Лабораторное занятие. Правовое государство.
учебно-методический материал по обществознанию (9 класс) на тему

Маслаков Дмитрий Сергеевич

9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon laboratornoe_zanyatie_pravovoe_gosudarstvo.doc28.5 КБ

Предварительный просмотр:

Лабораторное занятие. Правовое государство.

  1. Расставьте по степени значимости приведенные факторы, обусловившие возникновение государства:
  • общественное разделение труда, выделение управленческого труда:
  • возникновение частной собственности, общественных классов, эксплуатация одними людьми других;
  • географические факторы: ландшафт, естественные природные ресурсы;
  • демографические и этнические факторы;
  • психологические и ментальные факторы: государство – плод человеческого разума, психики эмоций;
  • антропологические факторы: государственная форма общежития – потребность человека, условие его выживания;
  • экологические факторы: климатические условия, плодородие почв;
  • внешние факторы: внешние угрозы, опасность войны или сама война, заимствование опыта развития других стран.

 

СВОЙ ОТВЕТ ОБОСНУЙТЕ.

  1. Сопоставьте фрагменты из произведений немецких философов И. Канта, Ф. Гегеля, Гераклита. Как они определяют роль насилия в истории человечества? Выскажите свою точку зрения.

« Насилие, которому подвергается народ со всех сторон, и проистекающие от него бедствия заставляют его в конце концов прийти к решению подчиниться тому принуждению, которое сам разум предписывает ему как средство, а именно подчиниться публичным законам и перейти к политическому устройству …» И. Кант

«Борьба за признание и подчинение власти господин есть  явление, из которого произошла совместная жизнь людей как начало государства. Насилие, составляющее основание этого явления, не есть ещё тому основание права … . Это – начало государств».  Гегель.

«Должно знать, что война общепринята, что вражда – обычный порядок вещей и что возникает через вражду и за счет другого.

Война – отец всех, царь всех: одних она объявляет богами, других – людьми, одних творит рабами, других – свободными». Гераклит.

  1. Австрийский ученый- политолог Людвиг Гумплович (1893-1909) писал: «Насилие, столкновение племен, войны, грубое превосходство силы – вот родители, повивальная бабка государства»

Сторонником какой теории вы назвали бы Гумплвича и почему? Объясните сущность этой теории.

  1. Древнегреческий философ Аристотель писал: «Власть отца над детьми может быть уподоблена власти царя над подданными: отец властвует над детьми и в силу своей любви к ним, и вследствие того, что он старше их. А такой вид власти именно и есть царская власть».

Примером какой теории может служить данное рассуждение?

5.Древнегреческий историк Полибий (к.201-120 г. до н. э.) писал о значении возникновения государственной власти:

«Что я считаю началом государственного общежития и откуда, по моему мнению, зарождается впервые? Первоначальное существование людей следует представить таковым: наподобие животных они собирались вместе и покорялись наиболее отважным и мощным из своей среды; меру власти этих последних составляла сила, а само управление может быть названо самодержавием … . Самодержец незаметно превращается в царя с того времени, когда царство рассудка сменяет собой господство отваги и силы.

Важнейшей причиной успеха или неудачи в каком бы то ни было предприятии должно почитать государственное устройство. От него, как от источника, зависят все замыслы и планы предприятий; от  него зависит и осуществление их».

Почему возникновение государства Полибий связывал с установлением царства грубой силы? Близка ли вам точка зрения Полибия? Свой ответ обоснуйте.

6.Гражданство устанавливает правовую связь между человеком и государством. Это означает, что гражданин и государство берут на себя определенные обязанности по отношению друг к другу. В чем состоят обязанности гражданина перед государством? Государства – перед гражданином?

7.Выберите правильные утверждения:

  • гражданин России может быть лишен гражданства за совершение действия против государства;
  • человек приобретает гражданство по факту рождения на территории России;
  • гражданами России становятся ее жители, достигшие 18-летнего возраста;
  • гражданин России не может быть выслан за пределы страны и лишен гражданства;
  • гражданство России приобретается с получением паспорта;
  • гражданин имеет право на двойное гражданство.

8. Известно, что возникновение государства было обусловлено потребностью общества разрешать по справедливости возникающие в нем конфликты между отдельными социальными группами. Вместе  с тем государства нередко превращались в организации всемогущей бесконтрольной власти, принуждали граждан действовать и жить в интересах небольшой группы людей. В чем причина этого явления?

9. Французский мыслитель ХVIII В. Ш. Монтескье утверждал, что в правильно устроенном государстве нет единой власти. Что он имел в виду?

10. Критики теории разделения властей приводили, в частности, такой аргумент: власть, переставшая быть единой и разделенная на 3 ветви, окажется не способной к активной деятельности. Все силы уйдут на то, чтобы примирить неизбежные споры между её ветвями. Власть будет бездействовать и слабеть.

Так ли это? Какие доводы в обоснование своего мнения вы можете привести.  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема : Правовое государство.

Цели:сформировать представление у учащихся о том, что право выше власти и раскрыть что такое правовое государство.Задачи:способствовать развитию представления о правовом государстве и его основных при...

Лабораторное занятие "Государство и экономика:реальность"

В разработке представлена работа учащихся с текстом, мини-дискуссия, составление таблицы по заданным параметрам с поиском информации в Интернете...

Методическая разработка учебного занятия по дисциплине обществознание по теме: «Демократия, ее основные ценности и признаки. Правовое государство».

Методическая разработка учебного занятия по дисциплине обществознание по теме: «Демократия, ее основные ценности и признаки. Правовое государство». Рассчитано на 90 минут учебного времени....

Тест " Государство. Правовое государство" 9класс.

Контрольный тест по обществознанию  " Государство.Правовое государство.".9класс...

Лекция «Глава государства. 3 ветви власти. Местное самоуправление. Правовое государство» для дисциплины «Право»

Лекция «Глава государства. 3 ветви власти. Местное самоуправление. Правовое государство» для дисциплины «Право»...

Правовое государство. Признаки правового государства Часть 1

Материал для подготовки в ОГЭ по разделы: "Правовое государство. Признаки правового государства Часть 1"...

Материал для подготовки в ОГЭ по разделы: "Правовое государство. Признаки правового государства Часть 2"

Материал для подготовки в ОГЭ по разделы: "Правовое государство. Признаки правового государства Часть 2"...