Открытый интегрированный урок по обществознанию
план-конспект урока по обществознанию (11 класс) на тему
Проблема пддержания межрелигиозного мира
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannyy_urok_religiya_11_kl.doc | 107 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый интегрированный урок
по истории и обществознанию
в 11А классе
по программе курса истории и обществознания
автор программы курса истории Улунян А. А., Сергеев Е. Ю.
автор программы курса обществознания Боголюбов Л.Н.
Учитель: Софьина К.С.
Дата проведения: 16.12.2013 г.
Тема урока: «Проблема поддержания межрелигиозного мира»
Тип урока: комбинированный урок
Вид урока: урок-дискуссия
Используемые технологии (методы): технология развития критического мышления, технология проблемного обучения, проектная технология, здоровьесберегающие технологии
Формы обучения: групповая, индивидуальная
Средства обучения: печатные (исторические документы, бланки, таблицы), аудиовизуальные (презентация), наглядные плоскостные (доска-экран), информационно-технологические (персональный компьютер)
Цель урока: развивать критическое мышление посредством включения учащихся в образовательный процесс
Задачи урока:
Образовательные (формирование познавательных УУД)
- расширить и обобщить знания основ мировых религий
- развивать умение судить о фактах, связанных с межрелигиозными вопросами
- учить аргументировать свою точку зрения
Развивающие (формирование регулятивных УУД)
- формировать коммуникативную и дискуссионную культуру
- способствовать пониманию и продуктивному взаимодействию учащихся.
- позволить учащимся использовать свои знания для наполнения смыслом ситуаций с высоким уровнем неопределенности.
Воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД)
- формировать логическое, абстрактное, эвристическое, системное мышление;
- повышать и развивать интерес к предметам истории и обществознания, используя разнообразные формы работы на уроке
- прививать навыки самостоятельной и групповой работы, дисциплинированность и толерантность
Оборудование урока: мультимедийный проектор, доска, экран, персональный компьютер, учебник «Всеобщая история, 11 класс», авторы Улунян А. А., Сергеев Е. Ю., учебник «Обществознание, 11 класс», автор Боголюбов Л.Н., исторические документы, таблицы, бланки экспресс-рефлексии
Структура урока
1. Организационный момент – 1 мин.
2. Постановка целей и задач урока – 4 мин.
3. Формулирование учащимися проблемных вопросов– 10 мин.
4. Работа в группах (3 этапа) – 25 мин.
5. Итог урока – 3 мин.
6. Рефлексия – 2 мин.
Ход урока
1. Организационный момент
Приветствие детей, учитель отмечает отсутствующих.
2. Постановка целей и задач урока
Учитель: Ребята, сегодня у нас с вами интегрированный урок обществознания и истории, тема которого весьма непроста.
Религия… Такое короткое и вместе с тем такое емкое, многогранное слово. Результатом усилий многочисленных исследователей религии стал вывод: неизменной и «вечной» религии нет. Религия имеет свое начало. Вначале появляются ее первобытные и первоначальные формы. Потом они постепенно развиваются, меняется наполнение и их содержание.
Процесс формирования народностей и наций получил отражение в национальных религиях. Возникновение империй, включавших в свой состав десятки народов, привело к тому, что появились так называемые мировые религии. В империи Магатха на полуострове Индостан в конце первого тысячелетия до н. э. сложился буддизм, в арабском халифате – ислам, в Римской империи сформировалось христианство.
Христианство, буддизм, ислам… Три мировые религии. У каждой из них своя символика, свои почитатели. По последним данным, озвученным на днях в центральных средствах массовой информации 70% жителей России считают себя верующими людьми. Из них 62% - православные христиане, 7,5% - мусульмане, 1,5% - представители других вероисповеданий. Всего же по России насчитывается около 60 различных конфессий, то есть Россия – многоконфессиональная страна.
3. Формулирование учащимися проблемных вопросов
Учитель: Ребята, из поколения в поколение происходит сосуществование представителей разных религий, всегда ли это мирное сосуществование?
Ученики: Нет, между представителями разных религий часто возникают конфликты
Учитель: Раз существуют такие конфликты, значит, есть причины, по которым они произошли. Что нам нужно выяснить?
Ученики: Чтобы понять причины конфликтов между представителями религии нужно определить, какова философия этих религий, заложен ли изначально в нее конфликт.
Учитель: За видимыми причинами нередко стоят скрытые предпосылки, что нам нужно в таком случае определить?
Ученики: Мы должны для объективности определить, кто стоит за религиозными конфликтами.
Учитель: Ребята, вы определили проблему, которая в современном мире остается глобальной - проблема отношений между людьми, исповедующими разные религии. Давайте сформулируем проблемные вопросы, на которые вы попробуете сегодня дать ответы
Ученик пишет на доске
- В чем причины межрелигиозных конфликтов?
- Кто за этим стоит?
- Какие ценности заложены изначально в основах Мировых религий?
Ведут ли они изначально к конфликту?
- Можно ли разрешить межконфессиональные конфликты?
- Как это сделать?
Учитель: Итак, цель нашего занятия - выработать свою позицию и создать документы:
- Обращение к Саммиту лидеров государств
- Обращение к Всемирному Совету церквей
используя предоставленную информацию, свой жизненный опыт и знания, приобретенные на уроках.
4. Работа в группах над проблемными вопросами
Первый этап
Учитель: Ребята, давайте сейчас попробуем ответить на вопросы:
- В чем причина межрелигиозных конфликтов?
- Кто за этим стоит?
Учащиеся отвечают.
Учитель: У нас определились 2 точки зрения:
1 – религии изначально противостоят друг другу, сталкивают людей друг против друга, главы разных религиозных конфессий поднимают приверженцев своей религии против людей другой веры.
2 – войны велись не за религию, а из каких-то экономических или политических целей (обогатиться, добиться власти), а религия была просто прикрытием.
Для этой работы вам предлагается материал на голубых и зеленых листах. В нем выдержки из исторических документов разных эпох, отражающих историю разных стран.
Документ 1
Арабские завоевания (по свидетельствам арабских историков и географов)
«Зейд, отправляясь в путь, получил от Мухаммеда следующие наставления: требуй от врагов, чтобы они приняли ислам. Если они не хотят принять ислам, то требуй от них уплаты поголовной подати. Если они и на это не согласятся, то вступай в бой…Мухаммед провожал воинов… и приказал им напоследок рубить высокомерные плешивые головы……Во имя бога всемилостивейшего и всемилосердного!»
Документ 2
Крестовые походы длились с 1096 по 1291 гг. Историки насчитывают восемь крупных крестовых походов. Поводом к их началу послужила речь папы Урбана 2 на церковном соборе в г. Клермоне. Из сочинения монаха-хрониста Роберта Реймского «Иерусалимская история» (12 век):
«…Господин папа вышел на обширную размерами площадь…И вот папа обратился ко всем с убедительной речью:
«От пределов иерусалимских и из града Константинополя пришло к нам важное известие… что персидского царства иноземное племя, чуждое Богу, вторглось в земли этих христиан, опустошило их мечом, грабежом, огнем…Кому выпадет труд отмстить за все это, кому как не вам… Особенно же пусть побуждает вас святой гроб Господен, которым ныне владеют нечестивые, и святые места, которые ими подло оскверняются и постыдно нечестием их мараются… Становитесь на стезю святого гроба, исторгните землю эту у нечестивого народа, покорите ее себе; земля же та, как гласит Писание, течет млеком и медом. Вступайте же на эту стезю во искупление своих грехов, будучи преисполнены уверенностью в незапятнанной славе царствия небесного»
Документ 3
Жестокие, массовые террористические акты, проводимые под лозунгом:
«Аллах Акбар!» международными мусульманскими террористическими организациями: трагедия 13 сентября (уничтожение зданий-близнецов в США); в Московском театральном центре на Дубровке (Норд- Ост), трагедия в Бесланской школе №1; подрывы жилых домов в Москве…
Документ 4
Осада Иерусалима крестоносцами в 1099 г. «Деяния франков и прочих иерусалимцев» (анонимная итало-германская хроника):
«В черте Иерусалимкого храма, говорят, погибло до 10000 неприятелей сверх тех, трупы которых валялись по улицам и площадям… Остальная часть войска разошлась по городу и, вытащив… из узких и отдаленных переулков тех, кто укрывался от смерти, избивала их на месте. Другие, разделившись на отряды, ходили по домам и извлекали оттуда отцов семейств с женами и детьми, прокалывали их мечом или сбрасывали с кровель и таким образом ломали им шею. При этом каждый, ворвавшись в дом, обращал его в свою собственность со всем находившимся в нем, ибо еще до завоевания города было условлено между ними, что по завоевании каждый присваивает себе на вечные времена все, что он успеет захватить.
Потом, радуясь и плача от безмерной радости, пришли наши поклониться гробу Спасителя Иисуса и вернуть ему свой долг»
Документ 5
Из высказываний М. Горького о турецком геноциде по отношению к армянам:
«…Память воскрешает трагическую историю Армении конца 19-начала 20 веков, резню в Константинополе, Сасунскую резню, гнусное равнодушие христиан «культурной» Европы, с которым они относились к истреблению их «братьев во Христе», позорнейший акт грабежа самодержавным правительством церковных имуществ Армении, ужасы турецкого (мусульманского) нашествия последних лет, - трудно вспомнить все трагедии, пережитые этим энергичным народом»
Документ 6
Крестовые походы были, прежде всего, захватническими войнами. Их настоящие цели: расширение влияния папы Римского на Восток, увеличение доходов церкви, захват новых владений и подданых, увеличение богатств феодалов, получение земель мелкими феодалами (странствующими рыцарями), избавление от тяжелых условий жизни крестьян в обедневшей Европе, налаживание выгодных торговых связей для горожан. Множество родовитых, но безземельных рыцарей скиталось по дорогам, промышляя разбоем и грабежом. Они были настоящим бедствием для общества. Поэтому церковь была рада избавиться от них, отправив в поход, а они сами желали получить богатства и земли на Востоке.
Документ 7
В ноябре 1982 года в Индии прошла встреча 400 представителей основных мировых религий – индуизма , буддизма , а также иудаизма , ислама и христианства . На этой встрече обсуждался следующий вопрос : «Каким образом могут религии сохранить мир на земле?» Мать Тереза из Калькутты, лауреат Нобелевской премии мира , напомнила всем о том , что люди нуждаются не только в пропитании , но также в мире и любви.
Документ 8
Отрывок из книги Ж. Ле Гоффа:
«Народонаселение Европы, вероятно, удвоились между 10 и 14 веками. Этот демографический подъем имел в свою очередь значение для экспансии христианского мира. (Экспансия – расширение сферы влияния).Первым проявлением экспансии стало освоение христианами целины.
Параллельно с этой внутренней экспансией христианский мир прибег и к внешней. Так зародилось двойное завоевательное движение, результатом которого стало расширение границ христианского мира в Европе и далекие крестовые походы в мусульманские страны. Распространение христианства по Европе… перешло почти полностью в руки немцев, населявших окраинные христианские земли. Его доминирующим аспектом стало, в конце концов, противоборство немцев и славян, при котором религиозные мотивы отступили на второй план, поскольку немцы без колебаний вступили в борьбу даже с теми соседями, которые приняли христианство.»
Документ 9
На заседании Всемирного Совета церквей в феврале 1991 года проходившем в Канберре (Австралия) во время войны в Персидском Заливе, был поставлен вопрос о правомерности монополии на истину в христианстве. Речь шла также о возможном слиянии различных религиозных представлений .
Документ 10
Во время военных переговоров в Персидском Заливе во многих местах Германии проходили молитвенные служения с чтением «слов Божьих о мире» из Библии и Корана.
Совместная работа миротворцев различного религиозного происхождения была продиктована требованиями дня для того, чтобы сохранить мир.
Сейчас группы, работая с документами, должны найти подтверждение своей точки зрения.
Учащиеся работают в группах, отвечают, дополняют друг друга
Выводы групп:
Ученики: Мы попытались ответить на вопросы: откуда берет свое начало борьба экстремистски настроенных религиозных фанатиков против так называемых людей другой веры, оправдывающая терроризм? В чем настоящая причина средневековых крестовых походов, были ли это действительно войны за веру?
Основой всех межрегиональных конфликтов являются политические мотивы: борьба за власть, за влияние в том или ином регионе, борьба за территории и богатства. Религия в данном случае служит прикрытием. Основы гуманных по своей сути религий преднамеренно извращаются в политических, корыстных целях.
Учитель: Учит ли Коран или Библия убивать, зверствовать, отбирать чужое?
Ученики: Нет.
Второй этап
Учитель: Ребята, давайте ёще раз проанализируем и ответим на поставленный нами вопрос: какие этические ценности заложены изначально в основах мировых религий. И несет ли истинная религия вражду и ненависть среди народов? Для этого нам необходимо обратиться к основным постулатам религиозных философий, сведенным в табличную форму.
Группы получают раздаточный материал для детей – таблицу
Задание: выявить общие этические ценности, заложенные во всех мировых религиях.
Сделать вывод, ответив на поставленный вопрос.
Этические ценности христианства | Этические ценности буддизма | Этические ценности ислама |
Заповеди Моисея:
Библейские истины: - Нет перед Богом иудея и эллина. - Да возлюбите друг друга | 4 Благодатных истины: -Жизнь есть страдание. -Причины страданий наши эгоистические желания. -Избавление от страданий в их преодолении, т.е саморегуляции. -Путь к нирване - восьмеричный путь. Во Восьмеричный путь:
- обуздай гнев;
| 5 столпов ислама:
Нормы ислама: 1. В исламском государстве – теократия – форма правления, при которой политическая власть принадлежит духовенству, церкви. Нет разделения церкви и государства. 2. Самая разработанная часть шариата – уголовное право. Самое тяжелое преступление – убийство (кара- смерть) Мстить можно было только убийце, а не его родственникам. Вору – отрубали руку. 3. Среди пророков, в которых веруют мусульмане библейские персонажи: Адам, Ной, Моисей, Иисус Христос.. |
Этические принципы крупнейших мировых и национальных религий:
Буддизм: Не делай другим того, что сам считаешь злом.
Индуизм: Не делай другим того, что причинило бы боль тебе.
Иудаизм: Что ненавистно тебе, не делай того другому.
Даосизм: Считай прибыль ближнего своей прибылью, его потерю – своей потерей.
Ислам: Нельзя назвать верующим того, кто не желает сестре или брату своему того же, чего желает себе
Христианство: Поступай с другим так, как хочешь, чтобы поступали с тобой.
Учащиеся работают по таблице, отвечают, дополняют друг друга.
Выводы групп: любая религия, будь то мировая или национальная, учит нравственной чистоте, порядочности, совестливости. Религия, как и наука, как и искусство, является неотъемлемой частью национальной культуры. Если бы каждый из нас всегда следовал заповедям религии, не было бы необходимости в судах, прокуратуре, исправительных учреждениях. Нам необходимо научиться быть толерантными к вероисповеданию других людей.
Третий этап
Учитель: Итак, ребята, вы пришли к осознанию того, что для самосохранения человечество должно избавиться от межконфессиональной вражды. Нужно быть терпимее, толерантнее к представителям других религиозных верований. Сейчас вам представилась возможность составить свои обращения к взрослым, от которых сегодня зависит судьба нашего мира. Первая группа озвучит свое обращение к Саммитам лидеров государств, т. е. к политикам самого высокого уровня, а вторая группа к деятелям разных церквей, которые собираются на Всемирный Собор церквей
Учащиеся создают свои творческие продукты, озвучивают результат своей работы, вносят дополнения
5. Итог урока
Учитель: В заключение послушайте, пожалуйста, христианскую притчу «Следы»
Старый человек, умирая, вдруг увидел во сне всю свою жизнь в виде длинной цепочки следов на песке, а рядом с его следами шли еще чьи-то следы.
- Да ведь это Господь рядом шел!- догадался старик.
Но к огорчению своему, увидел он также, что в тех местах его жизни, когда особенно тяжело ему было, только одни следы отпечатались на песке.
- Как же так, Господи? – с укором воскликнул старик. – В самые трудные моменты бросал Ты меня!
- Нет, - ответил Господь с небес, - в те годы Я тебя на руках нес…
Учитель: Как вы думаете, в чем проявляется мудрость этой притчи?
Ученики: В ней говорится о том, что каждый из нас перед смертью обязательно отчитывается перед самим собой, своей совестью в том, какую жизнь он прожил, восстановив ее в виде длинной цепочки следов.
Учитель: Мы обратились к сокровищнице христианской мудрости, но каждая религия мира содержит подобные притчи, обосновывая тем самым великую значимость того, какой след оставит человек после себя, кем бы он ни был, какую национальность ни представлял, к какой вере ни относился. Чем раньше вы, ребята, это поймете и осознаете, тем более достойную жизнь вам удастся прожить. Мы надеемся, что из сегодняшнего урока вы вынесете осознание того, что истинная вера рождается в душе каждого человека. Я думаю, что тема сегодняшнего урока может являться призывом к каждому из вас: учитесь быть толерантными в отношении людей другой религии.
6. Рефлексия
В заключении учащимся предлагается провести экспресс – рефлексию урока – они заполняют карточки:
Экспресс-рефлексия Шкала
Мое отношение к теме: успешности:
- Она меня лично волнует
- Она безразлична мне
- Считаю ее актуальной, но лично она меня не волнует
- Считаю ее не актуальной, не важной для человечества
Моя работа в группе:
- Я работал в полную силу, старался
- Я не проявил должной активности, мог бы лучше
- Я пассивно «отсидел» урок, не работал
- Я не работал сам и мешал другим.
Мое понимание учебного материала урока:
- Материал показался мне непосильно сложным, трудным для понимания
- Материал был доступный, хорошо воспринимался
- Материал был насыщенным, отличался новизной
- Материал был сухим, скучным, ничего нового
Домашнее задание: написать эссе на тему «Религиозная толерантность»
Учитель выставляют оценки за урок только после тщательного анализа образовательных продуктов, созданных детьми на уроке, после обсуждения работы каждого на уроке и после проверки эссе учащихся. Оценки объявляются детям на следующем уроке обществознания, с комментарием учителя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированные уроки по обществознанию.
Разработка интегрированных уроков по обществознанию с психологией с применением ИКТ, 7 класс. Современная система образования характеризуется дифференцированным подходом к обучению: к...
Интегрированный урок по обществознанию и литературе "Конфликт и пути выхода из конфликта"
Силен тот, кто валит, сильнее тот, кто поднимается.Русская пословицаВерю я: придет пораСилу подлости и злобыОдолеет дух добра.Б. Пастернак...
Интегрированный урок по обществознанию и литературе "Конфликт и пути выхода из конфликта"
Силен тот, кто валит, сильнее тот, кто поднимается.Русская пословицаВерю я: придет пораСилу подлости и злобыОдолеет дух добра.Б. Пастернак...
Интегрированный урок (информатика - обществознание) по теме "Политические партии современной России".
При разработке данного урока за основу была взята идея другого учителя (к сожалению, не помню его ФИО), найденная в Интернете. Данный урок был проведен в 11 классе учителем информатики Исаковой ...
Урок-викторина (интегрированный урок по обществознанию и истории в 6-м классе) по теме «Символы России»,
ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКЕ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ-ВАЖНОЕ УСЛОВИЕ В ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЯХ...
Интегрированный урок по обществознанию и литературе. Тема урока: « Конфликт и пути выхода из конфликта»
В этом уроке закрепляется понятие конфликта, его видов, процесс развития и пути выхода из конфликта на примере героини повести В.К. Железникова "Чучело". В ходе урока у учащихся воспитываются чувства ...
Сертификат за качественное проведение открытого интегрированного урока (география, история) по теме: «Великие географические открытия», приуроченного ко «Дню политехнического образования», Нефтеюганский район, 2019 г.
Сертификат за качественное проведение открытого интегрированного урока (география, история) по теме: «Великие географические открытия», приуроченного ко «Дню политехнического образов...