Всегда ли уголовный приговор соответствует правосудию
учебно-методический материал по обществознанию (11 класс) на тему
Урок практикум «Дебаты» с использованием метода кейс-стади
(45 мин.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vsegda_li_ugolovnyy_prigovor_sootvetstvuet_pravosudiyu.docx | 36.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 16
городского округа город Камышин Волгоградской области
Конспект урока по обществознанию
практикум «Дебаты» с использованием метода кейс-стади
(45 мин.)
«Всегда ли уголовный приговор
соответствует правосудию»
подготовила
учитель истории и обществознания
Мысякина Елена Григорьевна
г. Камышин
2014
Тема урока: Всегда ли уголовный приговор соответствует правосудию
Цель урока. Обобщение, углубление и конкретизация знаний об уголовно процессуальной системе, развитие умений правильно поставить проблему общественной ситуации, развитие умений поиска и обработки аргументации для обоснования поставленной проблемы при написании эссе, формирование коммуникативной культуры, умения вести дискуссию, формулировать и корректно отстаивать собственную позицию.
Задачи урока:
- Определить проблему общественной ситуации
- Определить противоречивость общественной ситуации
- Для обоснования противоположных точек зрения найти аргументы
- Грамотно сформулировать и изложить аргументы обосновываемой точки зрения
Оборудование: Уголовный кодекс РФ, Комментарии к УК РФ, Раздаточный материал (Приложения к уроку 1,2,3,4,5,6), мультимедийный проектор, презентация.
Организация работы:
Класс сразу рассаживается по группам
1 группа: 6-7 человек - команда «Утверждения»
2 группа: 6-7 человек – команда «Отрицания»
3 группа: эксперты
Ведущий (ученик или учитель)
Ход урока:
Учитель: Вам предлагается рассмотреть следующую общественную ситуацию:
«Ветеран Великой Отечественной войны во время прогулки увидел, как два молодых человека распивали спиртные напитки и слушали громкую молодёжную музыку у памятного знака расположенного на братской могиле погибших в годы войны. Ветеран сделал им замечание, что данная территория не может являться местом увеселения и развлечения. Молодые люди, избили ветерана и предупредили, чтобы он их больше не «доставал» иначе закопают вместе с другими в могилу. Ветеран взял дома хранившееся у него с войны именное наградное оружие. Вернувшись к монументу, угрожая оружием, предложил молодым людям уйти по хорошему. Но уже нетрезвые молодые люди на угрозы не отреагировала, и пытались снова напасть на ветерана. Ветеран выстрелил одному в ногу, ранив его. Второй испугавшись, убежал. Ветеран вызвал скорую помощь и ушёл»
Учащимся для повторения основных понятий уголовного процесса предлагаются следующие задания:
1 команда «УТВЕРЖДЕНИЯ» – Назовите основные признаки и категории преступления и прокомментируйте их.
Ответ:
Признаки преступления:
1. Виновность – это факт совершения общественно опасного деяние умышленно или по неосторожности.
2. Общественная опасность – действие или бездействие, которое представляет реальную угрозу обществу или личности (угрозу стабильности общественных отношений влекущих за собой угрозу жизни или здоровью личности)
3. Противоправность – деяния запрещённые законом, за их совершение предусмотрена юридическая ответственность.
4. Наказуемость – это меры государственного воздействия, применяемые к лицу, признанному виновным в совершении правонарушения
По категории преступлений делятся небольшой тяжести; средней тяжести; тяжкие; особо тяжкие.
Основные признаки фиксируются на доске (виновность, общественная опасность, противоправность, )
2 команда «ОТРИЦАНИЯ» – Назовите, каким требованиям должен соответствовать приговор. Что такое судебный прецедент?
Ответ:
Законность
Законность — это первое и основное требование, предъявляемое процессуальным законодательством.
Законность судебного акта означает, что он вынесен при точном соблюдении норм процессуального нрава и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Обоснованность
Обоснованность — это следующее важнейшее требование, предъявляемое к содержанию судебных актов.
Обоснованность означает, что суд основывает свое решение лишь на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
Справедливость
Справедливость — это кардинальное требование, которое относится не только к судебным актам, но и к праву в целом. Но если применительно к праву оно имеет абстрактный характер, то в судебном процессе должно обрести конкретное практическое значение.
Нарушение справедливости является основанием для отмены приговора
Суде́бный прецеде́нт - решение определённого суда по конкретному делу
Основные требования фиксируются на доске (законность, обоснованность. справедливость)
Учитель: Для дальнейшего проведения дебатов необходимо исходя из содержания ситуации определить проблему, в чём её противоречивость, для обоснования и поиска аргументов противоположных точек зрения.
После определения проблемы учащимися в командах учащиеся судьи оглашают условия проведения дебатов и критерии судейской оценки участников дебатов.
Учитель: Главным в обосновании свое точки зрения является аргумент. Видеосюжет значения аргумента из кинофильма «Улицы разбитых фонарей»
УСЛОВИЯ (РЕГЛАМЕНТ) ПРОВЕДЕНИЯ ДЕБАТОВ
№ | время | Содержание |
Организационная подготовка | ||
1 | 2-3 мин. | Определение проблемы дебатов. (Какие факты, прежде всего, будет учитывать суд при вынесении приговора - всеобщую законность или справедливость используя право судебного прецедента) |
Первый раунд дебатов | ||
2 | 3 мин. | Выступление представителя команды №1 «Утверждения» обосновывает ситуацию с точки зрения законности |
3 | 2 мин. | Выступление представителя команды № 2 «Отрицания» обосновывает ситуацию с точки зрения справедливости |
Второй раунд дебатов | ||
4 | 2 мин. | Команда №1 готовит свои вопросы и замечания, критику позиции команды 2 |
5 | 2мин. | Команда №2 готовит свои вопросы и замечания, критику позиции команды 1 |
6 | 2 мин. | Выступления и ответ на критику команды №1 |
7 | 2 мин. | Выступления и ответ на критику команды №2 |
Завершающий раунд дебатов | ||
8 | 2 мин. | Финальная речь «мы победили, т.к……….» или «мы согласна с некоторыми доводами наших противников в …..» команды №1 |
9 | 2 мин. | Финальная речь «мы победили, т.к……….» или «мы согласна с некоторыми доводами наших противников в …..» команды №1 |
Выступление судей.
Критерии оценки для судей
1. Число аргументов (плюс 1 баллу)
2. Содержание аргументов (плюс1-2 балла)
3. Командность (все члены команды активно участвуют и выступают) (минус 1 балл за пассивного участника)
4. Корректность (по отношению к противнику ( плюс или минус1-3 балла)
5. Соблюдение регламента (не разводить демагогию и заканчивать по замечанию ведущего - учителя) (минус 1 балл)
6. Речь (свободная, эмоциональная, грамотная) (плюс 1-3 балла)
СУДЕЙСКИЙ ПРОТОКОЛ ДЕБАТОВ
ПАРАМЕТРЫ ОЦЕНКИ: 1) Число аргументов 2) Содержание аргументов 3) Командность 4) Корректность 5) Соблюдение регламента 6) Речь | |
Команда № «ОТРИЦАНИЯ» | |
ПЛЮСЫ | МИНУСЫ |
1. | 3. |
2. | |
4 | 4. |
6 | 5. |
Команда № «УТВЕРЖДЕНИЯ» | |
ПЛЮСЫ | МИНУСЫ |
1. | 3. |
2. | |
4 | 4. |
6 | 5. |
Определение темы урока
- Для подведение итогов дебатов необходимо вернуться к определению проблем: Какие факты, прежде всего, будет учитывать суд при вынесении приговора - всеобщую законность или справедливость используя право судебного прецедента.
- Исходя из определения проблемы и по результатам обсуждаемой ситуации учащимся необходимо определить тему урока «Всегда ли уголовный приговор соответствует правосудию»
Подведение итогов учителем:
- Если вам понравилось участвовать в дебатах, вы сможете продолжить дискутировать за пределами школы.
- Рефлексия (все заполняют анкеты и 2-3 человека выступают),
- Характеристики участников,
- Оценки
Определение домашнего задания:
- «Народ с развитым правосознанием должен интересоваться и дорожить своим судом как хранителем и органом своего правопорядка». Б. Кистяковский
- «Тот, кто щадит виновного, наказывает невиновного». Аксиома права
- «Ужасное беззаконие может вершиться под видом права над самим правом». Р. Йеринг
Список использованной литературы
- Смолянинова, О.Г. Инновационные технологии обучения студентов на основе метода Case Study // Инновации в российском образовании: сб.- М.: ВПО, 2000.
- Ситуационный анализ, или анатомия кейс-метода / Под ред. Ю.П. Сурмина. – Киев: Центр инноваций и развития, 2002. - 286 с.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
- Кейс-метод. Окно в мир ситуационной методики обучения (case-study). [Электронный ресурс] / Доступ: http://www.casemethod.ru
- Андюсев Б. Е. Кейс-метод как инструмент формирования компетентностей. [Электронный ресурс] / Доступ: http://www.pandia.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Правосудие в современной России
Из истории правосудия в России; основные принципы правосудия РФ; судебная система современной России; словарь урока...
разработка урока по теме "Уголовный процесс и участие в уголовном процессе несовершеннолетних" 11 класс
Урок по основам правовой культуре 11 класс по теме "Уголовный процесс и особенности участие в уголовном процессе несовершеннолетних" входит в раздел "Уголовное право и уголовный процесс". Предполагает...
Уголовное право,уголовная отвественность
Презентация...
Практическое занятие с Уголовным кодексом РФ «Преступления, уголовная ответственность за которые наступает с 14 лет»
Подростки, достигшие возраста уголовной ответственности ( 14-ти лет), должны знать и уметь пользоваться Уголовным кодексом Российской федерации. Прежде чем совершить какой-либо поступок, они должны оц...
Методические рекомендации. Тема занятия "Уголовное правосудие в литературе. Чтение отрывков из произведений Джона Гришема"
Задания по прочитанным главам книги Джона Гришема «Дело о пеликанах»...
Конспект урока на тему "Просмотр отрывков из художественных фильмов, отражающих уголовное правосудие в странах изучаемого языка"
Конспект урока на тему "Просмотр отрывков из художественных фильмов, отражающих уголовное правосудие в странах изучаемого языка"...
Урок развития речи (подготовка к сочинению-рассуждению «Человек- всегда ли это звучит гордо»? на материале повести А.М.Горького «Детство») в 9 классе в соответствии с требованиями ФГОС
ГИА по русскому языку в 9 классе предполагает разнообразные виды деятельности ученика: умение воспринимать текст на слух и давать сжатый письменный пересказ, выполнять задания с выбором ответа из неск...