обществознание 11класс(заочная форма обучения)
рабочая программа по обществознанию (11 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
вечерняя (сменная) общеобразовательная школа
при ФКУ ИК-16 ГУФСИН России по Нижегородской области
с. Просек Нижегородской области Лысковского района
«Утверждаю» Директор МБОУ ВСОШ при ФКУ ИК-16 ______ Андреев О.Н. Приказ№ ____ от «___»_______20__г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР ________Гурьянова Е.В. «____»_________20 г. | «Рассмотрено» на ШМО учителей. Руководитель МО _______ Баженова Н.В. Протокол № ___ от «____»________20 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)
МБОУ ВСОШ при ФКУ ИК-16 ГУФСИН России
Наименование ОУ
_Беленкова Вячеслава Николаевича,___
Ф. И. О. педагога, категория
по обществознанию,11 в ,11г класс
предмет, класс
2014- 2015 уч.год
I. Пояснительная записка.
1. Сведения о нормативных источниках, на основе которых разработана рабочая программа.
Исходными документами для составления рабочих программ являются:
-Закон «Об образовании в Российской Федерации» (статья 47, п. 3, пп. 3; статья 47, п. 3, пп. 5; статья 48, п.1, пп 1.)
-федеральный компонент государственного образовательного стандарта;
- примерные программы, созданные на основе ФКГОС;
- Базисный учебный план МБОУ ВСОШ при ФКУ ИК-16;
- Федеральный перечень учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательном учреждении, реализующих программы общего образования.
2. Место учебного предмета в решении общих целей и задач конкретной ступени общего образования.
Курс «Обществознание» для средней школы представляет собой один из рекомендованных Министерством образования Российской Федерации вариантов реализации новой структуры дисциплин социально - гуманитарного цикла. Этот курс интегрирует современные социологические, экономические, политические, правовые, этические, социально-психологические знания в целостную, педагогически обоснованную систему, рассчитанную на учащихся старшего подросткового возраста. Он содержит обусловленный рамками учебного времени минимум знаний о человеке и обществе, необходимых для понимания самого себя, других людей, процессов, происходящих в окружающем природном и социальном мире, для реализации гражданских прав и обязанностей.
Содержание среднего (полного) общего образования на базовом уровне по «Обществознанию» представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей.
Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку.
Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др.
3.Цели и задачи изучения учебного предмета.
Цели курса. Изучение обществознания (включая экономику и право) в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
- развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;
- овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
4. Сведения о примерной учебной программе, на основе которой разработана рабочая программа, или сведения об авторской программе с указанием наименования, автора и года издания, новизна и отличие рабочей программы от примерной.
Учебно-методический комплект по обществознанию издательства «Русское слово» (А. И. Кравченко, Е. А. Певцова), который широко используется в общеобразовательных учреждениях. . Авторская программа Кравченко А.И. Программа курса для 8-9 и 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2006.
Программа 10 -11 класс рассчитана на 70 часов в год для каждого класса, резерв учебного времени 10 часов.
Таблица тематического распределения часов.
Разделы, темы | Количество часов | |
Примерная или авторская программа | Рабочая программа – 36+7 инд.к и зачетов | |
Политика как общественное явление | 13 | 13+1 |
Правовое регулирование общественных отношений | 21 | 23+6 |
Резерв учебного времени | 2 |
5. Особенности организации учебного процесса по предмету в ОУ.
Заочная форма получения образования. Согласно утвержденного учебного плана МБОУ ВСОШ при ФКУ ИК-16 изучение обществознания в 10 – 12 классах рассчитано на 3 года. Авторская программа предусматривает за 10-11 классы 140 часов. Рабочая программа рассчитана за 10-12 классы 108 часов плюс часы на индивидуальные консультации и зачеты.
6. Описание места учебного предмета в учебном плане ОО.
Учебный план МБОУ ВСОШ при ФКУ ИК -16 (заочная форма обучения) отводит 36 часов групповых консультаций и 7 часов индивидуальных консультаций и зачетов для изучения предмета « Обществознание» .в 11 классе.
7. УМК.
- Авторская программа Кравченко А.И. Программа курса для 8-9 и 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2006.
- Кравченко А.И. , Певцова Е.А. Обществознание: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ (экспертиза РАН и РАО 2006г.)
- Кравченко А.И. , Певцова Е.А. Обществознание: Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ (экспертиза РАН и РАО 2006г.)
8. Основные формы контроля для заочной формы получения образования.
Повторительно-обобщающие групповые консультации и зачет . Общее количество зачетов по предмету устанавливается педагогическим советом школы, по обществознанию в 11 классе установлено 2 зачета в год. Формы проведения зачетов определяются учителем. Зачет проводится в комбинированной форме : накопительная система и тест.
9. Педагогические технологии, средства обучения, используемые учителем для достижения требуемых результатов обучения.
На уроках используются современные педагогические технологии обучения обществознания - дифференцированное обучение , ИКТ , групповая работа, проблемное изложение , которые в сочетании с объяснительно-иллюстративным методом , репродуктивным , исследовательским методом позволяют значительно повысить результативность и качество уроков за счет усиления мотивации всех участников образовательного процесса, активизации познавательной деятельности учащихся, эффективного управления педагогом процессами обучения, воспитания и развития.
II. Содержание учебного предмета.
- Содержание программы. Название темы.
1.Раздел. Политика как общественное явление.
Понятие власти.Типология властных отношений.Политическая власть.Государство как главный институт политической власти.Функции государства.
Политика как общественное явление.Политическая система , ее структура и сущность. Политическая деятельность. Политические цели и средства их достижения.Опасность политическогоэкстремизма.
Политический режим . Типология политических режимов.Демократия , ее основные ценности и признаки.Отличительные черты выборов в демократическом обществе.
Гражданское общество и государство.Проблемы формирования правового государства и гражданского общества в Российской Федерации.Гражданские инициативы.
Политическая элита, особенности ее формирования в современной России.
Политическая идеология.Основные идейно-политические течения современности.
Многопартийность.Политические партии и движения, их классификация. Роль партий и движений в современной России.Законодательное регулирование деятельности партий в Российской Федерации.
Роль средств массовой информации в политической жтзни общества. Влияние СМИ на позиции избирателей во время предвыборных кампаний. Характер информации . распространяемый по каналам СМИ.
Политический процесс. Особенности политического процесса в России. Избирательная кампания в Российской Федерации. Законодательство РФ о выборах.
2.Раздел. Правовое регулирование общественных отношений.
Право в системе социальных норм.Система Российского права.Законотворческий процесс в Российской Федерации.
Гражданство в Российской Федерации.Основание приобретения гражданства.Права и обязанности , принадлежащие только гражданину.
Воинская обязанность .Призыв на военную службу.Военная служба по контракту. Альтернативная гражданская служба.
Права и обязанности налогоплательщиков.Юридическая ответственность за налоговые нарушения.
Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты.Экологические правонарушения.Природоохранные и природоресурсные нормы.
Субъекты гражданского права.Понятие юридического и физического лица.Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности.
Имущественные права.Право собственности.Основания приобретения права собственности. Право на интеллектуальную собственность.Наследование.
Неимущественные права:честь , достоинство , имя.Способы защиты имущественных и неимущественных прав.
Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов.Права и обязанности родителей и детей.
Законодательство РФ об образовании. Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования.Порядок оказания платных образовательных услуг.
Трудовое законодательство РФ, Занятость и трудоустройство.Порядок приема на работу, заключения и расторжения трудового договора.
Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Основные нормы социального страхования и пенсионная система.
Споры , порядок их рассмотрения.Основные правила и принципы гражданского процесса.Особенности административной юрисдикции.
Особенности уголовного процесса.Виды уголовных наказаний и порядок их назначений . Конституционное судопроизводство.
Понятие и система международного права.Взаимоотношение международного и национального права.Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.
- Необходимое количество часов для ее изучения
Рабочая программа рассчитана на 1час групповых консультаций и 0,2 часа индивидуальных консультаций в неделю , 36 учебных недель , в год – 36 часов + 7 часов инд.к. и зачетов
Таблица тематического распределения часов.
Разделы, темы | Количество часов | |
Примерная или авторская программа | Рабочая программа – 36+7 инд.к и зачетов | |
Политика как общественное явление | 13 | 13+1 |
Правовое регулирование общественных отношений | 21 | 23+6 |
Резерв учебного времени | 2 |
III. Контроль предметных результатов освоения предмета.
В результате изучения обществознания (включая экономику и право) на базовом уровне ученик должен
Знать/понимать
- биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
- тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
- особенности социально-гуманитарного познания.
Уметь:
- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
- анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
- объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов( правовых, научно-популярных, публицистических и др. ) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
- подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
- совершенствования собственной познавательной деятельности;
- критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации.
- решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
- ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
- предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
IV. Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Печатные издания.
Для учащихся:
Кравченко А.И. , Певцова Е.А. Обществознание: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ (экспертиза РАН и РАО 2006г.)
Кравченко А.И. , Певцова Е.А. Обществознание: Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ (экспертиза РАН и РАО 2006г.)
Для учителя:
Кравченко А.И. Программа курса для 8-9 и 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2006
Мультимедийные пособия.
Уроки обществознания в 10 -11 классе. Издательство Кирилла и Мефодия.
Дополнительная литература:
Ибрагимова Л.Д. Методические рекомендации по использованию учебников: А.И. Кравченко «Обществознание». –М: ООО «ТИД «Русское слово- РС» ,2006.
Кочетов Н.С. Обществознание. 11 класс: поурочные планы по учебнику А.И.Кравченко. Волгоград: Учитель, 2008.
Певцова Е.А. Поурочные методические разработки к учебнику А.И.Кравченко «Обществознание 10 класс» - М.: ООО «ТИД «Русское слово- РС» ,2007.
Кравченко А.И. Задачник по обществознанию. 10-11 класс. М.: ООО «ТИД «Русское слово- РС» ,2003.
Кравченко А.И. Тесты по обществознанию 10-11 класс. М.: ООО «ТИД «Русское слово- РС» ,2003.
Агафонов С.В. Схемы по обществознанию 10-11 класс. М.: ООО «ТИД «Русское слово- РС» ,2007.
V. Учебно-тематический план.
Учебно-тематическое планирование для предмета «Обществознание».
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе на: | ||||
уроки | Контрольные работы | Инд.к | зачет | ||||
1 | Политическая система общества | 3 | 3 | ||||
2 | Политическая жизнь общества | 11 | 10 | 1 | |||
3 | Закон и право | 14 | 12 | 1 | 1 | ||
4 | Гражданские правоотношений | 17 | 13 | 3 | 1 | ||
5 | Итого | 43 | 36 | 5 | 2 |
V1. Календарно-тематическое планирование
Календарно-тематическое планирование по курсу обществознания для
11в класса ( заочное обучение)
№ | Тема занятия | часы | домашнее задание | дата план | дата факт |
Политическая система общества | 3 | ||||
1. | Политическая власть | 1 | |||
2. | Политика как общественное явление | 1 | |||
3. | Политическая система ее структура и сущность | 1 | |||
Политическая жизнь общества | 11 | ||||
1. | Политическая жизнь общества | 1 | |||
2. | Политические цели и средства их достижения | 1 | |||
3. | Формы управления политической жизнью | 1 | |||
4. | Политическая философия | 1 | |||
5. | Инд.к.Влияние СМИ на позиции избирателя | 1 | |||
6. | Субъекты политической жизни | 1 | |||
7. | Политический процесс | 1 | |||
8. | Лидерство в политике | 1 | |||
9.. | Особенности политического процесса в России | 1 | |||
10. | Основные партии и движения , их программные заявления | 1 | |||
11 | Правительственные и неправительственные организации | 1 | |||
. | Закон и право | 14 | |||
1. | Происхождение права , его формы и структура | 1 | |||
2. | Право в системе социальных норм | 1 | |||
3. | Институт права.Источники права | 1 | |||
4. | Гражданство РФ | 1 | |||
5 | Правосудие в современной России | 1 | |||
6. | Инд.к.Политическая система и политическая жизнь общества | 1 | |||
7. | Представление о единой системе судопроизводства | 1 | |||
8. | Зачет № 1 Политическая система и политическая жизнь общества | 1 | |||
9. | Основные принципы российского судопроизводства | 1 | |||
10. | Порядок обращения в суд | 1 | |||
11. | Правонарушения.Преступления | 1 | |||
12. | Юридическая ответственность | 1 | |||
13. | Особенности уголовного процесса | 1 | |||
14. | Виды уголовных наказаний и порядок их назначения | 1 | |||
Гражданские правоотношения | 17 | ||||
1. | Гражданские правоотношения: понятие и виды | 1 | |||
2. | Трудовые правоотношении | 1 | |||
3. | Жилищные правоотношения | 1 | |||
4. | Инд.к.Трудовые права российских граждан | 1 | |||
5. | Семейные правоотношения | 1 | |||
6. | Семья и брак | 1 | |||
7. | Инд.к.Права и обязанности родителей и детей | 1 | |||
8. | Имущественные правоотношения | 1 | |||
9. | Права потребителя | 1 | |||
10. | Воинская обязанность | 1 | |||
11. | Международное гуманитарное право | 1 | |||
12. | Поведение человека в правовой сфере | 1 | |||
13. | Инд.к. Закон и право | 1 | |||
14. | Причины нарушения закона | 1 | |||
15. | Зачет № 2 Закон и право | 1 |
Календарно-тематическое планирование по курсу обществознания для
11г класса ( заочное обучение)
№ | Тема занятия | часы | домашнее задание | дата план | дата факт |
Политическая система общества | 3 | ||||
1. | Политическая власть | 1 | |||
2. | Политика как общественное явление | 1 | |||
3. | Политическая система ее структура и сущность | 1 | |||
Политическая жизнь общества | 11 | ||||
1. | Политическая жизнь общества | 1 | |||
2. | Политические цели и средства их достижения | 1 | |||
3. | Формы управления политической жизнью | 1 | |||
4. | Политическая философия | 1 | |||
5. | Инд.к.Влияние СМИ на позиции избирателя | 1 | |||
6. | Субъекты политической жизни | 1 | |||
7. | Политический процесс | 1 | |||
8. | Лидерство в политике | 1 | |||
9.. | Особенности политического процесса в России | 1 | |||
10. | Основные партии и движения , их программные заявления | 1 | |||
11 | Правительственные и неправительственные организации | 1 | |||
. | Закон и право | 14 | |||
1. | Происхождение права , его формы и структура | 1 | |||
2. | Право в системе социальных норм | 1 | |||
3. | Институт права.Источники права | 1 | |||
4. | Гражданство РФ | 1 | |||
5 | Правосудие в современной России | 1 | |||
6. | Инд.к.Политическая система и политическая жизнь общества | 1 | |||
7. | Представление о единой системе судопроизводства | 1 | |||
8. | Зачет № 1 Политическая система и политическая жизнь общества | 1 | |||
9. | Основные принципы российского судопроизводства | 1 | |||
10. | Порядок обращения в суд | 1 | |||
11. | Правонарушения.Преступления | 1 | |||
12. | Юридическая ответственность | 1 | |||
13. | Особенности уголовного процесса | 1 | |||
14. | Виды уголовных наказаний и порядок их назначения | 1 | |||
Гражданские правоотношения | 17 | ||||
1. | Гражданские правоотношения: понятие и виды | 1 | |||
2. | Трудовые правоотношении | 1 | |||
3. | Жилищные правоотношения | 1 | |||
4. | Инд.к.Трудовые права российских граждан | 1 | |||
5. | Семейные правоотношения | 1 | |||
6. | Семья и брак | 1 | |||
7. | Инд.к.Права и обязанности родителей и детей | 1 | |||
8. | Имущественные правоотношения | 1 | |||
9. | Права потребителя | 1 | |||
10. | Воинская обязанность | 1 | |||
11. | Международное гуманитарное право | 1 | |||
12. | Поведение человека в правовой сфере | 1 | |||
13. | Инд.к. Закон и право | 1 | |||
14. | Причины нарушения закона | 1 | |||
15. | Зачет № 2 Закон и право | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ В РАМКАХ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
Данный доклад можно использовать для выступления на заседании методического объединения учителей истории и обществознания....
Зачеты по обществознанию в 10-12 классах заочной формы обучения
Зачеты по обществознанию в 10-12 классах для учащихся очно-заочной формы обучения УМК Кравченко А.И....
Календарно-тематическое планирование по обществознанию в 6 классе ( заочная форма обучения )
Календарно-тематическое планирование по обществознанию в 6 классе( заочная форма обучения )...
обществознание 8 класс(заочная форма обучения)
рабочая программа...
Итоговая контрольная работа по обществознанию 9 класс для учащихся осужденных заочной формы обучения
Итоговая контрольная работа по обществознанию 9 класс...
«Активные формы обучения на уроках истории и обществознания»
Мастер-класс «Активные формы обучения на уроках истории и обществознания»...
Зачетная работа по обществознанию 8 класс для учащихся-осужденных заочной формы обучения
Зачетная работа за 1 полугодие...