Контрольно-измерительные материалы по теме "Философия"
учебно-методический материал по обществознанию (10 класс) на тему
В КИМах содержатся тесты по темам: "Общество", "Человек", "Познание"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
test_no1_obshchestvo.doc | 69.5 КБ |
test_no2_chelovek.doc | 60.5 КБ |
testno3_poznanie.doc | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕСТ №1: ОБЩЕСТВО
Задания уровня А
1. обществом в широком смысле слова называют:
1. объединение людей по интересам
2. жителей той или иной страны
3. сообщество людей, существующее на определенном историческом этапе
4. совокупность форм объединения людей
2. человек воздействует на природу:
1. благоприятно
2. его влияние не имеет последствий
3. и благоприятно, и неблагоприятно
4. неблагоприятно
3. к общественным отношениям не относятся:
1. отношения в семье
2. отношения между работником и работодателем
3. отношения между природой и обществом
4. связи между социальными группами и внутри них
4. социальная сфера общества самым непосредственным образом зависит от уровня:
1. экономического развития страны
2. политического развития страны
3. духовности общества
4. развития межнациональных отношений
5. верны ли следующие суждения?
А. «исторически общество первично, а государство вторично»
Б. « государство порождает общество»
1. верно А
2 верно Б
3. верны оба суждения
4. оба суждения неверны
6. организация, регулирование, управление жизнью общества осуществляется в:
1. экономической сфере
2 духовной сфере
3. политической сфере
4. социальной сфере
7. характерной чертой западной цивилизации является:
1. низкая социальная мобильность
2. длительное сохранение традиционных правовых норм
3. активное внедрение новых технологий
4. слабость и неразвитость демократических ценностей
8. характерной чертой эволюции как формы общественного развития является:
1. революционный характер перемен
2. скачкообразность
3. насильственные методы
4. постепенность
9. к числу глобальных проблем не относится:
1. угроза ядерной войны
2. распространение наркомании
3. дефицит природных ресурсов
4. атеизм как противопоставление религиозной идеологии
10. демографические проблемы порождены:
1. гонкой вооружения
2. соперничеством СССР и США
3. быстрым и неконтролируемым ростом населения на планете
4. загрязнением окружающей среды
11. верны ли следующие суждения об обществе?
А. общество, как и природа, является динамической системой, отдельные элементы которой взаимодействуют друг с другом.
Б. общество вместе с природой образуют окружающий человека материальный мир.
1. верно А
2. верно Б
3. верны оба суждения
4. оба суждения неверны
12. Единый, или обобщающий, критерий исторического прогресса состоит в :
1. эволюции человека как гармонично развитой личности
2. улучшении нравов
3. развитии науки и разума
4. росте идеалов истины и справедливости
13. Какое из нижеперечисленных определений истории как реальности является самым глубоким и точным:
1. любая последовательность событий
2. живая память общества, народа, социальной группы
3. прошлое, давно минувшее
4. сущностная динамика общественного развития
14. Какие из следующих суждений об отношении « цивилизация – культура» верны?
А. Цивилизация – приспособление к условиям природной среды; культура – творческое отношение человека к миру и к самому себе.
Б. Цивилизация – сущее; культура в большей мере – должное (долг быть человеком)
1. верно А
2. верно Б
3. оба суждения верны
4. оба суждения неверны
15. Верны ли следующие суждения?
Унификация ( приведение к единообразию) цивилизации недопустима, так как ( укажите самое глубокое обоснование):
А. этому мешают существенные социально- политические барьеры, государственные суверенитеты
Б. цивилизационное разнообразие столь же необходимо для стабильности и развития человеческого общества, сколь генетическое разнообразие для природы
1. верно А
2. верно Б
3. оба суждения верны
4. оба суждения неверны
16. вопросы власти, государства решаются в :
1. экономической сфере
2. духовной сфере
3.социальной сфере
4. политической сфере
17. понятие «развитие», «взаимодействие элементов» характеризует общество как:
1. динамичную систему
2. часть природы
3. весь окружающий материальный мир
4. взаимодействие людей в социальных группах
18. примером влияния природных факторов на развитие общества является:
1.возникновение первых очагов цивилизации в речных долинах
2. строительство египетских пирамид
3. распад империи Карла Великого
4. объединение земель вокруг Москвы
19. природные условия России:
1. были благоприятны для занятия земледелием
2. позволяли тщательно обрабатывать землю
3. требовали крайнего напряжения сил
4. слабо влияли на жизнь людей
20. Верны ли следующие суждения?
Геополитическое положение России было
А. благоприятным для развития страны
Б. Неблагоприятным, тормозило развитие экономики, социальных и политических институтов
1. верно А
2. верно Б
3. оба суждения верны
4. оба суждения неверны
21. Появление частной собственности на средства производства привело к усилению расслоения общества. Связь каких сторон жизни общества проявилась в этом явлении?
1.производства, распределения, потребления и духовной сферы
2. экономики и политики
3 экономики и социальных отношений
4 экономики и культуры
22. какой из названных признаков характеризует традиционное общество?
1 стремление к прогрессу
2 « непрерывность», плавность исторического процесса
3 высокая социальная мобильность
4 стремление максимально использовать природу в своих целях
23. при переходе от традиционного общества к индустриальному:
1 личность подчинилась обществу
2 возросла роль обычаев в регулировании общественных отношений
3 усилилось внеэкономическое принуждение
4 возросла социальная мобильность
24. верны ли следующие суждения о взаимосвязи сфер общества?
А. спад производства вызывает снижение уровня жизни большинства населения
Б. политическая власть может способствовать успешному экономическому развитию страны.
1 верно А
2 верно Б
3 оба суждения верны
4 оба суждения неверны
25. верны ли следующие суждения о глобальных проблемах человечества?
А. сегодня существует реальная угроза выживанию человечества как биологического вида
Б. в целях выживания человечество должно серьезно заняться сохранностью окружающей среды
1 верно А 3 оба суждения верны
2 верно Б 4 оба суждения неверны
26. верны ли следующие суждения о процессе глобализации?
А все глобальные процессы являются следствием усиления международных контактов
Б. развитие массовой коммуникации делает современный мир целостным
1 верно А
2 верно Б
3 оба суждения верны
4 оба суждения неверны
27. Верны ли следующие суждения о путях и формах общественного развития?
А. в традиционном обществе право как регулятор общественных отношений еще не сложилось, его место занимали неписанные традиции и обычаи
Б. в постиндустриальном обществе завершается промышленный переворот, формируется массовое производство
1 верно А
2 верно Б
3 оба суждения верны
4 оба суждения неверны
28. верны ли следующие суждения об общественном прогрессе?
А. современные представления об общественном прогрессе подтверждают его противоречивость
Б. понятие «прогресс» и «регресс» условны
1 верно А
2 верно Б
3 оба суждения верны
4 оба суждения неверны
29. автором культурологического подхода в изучении истории был
1 А.Камю
2 Д.Белл
3 О. Шпенглер
4 Г.Плеханов
30. А.Тойнби сформулировал закон:
1 единства и борьбы противоположностей
2 смены общественно- экономических формаций
3 классовой борьбы
4 « вызов- ответ»
ТЕСТ №1: ОБЩЕСТВО
Задания уровня В
1.Вставьте пропущенное слово в следующей фразе:
«… среда – это природа, которая окружает человека и от которой зависит его существование»
2.Какому понятию соответствует следующее определение?
«Форма общественного развития, противоположная прогрессу, возврат к старым, изжившим ,себя формам, застой и деградация».
3. Цивилизация – это:
А. определенный этап общественного развития
Б. высокий уровень культуры и воспитанности
В. совокупность определенных норм, отличающих одну общность людей от другой
Г. Особое состояние общества с правами и свободами
1 верно А Б
2 верно Б Г
3 верно А Г
4 верно А Б В Г
4. установите соответствие между приведенными в первом столбце определениями и приведенными во втором столбце понятиями
ОПРЕДЕЛЕНИЕ | ПОНЯТИЕ |
1. взаимодействие социальных групп, слоев и классов | А. политическая сфера |
2. отношения в сфере власти, вопросы государства и права | Б. экономическая сфера |
3. различные формы и уровни общественного сознания | В. социальная сфера |
4. производство материальных благ, их обмен и распределение | Г. Духовная сфера |
5. Установите соответствие между сферами жизни общества и элементами общественной жизни: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую ей позицию из второго столбца.
СФЕРА ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА | ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
1. экономическая | А. деятельность парламента |
2. политическая | Б. взаимодействие классов (страт) |
3. социальная | В. обмен продуктами |
4. духовная | Г. Религиозные организации |
6. впишите слово, пропущенное в следующей фразе:
« Науку, нравственность, религию, философию, культурные и образовательные учреждения, религиозные организации, соответствующую деятельность людей охватывает … сфера жизни общества».
7. Что из перечисленного ниже характерно как цивилизации Запада, так и цивилизации Востока?
1) приоритет индивидуального над коллективным
2) развитие литературы и искусства
3) наличие социальных групп с различным социальным статусом
4) разнообразие философских учений
5) государственное регулирование основных сторон жизни общества
8. Вставьте пропущенное слово:
«Материальное производство – это создание вещей, ….. производство – создание идей».
9. Из нижеприведенного списка выберите признаки индустриального общества.
1) основа производства – земля, сельскохозяйственный труд
2) развитие крупной машинной промышленности
3) преобладание ручного труда
4) основа производства – знания, информация
5) широкое применение машинной техники
6) неграмотность большинства населения
7) основной вид экспорта – средства производства
8) основной вид экспорта – сырье
9) основной вид экспорта – интеллектуальные продукты ( программы, технологии и т.д.)
10) ведущую роль играют сфера услуг, наука, образование
11) непрерывное образование граждан
12) решается задача преодоления неграмотности населения
10. Что из приведенного ниже является проявлением глобальных проблем?
- истощение плодородного слоя почвы
- истощение запасов пресной воды
- спад производства
- увеличение задолженности развивающихся стран развитым
- кризис финансовой системы
- проблемы войны и мира
11. вставьте пропущенное слово:
«Промышленной революцией называется замена …..труда машинным, мануфактуры фабрикой»
12. Найдите в приведенном ниже списке общественные явления.
1) возникновение государства
2) переход от присваивающего хозяйства к производящему
3) изменение климата на планете
4) формирование наций
5) способность человека к чувственному познанию
6) традиции и обычаи
7) генетическая предрасположенность человека к какому- либо заболеванию
ТЕСТ №1: ОБЩЕСТВО
Задания уровня С
- Назовите любые три характеристики как динамичной системы
- Какие общественно- экономические формации выделяют марксисты?
- Назовите три исторических типа общества. По каким признакам они выделены?
- Приведите три примера взаимосвязи глобальных проблем человечества.
- Выберите одно из суждений и изложите свои мысли в виде эссе.
« Я гражданин мира» ( Диоген Синопский)
«Я слишком горжусь своей страной, чтобы быть националистом» (Ж.Вольфром)
« Цивилизация заключается не в большей или меньшей утонченности. Но в сознании, общем для целого народа. И это сознание никогда не бывает утонченным. Наоборот ,оно вполне здоровое. Представлять цивилизацию творением элиты – значит отождествлять ее с культурой, меж тем как это совершенно различные вещи» (А.Камю)
Предварительный просмотр:
ТЕСТ №2. ЧЕЛОВЕК.
Задания уровня А.
1. Кто является автором теории происхождения человека из животного мира, постепенной эволюции от человекообразной обезьяны к собственно человеку?
1. И.И.Мечников
2. И.П.Павлов
3. Ч.Дарвин
4. Ж.Кювье
2. Какая из перечисленных особенностей свойственна человеку и отсутствует у животного?
1. обменные процессы
2. творческая активность
3. работа органов чувств
4. потребность в пище
3. В познавательной деятельности в отличие от трудовой:
1. средства должны соответствовать целям
2. цель состоит в получении достоверного знания
3. субъектом выступает отдельная личность
4. результатом является новый продукт
4.Личность формируется под воздействием:
1. биологической программы
2. природной среды
3. социализации
4. собственных взглядов и убеждений
5. Ученик для учителя является:
1. объектом деятельности
2. конкурентом
3. субъектом деятельности
4. коллегой
6. Верны ли следующие суждения о личности?
А. Главным в характеристике личности является участие человека в общественных отношениях и созидательной деятельности.
Б. Новорожденный человек является личностью.
1. верно А
2. верно Б
3. верно А и Б
4. оба суждения неверны
7. К агентам вторичной социализации не относятся:
1. радиожурналист
2. двоюродный брат
3. преподаватель вуза
4. руководитель предприятия?
8. Верны ли суждения?
Официальные межличностные отношения:
А. Строятся в зависимости от индивидуальных особенностей личности.
Б. Стандартизированы и обезличены.
1. верно А
2. верно Б
3. верно А и Б
4. оба суждения неверны
9. Закончите утверждение: Человек- существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, скорее всего, основывается на способности человека
1. вместе с другими людьми организовываться в сплоченные группы для отстаивания своих интересов;
2. давать отпор любым агрессивным выпадам против него;
3. приспосабливаться к условиям окружающей среды, не всегда для него благоприятной;
4. к созидательной творческой деятельности на основе развитого, совершенствующегося сознания ( мышления, воображения, интуиции и т.д.)
10. К экзистенциальным относятся потребности в :
1. комфорте
2. общении
3. познании
4. самоуважении
11. Верны ли следующие суждения о самосознании?
А. Человек может определить, каков он, сравнивая себя с другими людьми.
Б. Человек может определить, каков он , не интересуясь мнением других людей о себе.
1. верно А
2. верно Б
3. верно А и Б
4. оба суждения неверны
12. Верны ли следующие суждения о человеке?
А. Человек остается частью природного мира.
Б. Человек развивается в процессе социальной и культурной эволюции.
1. верно А
2. верно Б
3. верно А и Б
4. оба суждения неверны
13. Верны ли следующие суждения о выдающихся способностях человека?
А. Гениальным человека делает природа.
Б. Умственная одаренность – качество, обусловленное биологической природой человека.
1. верно А
2. верно Б
3. верно А и Б
4. оба суждения неверны
14. К практической деятельности относится
1. производство материальных благ
2. познание законов развития природы
3. формирование религиозных представлений о мире
4. сочинение музыки
15. Деятельность в отличие от общения
1. является потребностью человека
2. может доставлять человеку удовольствие
3. предполагает наличие цели
4. непосредственно преобразует предметы окружающей среды
16. Верны ли следующие суждения о свободе личности?
А. Свобода человека предполагает ответственность человека перед обществом за свои действия и поступки.
Б. Свобода – это возможность выбора способа действия для достижения какой- либо цели.
17. Из приведенного ниже списка выберите правильный ответ.
Человек как отдельный представитель человеческой общности, носитель индивидуальных свободных черт называется:
- деятелем
- индивидом
- лидером
- личностью
18. «Вторая природа», или «неорганическое тело», человека- это
1. мир социально- искусственных предметов, созданных человеком.
2. мир сверхъестественного, таинственного и загадочного.
3. сфера истинного и настоящего в отличие от повседневной, скучной и однообразной жизни.
4. результат преодоления или отрицания первой- естественно- биологической природы человека.
19. Природа человека
1. это врожденная биопсихическая конституция, общая для всех людей.
2. есть не что иное, как совокупность его базовых потребностей.
3. представляет собой основные и неизменные качества человека.
4. это совокупность таких качеств, как разум, совесть, долг, дар общения.
20. К потребностям человека, обусловленных обществом, относится потребность в
1. трудовой деятельности
2. сохранении рода
3. самосохранении
4. физической активности
21. отличительным признаком понятия «личность» является (-ются)
1. членораздельная речь
2. сознание и мышление
3. способность брать ответственность на себя
4. наличие физических потребностей
22. Верны ли следующие суждения о самопознании?
А. Идеальное «Я» - это представление о том, каким хотят меня видеть окружающие.
Б. Неотъемлемой частью самопознания служит самооценка.
1. верно А
2. верно Б
3. верно А и Б
4. оба суждения неверны
23. Основным фактором формирования личности является
1. природная среда
2. общение с окружающими
3. механизм наследственности
4. врожденные склонности
ТЕСТ № 2 . ЧЕЛОВЕК
Задания уровня В
1.Завершите фразу: «Характерное для человека проявление активности, выражающееся в преобразовании внутреннего и внешнего мира,- это…»
Ответ:__________________
2. Какому понятию соответствует следующее определение?
«Психические свойства, которые являются условиями успешного выполнения какой- либо одной или нескольких видов деятельности»
Ответ:___________________
3. Установите соответствие между приведенными в первом столбце определениями и приведенными во втором столбце понятиями.
_____________________________________________________________
Определение понятие
_______________________________________________________________
1. человек, активно осваивающий и целенаправ- А. индивидуальность
ленно преобразующий природу, общество, себя.
2. отдельно взятый представитель человеческого Б. индивид
рода
3. неповторимое своеобразие человека, набор В. Личность
его индивидуальных свойств
Ответ: 1- 2- 3-
4.Установите соответствие между областями культуры и особенностями деятельности в этих областях: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующее позиции из второго.
Особенность деятельности область культуры
1. стремление к достоверности А. наука
2. обоснованность предположений Б. искусство
3. субъективность
4. образное отражение реальности
Ответ: 1- 2- 3- 4-
5.Завершите фразу: «Осознанный образ результата, на достижение которого направлена деятельность, это_________________».
Ответ:_________________
6.Найдите в приведенном ниже списке свойств человека, раскрывающие его социальную природу.
1. способность к совместной преобразовательной деятельности.
2. стремление к самореализации.
3. умение приспосабливаться к природным условиям.
4. устойчивые взгляды на мир и свое место в нем.
5. потребность в воде, пище, отдыхе.
6. способность к самосохранению.
Ответ:_______________
7. Установите соответствие между типами потребностей человека, данными в первом столбце, и примерами их проявлений - во втором.
Тип потребности проявление
1. социальные потребности А. иметь хорошую семью
2. духовные потребности Б. иметь добрую славу о себе
3. материальные потребности В. Иметь удобное жилье
Ответ: 1- 2- 3-
8. Бригада строителей возводит жилой объект. Найдите в приведенном списке субъекты данной деятельности.
1. плотники
2. каменщики
3. строящийся дом
4. крановщики
5. подъемные краны
6. правила техники безопасности
7. строительные материалы
Ответ:__________________________
9. Установите соответствие между двумя списками, в одном из которых названы основные функции общения, а в другом они описаны.
Описание функции функции общения
1. организация совместной деятельности А. коммуникативная
2. обмен информацией Б. функция взаимодействия
3. восприятие друг друга и В. Функция межличностного
установление взаимопонимания познания
Ответ: 1- 2- 3-
10. Ниже приведены характеристики общения как диалога, но допущены ошибки. Исключите их из списка.
а) равноправие партнеров
б) активность каждого участника
в) уважение к мнению собеседника
г) готовность к взаимопониманию
д) стремление во что бы то ни стало переубедить соперника
е) высокомерие
ж) незнание имени собеседника
Ответ:_________________
11.Найдите в приведенном ниже списке черты, свойственные только творческой деятельности.
1. доступность для использования
2. уникальность
3. практическая значимость
4. воспроизводимость образца
5. принципиальная новизна
Ответ:__________________
12. Установите соответствие между видами деятельности, данными в первом столбце, и их характеристиками, данными во втором.
Характеристика виды деятельности
1. деятельность в воображаемой ситуации А. труд
2. практическая полезность Б. учение
3. нацеленность на получение знаний В. Игра
4. замещение реальных объектов условными
5. преобразовательная направленность
Ответ: 1- 2- 3- 4- 5-
13. Завершите фразу:
«В основе потребностей человека лежат….»
Ответ:______________________
ТЕСТ №2. ЧЕЛОВЕК
Задания уровня С
1.Назовите не менее трех особенностей человеческого организма, которые составляют биологическую основу деятельности человека как существа социального.
2. Человеческий ребенок в момент рождения, по меткому выражению А. Пьерона, не человек, а только «кандидат в человека». Объясните, что имел в виду А. Пьерон, называя ребенка «кандидатом в человека»? Сформулируйте три суждения.
3. Известно, что поведение животного в своих главных чертах генетически запрограммировано. Многие же инстинкты человека в результате общественной истории оказались расшатаны и стерты. По выражению А. Пьерона, «человечество освободилось от деспотизма наследственности». В чем проявляется свобода человека от «деспотизма ответственности»? Сформулируйте не менее трех утверждений.
4.Постройте логическую цепочку, основанную на высказывании русского публициста и критика В.Г.Белинского: «Без цели нет деятельности, без интересов нет цели, а без деятельности нет жизни».
Объясните, какую роль в жизни человека играют интересы, цели, деятельность? Какова связь между ними?
5.Конфликт между убеждениями и непосредственными интересами подстерегает человека на каждом шагу: убеждение в том, что нужно говорить правду, и нежелание обидеть человека: убеждение в том, что нужно прийти на помощь человеку, который подвергся нападению, и опасение, что, оказывая помощь, можешь пострадать сам…
Продолжите этот перечень. О каких типах конфликтов в данном случае идет речь? Те ли это конфликты, которых следует избегать? В чем вы видите проявление сознательного и бессознательного в данном примере?
6.Отто Фон Бисмарк писал: «Свобода- это роскошь, которую не каждый может себе позволить».
Согласны ли вы с автором? Почему?
Как соотносится свобода и необходимость? Подтвердите примерами.
7.Выберите одно из предложенных ниже высказываний и изложите свои мысли по поводу поднятой проблемы в форме сочинения- эссе.
«Человек вне общества- или бог, или зверь» (Аристотель)
«Если у человека есть «зачем» жить, он может выдержать любое «как»(Ницше Ф.)
«Человек есть принципиальная новизна в природе» (Н.Бердяев)
Предварительный просмотр:
ТЕСТ №3. ПОЗНАНИЕ
Задания уровня А
1. Образцы предметов и явлений, которые когда-то воздействовали на органы чувств человека, называются:
1) представлениями
2) ощущениями
3) гипотезами
4) понятиями
2. Рациональное - это познание:
1) с помощью наблюдения
2) прямого контакта
3) с помощью интуиции
4) с помощью мышления
3. Возможность получения истинного знания отрицается:
1) философами
2) социологами
3) агностиками
4) духовенством
4.Отражение общих и существенных признаков называется:
1) сознанием
2) суждением
3) понятием
4) ощущением
5. Методом эмпирического познания не является:
1) эксперимент
2) наблюдение
3) аналогия
4) описание
6. Верны ли суждения:
А. Любая истина объективна и относительна.
Б. Абсолютная истина практически недостижима.
1) верно А
2) верно Б
3) верно А и Б
4) оба суждения неверны
7. Верны ли суждения:
А. Противоположностью истины может быть другая истина.
Б. Противоположностью истины всегда является заблуждение.
1) верно А
2) верно Б
3) верно А и Б
4) оба суждения неверны
8. «Зеленым цветом растения обязаны хлорофиллу». Данное утверждение является примером:
1) обыденного знания
2) мифологического знания
3) эмпирического знания
4) научного знания
9. Верны ли следующие суждения о цели научного познания:
А. Цель научного познания – осознание закономерностей процессов и явлений.
Б. Цель научного познания – получение достоверного знания.
1) верно А
2) верно Б
3) верно А и Б
4) оба суждения неверны
10. Верны ли следующие суждения о речевой деятельности человека:
Речевая деятельность человека прежде всего связана с
А. чувственным познанием
Б. абстрактным мышлением
1) верно А
2) верно Б
3) верно А и Б
4) оба суждения неверны
11. И абсолютная, и относительная истины:
1) носят объективный характер
2) все5гда находят подтверждение на практике
3) дают полное, исчерпывающее знание о предмете
4) могут быть опровергнуты со временем
12.Среди перечисленных наук изучением социальных статусов и ролей занимается:
1) этика
2) правоведение
3) социология
4) политология
13.Верны ли следующие суждения о ложном знании?
А. Ложными являются знания, не соответствующие предмету изучения.
Б. Ложными являются знания, не проверенные экспериментальным путем.
1) верно А
2) верно Б
3) верно А и Б
4) оба суждения неверны
14. Обобщение является составной частью
1) производственной деятельности
2) чувственного познания
3) рационального мышления
4) игровой деятельности
15. Сознание идеально, а это значит:
1) сознание находится в другом измерении, нежели весь остальной мир
2) сознание есть поток душевных переживаний
3) сознание представляет собой внутренний и глубинный слой нашей жизни
4) в сознании нет ни грана вещества, оно лишено телесности и чувственной осязаемости.
16. Среди перечисленных наук функции и формы государства изучает:
1) социология
2) политология
3) философия
4) история
17. Какая из перечисленных наук изучает общество?
1) зоология
2) астрономия
3) социология
4) химия
18.Какая из перечисленных наук изучает общество?
1) лингвистика
2) анатомия
3) генетика
4) юриспруденция
19. Верны ли следующие суждения?
А. Социальному познанию присущи черты любой познавательной деятельности.
Б. Социальное познание имеет свои особенности, обусловленные спецификой и сложностью изучаемого объекта.
- верно А
- верно Б
- верно А и Б
- оба суждения неверны
20. В отличие от познавательной деятельности школьника, познавательная деятельность ученого:
1) основывается на использовании эксперимента
2) основывается на творческом подходе к работе
3) интеллектуально развивает
4) ставит целью открытие нового, достоверного знания
21. И религиозное, и научное знание:
1) имеет объективный характер
2) необходимо человеку для рациональной деятельности
3) может передаваться из поколение в поколение
4) предполагает доказательство
22. Только в состав научного знания входят:
1) экспериментально обоснованные выводы
2) установленные факты
3) логические умозаключения
4) результаты наблюдений
23. Какая из перечисленных наук изучает властные отношения:
1) философия
2) история
3) социология
4) политология
24. Верны ли следующие суждения о многообразии форм человеческого знания?
А. Опыт повседневной жизни – это один из способов познания мира
Б. И научным, и обыденным знаниям свойственна теоретическая обоснованность выводов.
1) верно А
2) верно Б
3) верно А и Б
4) оба суждения неверны
25. Среди перечисленных наук изучением наций как социально- этнических групп занимается
1) этнография
2) социология
3) антропология
4) социальная психология
26. Отличие социологии от других наук об обществе является
1) изучение людей как представителей человеческого рода
2) рассмотрение неповторимых, индивидуальных черт человека
3) изучение общества как целостного явления
4) изучение общества во всей конкретности и многообразии
27. Верны ли суждения о познании?
А. Чувственное и рациональное познание- ступени единого процесса познания.
Б. С помощью органов чувств человек получает информацию об окружающем мире.
1) верно А
2) верно Б
3) верно А и Б
4) оба суждения неверны
28. Доказательность как признак научного знания конкретно выражается
1) в совпадении выдвигаемых идей с многолетним опытом и интуицией ученых
2) при ссылке на тот тлт иной авторитет в науке
3) в соответствии теоретических выводов нравственным установкам общества
4) в подтверждении научного знания опытом, экспериментом, законами логики
29. Верны ли следующие суждения о практике?
А. Практика- основа познания и критерий истины.
Б. Общественно- историческая практика – единственный критерий истины.
1) верно А
2) верно Б
3) верно А и Б
4) оба суждения неверны
30. Какое суждение верно отражает отличие теоретического знания от эмпирического?
А. Эмпирическое знание ограничивается миром явлений. Теоретическое же ищет за видимыми проявлениями скрытые, внутренние, сущностные связи и явления.
Б. Видим так, как думаем; и потому не эмпирия определяет теорию, а наоборот, теория – эмпирию.
1) верно А
2) верно Б
3) верно А и Б
4) оба суждения неверны
ТЕСТ № 3 . ПОЗНАНИЕ
Задания уровня В
1.Какому понятию соответствует следующее определение?
«Самостоятельное использование целых систем освоенных человеком навыков, сознательная группировка их в определенной последовательности, оценка результатов действий, способы действий».
Ответ:____________________
2. Завершите фразу: «Человек как носитель сознания, наделенный рядом важных социальных свойств: способностью обучаться, трудиться, общаться с себе подобными, участвовать в жизни общества, иметь духовные интересы, испытывать сложные чувства – это….»
Ответ:_____________________
3. Вставьте пропущенное слово: «….- это самые простые заученные движения, выполнение которых не требует специальных усилий».
Ответ:_______________________
4. Какому понятию соответствует следующее определение?
«Психические свойства, которые являются условия успешного выполнения какой- либо одной или нескольких видов деятельности».
Ответ:________________________
5. Вставьте пропущенное слово: «Сочетание способностей, которое обеспечивает возможность творческого выполнения какой- либо деятельности», называется …. к данной деятельности».
Ответ:____________________
6. Установите соответствие между науками, в той или иной степени или ином аспекте изучающими человека, и их краткими описаниями. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующие позиции из второго.
Наука краткое описание
1. анатомия А. наука о строении организма
2. философия Б. наука о воспитании и обучении
3. педагогика В. наука об обществе и общественных отношениях
4. биохимия Г.наука о биологической природе человека
5. физиология Д. наука о процессах психической деятельности чел-ка
6. антропология Е. наука о функциях и отправлениях организмов
7. социология Ж. наука о входящих в состав организмов химических
веществах
8. психология З. наука о наиболее общих законах развития природы,
общества и познания
Ответ: 1- 2- 3- 4- 5- 6- 7- 8-
7. Установите соответствие: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую из второго.
Характеристика знания вид истины
1. достоверное знание, не зависящее А. объективная истина
от мнений и пристрастий людей
2. исчерпывающее, полное и достовер- Б. относительная истина
ное знание об объективном мире
3. знание, дающее приблизительное В. абсолютная истина
и неполное отражение действитель-
ности
4. ограниченное знание об объекте
в каждый данный момент
5. информация, соответствующая действи-
тельному положению вещей
Ответ:1- 2- 3- 4- 5-
8. Что из предложенного ниже ряда представляет формы чувственного познания, а что – рационального? ( правильный ответ запишите в виде последовательности цифр в порядке возрастания, в которой первые три представляют чувственное познание, а вторые три – рациональное)
1) ощущения
2) восприятия
3) суждения
4) понятие
5) представления
6) умозаключения Ответ:____________________
9. Вставьте пропущенное слово:
«Познание – это….. отражение или воспроизведение действительности в сознании человека». Ответ:_______________
10. Закончите фразу:
«Умозаключение, в котором на основании сходства предметов в каком-то одном отношении делается вывод об их сходстве в другом, называется……….». Ответ:_________________
11. Закончите фразу:
«Мысленная связь нескольких суждений и выведение из них нового суждения называется……»
Ответ:___________________
12. Закончите фразу, вставив словосочетание:
« Умозаключения бывают индуктивные, дедуктивные и ……..».
Ответ:____________________
13. Вставьте пропущенное слово: «Знание об обществе и общественных явлениях всегда нагружено оценкой, следовательно, это-….. знание»
Ответ:_________
ТЕСТ №3. ПОЗНАНИЕ
Задания уровня С
1. Назовите формы чувственного познания.
2. Назовите формы научного познания.
3. В чем состоит специфика социального познания? Ответ аргументируйте на основе трех оснований.
4. Назовите два любых отличия учебного познания от научного и проиллюстрируйте каждое на примерах.
5. «Как познать себя самого? Отнюдь не созерцанием, только действиями. Попробуй исполнять свой долг, и тотчас себя познаешь». ( И. Гете)
1) о каком познании ведет речь Гете?
2) какими методами предлагает автор человеку познать себя?
3) кто еще из философов задавался вопросом: «Что такое человек»?
6.Выберите одно из предложенных высказываний для рассуждения в форме сочинения – эссе. Напишите такое эссе.
1) «Почему я художник, а не философ? Потому, что я мыслю словами, а не идеями».(А. Камю)
2) «…Вещь не перестает быть истинной от того, что она не признана многими».(Б.Спиноза)
3) «Нет такого невежды, который не мог бы задать больше вопросов, чем может их разрешить самый знающий человек».(М.В.Ломоносов)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические материалы. Контрольно-измерительные материалы по русскому языку. 8 класс.
Предлагаемые материалы помогут сэкономить время и силы ученика и учителя в подборе языкового материала для практической части, охватывают все разделы курса русского языка, являются эффективным средств...
Контрольно - измерительные материалы. 9 класс. Контрольные вопросы за I четверть
Контрольные вопросы по теме "Изобразительный язык и эмоционально - ценностное содержание синтетических искусств" 9класс, I четверть....
Контрольно - измерительные материалы (Итоговая контрольная работа по географии 5-9 класс )
В своей педагогической деятельности я использую тесты для проверки знаний учащихся....
Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов контрольной работы за 1 четверть по математике для 5 класса (ФГОС)
Контрольные измерительные материалы позволяют установить уровень освоения учащимися 5 класса федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования з...
Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов контрольной работы за 1 четверть по математике для 6 класса (ФГОС)
Контрольные измерительные материалы позволяют установить уровень освоения учащимися 6 классов федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования ...
Контрольно-измерительные материалы для оценки метапредметных планируемых результатов по русскому языку учащихся 5 классов по разделу «Морфология. Имя существительное» с использованием краеведческого материалы.
Федеральный государственный стандарт представляет собой единство требований к результатам, структуре и условиям реализации основной образовательной программы, осуществляемое в соответствии с заданным...
Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения в 2018 году основного государственного экзамена по РУССКОМУ ЯЗЫКУ в 9 классе (по материалам сайта ФИПИ)
Контрольно измерительные материалы для проведения в 2018 году основного государственного экзамена по русскому языку подготовлена Ффедеральным государственным бютжетным научным учреждением "ФИПИ&q...