Б., Смирнов В.В. Права человека. – М., 2013.
8. Яковлев А.И. Основы правоведения. – М., 2012.
9. Учебно-тренировочные материалы для сдачи ЕГЭ. – М., 2014.
Нормативные правовые акты
Конституция Российской Федерации. Принята на референдуме 12 декабря 1993 г. – М., 2012.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 21 октября 1994 г. № 51-ФЗ (в ред. ФЗ от 26.06.2007 № 118-ФЗ)) // СЗ РФ. –1994. – № 32. – Ст. 3301.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14 (в ред. от 24.07.2007 № 218-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. – № 5. – Ст. 410.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья). Раздел V «Наследственное право» от 26 ноября 2001. № 146-ФЗ от 03.06.2006 № 73-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 29.12.2006 № 258-ФЗ) // СЗ РФ. – 2001. – № 49. – Ст. 4552.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) 18.12.2006 № 231-ФЗ СЗ РФ , 25.12.2006, № 52 (1 ч.), ст. 5496.
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 № 138-ФЗ (в ред. от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 2002. – № 46. – Ст. 4532.
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (в ред. ФЗ от 24.07.2007 № 214-ФЗ)) // СЗ РФ. – 1996. – № 25. – Ст. 2954.
Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 № 195 (в ред. от 24.07.2007 № 218-ФЗ) // СЗ РФ. – 2002. – № 1. – Ст. 1.
Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001. № 197-ФЗ // СЗ РФ. – 2002. – № 1. – Ч. 1. – Ст. 3.
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (в ред. от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 2001. – № 52. – Ч.1. – Ст. 4921.
Закон Российской Федерации «Об образовании» 10 июля 1992 . № 3266-1 (в ред. ФЗ от 21.07.2007 № 194-ФЗ) / СЗ РФ. – 1996. – № 3. – Ст. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. № 125-Ф (в ред. ФЗ от 13.07.2007 № 131-ФЗ) // СЗ РФ РФ. – 1996. – № 35. – Ст. 4135.
Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ (в ред. ФЗ от 22.08.2004 № 122-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. – № 52. – Ст. 5880.
Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в ред. ФЗ от 30.06.2007 № 120-ФЗ)) // СЗ РФ. – 1998. – № 31. – Ст. 3802.
Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (в ред. от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 1999. – № 26. – Ст. 3177.
Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 9 января 1996 г. № 2 –ФЗ (в ред. от 25.11.2006 № 193-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. – № 3. – Ст. 140.
Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ (в ред. ФЗ от 18.07.2006 № 121-ФЗ) // СЗ РФ. – 2002. – № 22. – Ст. 2031.
Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» от января 2003 г. № 19-ФЗ (вред. ФЗ от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 2003. – № 2. – Ст. 171.
Интернет - источники: свободный доступ
- Министерство образования и науки РФ http://mon.gov.ru/
- Российский образовательный портал www.edu.ru
- ФГОУ Федеральный институт развития образования
- Федеральное агентство по образованию РФ www.ed.gov.ru
- Департамент образования Тверской области www.edu.tver.ru
- Тверской областной институт усовершенствования учителей www.tiuu.ru.
- ФГОУ СПО Петровский колледж (г. Санкт-Петербург)
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения аудиторных и практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 |
Знание: Тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов. Умение: - характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития; - анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями; - объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества). | Оценка результатов внеаудиторной самостоятельной работы (по выбору: доклад, сообщение, реферат, презентация). Проверка выполнения домашнего задания, фронтальный и индивидуальный опрос в ходе аудиторных занятий. |
Знание: Необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования. Умение: - осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы; - подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике. | индивидуальный и фронтальный опрос в ходе аудиторных занятий. Проверка результатов выполнения самостоятельной работы по выбору студентов. Оценка публичного выступления перед аудиторией. |
Знание: Особенности социально-гуманитарного познания. Умение: - раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук; -применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам. | индивидуальный и фронтальный опрос в ходе аудиторных занятий. Проверка результатов выполнения самостоятельной работы по выбору студентов. дифференцированный зачет. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа (3 часа)
Авторская программа по физическому воспитанию «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» (авторы - В. И. Лях, А. А. Зданевич) разработана на основе Примерной программы, она п...
Рабочая программа обществознание 146 часов
Рабочая программа дисциплины включает в себя цель и задачи дисциплины,требования к результатам освоения дисциплины, объем дисциплины и виды учебной работы, содержание дисциплины (содержание ...
Рабочая программа 68 часов "Чудо-шашки"
Рабочая программа 68 часов "Чудо-шашки"...
Методическая разработка "Рабочая программа Обществознание 9 класс по учебнику Л.Н. Боголюбова, А.И. Матвеевой 68 часов"
Здесь предствлена рабочая программа по обществознанию 9 класс по учебнику Л.Н. Боголюбова, А.И. Матвеевой 68 часов...
рабочая программа дополнительного часа по русскому языку
дополнительный час по русскому...
рабочая программа дополнительного часа по русскому языку
дополнительный час по русскому...
рабочая программа дополнительного часа по русскому языку
дополнительный час по русскому...