Рабочая программа по обществознанию10-12 классы
рабочая программа по обществознанию на тему

Рабочая программа, пояснительная записка, тематическое планирование, содержание планирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_obshchestvoznaniyu_10-12_klassy.doc344.5 КБ

Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка---------------------------------------------------------- с.2

Планируемые результаты.

Система контроля-----------------------------------------------------------------с.9

Тематическое планирование---------------------------------------------------- с. 14

Содержание планирования------------------------------------------------------ с. 23

Список литературы для обучающихся

и учителя---------------------------------------------------------------------------- с.31

 Пояснительная записка.

           Статус рабочей программы.

Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта (полного) общего образования. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана: 10класс: 36 учебных часов из расчёта 1 учебный час в неделю, 11 класс: 72 учебных часа (2 часа в неделю), 12 класс: 36 учебных часов (1 час в неделю). Данная программа предназначена для 10-12 классов, срок реализации программы 1 год. Используемый учебно-методический комплект: Обществознание: учеб. для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. учреждений .В 2 ч. Ч.2. 10 кл. / [Л.Н. Боголюбов, Л.Ф.Иванова, А.Ю.Лазебникова и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2004.

Данная рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей и жизненного опыта учащихся осужденных.

   Особенность организации учебного процесса по данному курсу связана с особым контингентом обучающихся, у них: либо изначально слабые знания, либо значительный перерыв в обучении.

           

       Функции. 

Рабочая программа выполняет две основные функции:

 Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся

             

          Общая характеристика учебного предмета.  

Содержание среднего (полного) общего образования на базовом уровне по «Обществознанию» представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей.

          Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку. Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др.

Во исполнение пунктов 4,5 протокола совещания у Министра РФ М.А.Абызова от 21 апреля 2014 г. № АМ- П36-37пр «Окалендарном плане рабочей группы по развитию проекта «Бюджет для граждан» в 2-14 году» Министерством образования и науки РФ совместно с Экспертным советом при Правительстве РФ, Министерством финансов РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими государственное управление в сфере образования, проработан вопрос об уточнении тематики разделов и содержания по изучению бюджетной грамотности в рамках учебного предмета «Обществознание» для учащихся 7-11 классов общеобразовательных организаций.

В содержание учебного модуля (раздела) по изучению основ бюджетной грамотности в рамках учебного предмета «Обществознание», включены следующие темы:

в курсе обществознания для учащихся 10-12 классов : «Электронные деньги», «Бюджетная система РФ. Доходы и расходы; навыки планирования», «Формирование государственного бюджета в РФ и его исполнение»;

Цели.  Изучение обществознания (включая экономику и право) в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;

воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;

• овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;

формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

Задачи. Задачи курса вносят существенный вклад в реализацию целей социально-гуманитарного образования на современном этапе развития общества и школы:

  • содействие самоопределению личности, созданию условий для ее реализации;
  • формирование человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и нацеленного на ее совершенствование, ориентированного на развитие гражданского общества и утверждение правового государства;
  • воспитание гражданственности и любви к Родине;
  • создание у учащихся целостных представлений о жизни общества и человека в нем, адекватных современному уровню научных знаний;
  • выработка основ нравственной, правовой, экономической, политической, экологической культуры;
  • интеграция личности в систему национальных и мировой культур;
  • содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими, религиозными и социальными группами;
  • помощь в реализации права учащихся на свободный выбор взглядов и убеждений с учетом многообразия мировоззренческих подходов;
  • ориентация учащихся на гуманистические и демократические ценности.

Требования. 

Основные цели курса определены, исходя из современных требований к гуманитарному образованию учащихся полной средней школы:

  • способствовать формированию гражданско-правового мышления школьников, развитию свободно и творчески мыслящей личности;
  • передать учащимся сумму систематических знаний по обществознанию, обладание которыми поможет им свободно ориентироваться в современном мире;
  • формировать у учащихся представление о целостности окружающего мира при его территориальном многообразии, сложных проблемах, встающих перед человечеством, имеющих свои специфические особенности в разных странах;
  • развить у школьника словесно – логическое и образное мышление;
  • способствовать формированию гражданско-правовой грамотности.
  • помочь учащимся разобраться в многообразии общественных отношений, в себе, в других людях;- помочь выработать собственную жизненную позиции.

Принципы. 

В основу содержания курса положены следующие принципы:

• соответствие требованиям современного школьного гуманитарного образования, в том числе концепции модернизации образования;

• структурирование заданий  учащимся применительно к новому познавательному этапу их учебной деятельности;

• формирование у учащихся умения работать с различными источниками, способности выработки собственных позиций по рассматриваемым проблемам, получение опыта оценочной деятельности общественных явлений.

Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с примерной: 

        В программу внесены изменения: уменьшено или увеличено количество часов на изучение некоторых тем. Сравнительные таблицы приведены ниже.

10 класс:

Раздел

Количество часов в примерной программе

Количество часов в рабочей программе

Самостоятельное изучение

1. Введение

2

2

2. Деятельность человека

5

7

3. Познание как деятельность

5

11

4. Деятельность и духовный мир человека

3

7

5. Материально – производственная деятельность

3

8

Количество зачётов в год: 2

11 класс:

Раздел

Количество часов в примерной программе

Количество часов в рабочей программе

Самостоятельное изучение

1. Вводный урок

-

1

2. Социально – политическая деятельность и развитие общества

5

17

3. Мыслители прошлого об обществе и его развитии

4

       13

4. Цивилизации прошлого

6

       23

5.Современный этап мирового цивилизационного развития

4

        15

6. Итоговый урок

-

       3

Количество зачётов в год: 2

12 класс:

Раздел

Количество часов в примерной программе

Количество часов в рабочей программе

Самостоятельное изучение

1. Экономическое развитие современного общества

5

9

2. Социальное  развитие современного общества

6

8

3. Политическая жизнь современного общества

6

10

4. Духовные ценности современного общества

6

7

5. Итоговые уроки

-

2

   

Количество зачётов в год: 2


Планируемые результаты. Система контроля

Требования к уровню подготовки учеников, успешно освоивших рабочую программу.

 В результате изучения обществознания (включая экономику и право) на базовом уровне ученик должен:

знать/понимать

• биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;

• тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;

• необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

•   особенности социально-гуманитарного познания;

уметь

характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

• объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

• осуществлять поиск социальной информации, представленной  в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам;

• систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

• формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

•   успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;

•   совершенствования собственной познавательной деятельности;

•  критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;

•   решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;

•   ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;

•   предвидения возможных последствий определенных социальных действий;

•   оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения

морали и права;

•   реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

•   осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.

Контрольно-измерительные материалы. Рабочая программа предусматривает следующие       формы промежуточной и итоговой аттестации: контрольные работы, тестирование, обобщающие уроки.

В учебно-тематическом планировании программы материал поделён на 4 темы. В конце каждой темы предусмотрены обобщающие уроки, нацеленные на конкретизацию полученных знаний,   выполнение учащимися проверочных заданий в форме тестирования или контрольных работ, которые позволят убедиться в том, что основной материал ими усвоен. Все задания построены на изученном материале, а предлагаемый формат проверочных заданий и процедура их выполнения знакомы и понятны учащимся.

Критерии оценивания учащихся по обществознанию

Критерии оценки устного ответа

Оценка «5» ставится в том случае, если ответ полный и правильный на основании изученного материала, материал изложен в определённой логической последовательности литературным языком.

Оценка «4» ставится, если ответ полный и правильный на основании изученного материала, материал изложен в определённой логической последовательности, при этом допущены 2-3 незначительных ошибки, исправленные по требованию учителя.

Оценка «3» ставится, если ответ полный, но при этом допущены 2-3 существенных ошибки, или ответ неполный, несвязный.

Оценка «2» ставится, если при ответе обнаружено полное непонимание основного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.

Оценка «1» ставится в том случае, если ответ полностью отсутствует.

 

Критерии оценивания письменного ответа

При оценке письменного ответа необходимо выделить следующие элементы:

1.                Представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы.

2.                Раскрытие проблемы на теоретическом уровне (в связях и с обоснованиями) или без использования обществоведческих понятий в контексте ответа.

3.                Аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт.

Оценка «5» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и с обоснованиями, с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.

Оценка «4» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа (теоретические связи и обоснования не присутствуют или явно не прослеживаются). Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.

Оценка «3» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта при формальном использовании обществоведческих терминов. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.

Оценка «2» ставится, если представлена собственная позиция по поднятой проблеме на бытовом уровне без аргументации.

 Оценка «1» ставится, если проблема не раскрыта или дана информация (факты общественной жизни или личного опыта) не в контексте задания.

Тематическое планирование

обществознание 10 класс (36 час.)

№ урока

                  Тема урока

Тип урока

Домашнее задание

Введение (2 часа)

1.  

Общество и общественные отношения

Лекция

п. 1, конспект

2.

Человек. Индивид. Личность.

Лекция

п.2,с. 16 – 25

Тема 1. Деятельность человека. (8 часов)

3.

Сущность человеческой деятельности

Лекция

п. 3, конспект

4.

Многообразие деятельности

Лекция – дискуссия

п.4, конспект

5.

Многообразие деятельности

Урок - беседа

конспект

6.

Деятельность и общение

Комбинированный

п. 5, конспект

7.

Социальные нормы и отклоняющееся поведение

Лекция

п.6, конспект

8.

Право в системе социальных норм

Комбинированный

п,7 конспект

9.

Обобщающий урок по теме: «Деятельность человека»

Обобщающий урок

10.

Контроль знаний по теме «Деятельность человека»

Проверочная работа в форме теста

Тема 2 . Познание как деятельность (11 часов)

11.

Познавательная деятельность  человека.

Лекция

п.8, конспект

12.

Истина и ее критерии

Лекция

п.9, конспект

13.

Научное познание.

Комбинированный

п.10, конспект

14.

Научное познание

Комбинированный

конспект

15.

Ненаучное познание

Лекция - дискуссия

конспект, п.11.

16.

Ненаучное познание

Дискуссия

конспект

17.

Социальное познание

Лекция – диалог

конспект

18.

Социальное познание

Лекция – диалог

конспект

19.

Самопознание и его формы

Комбинированный

п 13, с.140

20.

Обобщающий урок по теме: «Познание как деятельность».

Обобщающий урок

21.

Контроль знаний по теме: «Познание как деятельность».

П.р. в форме теста

Зачёт №1 Деятельность человека. Познание как деятельность

Тема 3 Деятельность и духовный мир человека» (7 часов)

22.

Духовно – теоретическая и духовно – практическая деятельность

Лекция

п. 14, конспект

23.

Духовно- теоретическая и духовно-практическая деятельность

Лекция

п. 14, конспект

24.

Мировоззрение, убеждение, вера.

Комбинированный

п.16, с.163

25.

Мировоззрение, убеждение, вера.

Комбинированный

п. 16, конспект

26.

Нравственные ориентиры деятельности

Урок - дискуссия

п. 15, с.163

27.

Обобщающий урок по теме «Деятельность и духовный мир человека».

Обобщающий урок

28

Контроль знаний по теме «Деятельность и духовный мир человека».

Проверочная работа (тест)

Тема 4: «Материально – производственная деятельность» (7 часов)

29.

Экономическая деятельность, ее измерители

Лекция

п.19, с.205

30.

Электронные деньги

Беседа

Конспект

31.

Трудовая деятельность

Комбинированный

п.17,с.185

32.

Трудовая деятельность

Комбинированный

п.17, с.185

33.

Изобретательская деятельность

Лекция – диалог

п.18, с.195

34.

Обобщающий урок по теме: «Морально – производственная деятельность»

Собеседование

35.

Контроль знаний по теме: «Морально – производственная деятельность»

П.р. в форме теста

Зачёт №2 Деятельность и духовный мир человека. Материально – производственная деятельность

36.

Итоговое повторение по курсу «Обществознание» (1 час)

Проверочная работа в форме теста


Тематическое планирование

обществознание 11 класс (72 часа)

№ урока      

             Тема урока

Тип урока

Домашнее задание

1

Вводный урок (1 час)

беседа

конспект

Тема 1. Социально – политическая деятельность и развитие общества (17 часов)

2

Свобода в деятельности человека

Лекция с элементами беседы

Учебник, ч 1, с.217 – 226

3

Свобода в деятельности человека

Лекция с элементами беседы

Конспект

4

Исторический процесс и его участники

Комбинированный  

Учебник, ч. 1, стр 226 – 236

5

Народные массы и социальные группы.

Комбинированный  

Конспект

6

Общественные объединения. Исторические личности

Комбинированный  

Конспект

7

Многообразие путей и форм общественного развития

Беседа

Конспект

8

Политическая деятельность

Изучение нового материала

Учебник ч.1, стр 236 -248

9

Субъекты и объекты политики

Изучение нового материала

Конспект

10

Политические цели и средства их достижения

Комбинированный

Конспект

11

Политическая идеология

Лекция

Учебник, ч.1, стр. 248 – 258

12

Политическая идеология

Лекция

Конспект

13

Основные идейно – политические течения современности

Беседа

Конспект

14

Общественный прогресс

Комбинированный с элементами беседы

Учебник, ч. 1, стр 258 – 269

15

Противоречивость прогресса

Комбинированный

Таблица в тетради

16

Критерии прогресса

Комбинированный

Конспект

17

Обобщающий урок по теме: Социально – политическая деятельность и развитие общества.

Урок обобщения и систематизации знаний

Повторить параграфы учебника часть 1, 20 – 24

18

Контроль знаний по теме Социально – политическая деятельность и развитие общества.

Контрольный урок

Тема 2. Мыслители прошлого об обществе и его развитии. (13 часов)

19

Мифологические представления народов в древности.

Лекция с элементами беседы

п. 5 конспект

20

Мифологические представления народов в древности.

Лекция с элементами беседы

п. 5 конспект

21

Античные философы об обществе и государстве

Беседа

Конспект

22

Моральная философия эпохи Средневековья

Беседа

Конспект

23

Социально – философские идеи Нового времени

Лекция

п. 8, конспект

24

Социально – философские идеи Нового времени

Лекция

п. 8, конспект

25

Зарождение социологии как отрасли научного знания

Беседа

Конспект

26

Маркситское учение об обществе

Лекция

П.1

27

Маркситское учение об обществе

Лекция

П.1

28

Русская социально – философская мысль

Лекция

Конспект лекции

29

Русская социально – философская мысль

Лекция

Конспект лекции

30

Обобщающий урок по теме: Мыслители прошлого об обществе и его развитии.

Урок обобщения и систематизации знаний

Повторить тему №2

31

Проверочная работа по теме Мыслители прошлого об обществе и его развитии.

Контрольный урок

Зачёт №1 Социально – политическая деятельность и развитие общества. Мыслители прошлого об обществе и его развитии.

Тема 3. Цивилизации прошлого (23 часа)

32

Что такое цивилизация.

Лекция

П.2, конспект

33

Типы цивилизаций

Лекция

Конспект

34

Цивилизационный и формационный подходы к истории

Беседа

Конспект

35

Восток и Запад.

Лекция с элементами беседы

Таблица в тетради

36

Особенности древних цивилизаций.

Комбинированный

П.3, конспект

37

Особенности древних цивилизаций.

Комбинированный

П.3, конспект

38

Вклад народов в достижения цивилизации древности

Беседа

Конспект

39

Древние цивилизации Европы.

Урок – беседа

П 4, конспект

40

Особенности древнегреческой цивилизации

Урок – беседа

П 4, конспект

41

Цивилизация Эллинизма

Комбинированный

Конспект

42

Гражданские ценности Рима

Комбинированный

Конспект

43

Европейская цивилизация эпохи средневековья

Лекция

п.6

44

Европейская цивилизация эпохи средневековья

Лекция

п.6

45

Христианское средневековое мировоззрение

Беседа

Конспект

46

Переход к индустриальной цивилизации.

Комбинированный

П.7 конспект

47

Переход к индустриальной цивилизации.

Комбинированный

П.7 конспект

48

Ценности эпохи Возрождения

седа

Конспект

49

Цивилизация России.

Лекция

П 9

50

Цивилизация России

Комбинированный

конспект

51

Православие и его значение

Беседа

Конспект

52

Россия между Востоком и Западом

Беседа

Конспект

53

Обобщающий урок по теме: Цивилизации прошлого

Урок обобщения и систематизации знаний

Повторить тему №3

54

Контроль знаний по теме Цивилизации прошлого

Контрольный урок

Тема 4: Современный этап мирового цивилизационного развития (8 часов)

55

Современная цивилизация

Лекция

п.10

56

Достижения и противоречия западной цивилизациии

Комбинированный

Конспект

57

Переход к постиндустриальному обществу

Беседа

конспект

58

Мировая экономика

Комбинированный

конспект

59

Наше общество в современном мире.

Комбинированный с элементами практической деятельности

Конспект

60

Бюджетная система РФ. Доходы и расходы; навыки планирования

Комбинированный

конспект

61

Экономический и социально – политический кризис и пути выхода из него.

Комбинированный

конспект

62

Глобальные проблемы современности.

Урок – беседа

П.11

63

Глобальные проблемы современности

Урок - беседа

Конспект

64

Пути разрешения глобальных проблем

Беседа

Конспект

65

Сущность НТР.

Лекция

Конспект

66

Воздействие НТР на различные сферы жизни

Беседа

Конспект

67

Социальные последствия НТР

Комбинированный

Повторить тему №4

68

Обобщающий  урок по теме: Современный этап мирового цивилизационного развития.

Урок обобщения и систематизации знаний

Подготов. К к/р

69

Контроль знаний по теме Современный этап мирового цивилизационного развития.

Контрольный урок

Подготов. К итог. уроку

Зачёт №2 Цивилизации прошлого. Современный этап мирового цивилизационного развития.

Итоговые уроки (2 часа)

70

Итоговое повторение по курсу «Обществознание»

Контрольная работа

71

Итоговое повторение по курсу «Обществознание»

Урок обобщения и систематизации знаний

72

Итоговое повторение по курсу «Обществознание»

Урок обобщения и систематизации знаний


Тематическое планирование

обществознание 12 класс (36 часов)

№ урока

                   Тема урока

Тип урока

Домашнее задание

Экономическое развитие современного общества (9 часов)

1.

Экономика и её роль в жизни современного общества

Лекция

п.13 конспект

2.

Многообразие форм собственности

Практикум

конспект

3.

Предпринимательство

Комбинированный урок

С 186-187,конспект

4.

Экономические системы

Лекция

Конспект

5.

Россия на пути к рынку

Урок изучения нового материала

С163-169

6.

Экономическая политика государства. Человек в системе экономических отношений

Лекция

п.15 - 16конспект

7.

Формирование государственного бюджета в РФ и его исполнение

Лекция

конспект

8.

Обобщающий урок по теме «Экономическое развитие современного общества»

Урок обобщения и систематизации знаний (тест)

Повторить гл.3

9.

Контроль знаний по теме «Экономическое развитие современного общества»

Контрольный урок

Социальное развитие современного общества (8 часов)

10.

Социальная структура общества

Лекция

С 196-201,конспект

11.

Семья как социальный институт

Комбинированный урок

С200-201, конспект

12.

Социальные процессы в современной России

Комбинированный урок

 

С203-206

13.

Этнические общности

Лекция

П.19конспект

14.

Молодёжь как социальная группа

Комбинированный урок

п.18,конспект

15.

Социальный статус личности и группы

Комбинированный урок

п.20,конспект

16.

Обобщающий урок по теме «Социальное развитие современного общества»

Урок обобщения и систематизации знаний (тест)

Подготовиться к провер. раб

17.

Проверочная работа по теме «Социальное развитие современного общества»

Контрольный урок

Зачёт №1 Социально – экономическое развитие современного общества

Политическая жизнь современного общества (10 часов)

18.

Роль политической системы в жизни общества

Лекция

П 21

19.

Политические Режимы

Комбинированный урок

Конспект

20.

Политическое управление

Лекция

Записи в тетр.

21.

Признаки правового государства

Урок изучения нового материала

П.22

22.

Демократия

Лекция

П.24

23.

Политическая жизнь современной России

Комбинированный урок

С 287-290

24.

Система права в Российской Федерации

Комбинированный урок

П.23

25.

Политический статус личности

Лекция

П.25, вопр. С 307-308

26

Обобщающий урок по теме «Политическая жизнь современного общества»

Урок обобщения и систематизации знаний (тест)

Повторить гл.5

27.

Проверочная работа по теме «Политическая жизнь современного общества»

Контрольный урок

Духовные ценности современного общества (7 часов)

28

Духовная культура

Лекция

П. 26

29.

Наука и образование

Лекция

П.27

30.

Религия в современном мире

Комбинированный урок

П.28

31.

Средства массовой информации и культура

Комбинированный урок

П.29

32.

Духовный мир личности

Комбинированный урок

П.30

33.

Путь к духовной личности

Комбинированный урок

П. 31, повторить гл.6

34.

Контроль знаний  по теме «Духовные ценности современного общества»

Урок обобщения и систематизации знаний (тест)

Подготовиться к итогов. урокам

Зачёт №2 Политическая жизнь и духовные ценности современного общества

Итоговые уроки (2 часа)

35.

Итоговый урок по курсу Обществознание 12 класса

Контрольный урок

36.

Итоговый урок по курсу Обществознание 12 класса

Контрольный урок


Содержание планирования

Содержание тем учебного курса:

10 класс

  1. Вводная глава

Общество как динамическая система. Основные сферы жизни общества, их. взаимосвязи. Общество и природа. Общество и культура (вторая природа). Важнейшие институты общества. Общество, страна, государство. Общество в узком и широком смысле. Общество как социальная организация страны. Основные признаки общества. Взаимосвязь четырех сфер общества. Уметь высказывать своё мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы,  давать определения понятий.  

  1. Деятельность человека

Деятельность как способ человеческого бытия. Деятельность человека и поведение животных. Структура деятельности.

Потребности человека, интересы и мотивы деятельности. Виды деятельности. Творческая деятельность. Трудовая деятельность. Игра. Учебная деятельность. Соотношение деятельности и общения.

Уметь высказывать своё мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы,  давать определения понятий

  1. Познание как деятельность

Роль знаний в жизни человека. Чувственное и рациональное познание. Спор эмпириков и рационалистов. Понятие об агностицизме. Критерии истины. Объективность истины. Истина и заблуждение. Многообразие путей познания. Особенности научного познания. Научное мышление и современный человек. Мифология и познание. Жизненный опыт и здравый смысл. Типы мировоззрения: обыденное, религиозное, научное. Убеждение и вера. Мировоззрение и деятельность. Что такое мировоззрение. Уметь высказывать своё мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы,  давать определения понятий.  

  1. Деятельность и духовный мир человека.

Традиции и новаторство в культуре. Формы и разновидности культуры: народная, массовая, элитарная. Диалог культур. Проблемы современной отечественной культуры. Происхождение слова «культура» и его значение. Материальная и нематериальная культура, ее состав и структура. Элементы культуры и культурный комплекс. Этикет, его происхождение и правила. Культурное наследие и культурные универсалии. Роль культурного наследия в сохранении и развитии культуры. Культурное наследие в России, проблемы его сохранения. Духовные ориентиры личности. Мораль, ценности, идеалы. Категорический императив. Патриотизм. Добро и зло. Мировоззрение и его роль в жизни человека.  Жизненный опыт и здравый смысл. Типы мировоззрения: обыденное, религиозное, научное. Убеждение и вера. Мировоззрение и деятельность. Что такое мировоззрение. Уметь высказывать своё мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы,  давать определения понятий.  

  1. Материально – производственная деятельность.

Социальные отношения и взаимодействия. Социальный конфликт. Неравенство, богатство, бедность. Определение и измерение богатства. Расточительный образ жизни. Источники доходов класса богатых. «Старые» и «Новые» богатые, средний класс и приличествующий уровень жизни Бедность как экономическое, социальное и культурное явление. Социальные аспекты труда. Культура труда. Экономическая культура: сущность и структура. Экономическая культура личности. Экономические отношения и интересы. Экономическая свобода и социальная ответственность. Роль экономической  культуры и деятельности.

11 класс

Содержание тем учебного курса:

  1. Социально – политическая деятельность и развитие общества

Формы проявления влияния: сила, власть и авторитет. Становление власти в качестве политического института общества Разделение властей. Властные отношения и социальная иерархия. Борьба за власть.

Структура и функции политической системы. Государство в полит. системе. Полит. режимы. Определение полит. системы общества. Общие признаки государства. Понятие и значение суверенитета. Внешние и внутренние функции государства. Причины и условия появления государства. Виды монополии государства: общие и частные. Сущность и классификация политических режимов. Характеристика и исторические формы авторитаризма. Природа и сущность диктатуры. Происхождение и особенности парламентского режима. Парламент как защитник демократических свобод и борьба за его учреждение. Структура парламента.

  1. Мыслители прошлого об обществе и его развитии.

Мифологические представления народов в древности. Воззрения древневовосточных мыслителей на мир и место человека в нём. Античные философы об обществе и государстве. Моральная философия эпохи Средневековья.

Социально – философские идеи Нового времени. Теория общественного договора. Философы – просветители о человеке, обществе и прогрессе. Экономические воззрения А. Смита. Идеи гражданского общества и правового государства.

Марксистское учение об обществе. Материальное понимание истории. Марксизм как теория и идеология. М. Вебер о специфике социального познания. Проблема свободы и ответственности человека.

Русская социально – философская мысль.

  1. Цивилизации прошлого.

Смысл и направленность общественного развития. Стадийный и локально - цивилизационный подходы к анализу общественного развития. Соотношение понятий «цивилизация» и «культура». Типы цивилизаций. Духовные ценности западной и восточной цивилизаций. Станет ли человечество единой цивилизацией?

Особенности древних цивилизаций. Единство мира древних цивилизаций. Древние цивилизации Европы. Зарождение античной цивилизации. Древнегреческая цивилизация. Цивилизация эллинизма. Ценности древнеримской цивилизации.

Древние мыслители и мире и человеке. Мифы древности. Древнеиндийские веды о происхождении мира. Мудрецы даосской школы. Конфуцианство. Платон и Аристотель об обществе и государстве.

Цивилизации средневековья. Крестьянство. Рыцарство. Монархия и церковь в средневековье.

Переход к индустриальной цивилизации. Технические предпосылки ускорения общественного прогресса. Зарождение капитала. Новые ценности новой цивилизации. Зарождение парламентаризма. Взгляды на общество и человека в индустриальную эпоху.

Исторический путь развития России: основные вехи. Киевская Русь. Московская Русь. Императорская Россия. Особенности развития цивилизации России. Россия между востоком и западом.

  1. Современный этап мирового цивилизационного развития.

Современные цивилизации. Причины многообразия общественной жизни. Традиционное общество. Индустриальное общество. Постиндустриальное общество.

Россия в полосе перемен. Направления и содержания реформ, противоречия переходного периода.

Целостность и противоречивость современного общества. Возникновение глобальных проблем и их взаимосвязь. Процесс глобализации в современном мире. Соотношение понятий «научно-технический прогресс» и «научно-техническая революция», сущность и противоречивость НТР. Стратегия выживания человечества в условиях глобальных проблем.

12 класс

Содержание тем учебного курса

Тема 1. Экономическое развитие современного общества.

Экономика и ее роль в жизни современного общества. Состояние экономики и уровень жизни. Экономический рост. Собственность. Многообразие форм собственности.

Рыночные отношения в современной экономике. Понятие «рынок». Роль рынка в экономической жизни. Многообразие рынков. Конкуренция и монополия. Распределение доходов. Рынок и государство. Современный рынок.

Экономика России на пути к рынку. Необходимость рыночных реформ. Условия перехода к рыночной экономике. Споры о путях экономического развития страны.

Экономическая политика государства. Понятие «экономическая политика государства», методы и формы государственного регулирования экономики. Финансовая система. Финансовая политика: денежно-кредитная и бюджетно-налоговая политика. Государственный долг.

Человек в системе экономических отношений. Человек и отношения собственности. Человек и труд. Предпринимательство. Доходы и расходы. Прожиточный минимум. Экономическая культура. 

Тема 2. Социальное развитие современного общества.

Социальная структура и социальные отношения. Социальная дифференциация и социальная структура. Социальная мобильность. Семья в современном обществе. Тенденции развития социальных отношений. Возрастание социальной дифференциации и неравенства. Новые социальные группы. Политика государства в сфере социальных отношений.

Молодежь в современном обществе. Молодежь как социальная группа. Гражданское совершеннолетие. Проблемы молодежи в современной России. Молодежная субкультура. Молодежь как объект социального познания.

Нации и национальные отношения. Этнические общности. Национальное самосознание. Развитие межнациональных отношений в современном мире. Причины межнациональных конфликтов и пути их преодоления. Национальная политика.

Социальный статус личности.  Понятие «социальный статус». Социальные роли личности. Сущность и главные институты социализации личности. Социальная адаптация.

Тема 3. Политическая жизнь современного общества

Структура и сущность политической системы. Особенности государства как главного института политической системы. Роль партий в политической системе. Связь организаций, политических норм, политической культуры. Взаимодействие политической системы с другими сферами в процессе реализации власти и управления. Политические режимы и типы политических систем.

Признаки правового государства. Взаимоотношения ветвей государственной власти. Гражданское общество как сфера самодеятельности граждан. Местное самоуправление. Взаимосвязь правового государства и гражданского общества.

Отрасли российского права: основные понятия и нормы. Конституционное право. Административное право. Уголовное право. Гражданское право. Трудовое право.

Ведущие принципы и формы демократии, сущность политического плюрализма. Многопартийность. Парламентаризм. Демократические преобразования в Российской Федерации.

Политический статус личности. Многообразие политических ролей личности. Демократическая политическая культура как условие эффективного выполнения политических ролей. Сущность и значение роли избирателя в современном обществе. Избирательная компания и типы избирательных систем. Компетентный выбор избирателя.

Тема 4. Духовные ценности современного общества

Духовная культура. Традиции и новаторство в культуре. Формы и разновидности культуры: народная, массовая, элитарная культура. Диалог культур. Проблемы современной отечественной культуры. Понятие «наука». Функции современной науки. Проблемы этики в науке. Цели и роль образования в современном мире. Гуманизация, гуманитаризация и интернационализация образования. Искусство в системе культуры.

Особенности религии и религиозного мышления. Многообразие религий. Мировые религии: буддизм, христианство, ислам. Роль религии в современном мире. Веротерпимость.

Понятие «массовая коммуникация». Средства массовой информации и массовая аудитория. Учет особенностей групп потребителей при создании коммуникационных средств. Функции массовой коммуникации в современном мире. Телевидение и культура.

Духовный мир человека и путь к духовной личности. Понятие «духовный мир личности». Механизм активности человека. Инициатива и ответственность как формы активности. Духовное богатство личности. Интеллигентность. Необходимость развития социального мышления, самостоятельности и индивидуальной жизненной позиции.

Список литературы для обучающихся и учителя

Учебно - методическое обеспечение 10 класс

Обществознание: учеб. для учащихся 10 кл. общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч.2. 10 кл. / [Л.Н. Боголюбов, Л.Ф.Иванова, А.Ю.Лазебникова и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2004. – 270с.

11 класс

Обществознание: учеб. для учащихся 10 кл. общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч.2. 10 кл. / [Л.Н. Боголюбов, Л.Ф.Иванова, А.Ю.Лазебникова и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2004. – 270с.

12 класс

Обществознание: учеб. для учащихся 10 кл. общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч.2. 10 кл. / [Л.Н. Боголюбов, Л.Ф.Иванова, А.Ю.Лазебникова и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2004. – 270с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.

1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...

Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:•  Федерального закона ...

Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная записка      Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...

Рабочая программа Spotlight, 5 класс (конструктор рабочих программ).

Рабочая программа. Создана с помощью конструктора рабочих программ....