Лабораторное занятие. Правовое государство.
учебно-методический материал по обществознанию (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Лабораторное занятие. Правовое государство.
- Расставьте по степени значимости приведенные факторы, обусловившие возникновение государства:
- общественное разделение труда, выделение управленческого труда:
- возникновение частной собственности, общественных классов, эксплуатация одними людьми других;
- географические факторы: ландшафт, естественные природные ресурсы;
- демографические и этнические факторы;
- психологические и ментальные факторы: государство – плод человеческого разума, психики эмоций;
- антропологические факторы: государственная форма общежития – потребность человека, условие его выживания;
- экологические факторы: климатические условия, плодородие почв;
- внешние факторы: внешние угрозы, опасность войны или сама война, заимствование опыта развития других стран.
СВОЙ ОТВЕТ ОБОСНУЙТЕ.
- Сопоставьте фрагменты из произведений немецких философов И. Канта, Ф. Гегеля, Гераклита. Как они определяют роль насилия в истории человечества? Выскажите свою точку зрения.
« Насилие, которому подвергается народ со всех сторон, и проистекающие от него бедствия заставляют его в конце концов прийти к решению подчиниться тому принуждению, которое сам разум предписывает ему как средство, а именно подчиниться публичным законам и перейти к политическому устройству …» И. Кант
«Борьба за признание и подчинение власти господин есть явление, из которого произошла совместная жизнь людей как начало государства. Насилие, составляющее основание этого явления, не есть ещё тому основание права … . Это – начало государств». Гегель.
«Должно знать, что война общепринята, что вражда – обычный порядок вещей и что возникает через вражду и за счет другого.
Война – отец всех, царь всех: одних она объявляет богами, других – людьми, одних творит рабами, других – свободными». Гераклит.
- Австрийский ученый- политолог Людвиг Гумплович (1893-1909) писал: «Насилие, столкновение племен, войны, грубое превосходство силы – вот родители, повивальная бабка государства»
Сторонником какой теории вы назвали бы Гумплвича и почему? Объясните сущность этой теории.
- Древнегреческий философ Аристотель писал: «Власть отца над детьми может быть уподоблена власти царя над подданными: отец властвует над детьми и в силу своей любви к ним, и вследствие того, что он старше их. А такой вид власти именно и есть царская власть».
Примером какой теории может служить данное рассуждение?
5.Древнегреческий историк Полибий (к.201-120 г. до н. э.) писал о значении возникновения государственной власти:
«Что я считаю началом государственного общежития и откуда, по моему мнению, зарождается впервые? Первоначальное существование людей следует представить таковым: наподобие животных они собирались вместе и покорялись наиболее отважным и мощным из своей среды; меру власти этих последних составляла сила, а само управление может быть названо самодержавием … . Самодержец незаметно превращается в царя с того времени, когда царство рассудка сменяет собой господство отваги и силы.
Важнейшей причиной успеха или неудачи в каком бы то ни было предприятии должно почитать государственное устройство. От него, как от источника, зависят все замыслы и планы предприятий; от него зависит и осуществление их».
Почему возникновение государства Полибий связывал с установлением царства грубой силы? Близка ли вам точка зрения Полибия? Свой ответ обоснуйте.
6.Гражданство устанавливает правовую связь между человеком и государством. Это означает, что гражданин и государство берут на себя определенные обязанности по отношению друг к другу. В чем состоят обязанности гражданина перед государством? Государства – перед гражданином?
7.Выберите правильные утверждения:
- гражданин России может быть лишен гражданства за совершение действия против государства;
- человек приобретает гражданство по факту рождения на территории России;
- гражданами России становятся ее жители, достигшие 18-летнего возраста;
- гражданин России не может быть выслан за пределы страны и лишен гражданства;
- гражданство России приобретается с получением паспорта;
- гражданин имеет право на двойное гражданство.
8. Известно, что возникновение государства было обусловлено потребностью общества разрешать по справедливости возникающие в нем конфликты между отдельными социальными группами. Вместе с тем государства нередко превращались в организации всемогущей бесконтрольной власти, принуждали граждан действовать и жить в интересах небольшой группы людей. В чем причина этого явления?
9. Французский мыслитель ХVIII В. Ш. Монтескье утверждал, что в правильно устроенном государстве нет единой власти. Что он имел в виду?
10. Критики теории разделения властей приводили, в частности, такой аргумент: власть, переставшая быть единой и разделенная на 3 ветви, окажется не способной к активной деятельности. Все силы уйдут на то, чтобы примирить неизбежные споры между её ветвями. Власть будет бездействовать и слабеть.
Так ли это? Какие доводы в обоснование своего мнения вы можете привести.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема : Правовое государство.
Цели:сформировать представление у учащихся о том, что право выше власти и раскрыть что такое правовое государство.Задачи:способствовать развитию представления о правовом государстве и его основных при...
Лабораторное занятие "Государство и экономика:реальность"
В разработке представлена работа учащихся с текстом, мини-дискуссия, составление таблицы по заданным параметрам с поиском информации в Интернете...
Методическая разработка учебного занятия по дисциплине обществознание по теме: «Демократия, ее основные ценности и признаки. Правовое государство».
Методическая разработка учебного занятия по дисциплине обществознание по теме: «Демократия, ее основные ценности и признаки. Правовое государство». Рассчитано на 90 минут учебного времени....
Тест " Государство. Правовое государство" 9класс.
Контрольный тест по обществознанию " Государство.Правовое государство.".9класс...
Лекция «Глава государства. 3 ветви власти. Местное самоуправление. Правовое государство» для дисциплины «Право»
Лекция «Глава государства. 3 ветви власти. Местное самоуправление. Правовое государство» для дисциплины «Право»...
Правовое государство. Признаки правового государства Часть 1
Материал для подготовки в ОГЭ по разделы: "Правовое государство. Признаки правового государства Часть 1"...
Материал для подготовки в ОГЭ по разделы: "Правовое государство. Признаки правового государства Часть 2"
Материал для подготовки в ОГЭ по разделы: "Правовое государство. Признаки правового государства Часть 2"...