Лабораторное занятие "Государство и экономика:реальность"
план-конспект урока по обществознанию (10 класс) по теме

Лопатина Галина Александровна

В разработке представлена работа учащихся с текстом, мини-дискуссия, составление таблицы по заданным параметрам с поиском информации в Интернете

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл laboratornoe_zanyatie_gosudarstvo_i_ekonomika._realnost.docx21.88 КБ

Предварительный просмотр:

Урок обществознания в 10 классе

 ( лабораторное занятие)

Тема урока:  Экономика и государство: реальность.

Цель урока: закрепить знания о роли государства в рыночной экономике.

Задачи урока:

 -Расширить и углубить знания учащихся об экономически роли государства в условиях рынка.

- Развивать и совершенствовать навыки актуализации знаний, умения анализировать источники, текст, высказывать своё мнение по проблеме;

 -Продолжать формировать умение использовать изученный ранее материал при анализе новых явлений и процессов;

 -Воспитывать экономическую культуру учащихся.

Оборудование:

Таблица « Государство и экономика »

Текст статьи российского учёного - экономиста Л. И. Абалкина «О роли государства в экономике»

Раздаточный материал (заготовка таблицы)

Презентация

Литература: 1. Л.И. Боголюбов. Обществознание.11класс.М.: Просвещение, 2011.

2.Дидактические материалы по курсу «Человек и общество»-ч.1,2.-п/р Л.Н. Боголюбова.-М.: Просвещение, 2000.

3. П. А. Баранов. Обществознание. Полный справочник для подготовки к ЕГЭ. М. АСТ. 2011. Обществознание в схемах.

4. А.И.Кравченко. Обществознание. 10 класс. М. Русское слово.  2007.

Эпиграф к уроку «Умное государство не мешает своим гражданам зарабатывать деньги, только наблюдает за этим, получая прибыль в виде налогов»

                                                                                    Дж. Фейлан, американский экономист

Ход урока

План урока

1. Экономическая политика государства: взгляд экономистов.

2. Экономическая политика государства: разные подходы.

3.Экономическая политика государства в действии.

I.Вступительное слово учителя.

 Тема нашего урока «Экономика и государство: реальность».

 - Попробуйте сформулировать цель урока.

Мотивация

  По форме это будет урок лабораторного занятия, предполагающий вашу самостоятельную работу в Интернете и заполнение таблицы по результатам поиска информации, работу с дополнительным текстом и высказывание своей  точки зрения на две разные позиции в отношении роли государства в экономике.  Вам предстоит углубить свои знания в ходе индивидуальной, групповой, фронтальной работы по данной теме. Этот урок подытоживает предыдущие два в форме лекции и исследования.

 II. Работа по теме урока.

Учитель: Я попрошу, опираясь на конспект лекции, материал учебника очень четко проговорить, что такое экономическая политика государства; экономические цели и функции государства.

Организация работы по первому пункту плана урока

 Теперь полученные знания вам предлагается применить в работе с фрагментом статьи российского учёного- экономиста Л. И. Абалкина «О роли государства в экономике». (раздаточный материал).  Работаете в группах, выполняете задания к источнику.

Отчёт групп.

1группа – ответ на первый вопрос: О каких новых функциях государства в экономике вы узнали из статьи по сравнению с материалом учебника и приведёнными в лекции?

2 группа – ответ на второй вопрос: Опираясь на текст, охарактеризуйте основные направления развития и обогащения функций современного государства.

3 группа - ответ на третий вопрос: Каковы задачи государства в создании условий для функционирования рынка в России?

Учитель подводит итог групповой работы с текстом:

-Постарайтесь ещё раз сделать вывод о роли государства в экономике через аббревиатуру: РР (регулирующая роль)

Проблемный вопрос: В какой же степени должно быть это вмешательство в современных условиях развития рынка?

Организация мини-дискуссии по второму пункту плана урока

Задание:

-Сравните две позиции, два приоритета в ЭПГ. Подготовьтесь к дискуссии.

Позиция 1(Слайд)

-Вытеснение государства из сферы экономики, уменьшение числа функций в условиях рынка не соответствуют глобальным мировым тенденциям. Ни одна экономическая система, даже свободная рыночная экономика, не может работать без вмешательства государства. Ведь именно оно должно нести ответственность за ликвидацию отрицательных последствий поведения участников рынка и действия рыночных законов (безработица, диктат монополистов, чрезмерное неравенство доходов населения и др.). Роль государства в региональной экономике и социальных процессах должна возрастать.

Позиция 2(Слайд)

-Рыночные силы и свободное предпринимательство – основа жизнеспособности рыночной экономики страны. Рынок регулируется с помощью механизма свободного ценообразования. Этот механизм работает с большей эффективностью в экономике, чем государство. Вмешательство государства необходимо свести к минимуму. Например, функция государства должна сводиться лишь к поддержанию правил рыночной игры. Приоритетом экономической политики современного государства должно быть максимально полное вытеснение государства из сферы регулирования рыночных отношений, полная либерализация рынка и цен.

  Учитель в дискуссии занимает позицию арбитра, добивается от учащихся аргументирования своей точки зрения примерами, подводя их к выводу о разумной степени вмешательства государства в экономику.

В подтверждение обращает внимание учащихся на эпиграф к уроку.

Учитель переходит к третьему вопросу по плану урока.

-Проанализируйте, пожалуйста, показатели таблицы «Государство и экономика», по которым я предлагаю вам рассмотреть третий пункт плана нашего урока(Слайд)

-Можно ли по ним сделать вывод о реальной экономической политике государства и роли государства в экономике? (учащиеся высказывают своё мнение)

Организация работы по заполнению таблицы.

-Учитель раздаёт заготовленные таблицы с указанием электронных адресов, по которым можно найти информацию в Интернете.

-Учащиеся работают в Интернете, заполняют таблицу.

Учитель выступает в роли консультанта.

Подведение итогов работы. Обсуждение.

Учитель выбирает наиболее яркие примеры и просит учащихся запомнить их для дальнейшего использования при написании эссе.

III. Закрепление

-Какие практические выводы для себя можно сделать из изученной темы?

IV.Подведение итога урока. Оценка работы учащихся на уроке.

V. Домашнее задание

Ответить на вопросы, выполнить задания на с.88-89 с опорой на §7 и конспект лекции.

Таблица «Государство и экономика»

Ф. И. уч-ся

Обеспечение законодательной и социальной базы

Предоставление общественных товаров и услуг

Поддержание конкуренции

Перераспределение расходов

Корректировка внешних эффектов

Стабилизация экономики

Путин подписал закон о федеральном бюджете на 2013-15г.

http://ria ru/ekonomy

В Челябинске открылся новый мост через р. Миасс

http://www.mir74.ru

О ситуации на рынке климатической техники

http://www.fas.gov.ru

Нефтегазовые доходы бюджета РФ сократятся почти вдвое к 2030г.

http://ria ru/ekonomy

2 человека пострадали из-за прорыва труб с горячей водой в Москве

http://lenta. ru

Социально-экономическая ситуация в области – умеренно стабильная. (М/ Юревич)

http://cheltoday.ru

Государственная Дума приняла закон о сокращении накопительной части пенсии

http//ria ru/ekonomy

Начинается бесплатная вакцинация от гриппа

http://www.nr 2.ru

ФАС России продолжает пресекать недобросовестную конкуренцию в действиях отдельных компаний.

http://Rplf.ru

С 2013г. в Югре на 5,5% увеличатся дополнительные пенсии и социальные выплаты

http://cheljabinsk.

bezformata.ru

D 2013г. на пачках сигарет появятся страшные картинки о вреде курения

http://www.postsovet.ru

Борьба с безработицей в РФ

http://www.moigorod.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лабораторная работа "Определение плотности различных тел" 7 класс

В данной лабораторной работе предлагается определить плотность тел:  неправильной формы.прямоугольного параллелепипеда.воды.сыпучего нерастворимого в воде тела.определение вещества по рассчитанной п...

Методика организации лабораторных и экспериментальных работ учащихся на уроках физики.

Работа в цифровой лаборатории "Архимед".  NOVA 5000 на уроках физики....

Лабораторный практикум:"Программа векторной графики CorelDraw "

В практикуме представленны лабораторные работы составленные  с использованием материалов форума Demiart....

Лабораторная работа. Расставить знаки препинания. 11 класс.

Данная лабораторная работа предназначена для закрепления изученного материала по теме "Синтаксис" и проверки знаний учащихся по данной теме....

Использование проблемно-диалогической технологии на лабораторных работах.Лабораторная работа ,, Внутреннее строение рыбы"

Особенности проблемно - диалогического обучения и его использование на уроках биологии.Описание этапов внедрения технологии при проведении лабораторныхработ...

Лабораторная работа Особенности внешнего строения и передвижения рыб. Лабораторная работа для 7 класса, в соответствии с программой под руководством В.В. Пасечник

Для того чтобы выяснить как влияет водная среда, на внешнее строение рыб мы выполним лабораторную работу “Внешнее строение и особенности передвижения рыбы”.Лабораторную работу вы будете выполнять в па...