Общественно-политичская мысль в России 1-й половины XIX века
опыты и эксперименты по обществознанию (8 класс) по теме
материал урока обществознания в 8 классе в рамках межпредметного погружения, разработанного совместно с Налбандян А. Г. и Гусевой С. Ю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Общественно-политичская мысль в России 1-й половины XIX века | 34.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок обществознания в 8 классе школы № 234.
В рамках межпредметного погружения «Общественно-политическая мысль в России в 1-й половине XIX в.».
Учитель: Великанова Е. А.
Тема урока: Актуальность гражданской позиции представителей общественно-политической мысли 1-й половины XIX в. в России.
Цель урока: Выявить актуальность гражданской позиции представителей общественно-политической мысли 1-й половины XIX в. в России.
Образовательная: формирование у учащихся представление о понятиях «гражданин», гражданственность», «гражданский долг».
Воспитательная: определение своей гражданской позиции учащимися, создание условий для формирование патриотизма.
Развивающая: развитие навыков работы в группе, аналитических умений, доказательства гипотезы, доказательства своего мнения.
Основные понятия: гражданин, гражданственность, гражданская позиция.
Урок-дискуссия.
Конспект урока
- Организационный момент (2 мин.)
Проверка готовности к уроку (тетради, ручки), приветствие.
- Определение итогов дня погружения (10 минут).
Актуализация знаний:
1.Какой темой объединены наши сегодняшние уроки («Общественно-политическая мысль в России в 1-й половине XIX в.)?
2.Чем вы занимались на предыдущих уроках (заполняли таблицу «…», анализировали художественные тексты, работали в группах, анализировали исторические документы и т. д.)?
3. Какие цели преследовали?
3.Какие выводы можно сделать по заполнении таблицы? Какие закономерности вы нашли?
(1.увеличивается количество людей, задумывающихся о благосостоянии народа, 2.расширяется и социальный состав представителей…, 3.власти отказываются что-либо менять,4.меняются методы действий: от выражения недовольства до возможности революции).
4. Обществознание – изучение современного состояния современного общества. Какой будет цель нашего урока?
- Проследить, является ли позиция представителей общественно-политической мысли 1-й половины XIX в. актуальной на сегодняшний день.
- Патриоты 1-й половины XIX в. (10 мин).
Какой была основная цель всех изученных нами деятелей (помочь России возродиться, повысить благосостояние народа)?
Как мы назовём представителей этих общественно-политических течений (подданные, дворяне, патриоты, граждане)?
Работа по группам (6 групп). Вместе подумайте и пусть представители каждой группы ответят на вопрос: Были ли представители общественно-политической мысли 1-й половины XIX в. патриотами и почему (аргументируйте ответ)?
- Кто такой гражданин (5 мин.)?
Кто же такой гражданин в данном понимании этого термина.
На доске «гражданин – это… далее по пунктам (учитель записывает на доске определения ребят):
Примеры: 1.человек, постоянно проживающий на территории страны и обладающий правами и обязанностями
2.патриот
3.человек, занимающий активную гражданскую позицию (принимающий участие в собраниях, демонстрациях, митингах, состоящий в гражд. обществах), готовый к действию
4.сознательный член общества (признающий правоту закона)
5.готовый пожертвовать своими интересами ради интересов Отечества (если жизнью – герой)
6.любящий Родину и чтящий историю предков
7.порядочный человек (высокоморальный)
8. неравнодушный к судьбе Родины (будущей)
9.ответственный за свои действия и бездействия.
Отличается ли гражданская позиция представителей общественно-политической мысли 1-й половины XIX в. от современного понятия гражданина? => актуальна ли их позиция сегодня?
- Кого можно назвать Гражданином сегодня (5 мин.)?
2 фильма (1,5 и 2,5 мин.) А. А. Галич и А. Д. Сахаров – интервью (прилагается на CD диске).
- Эссе (7+5=12 мин.)
«Я – гражданин» или «Я – гражданин?».
Желающие могут зачитать свои эссе. Идёт обсуждение. Лучшие эссе учитель оценивает.
Домашнее задание: Тем, кто не успел написать эссе, могут дописать его дома и принести на следующий урок.
- Подведение итогов:
Итог: в истории человечества существуют непреходящие ценности (актуальные и сегодня), такие, как гражданственность. Человек всегда находится в состоянии морального выбора – этим и определяется его гражданская позиция.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Культура России в первой половине XIX века
Данный урок проведён в форме игры-викторины, как вариант - можно разделить класс на мини-группы или провести игру между классами одной параллели....
Тесты по теме "Культура России в первой половине XIX века"
Тесты позволят быстро и эффективно проверить и закрепить знания по данной теме. Вопросы составлены с учетом требований подготовки к ГИА....
Урок в 8 классе "Обобщающее повторение по теме "Россия в первой половине XIX века"
Урок истории в 8 классе по теме "Обобщающее повторение: Россия в первой половине IX века", содержит тестовые задания, исторические задачи....
Контрольная работа по теме: «Россия в первой половине XIX века»
КИМы по теме: Россия в первой половине XIX века. 8 класс учебник Боханова...
Презентация "Политическая и правовая мысль в России в первой половине XIX века".
Декабристы — так называли русских дворянских революционеров, поднявших восстание против самодержавия и крепостного права. Почти все организаторы восстания были участниками Отечественной войны 18...
Разработка урока по истории России на тему«Культура России во второй половине XVIII века»
Разработка урока содержит интересный материал по культуре России второй половины 18 века. Дополнена рядом иллюстраций....
конспект урока по истории России. Внешняя политика России во 2 половине 18 века.
Внешняя политика России в 18 веке....