конспект по теме: "Индивид"
план-конспект занятия по обществознанию (10 класс) на тему
включает материалы: индивид и личность, виды и формы мышления, мировоззрение человека, внутренний мир, цель и смысл жизни человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
no_5_individ.docx | 112.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивид, индивидуальность, личность. Социализация индивида
Человеком рождаются, а личностью становятся.
- Человек –0-9 месяцев
- Индивид, индивидуальность – 9 месяцев – 2,5 года
- Первые черты личности – 2,5 – 17,5 лет
- Формирование личности - с 17,5 на протяжении всей жизни
Факторы формирования личности
Различают следующие этапы социализации:
- Начальный этап — семья, детские дошкольные учреждения;
- средний этап — школа;
- завершающий этап — освоение новых ролей: супруга, родителя, бабушки.
На социализацию оказывают влияние агенты социализации — разнообразные факторы и конкретные люди, ответственные за обучение других людей культурным нормам и оказание им помощи в освоении различных социальных ролей.
Агенты первичной социализации — родители, близкие и дальние родственники, друзья, учителя и т. д.
Агенты вторичной социализации — средства массовой информации (СМИ), образовательные учреждения, производственные предприятия и т. д.
Институты социализации — это социальные учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его.
- Первичные - семья, школа, вуз (сфера межличностных отношений)
- Вторичные — СМИ, армия, Церковь (сфера социальных отношений)
Агенты и институты социализации:
- обучают людей принятым в обществе культурным нормам и образцам поведения;
- осуществляют социальный контроль за тем, насколько прочно, глубоко и правильно эти нормы и образцы поведения усвоены людьми,
Элементы социального контроля — это:
- — поощрение в форме положительных оценок;
- — наказание в форме отрицательных оценок.
В период вторичной социализации личность может быть субъектом процессов
десоциализации и ресоциализации.
Десоциализация — утрата или сознательный отказ от усвоенных ценностей, норм поведения, социальных ролей, привычного образа жизни.
Ресоциализация — восстановление утраченных ценностей и социальных ролей, переобучение, возвращение личности к нормальному образу жизни.
Психологические характеристики личности
Карл Юнг – Швейцарский психолог
Холерик – сильный, неуравновешенный, энергичный, напористый
Сангвиник – высокая активность, дисциплинированность, доводит дело до конца
Флегматик – спокойный, ровный в поведении, медлительный
Меланхолик – легко утомляется, к деятельности побуждает похвала, нерешительный
Русский физиолог Павлов И. П.
Мышление и деятельность
Мышление — активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях.
Человек мыслит с помощью головного мозга, а при помощи языка озвучивает свои мысли, что и отличает его от животного.
Различают следующие формы мышления:
- понятийные и категориальные;
- ассоциативно-образные;
- вербальные;
- деятельностно-орудийные.
Почему человек мыслит:
- Потребность (материальной, духовной) или необходимости что-то понять, узнать, объяснить;
- Интерес к тому новому, неизвестному, что человек подметил в окружающей действительности;
- Умения отделить новое, необычное от известного;
- Стремления узнать, понять, раскрыть это новое, незнакомое.
Типы мышления
Название | Характеристики |
Образное | Задача даётся в конкретной и наглядной форме. Практическое действие становится способом решения задачи. Характерно для первобытных людей и людей первых земных цивилизаций. |
Теоретическое | Задача поставлена в теоретической форме. Теоретические знания становятся способом решения задачи. Характерно для современных людей. |
Знаковое | Связано с проникновением точных наук и искусственных, знаковых языков в мировоззрение людей. Знание имеет форму языковых знаков. В науке используется символика для выражения результатов мыслительной деятельности. |
Отличительной особенностью мыслительной деятельности является включение в этот процесс эмоционально-волевых сторон личности, которые проявляются: в форме побуждений, мотивов, ради которых человек берется за трудную мыслительную работу; в форме реакции на сделанное открытие, на найденное решение или постигшую неудачу (радость, гордость, уверенность в себе; досада, огорчение, уныние, апатия и т. д.); в отношении, которое испытывает человек к содержанию самой задачи.
Цель и смысл жизни человека
Смысл жизни:
- Понимание разумности и осознанности жизни,
- Представление направленности своего жизненного пути,
- Сознательное выстраивание иерархии ценностей,
- Правильное определение своих возможностей.
Смысл жизни можно рассматривать в трех временных измерениях:
- прошлое (ретроспекция);
- настоящее (актуализация);
- будущее (проспекция).
Концепции смысла жизни
Наименование концепции | Ее сущность |
Аскетизм | Жизнь — это отречение от мира, умерщвление плоти ради искупления грехов |
Гедонизм— наслаждение | Жить — значит наслаждаться |
Прагматизм | Цель жизни оправдывает любые средства ее достижения |
Утилитаризм— польза | Жить — значит из всего извлекать пользу |
Эвдемонизм— блаженство, счастье | Жизнь — стремление к счастью как подлинному назначению человека |
Этика долга | Жизнь — это самопожертвование, альтруизм во имя служения идеалу |
Смиренно-стоический | Жизнь - подчинение необходимости, судьбе |
Религиозный | Жизнь - самоотверженное служение Богу. |
Категорически-императивный | Жить в соответствии с нравственным законом: «Поступай так, чтобы максима твоей воли всегда могла стать и принципом всеобщего законодательства» |
Действенно-гуманистический | человек должен реализовать свой внутренний потенциал. |
Внутренний мир человека.
Структура внутреннего мира человека:
Познание - Потребность в познании себя, а также в знаниях об окружающем мире.
Эмоции - Переживания, связанные с жизненными ситуациями и явлениями действительности
Чувства - Более длительные, чем эмоции.
Различают:
- нравственные чувства (любовь, дружба, героизм)
- эстетические чувства (восторг, ненависть)
- интеллектуальные чувства (любознательность)
Мировоззрение - Система взглядов, идеалов, принципов познания и деятельности.
К элементам внутреннего (духовного) мира человека относятся:
- духовные потребности в познании окружающего мира, в самовыражении средствами культуры, искусства, в использовании достижений культуры и др.;
- знания о природе, обществе, человеке;
- убеждения, основанные на мировоззрении и определяющие человеческую деятельность во всех её проявлениях;
- вера в истинность своих убеждений;
- способность к различным формам социальной деятельности;
- чувства и эмоции, в которых выражаются отношения человека с природой и обществом;
- цели, которые человек сознательно ставит перед собой;
- ценности, лежащие в основе отношения человека к окружающему миру и самому себе, придающие смысл его деятельности, отражающие его идеалы.
Мировоззрение использует определенные методы:
Наблюдение — это целенаправленное восприятие явлений.
Описание — это фиксация сведений об объекте.
Измерение — это сравнение объекта по сходным свойствам или сторонам.
Эксперимент — это наблюдение в специально создаваемых и контролируемых условиях, которое позволяет восстановить ход явления при повторении условий.
Мировоззрение — это совокупность обобщённых взглядов на объективную реальность и место человека в ней, на отношение людей к окружающей действительности и самим себе.
Типы мировоззрения:
•обыденное (житейское) — опирается на личный опыт и
формируется под влиянием жизненных обстоятельств;
- религиозное — в основе лежат религиозные взгляды, представления и убеждения человека;
- научное — опирается на достижения современной науки и отражает научную картину мира, результаты современного научного познания;
- гуманистическое — объединяет лучшие стороны научного мировоззрения с представлениями о социальной справедливости, экологической безопасности и нравственном идеале.
Можно выделить следующие особенности мировоззрения:
- Оно всегда исторично, т. е. тесно связано с переживаемыми обществом стадиями развития, совокупностью тех проблем, которыми непосредственно живет общество.
- В мировоззрении могут проявляться догматизм, скептицизм, разумный критицизм.
- Мировоззрение всегда связано с убеждением — устойчивым взглядом на мир, идеалами и принципами, стремлением воплотить их в жизнь через свои действия и поступки.
Мировоззрение всегда связано с убеждениями.
Убеждение — это форма мыслительной деятельности человека, которая базируется на устойчивости имеющихся знаний.
Менталитет «образ мыслей» — это совокупность всех результатов познания, их оценка на основе предшествующей культуры и практической деятельности, национального сознания, личного жизненного опыта. Формируется в зависимости от традиций, культуры, социальных структур и всей среды обитания человека и, в свою очередь, формирует их.
Основные разновидности менталитета:
национальный,
конфессиональный,
профессиональный,
возрастной.
Интуиция — это специфическая способность человека, непосредственно приводящая его к новому знанию.
Интуитивную способность человека характеризуют:
- неожиданность решения поставленной задачи;
- неосознанность путей и средств её разрешения;
- непосредственный характер постижения истины. Заблуждение — это содержание знания субъекта, которое не
соответствует реальности объекта, но принимается субъектом за истину.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Концепции личности" к уроку по теме "Индивид.Личность.Индивидуальность."
В презентации в краткой форме изложена сущность пяти концепций личности: психоанализ, бихевиоризм, эго-концепция, Я-концепция, гуманистическая концепция Маслоу. Содержательное ядро каждой теории предс...
План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.
Презентация конспекта урока на немецком языке в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»
Урок с использованием ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы. В практический модуль входи...
кл.час по теме "Индивид.Индивидуальность.Личность"
Обобщение опыта работы,мастер-класс по теме "Формирование гражданско-демократических ценностей средствами внеурочной деятельности" с использованием активных методов обучения,проектной технологиии,ИКТ....
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ.АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК.
Говорение на иностранном языке, особенно в монологической форме, представляет большую трудность для учащихся.Обучение с помощыо метода опорных сигналов открывает большие возможности в развитии речи уч...
Основные положения темы: "Индивид. Индивидуальность. Личность" 10 класс. Профильный уровень.
В работе представлен план-конспект данной темы. Выделены основные положения в виде тезисов, схем, таблиц....
Конспект урока Вторая война Рима с Карфагеном 5 класс, Конспект урока кубановедения Появление человека современного облика 5 класс, Конспект урока Королевство франков и христианская церковь в VI— VIII вв. 6 класс, Конспект урока Московское княжество и его
В ходе подготовки к урокам использовались современные информационные технологии. Участники проектной деятельности в ходе подготовки к уроку использовали свободное образовательное пространство сети Инт...