У роковой черты
план-конспект урока по обществознанию (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
8 класс
Тема: «У роковой черты».
Вид урока: урок обобщения и систематизации знаний
Тип урока: урок постановки УЗ.
Форма проведения урока: организация групповой деятельности учащихся на основе технологии критического мышления.
Оборудование: учебник, тексты с дополнительной информацией (Приложение № 1), доска, мел.
Цель урока:
Дать учащимся представление об экологической обстановке в мире, стране, крае, районе, селе.
Задачи:
- Подвести учащихся к мысли о том, что мир стоит у роковой черты, иллюстрируя данное утверждение конкретными примерами.
- Продолжить развитие учащихся умений критически мыслить, нестандартно решать поставленные проблемы, аргументировать свою позицию.
- Сформировать активную экологическую позицию учащихся по охране окружающей среды.
Формы организации деятельности учащихся:
Оборудование урока:
- учебники;
- Зрительный ряд: слайды компьютерной презентации, показывающие пагубное воздействие человека на природу.
- Музыкальный ряд: отрывки из различных музыкальных произведений.
- Поэтический ряд: стихотворение А.Чернова ученика 8 класса.
- Дополнительная информация для решения учебной задачи урока.
- Методические рекомендации по курсу «Введение в обществознание» 8-9 классы под ред. Л.Н.Боголюбова.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний учащихся по теме «Человек, природа общество»
- Тест (необходимо отвечать только «Да» или «Нет»)
- С экологическими проблемами человек столкнулся ещё в древности. (Да).
- В.И.Вернадский – автор теории о ноосфере. (Да)
- Потепление климата – результат деятельности человека. (Да)
- Человек подчинил себе законы развития природы (Нет)
- Экология – это наука о развитии живых существ (Нет)
- Ноосфера – это сфера разумной деятельности человека. (Да)
- Чем богаче страна, тем меньше у неё экологических проблем. (Нет)
- Газ и нефть решат все экологических проблемы. (Нет)
- Мусор – одна из экологических проблем современного мира. (Да)
- Самая страшная экологическая катастрофа современности – авария на Чернобыльской АЭС. (Да)
- Эволюцию живых существ нередко представляют в виде лестницы, где каждую последующую ступень занимают более развитые организмы. Вот некоторые организмы такой «лестницы живой природы».
По Чанг-Цу
(древнекитайский учёный Аристотель
(древнегреческий учёный)
Человек |
Лошадь |
Леопард |
Птицы |
Насекомые |
Кустарники |
Фиалка |
Лишайник |
Водоросли |
Человек |
Кит |
Четвероногие живородящие |
Птицы |
Осьминоги |
Ракообразные |
Насекомые |
Улитки |
Морские звёзды |
Губки |
Сравните степени развития. Какая из точек зрения вам ближе? Докажите.
III. Изучение нового материала.
- Организация групповой деятельности по выделению учащимися существенных характеристик нового материала.
Группа 1 – на основе текста учебника и дополнительной литературы выделить сущность понятия «экология», а также историю возникновения науки – экологии.
Дополнительный материал для группы №1:
Уровень воздействия человека на окружающую среду зависит в первую очередь от технической вооруженности общества. Она была крайне мала на начальных этапах развития человечества. Однако с развитием общества, ростом его производительных сил ситуация начинает меняться кардинальным образом. XX век — это век научно-технического прогресса. Связанный с качественно новым взаимоотношением науки, техники и технологии, он колоссально увеличивает возможные и реальные масштабы воздействия общества на природу, ставит перед человечеством целый ряд новых, чрезвычайно острых проблем, в первую очередь — экологическую.
Что такое экология? Под этим термином, впервые употребленным в 1866 г. немецким биологом Э.Геккелем (1834—1919), понимается наука о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой. Ученый полагал, что новая наука будет заниматься только взаимоотношениями животных и растений со средой их обитания. Этот термин прочно вошел в нашу жизнь в 70-х годах XX столетия. Однако сегодня о проблемах экологии мы фактически говорим уже как о социальной экологии — науке, изучающей проблемы взаимодействия общества и окружающей среды.
Группа 2 – на основе текста учебника и дополнительной литературы выделить основные экологические проблемы современности.
Дополнительный материал для группы № 2
Сегодня экологическую ситуацию в мире можно охарактеризовать как близкую к критической. Среди глобальных экологических проблем можно отметить следующие:
- уничтожены и продолжают уничтожаться тысячи видов растений и животных;
- в значительной мере истреблен лесной покров;
- стремительно сокращается имеющийся запас полезных ископаемых;
- мировой океан не только истощается в результате уничтожения живых организмов, но и перестает быть регулятором природных процессов;
- атмосфера во многих местах загрязнена до предельно допустимых размеров, а чистый воздух становится дефицитом;
- частично нарушен озоновый слой, защищающий от губительного для всего живого космического излучения;
- загрязнение поверхности и обезображивание природных ландшафтов: на Земле невозможно обнаружить ни одного квадратного метра поверхности, где бы не находилось искусственно созданных человеком элементов.
Стало совершенно очевидной пагубность потребительского отношения человека к природе лишь как к объекту получения определенных богатств и благ. Для человечества становится жизненно необходимым изменение самой философии отношения к природе.
Группа 3 – на основе текста учебника и дополнительной литературы выделить «+» и «-« моменты воздействия человека на природу.
Дополнительный материал для группы № 3
Между природным и общественным понятиями нет пропасти - общество остается частью более обширного целого - природы. Но каждое при этом обладает своей спецификой. Человек живет на Земле в пределах тонкой ее оболочки - географической среды. Она есть зона обитания человека и сфера приложения его сил. С самого своего возникновения человеческое общество измеряло окружающую среду, используя достижения предыдущих эпох, и, в свою очередь, как бы передает ее в наследство будущим поколениям, превращая богатство ресурсов природы в средства культурно-исторической жизни. Человек не только переместил в другие климатические условия различные виды растений и животных, но и изменил их. Воздействие общества на природу обуславливается развитием материального производства, науки и техники, общественных потребностей, а также характером общественных отношений. При этом, в силу нарастания степени воздействия общества на природу происходит расширение рамок географической среды и ускорение некоторых природных рамок географической среды. Если лишить современную географическую среду ее свойств, созданных трудом многих поколений и поставить современное общество в исходные природные условия, то оно не сможет существовать, ибо человек геохимически переделал мир и процесс этот уже необратим.
В свою очередь и географическая среда оказывает немаловажное влияние на развитие общества. Человеческая история - наглядный пример того, как условия среды и очертания поверхности планеты способствовали или, напротив, препятствовали развития человечества. Если на Крайнем Севере, в этой определенной стихии, человек вырвал у негостеприимной суровой природы средства существования ценой мучительных усилий, то в тропиках необузданная пышность расточительной природы ведет человека, как ребенка, на помочах и не делает его развитие естественной необходимостью. Географическая среда, как условие хозяйской деятельности общества может оказать определенное влияние на хозяйскую специализацию стран и районов.
Природная среда жизни общества не ограничивается лишь географической средой. Качественно иной естественной средой его жизни является сфера всего живого – биосфера, включающая населенную микроорганизмами верхнюю часть земли, воды, рек, морей и океанов, а также нижнюю часть атмосферы. В результате длительной эволюции биосфера сложилась как динамичная, внутренне дифференцированная равновесная система. Но она не остается неизменной, а будучи самоорганизующейся системой, развивается вместе с эволюцией Вселенной и всего живого. История жизни на нашей планете показывает, что глубокие преобразования уже не раз происходили, и качественная перестройка биосферы приводила к исчезновению разных видов животных и растений и появлению новых. Эволюционный процесс биосферы имеет необратимый характер. Помимо растений и животных биосфера включает в себя и человека: человечество - часть биосферы. Причем его влияние ускоряет процесс изменения характера биосферы, оказывая все более могучее и интенсивное воздействие на нее в связи с невиданным ранее развитием науки и техники.
2.Защита творческой деятельности учащихся методом проективных техник (использование этого метода позволяет развивать творческое мышление и воображение.)
Завершите мысль – Природа стоит у роковой черты, потому что…
- Закрепление изученного материала.
Вопросы:
- Какие проблемы человечества называются экологическими? Какие ещё стоят перед людьми?
- Как на бытовом уровне можно способствовать разрешению экологических проблем?
- Какие источники энергии практически неисчерпаемы на нашей планете?
- Какие международные организации ведут борьбу за защиту окружающей среды? (ЮНЕСКО, Гринпис и т.д.)
IV.Домашнее задание:
- параграф 9 прочитать;
- подбор информации из СМИ о преодолении современных экологических проблем;
- Сообщение о редких животных, которые попали в Красную книгу нашей страны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
У роковой черты
Интегрированный урок по обществознанию и биологии....
![](/sites/default/files/pictures/2012/04/23/picture-80212.jpg)
"Сороковые, роковые" (Поэзия Великой Отечественной войны)
В папке содержится урок литературы в 11 классе на тему "Сороковые, роковые" и приложения со стихами поэтов фронтовиков....
![](/sites/default/files/pictures/2012/04/23/picture-80212.jpg)
"Сороковые, роковые" (Поэзия Великой Отечественной войны)
В папке содержится урок литературы в 11 классе на тему "Сороковые, роковые" и приложения со стихами поэтов фронтовиков....
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/21/picture-68998-1487661019.jpg)
Настасья Филипповна как роковая женщина в романе "Идиот" Ф.М. Достоевского
Настасья Филипповна как роковая женщина в романе "Идиот" Ф.М. Достоевского...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/27/picture-199967-1361971018.jpg)
Урок обществознания в 8 классе "У роковой черты"
В методическую разработку урока по обществознанию в 8 классе по учебнику Л.Н.Боголюбова входят: разработка урока ( подробный план проведения), сопровождением к уроку является презентация и приложения ...
"У роковой черты"
Исследовательская работа, посвящённая одной из самых главных проблем нынешнего тысячелетия - сохранению жизни на космическом корабле "Земля"...