Брейн-ринг "Я и конституция" для уч-ся 9-11классов.
методическая разработка по обществознанию (9 класс) на тему

Чулкова Светлана Ивановна

Это разработка внеклассного мероприятия, посвященного годовщине принятия Конституции РФ. Игра состоит из 4 туров, в ходе которых две команды и их болельщики отвечают на различные вопросы из истории конституций, по содержанию действующей констиитуции. Брейн-ринг можно провести и во время урока обществознания в 9 классе. В этом случае соревноваться могут команды, набранные из уч-ся одного класса, болельщиками будут ученики, не вошедшие в 2 команды. В ходе мероприятия проверяется усвоение довольно сложной темы "Конституция РФ".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Брейн-ринг

Я и

Конституция

Урок – игра по истории права и обществознанию

(9 – 11 классы)

Условия игры

  1. Участвуют команды от каждого класса в составе 5 человек.
  2. Команды участвуют в 4-х турах игры, получая баллы – за каждый правильный ответ по 1 баллу.
  3. Лидер победившей команды получает право представлять школу в районном  конкурсе.

Ход игры

1 тур

Представление команд: девиз, эмблема. (5 баллов)

2тур

Конкурс капитанов

(вопросы задаются по очереди капитанам команд)

  1. Когда и где была принята Всеобщая декларация прав человека?

(декабрь 1948г. На Генеральной ассамблее ООН)

  1. Как в старину называли прямое письменное обращение к царю?

(челобитная)

  1. Где и когда впервые была принята Декларация прав человека и гражданина?

(1789г. На Учредительном собрании во Франции во время Великой французской революции)

  1. Как называлось правительство, которое впервые в истории России осуществляло демократические преобразования в России в ХХ веке?

(Временное революционное правительство)

  1. Сколько конституций было принято в России в ХХ веке? ( 5 )

3 тур

устный блиц – опрос

Вопросы к 1 команде:

  1. Какую комиссию, созданную в 1946г., возглавила супруга президента США Ф.Рузвельта Элеонора Рузвельт?

(Комиссия ООН по правам человека)

  1. Название довольно распространенного в наши дни документа, дословно переводимое как «Выход в порт». Откуда произошло это название?

(паспорт).

  1. Кто был единственным редактором русской газеты, в работу которой не вмешивались власти?

( «Ведомости» - первая печатная  газета, выпускалась под руководством Петра Первого).

Вопросы 2 команде:

  1. В какой стране кто и когда был первым и последним президентом?

( М.С.Горбачев в СССР с марта 1990 по декабрь 1991г.)

  1. В каких случаях гражданин России лишается права на гражданство?

(Таких случаев не существует).

  1. Вставьте пропущенные буква, чтобы  получилось нарушение одного из гражданских прав:  «…люстрация».

( ответ: перлюстрация)

4 тур

Письменные ответы команд на задания

(время ответа – 5 мин.)

Пока команды отвечают, ведущие задают вопросы учащимся 9-11 классов  - болельщикам. Каждый правильный ответ засчитывается как 1 балл команде этого класса.

 

Задания 1 команде:

  1. Допишите, заполнив пропуски.

Российская Федерация – есть демократическое, федеративное,_______

_____________ государство с __________________________ формой правления. Признание и защита __________________________________

_________ - обязанность государства. РФ состоит из республик, краев, городов федерального значения, ___________________________________

___________________________ - равноправных субъектов РФ. Каждый гражданин РФ обладает на ее территории всеми ___________________

и несет ______________________, предусмотренные _______________________________.

  1. Отметьте знаком «+» положения, соответствующие Конституции РФ 1993г.

1

Монополия партии на политическую власть.

 

2

Принцип разделения властей.

3

Провозглашение России демократическим правовым государством.

4

Идеологический характер государства.

5

Равноправие всех субъектов РФ.

Ответы: 1. Правовое, республиканской, прав и свобод гражданина, автономной области и округов, правами, обязанностями, Конституцией РФ.

2.1 --; 2+; 3+; 4 --; 5 +

Вопросы 2 команде:

1.Найдите ошибки в тексте:

1. Президент РФ является главой государства.

2. Президент РФ – гарант Конституции, прав и свобод человека и гражданина.

3. Президент избирается гражданами на 5 лет на основе всеобщего равного избирательного права.

4. Президентом РФ может быть избран любой гражданин  не моложе 30 лет, проживающий в РФ не менее 5 лет.

5. Президент осуществляет помилование.

2. Соотнесите этапы развития конституционного порядка:

1.П.И.Пестель, Н.Муравьев               а) первые попытки создания Конституции

2. Александр II                                    б)  Манифест «Об усовершенствовании

                                                                  государственного порядка»

3.М.Т.Лорис-Меликов                        в) правовое закрепление свободы крестьян,

                                                                складывание муниципального самоуправления.

4.Николай II                                       г) принятие советских конституций.

5.1918, 1936, 1977                             д) разработка конституционного проекта.

Ответы: 1- 3(6 лет), 4( 35лет, 10 лет)

                       2.       1-а, 2-в. 3-д, 4-б, 5-г

Тесты 1 команде

(время ответа – 3 мин)

1.Какая форма высшего непосредственного выражения власти народа предусмотрена Конституцией РФ?

а) референдум

б) плебисцит

в) митинг

г) петиция.

2. К признакам правового государства относится:

а) большое количество законов

б) сильная президентская власть

в) независимый суд

г) контроль парламента над правительством.

3. Какие формы собственности указаны в Конституции РФ?

а) частная

б) государственная

в) муниципальная

д) все перечисленные.

4. Конституция РФ называет высшей ценностью:

а) закон

б) основы конституционного строя

в) человека, его права и свободы

г) правовое государство.

5. К субъектам РФ не относится:

а) республика

б) г.Санкт-Петербург                      Ответы: 1-а, 2-в, 3-г, 4-в, 5-г

в) область

г) район

Тесты 2 команде

(время ответа – 3 мин)

  1. Ныне действующая конституция РФ была принята:

а) Учредительным собранием

б) Конституционным собранием

в) Государственной Думой РФ

г) всенародным референдумом.

       2. По конституции РФ Россия является:

            а) социалистическим государством

            б) демократическим государством

            в) президентской республикой

            г) унитарным государством.

      3. В РФ государственной религией является:

а) православие

б) католичество

в) ни одна из них

г) ислам.

4. Носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является:

а) Президент РФ

б) Федеральное собрание

в) Государственная Дума РФ

г) народ РФ.

5. К субъектам РФ относится:

а) Казахстан

б) Москва

в) Красноярск

г) нет верного ответа.

Ответы: 1-г, 2-б, 3-в, 4-г, 5-б

Вопросы к болельщикам команд

  1. Один острослов назвал ее документом, гарантирующим вам свободу слова, но отнюдь не гарантирующим слушателей.

(Конституция)

  1. Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную и исполнительную власти? – (Нет).
  2. Суверенитет распространяется на всю территорию РФ? – (Да).
  3. Природные ресурсы страны могут находиться в частной собственности? – (Нет).
  4. Когда в нашей стране  впервые был принят документ с названием «Конституция»?

( В 1918г. – первая конституция РСФСР).

  1. Когда была принята последняя советская конституция? – ( в 1977г.).
  2. Что в переводе с латыни означает «Конституция»? – ( Устройство.)
  3. Чем Декларация отличается от Конституции?

( Декларация – международный правовой документ, носящий рекомендательный характер для стран, ее подписавших. Конституция – основной закон страны.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

брейн-ринг "Содружество муз"

Конкурс знакоков искусств (материал к декаде искусств)...

Внеклассное мероприятие по истории. Брейн-ринг "Политическая раздробленность на Руси" 6 класс

Внеклассное мероприятие по истории. Брейн-ринг "Политическая раздробленность на Руси" 6 класс. Мероприятие подготовлено к предметной неделе. Участвуют команды параллели 6-х  классов....

физико-математический брейн-ринг

Внеклассное мероприятие для 9-10 классов. С помощью мероприятия хотелось повысить интерес учеников к предмету....

Сценарий брейн-ринга.

     Данный сценарий разработан для детей 4 -6 классов. Он позволяет в доступной и увлекательной форме закрепить знания, полученные на уроках. Вопросы брейн- ринга достаточ...

Физико-математический брейн-ринг 8-9 класс

Цель: -развитие и укрепление интереса к предмету, -развитие познавательной и творческой деятельности, -развитие культуры коллективного умственного труда....

Математический "Брейн-ринг" для учащихся 8-х классов

Данный «Брейн-ринг» способствует , развитию познавательной активности учащихся, логического мышления, внимания, повышению интереса к изучению математики, расширению кругозора , углублению знаний по ма...

Внеклассное мероприятие Математический «Брейн-ринг» в 8 классе

Цели:  Развивать и укреплять интерес  к математике, истории ее развития, мотивировать познавательную  деятельность, развивать сообразительность, любознательность,  логическое...