Урок обществознания 5 класс
план-конспект урока по обществознанию (5 класс) на тему
В данном материале представлен конструкт урока обществознания в 5 классе по теме "Деятельность"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konstrukt_uroka_5_kl_no_6.doc | 113 КБ |
Предварительный просмотр:
Конструкт урока
Предмет: Обществознание
Класс: 5
Тема: Деятельность
Тип урока: комбинированный
Планируемые результаты:
Личностные: обучающиеся определят для себя главный вид деятельности, оценят значимость деятельности в жизни человека, общества.
Метапредметные:
- Регулятивные: обучающиеся смогут поставить цель и задачи урока, провести анализ своей учебной деятельности в школе; установить целевые приоритеты учебной деятельности, оценивать правильность выполненных заданий.
- Познавательные: научатся давать определения понятиям, устанавливать причинно-следсвенные связи, логически рассуждать, работать с текстом (выбирать главное), приводить примеры.
- Коммуникативные: обучающиеся научатся работать в группах, формулировать собственное мнение, организовывать собственную деятельность, оказывать помощь одноклассникам при выполнении заданий, строить логическую речь, сравнивать действие и поступок на конкретных примерах, осуществлять коррекцию знаний, овладеют основами рефлексии.
Предметные: обучающийся будет знать понятие деятельность, мотивы деятельности, виды деятельности, структуру деятельности, черты личности.
Основные понятия: мотивы, деятельность, интеллект, воля, личность, поведение, поступок
Вид используемых на уроке ИКТ средств: компьютер, проектор, экран
Учебно-методическое обеспечение:
- Учебник Кравченко АИ «Обществознание:учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений/ АИ Кравченко.-2-е изд. М.: ООО «Русское слово-учебник», 2013 г.
- Агафонов С.В. Программа курса «Обществознание» 5-6 кл, М 2013 г
- Мультимедиа С.И. Мультимедийное приложение к учебнику А.И. Кравченко «Обществознание» 5 класс М., 2012 г
Образовательные Интернет-ресурсы:
- Презентация к уроку обществознания "Человек и его деятельность... uchportal.ru/load/143-1-0-31508;
- http://fcior.edu.ru//- портал школьных цифровых образовательных ресурсов
- http://slon.ru/- информация об экономическом, социальном, политическом развитии мира и России.
Технологическая карта урока | ||||
Этап урока | Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | УУД |
I. Организа-ционный | Определить готовность учащихся к уроку, их настрой на работу | Приветствие учеников Проверка наличия учебных принадлежностей | Приветствую учителя Организуют свое рабочее место | РУУД: самоорганизация |
II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности | Цель: изучить роль деятельности в жизни человека. Задачи:
Мотив: Вся жизнь – деятельность! | 1) Организация диалога с целью конкретизации цели и задач урока. Демонстрирует отрывок из мультфильма «Ох и Ах» Задает вопрос: «Жизнь какого героя интереснее? Почему?» Подводит обучающихся к пониманию необходимости деятельности в их жизни. 2)Выходит на тему урока. Формулирует тему совместно с детьми. | Смотрят мультфильм Анализируют Отвечают на вопрос учителя Высказывают свою точку зрения Формулируют тему, цель и задачи урока: Тема - занятия человека; Цель – выяснить зачем человек трудится, работает…; Задачи – изучить тему, получить новые знания, уяснить зачем мне эти знания в жизни. | ЛУУД:
РУУД
ПУУД: логически строить свои рассуждения |
III.Актуали-зация знаний | Выявить уровень подготовленности обучающихся к восприятию данной темы. | Организация беседы с обучающимися. О видах деятельности (занятия людей, профессии) Организует работу по составлению тезисов:«Один день из моей жизни», «Один день из жизни родителей» Подводит обучаемых к выводу, что в деятельности человек раскрывается особенно ярко. | Рассказывают о своей жизни, жизни родителей. Делают вывод | КУУД: логически строить свою речь РУУД: планировать пути достижения целей |
IV. Усвоение новых знаний | Изучить понятие деятельность, структуру деятельности, виды деятельности | Организует самостоятельную работу с понятиями Организует самостоятельную работу (дает инструктаж) по заполнению таблицы «Виды деятельности» Организует работу со схемой «Структура деятельности» Организует работу по выявлению основных черт личности и их проявлении в поведении и поступках. Подводит итог работы: анализ, отмечает как сработали учащиеся, словами оценивает работу (молодец, старайся, поработай, почитай) | Работа с текстом выполнение заданий к нему Записывают определения в тетрадь Заполняют таблицу Знакомятся со структурой деятельности Приводят примеры поведения и поступков Определяют главный вид деятельности для себя | ПУУД:
РУУД:
ЛУУД: ориентация в системе моральных норм и ценностей |
V. Практикум | Выявление уровня усвоения нового материала Закрепление полученных знаний | Организует работу в группах (дает инструктаж) Каждая группа представляет один из видов деятельности Организует работу с терминами | Осуществляют самоконтроль, взаимоконтроль, коррекцию Оказывают необходимую взаимопомощь Выполняют задание учителя на бланках. Сдают работу на проверку | КУУД: осуществляет взаимоконтроль и оказывает в сотрудничестве необходимую взаимопомощь РУУД: саморегуляция деятельности |
VI. Проверка полученных результатов, коррекция | Оценивание уровня знаний и их коррекция | Оценивает работу обучающихся | Корректирует свои знания | ЛУУД: определяет актуальность изучаемой темы лично для себя, для одноклассников. |
VII. Подведение итогов Домашнее задание | Рефлексия Оценивание деятельности: выполнение поставленных цели и задач | Подводит итог урока Ставит задачи на следующий урок: Домашнее задание № 6. Объясняет домашнее задание. Творческие задания | Высказывают мнение по реализации поставленных задач Высказывают впечатления об уроке Заполняют лист самооценки – сдают учителю, для анализа и выявления затруднений.
| ЛУУД:
РУУД:
|
Ход урока
«Без цели нет деятельности, без интересов
нет цели, а без деятельности нет жизни»
Виссарион Белинский
1 ЭТАП
Учитель приветствует учеников
Обучающиеся приветствуют учителя
Обучающиеся убеждаются в готовности своего рабочего места
2 ЭТАП
У: Демонстрирует отрывок из мультфильма «Ох и Ах».
??? Задает вопрос: «Жизнь какого героя интереснее? Почему?»
Обучаемые отвечают на поставленный вопрос. Примерные ответы: «жизнь героя Ах интереснее, так как...», «жизнь героя Ох очень скучна и неинтересна, потому что...».
На основе предложенных мнений, учитель подводит обучающихся к пониманию необходимости деятельности в их жизни. Выходит на тему урока. Формулирует тему урока совместно с детьми. Записывает тему урока на доске: «Деятельность». Обучаемые записывают тему урока в тетрадь.
У: Подводит к формированию цели и задач урока.
??? Как вы думаете, какие вопросы мы можем рассмотреть на сегодняшнем уроке? Выслушивает мнения обучаемых.
У: Формулирует цель, затем задачи. Слайд № 1-2-3
Цель: изучить роль деятельности в жизни человека.
Задачи:
- определить структуру деятельности
- выделить виды деятельности
- охарактеризовать личность через деятельность
- выявить отличия поведения от деятельности
3.ЭТАП
У: Приведите тезисы «Один день из моей жизни», «Один день из жизни родителей». После ответов учащихся учитель подводит к выводу: Каждый день — это труд, работа, игра и …, то есть деятельность.
У: Итак, мы выяснили, что каждый человек проводит время, занимаясь важными для него делами, он занимается определенной деятельностью. Именно в деятельности человек раскрывается особенно ярко. Именно в деятельности проявляется его интеллект, таланты, потребности, интересы, сила воли, темперамент, умение ставить цели и принимать решения.
4.ЭТАП
У: Организует самостоятельную работу с понятиями.
Обучающиеся открывают стр. 41, в. № 6, записывают определения в тетрадь.
Интеллект– способность к познанию и решению проблем
(Учитель поясняет: интеллект зависит от возраста, образования, индивидуальных способностей. Интеллектуальный человек способен в любой проблеме выделить главное, проанализировать ее и найти способы решения)
Воля-- способность делать выбор и совершать действия
(Учитель поясняет: человек с сильной волей решителен самостоятелен, настойчив в достижении своих целей)
Мотивы - это причины поведения и действий человека
(Учитель поясняет: в основе деятельности человека лежит мотив (причина))
???Что такое деятельность? Попробуйте самостоятельно сформулировать данное определение.
Открываем стр.42 Сверяем свою версию с версией автора учебника. Записываем определение в тетрадь.
Деятельность- последовательность действий, совершаемых на протяжении длительного времени и направленных на достижение конкретной цели. Слайд № 2
У: Организует самостоятельную работу со схемой «Структура деятельности» стр. 42, 44
Схема «Структура деятельности» Слайд № 4-5-6
Деятельность:
Потребности ------ Мотивы ----- Цель ------ Средства достижения ------- Совокупность действий ------ Результат
??? Объясните логическую последовательность элементов структуры?
У: Организует самостоятельную работу (дает инструктаж) по заполнению таблицы «Виды деятельности»
«Виды деятельности» слайд № 6-7-8-9
Вид деятельности | Характеристика |
Учение | Обретение новых знаний, освоение новых навыков |
Игра | Подражание реальной деятельности |
Трудовая деятельность | Создание различных полезных продуктов, оказание полезных услуг |
Творческая деятельность | Создание чего-то нового |
Общение | Обмен информацией, идеями, эмоциями |
У: Организует работу с учащимися после составления таблицы.
???1)Приведите примеры для каждого вида деятельности.
2)Определяют главный вид деятельности для себя. (Аргументируют)
У: Подведение обучающихся к изучению понятия «личность».
В деятельности раскрывается не просто человек, а проявляется человеческая личность. Кто из Вас знаком с данным понятием? Что такое личность? (Ответы обучаемых).
Корректировка знаний: запись определения в тетрадь из учебника,стр.44
Личность - самостоятельный человек, способный брать на себя ответственность за свои поступки, готовый к сознательной деятельности.
(Учитель поясняет: термин личность употребляется к человеку готовому к сознательной деятельности. Личность не рождаются, личностью становятся.)
У: Организует работу по выявлению основных черт личности и их проявлении в поведении и поступках учебник,стр 45
Основные черты личности:
1.самостоятельность
- активность
- инициативность
- способность отвечать за свои действия
- способность контролировать свое поведение
???Как Вы считаете, данные качества личности присущи каждому человеку? Аргументируйте свой ответ.
Как можно увидеть и оценить качества личности? (Ответы обучаемых).
У: Личность проявляет себя в повседневном поведении, утверждает в конкретных поступках. учебник,стр.46
Поведение-совокупность действий человека, которые направлены к определенной цели и могут оцениваться с моральной точки зрения.
Поступок-сознательное действие, в котором человек утверждает себя как личность.
Физминутка (видеоролик)
??? Это является деятельностью? Какой вид деятельности?
5 ЭТАП
У: Организует Практикум. Закрепление нового материала.
1)Класс делится на группы.
З а д а н и е. Каждой группе необходимо показывает определенный вид деятельности. (пантомима, рисунок и др.формы)
Задача другой группы угадать.
Какие виды деятельности наиболее значимы для Вас, для общества?
2)Работа с классом:«Закончи предложение». Учащимся раздаются бланки для заполнения.
1. Человек проявляевляется в________________( деятельности)
2. Структура деятельности включает______________( потребности, мотив, цель, результат, средства достижения, совокупность действий)
- Способность к познанию и решению проблем - это_____________(интеллект)
- Способность делать выбор - ____________(воля)
- Причины поведения и действий человека_______________(мотивы)
- Последовательность действий, совершаемых на протяжении длительного времени и направленных на достижение цели- это____________________(деятельность)
- Виды деятельности ________________________(учение, игра, труд, творчество, общение)
- Самостоятельный человек, способный брать на себя ответственность за свои поступки_______________(личность)
- Совокупность действий человека, которые направлены к определенной цели______________(поведение)
- Сознательное действие, в котором человек утверждает себя как личность________________(поступок)
Бланки для заполнения учащимися.
ФИ_____________________________________Дата___________ | ФИ_____________________________________Дата___________ |
1. Человек проявляется в________________
3. Способность к познанию и решению проблем- это_____________ 4. Способность делать выбор____________ 5. Причины поведения и действий человека_______________ 6. Последовательность действий, совершаемых на протяжении длительного времени и направленных на достижение цели- это____________________ 7. Виды деятельности ________________________ 8. Самостоятельный человек, способный брать на себя ответственность за свои поступки_______________ 9. Совокупность действий человека, которые направлены к определенной цели______________ 10. Сознательное действие, в котором человек утверждает себя как личность________________ | 1. Человек проявляется в________________ 2.Структура деятельности включает______________ 3. Способность к познанию и решению проблем- это_____________ 4. Способность делать выбор____________ 5. Причины поведения и действий человека_______________ 6. Последовательность действий, совершаемых на протяжении длительного времени и направленных на достижение цели- это____________________ 7. Виды деятельности ________________________ 8. Самостоятельный человек, способный брать на себя ответственность за свои поступки_______________ 9. Совокупность действий человека, которые направлены к определенной цели______________ 10. Сознательное действие, в котором человек утверждает себя как личность________________ |
У: Проверяет бланки на уроке: Молодцы! Надо поработать! Ещё раз просмотри материал.
Или выставляет отметку «5»-10/9б; «4»-8/7б; «3»-6/5б
6 ЭТАП
??? Как Вы думаете, зачем автор учебника предложил для изучения тему «Деятельность»?
??? Объясните, где Вам могут пригодиться полученные знания? Слайд № 1
7 ЭТАП
У: Подводит к итогу урока. Вывод формулируют обучаемые совместно с учителем, оценивают свою деятельность на уроке, выполнение поставленных цели и задач. Выставляет оценки за урок.
Ставит задачи на следующий урок: Домашнее задание № 6 Слайд № 11
Творческое задание на выбор:
- Подготовить рекламу любого вида деятельности
- Сочинить стихотворение
- Придумать физминутку
Учащиеся заполняют и сдают лист самооценки
ФИ_____________________ Дата: _______________
На уроке я | выполнил(а) / не выполнил(а) все задания |
соблюдал(а) / не соблюдал(а) правила поведения | |
Материал урока мне был | понятен / не понятен |
Моя оценка себе | За поведение на уроке: |
За работу на уроке: | |
На что я должен (должна) обратить внимание, делая домашнее задание: |
У: Спасибо за работу! Урок окончен!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Применение теоретических знаний на практике через интеграцию экономики и обществознания на примере урока обществознания в 7 классе»
«Применение теоретических знаний на практике через интеграцию экономики и обществознания на примере урока обществознания в 7 классе» И.Н. КуренковаМуниципальное бюджетное общеобразовательное учре...
Применение тестовой технологии на уроках обществознания и истории. Тематические контрольные работы (№1-№4) по обществознанию 6 класс
контрольная работа составлена в форме ГИА, в 2 варианта, с ответами...
Тема предлагаемого методического проекта: «Использование методики квест - урока в преподавании уроков обществознания в 6 классах общеобразовательных учреждений по учебнику «Обществознание» 6 класс. Под ред. Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой. М., Просвещение, 2
Тема предлагаемого методического проекта:«Использование методики квест - урока в преподавании уроков обществознания в 6 классах общеобразовательных учреждений по учебнику «Обществознание» 6 класс. Под...
Урок обществознания в 5 классе "Наша Родина - Россия" (учебник Боголюбова Л.Н., Виноградовой Н.Ф., Городецкой Н.И. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. Обществознание. 5 класс. М., «Просвещение», 2012.)
Конспект урока обществознания с учётом ФГОС....
Формирование и развитие УУД на уроках обществознания в основной школе (на примере урока обществознания в 6 классе «Закон на страже природы» по УМК Л.Н. Боголюбова)
Данная методическая разработка позволяет на практике реализовать основное требование ФГОС - формирование и развитие универсальных учебных действий через организацию самостоятельной познавательной деят...
Методическая разработка урока обществознания в 10 классе по теме «Рынок» Автор-составитель: учитель истории и обществознания ГБОУ школы №476 Санкт-Петербурга Песочина И.А.
На уроке происходит знакомство с видами рынка, законами рынка и проблемами в развитии современных рыночных отношений...
Методическая разработка по обществознанию (9 класс) на тему: Технологическая карта урока обществознания по теме: «Правонарушения и юридическая ответственность».
Технологическая карта урока обществознания в 9 классе по теме "Правонарушения и юридическая ответственность" содержит:1) цель и планируемые результаты;2) этапы с указанием содержания деятель...