Урок обществознания 6 класс Тема "Профессия - ученик"
план-конспект урока по обществознанию (6 класс) на тему

Михайлова Ирина Витальевна

Урок обществозания в 6 классе по теме "Профессия - ученик" создан с целью познакомить детей с понятиями, относящимися к школьному образованию, расширить кругозор, развивать познавательную активность, самостоятельные навыки работы с интерактивной доской.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_obshchestvoznaniya_6_kl.docx30.32 КБ

Предварительный просмотр:

Урок обществознания в 6 классе.

Тема: Профессия - ученик 

Цели: познакомить детей с понятиями, относящимися к школьному образованию, расширить кругозор, развивать познавательную активность, самостоятельные навыки работы с ИД. 

Методическая цель: создать условия для повышения  эффективности процесса обучения за счет индивидуальных возможностей учащихся.

Оборудование: ИД; презентация, учебник "Обществознание 6 класс", дополнительна информация о школах прошлого.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Введение в тему урока

Посмотрите на экран.  ( на экране фото уч-ся в школе, отрывок из песни «Учат в школе»)

- Определите, какой раздел мы начинаем изучать. (раздел «Школа»)

- Казалось, вы все о школе знаете, а может не все? давайте определим, а что еще можно узнать о школе?

(что значит научиться учиться, правила для совместных творческих дел, историю школ). Ваш главный труд сейчас – это … учеба.  Значит ваша профессия на данный момент – ученик.

- Наша первая тема из этого раздела  «Профессия – ученик». (запись в тетрадь)

- Вернитесь на 6 лет назад и вспомните: как вы первый раз пришли в школу? Ваше настроение? Каким был этот день для вас?

  1.   Постановка цели урока

Сегодня на уроке мы глубже узнаем о ступенях  школьного  образования, о его содержании и задачах, а вы мне будете в этом помогать. Решая эти вопросы, активно работая на уроке вы заполните листок успеха, т.е проведете самооценку,  отмечая в каждом  разделе свои баллы по пяти бальной шкале.

Листок успеха

деятельность ученика

определения

работа в группах

умение выражать свое мнение

твоя    самостоятельность

итог

рефлексия

все было понятно

было трудно

было интересно

могу рассказать другим

VI. Изучение нового материала.

  1. Школьное образование.

Когда вы пришли в первый раз в первый класс и сели за парту, началась у вас новая жизнь - жизнь ученика.

Опираясь на схему, назовите три ступени школьного образования.  ( схема на экране, дополнить стрелки)

 Определите, какую ступень школьного образования вы уже прошли; на какой ступени школьного образования вы находитесь сейчас; какие ступени у вас впереди.

Дополнения учителя

Вы уже закончили первую ступень образования - начальную школу. В начальную школу принимают детей с шести лет и обучаются они четыре года. В нашей стране было и трёхлетнее начальное образование, куда принимали детей с семи лет.

Сейчас вы ученики основной школы.  Перейдя в основную школу у вас появилось много новых предметов:  Каких?   история, обществознание и др. Здесь вы будете учиться пять лет (5 -9 класс), после окончания получите первый документ об образовании - аттестат об основном образовании. Общее (основное) школьное образование в нашей стране обязательно.

Далее вы сами будете решать поступать вам в колледж или училище, где вы уже будете получать профессиональную подготовку. А может, вы продолжите получать образование в школе и получите полное общее образование. После окончания средней школы можно продолжать обучение не только в среднеспециальных учебных заведениях, но и в институтах, университетах.

- Какая ступень школьного образования является  обязательной?  (основная, одинадцатилетняя школа)  А дальше вы имеете возможность самостоятельно выбрать путь образования.

- Приведите примеры учебы своих старших братьев и сестер после 9 класса — в училищах, колледжах и старших классах школы.

- Итак, попробуем сформулировать, что такое образование?

Образование это - приобщение к культуре, ценностям человеческого общества, знаниям о мире, накопленным предыдущими поколениями ( определение на экране)

Образование основано на получении и усвоении знаний, умений  и навыков.

Запись в тетрадь

- Как вы понимаете смысл этих терминов.  Приведите свои примеры полученных в школе знаний, умений и навыков

Знания - …. О чем вы узнали на уроках истории и русского языка?

Умения -…… Чему научились на рисовании и математике?

Навыки -…… Какие навыки вы приобрели на физкультуре и ОБЖ?

  1. Чему учит школа.

Все предметы, изучаемые в школе дают нам знания, которые можно разбить на две группы: гуманитарные знания и естественно – научные. Попробуем определить какие предметы к какой группе относятся? ( работа на экране) История, физика, литература, химия, русский язык, немецкий язык, биология, обществознание.

Вы изучаете разные предметы русский и иностранный язык, литературу, историю, обществознание - эти предметы дают вам знания о человеке, культуре, т.е. вы получаете гуманитарные знания.

Изучаете математику, ботанику (раздел биологии), скоро будете изучать физику, химию - эти предметы дают вам знания о природе, т.е. вы получаете естественно - научные знания.

- Скажите, только ли эти знания даёт вам школа?

Верно, школа учит вас уважать людей, честности, доброте, товариществу и ещё многому. Она учит самостоятельности в организации своего труда, распределении своего времени, умению доводить начатое дело до конца, ответственности (например, делать не только то, что тебе в данный момент хочется, но и то, что ты должен сделать). Учит переживать радость успеха — и своего собственного, и своих товарищей. Учит любви к знанию, чтению, творчеству. И этот ряд можно завершить только многоточием, потому что с каждым годом, взрослея, ребята будут осознавать все новые и новые аспекты осваиваемой ими школьной грамоты. Этому вас учат на школьных вечерах, экскурсиях, КВНах и других мероприятиях.

- А какие виды школьных уроков вы знаете? (на экране)

(Диктант, контрольная или самостоятельная работа, лабораторная работа, изучение новой темы, практическая работа, повторительно - обобщающий урок, закрепление пройденного материала).

-Словарная работа со словами «школа» и «урок». Подберите однокоренные слова, составить с данными словами предложения.

- Встречались ли вам словосочетания «жизненная школа» и «жизненный урок» (обмен мнениями)

 - Зачитайте вслух последний абзац из раздела «Чему учит школа»

  1. Путешествие в прошлое.  (работа в группах)

- Какой была школа в прежние времена? На эти и другие вопросы вы узнаете при работе в группе, когда познакомитесь с предложенной мною информацией и работая по учебнику

1 группа  - Школы царской России  (для изучении доп. материал,  учеб. стр. 103)

2. группа – Гимназии 19 в. (для изучении доп. материал,  учеб. стр. 105)

3 группа - Яснополянской школе Л. Н. Толстого (для изучении доп. материал,  учеб. стр. 105)  При ответе этой группы показ фрагмента фильма о Яснополянской школе.

4 группа - Школа радости В.А. Сухомлинского (для изучении доп. материал,  учеб. стр. 111)

Каждая группа должна выделить отличия школы прошлого от современной школы, какое отношение было к образованию, какое образование можно считать более гуманным по отношению к ребенку.

- Дополните, о чем  рассказали ваши бабушки?

  1. Учись учиться

- Каждый ученик обладает каким-то набором учебных умений. Но что значит вообще уметь учиться? Каковы секреты профессии под названием «ученик»?

Уметь учиться -

- это и хорошо развитые умения читать, считать, писать.

- это уметь распределять своё время, владеть своим вниманием, выполнять задания по предмету и самого себя проверять, ставить себе задачи и решать их.

 Уметь учиться – это прежде всего правильно  организовать свой труд. (запись в тетрадь)

V. Закрепление пройденного.

- Где дети могут получать свои знания и умения до школы?

- Как ты понимаешь смысл пословицы «Учиться – одно, научиться – другое»?

- Может ли человек твоего возраста получить образование  дома? Как ты понимаешь такое высказывание: «В соответствии с Законом об образовании человек может получить образование в семье»?

VI. Итог урока. Рефлексия

Отметьте в листе успеха вашу работу на уроке. Как вы себя чувствовали на уроке, поставьте + или –.Посчитайте баллы.    Кто получил

от18 до 20 баллов, оценка «5»   от14 до 17 – «4» от11 до 13 – «3»   ниже 10 – еще работаем над темой

VII. Домашнее задание  Параграф 10. Опишите школу будущего.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку обществознания в 6 классе по теме "Профессия - ученик"

Презентация является иллюстрацией к основным вопросам темы. Презентация состоит из трех  частей....

Тема предлагаемого методического проекта: «Использование методики квест - урока в преподавании уроков обществознания в 6 классах общеобразовательных учреждений по учебнику «Обществознание» 6 класс. Под ред. Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой. М., Просвещение, 2

Тема предлагаемого методического проекта:«Использование методики квест - урока в преподавании уроков обществознания в 6 классах общеобразовательных учреждений по учебнику «Обществознание» 6 класс. Под...

Формирование и развитие УУД на уроках обществознания в основной школе (на примере урока обществознания в 6 классе «Закон на страже природы» по УМК Л.Н. Боголюбова)

Данная методическая разработка позволяет на практике реализовать основное требование ФГОС - формирование и развитие универсальных учебных действий через организацию самостоятельной познавательной деят...

Подготовка к ГИА по истории и обществознанию со слабоуспевающими учениками

Подготовка к ГИА  по истории и обществознанию со слабоуспевающими учениками...

Урок обществознания в 7 классе. Тема: «Деньги и их функции» (Глава 2 «Человек и экономика»; 25 урок в КТП по обществознанию в 7 классе)

Образовательная: формировать представления учащихся о причинах возникновения денег; подвести к выводу об исторической необходимости и значимости появления денег.Развивающая: продолжить работу по разви...

Уроки профориентации: как помочь ученику выбрать профессию (вебинар для учеников и учителей)

Уроки профориентации: как помочь ученику выбрать профессию (вебинар для учеников иучителей)...