Урок по обществознанию: "Семейные отношения"
методическая разработка по обществознанию (5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА в 5 классе «Семейные отношения»
1.ФИО (полностью) | Цапова Ирина Викторовна |
2.Место работы | МОБУ средняя общеобразовательная школа № 1 г. Лабинска муниципального образования Лабинский район |
3.Должность | Учитель истории и обществознания |
4.Предмет | обществознание |
5.Класс | 5 |
6.Тема и номер урока в теме | «Семейные отношения» второй урок в разделе «Ближайшее окружение подростка» |
7.Базовый учебник | Учебник «Обществознание» Л.Н. Боголюбов М.: Просвещение, 2012. |
8.Цель урока: | Первичное усвоение новых предметных и метапредметных знаний Сформировать потребность в знаниях о роли семейных отношений в жизни человека деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, развитие умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов: семейный конфликт, двухпоколенная семья, многопоколенная семья. познакомить учащихся с типами семейных ношений, видами семей, причинами семейных конфликтов; воспитательная цель: сформировать представления о различных социальных ролях людей в семье (мать, отец, жена, муж и т. д.); обучить способам взаимодействия между людьми, живущими в одной семье. |
9. Задачи: | Формируемые УУД: Предметные: сформировать потребность в знаниях о семейных отношениях, способах разрешения семейных конфликтов; научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни; Метапредметные: развивать умения применять знания в новой учебной ситуации; отрабатывать навыки самостоятельной работы; совершенствовать навыки исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, сопоставление и др.; формировать навыки рефлексии разными формами представления результатов своей деятельности. Личностные: формирование и развитие творческих способностей через активные формы деятельности; воспитание уважительного и бережного отношения друг к другу и близким. |
10. Планируемые результаты | Планируемые результаты: учащиеся научатся характеризовать отношения между родителями и детьми; называть и характеризовать типы семей; объяснять сущность и особенность семейных отношений; овладеют принципом работы с учебником, в тексте встречаются схемы, дополнительный текст и вопросы; участвовать в эвристической беседе, дискуссии; работать с документами, выполнять проблемные задания; применять работу в паре и группе. |
11.Тип урока | Урок «открытия - нового знания. |
12. Технология | Технология критического мышления |
13.Формы и виды работы учащихся | Работа с учебником, работа с раздаточным материалом, индивидуальная работа, работа в парах, групповая работа, коллективная работа. |
14.Необходимое оборудование | Учебник, пакет с рабочим материалом, мультимедийная презентация. |
15.План изучения нового материала |
|
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащегося | |||||
Осуществляемые действия | Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | ||||
Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | ||
1) Организационный этап. Цель этапа: настроить учащихся на учебную деятельность и открытие новых знаний. | Проверяет готовность обучающихся к уроку: приветствие проверка явки учащихся заполнение учителем классного журнала проверка готовности учащихся к уроку эмоциональный настрой учащихся на работу | Взаимодействие с учителем | Формирование умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения | Подготовка учебных принадлежностей | Умение подготовить рабочее | ||
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Цель этапа: создать условия для мотивации у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс | Подводит учащихся к формулировке цели урока и его задач. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока. Живут в соседних домах две разные семьи. Одни все время ссорятся, у других всегда тишина и взаимопонимание. Однажды, позавидовав миру в соседской семье, жена говорит мужу: -Сходи к соседям и посмотри, что такого они делают, что у них всегда все хорошо. Пошел, спрятался и наблюдает. Вот видит, женщина моет пол, вдруг что-то ее отвлекло, и она побежала на кухню. В это время ее муж вошел в дом. Он не заметил ведро с водой, зацепил его, и вода разлилась. Тут вошла его жена, извиняется перед мужем, говорит: -Прости, дорогой, я виновата. -Нет, это ты прости, я виноват. Расстроился сосед и пошел домой. Дома жена спрашивает: -Ну, что посмотрел? -Да! -Ну что? -Все понял! У нас все правы, а у них все виноваты. Вопросы к классу
- Какое отношения она имеет к нашему уроку? Тема нашего урока: «Семейные отношения».
(Ответы учеников.) | Активно слушают, выдвигают предположения о теме урока, его целях и задачах | Формулируют собственные ожидания | Слушают собеседника | Строят понятные для собеседника высказывания | Контролируют правильность своих ответов и ответов ребят | Умеют определять и формулировать тему на уроке с помощью учителя. Умеют слушать в соответствии с целевой установкой Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Дополняют, уточняют высказывания ребят по существу полученного задания |
3) Проверка домашнего задания. | (Приложение №1) | Учащиеся выполняют задания в картах основываясь на знаниях, полученных на предыдущем уроке и в результате подготовки домашнего задания, а так же из личного опыта. | Осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебной задачи. | Индивидуальная работа. | Использование речи для регуляции своего действия. | Принятие и сохранение учебной задачи | |
4) Актуализация знаний. Цель этапа: организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для проблемного изложения нового знания; актуализировать мыслительные операции, необходимые для проблемного изложения нового знания; предъявить задания, близкие жизненному опыту детей. | Формулирует проблему, ставит вопросы, организует обсуждение. «Семьей дорожить — счастливым быть» Семья основана на трех типах отношений:
Проблемный вопрос. Как вы думаете, на чем основаны эти отношения? (Ответы учеников.) Задание 1: прочитайте материал рубрики «Дополнительное чтение стр. 146 учебника и составьте схему «типы семей»: двухпоколенная, многопоколенная. Коллективная проверка. | Развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности: слушают вопросы учителя, отвечают на вопросы учителя, осуществляют актуализацию личного жизненного опыта, составляют схему | Формируются умения выявлять сущность, особенности объектов; умения на основе анализа объектов делать выводы; умения обобщать и классифицировать по признакам; умения находить ответы на вопросы | Взаимодействие с учителем во время опроса, участие в коллективном обсуждении проблем и принятии решений | Формируются компетенции в общении, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей как партнеров в общении и совместной деятельности; умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения | Самостоятельно осознают цели и задачи обучения на уроке | Формируются умения умения прогнозировать предстоящую работу (составлять план) |
5) Проблемное изложения нового знания. Цель этапа: организовать подводящий или побуждающий диалог по проблемному объяснению нового материала организовать фиксацию преодоления затруднения; первичное усвоение новых знаний; оживить эмоциональные впечатления детей, побудить их оценить свои интересы. | Физминутка. У каждого в семье есть свои обязанности. Их выполняют без напоминания. Самые сложные обязанности лежат на родителях. Их любовью и терпением достигается семейное счастье, а непрестанным трудом - достаток и благополучие. Запомните мудрую пословицу «Почитай отца твоего и мать, и будет тебе хорошо, и будешь ты долго жить». Почитать родителей - значит: в детстве - их слушаться, в молодости с ними советоваться, в зрелом возрасте — о них заботиться. Через тысячи поколений прошла бережно хранимая традиция почитания матери. Для каждого сына и дочери мать - самый близкий человек. Мама - это первое слово, которое осознанно произносит младенец. Если отец - глава семьи, то мать - ее душа. Если отец обеспечивает достаток и порядок в доме, то только мать может создать уют, покой и особую теплоту отношений. Счастье каждой семьи - дети. Обязанность родителей - достойно воспитать своих детей, передать им свой жизненный опыт. Но не во всех семьях складываются одинаково хорошие отношения. Почему? Что нужно, чтобы они стали хорошими? Разделимся на группы – команды по рядам в режиме игры «Сто к одному» выполним задание, которое для нас оформили ученики 8 д класса. Укажите качества членов семьи, которые способствуют укреплению семьи. (Проверка выполнения задания коллективная, по очереди открывают слова, скрытые на ватмане, прикреплённом к магнитной доске) 2. Второй вопрос нашего урока - Семейные конфликты Послушайте легенду. В Древнем Китае жила удивительная семья из 100 человек. Царил в ней лад, любовь и уважение. Слава об этой семье дошла до самого императора, и он посетил эту семью. Убедившись, что молва ничего не преувеличила, император спросил у старейшины семьи: «Как удается вам жить в мире и согласии, не ссорясь и не обижаясь друг на друга?». В ответ старейшина назвал лишь одно слово. (Ответы учеников.) Да, как раз терпения у многих из нас не хватает. Очень часто возникают семейные конфликты.
(Ответы учеников.) Почему же происходят семейные конфликты? Задание 3: работая с текстом п. 2 § 20 учебника стр. 147, определите причины появления семейных конфликтов и оформите свой ответ с помощью схемы. Проверка – обмен тетрадями друг у друга в соответствии с образцом – текстом учебника. Конфликты между родителями и детьми Еще одной очень распространенной причиной конфликтов в семье является отсутствие взаимопонимания между родителями и детьми. И это третий вопрос нашего урока. Исследования показывают, что отношения между родителями и детьми в большинстве случаев складываются довольно гармонично. Но бывает, что родители и дети не понимают друг друга.
Но если конфликты все-таки возникают, их причины можно классифицировать по пяти обстоятельствам. Задание 4: работая с текстом п. 3 §20 учебника, назовите обстоятельства конфликтов между родителями и детьми. Запишите все 5 в тетрадь. Проверка – парная в соответствии с текстом учебника. | Развивают умения получать информацию из диаграммы, текста и строить сообщения в устной форме; проводят сравнение изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям; осуществляют поиск необходимой информации, используя дополнительные источники информации. | Формируются умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию | Весь класс | Понимать текст | Восприятие, осмысление, запоминание учебного материала осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих к усвоению | Формируются умения учиться высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
|
6) Первичное закрепление знаний учащихся Цель этапа: зафиксировать алгоритм выполнения заданий; организовать закрепление учащимися нового материала | А теперь закрепим полученные знания. Работа с презентацией. Задание. 1. Назовите типы семей. Назовите отношения, на которых основана семья. Определите обстоятельство конфликта по признакам. Психологи считают, что конфликты бывают во всех семьях, главное — научиться быстро их разрешать. Сегодня наш маленький проект – вы практикующий психолог по решению семейных конфликтов. Ваша задача - составьте своеобразный рецепт от конфликтов. Вы можете взять правила дополнительного материала и расположить их в правильной последовательности. Если надо, прибавьте к ним свои собственные правила и расположите в рецепте по убыванию – от самых важных до незначительных. | Развивают умения обобщения, синтеза, классификации, определения понятий. Работают с презентацией, отвечают на вопросы. | Формируются умения применять полученные знания, обсуждать | Учитывают позицию собеседника, осуществляют сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками | Формируются умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами | По мере необходимости исправляют, дополняют, уточняют | Формируются умения вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок |
8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению Цель этапа: включить новый способ действий в систему знаний учащихся; тренировать способность применять новый алгоритм действий в стандартной и не стандартной ситуации | Объясняет домашнее задание: Общее для всего класса: §20, вопросы, материал в тетради. Задание по выбору 1. Выполнить задание практикума №1. Или 2. Выполнить задания практикума № 3. Сообщение о теме следующего урока «Семейные ценности и традиции» | Отрабатывают алгоритм по изученной теме. Творчески перерабатывают изученную информацию на основе анализа и синтеза | Формируются умения поиска и выделения информации, применение методов информационного поиска, в том числе и с помощью компьютерных средств | Взаимодействуют с учителем | Формируются умения взаимодействия с представителями социума в целях поиска информации | Развитие регуляции учебной деятельности | Формируются умения регуляции учебной деятельности |
9) Рефлексия учебной деятельности на уроке Цель этапа: организовать фиксацию нового содержания изученного на уроке; организовать проведение самооценки учениками работы на уроке; по результатам анализа работы зафиксировать направления будущей деятельности. | Подводит итоги урока. Оценивает работу учащихся. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке. Осуществляет рефлексию по достижению целей урока. Даёт объективную и комментированную оценку результатов коллективного и индивидуального труда учащихся на уроке. | Фиксируют новое содержание изученного на уроке; по результатам анализа работы определяют направления будущей деятельности | Формируются умения делать выводы, анализировать свою деятельность. | Оценивают учебную деятельность, выражают свои эмоции по поводу урока | Формируются умения оценивать деятельность свою и партнёров по уроку | Саморегуляция эмоциональных и функциональных состояний. | Формируются умения саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний. |
Приложение. Карта проверки знаний учащихся
Фамилия, имя _________________________________________________________________________________________ Класс 5 «Д»
Приложение № 1
1. Определи понятие:
Объединение людей, основанное на браке или кровном родстве, связанное с общим бытом, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью – это _______________________________________________________________________________________
Совокупность людей, связанных общими предками, усыновлением или браком называется _____________________________________________
2.Установи соответствие:
Функция | Содержание |
1. Эмоциональная и досуговая | А. Семья обеспечивает продолжение человеческого рода |
2. Экономическая | Б. Семья берет на себя воспитание детей. Родители передают детям жизненный опыт, правила и традиции, прививают манеры поведения, закрепленные в обществе. Передача культурных ценностей и норм в следующим поколениям. Семья оказывает решающее влияние на ребенка, а также на взрослых членов семьи. |
3. Социализация | В. Совместное ведение хозяйства, зарабатывание средств и совместное расходование семейного бюджета. Семья играет важную роль в организации домашнего хозяйства, ведения семейного бюджета |
4.Социально-статусная | Г. Передача детям определенного социального положения |
5. Репродуктивная | Д. Психологическая поддержка членов семьи. Удовлетворение потребности человека в любви, в духовном общении, во взаимопомощи, моральной и материальной поддержке, в организации досуга и отдыха |
Ответ: ____________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок обществознания "Семейное хозяйство"
Данный урок продолжает тему «Семья» в цикле уроков. Целевая установка: сформировать представления об особенностях организации и ведения домашнего хозяйства. Тема и цель урока обозначены, указаны об...
План-конспект урока по обществознанию "Семейное право". 11 класс
Принимала участие в апробации УМК по Обществознанию для 10-11 кл. (базовый уровень) под редакцией Л.Н. Боголюбова издательства Просвещение. В рамках апробации представила свой опыт на курсах повышения...
урок обществознания "Семейное хозяйство"
формирование представления о ведении домашнего хозяйства; обязанностях членов семьи; семейном благополучии...
Урок по обществознанию "Семейное хозяйство" с использованием ИКТ.
Урок изучения нового материала с использованием ИКТ. Материал направлен на формирование азов семейного воспитания, активных жизненных позиций, уважения к труду членов семьи....
Конспект урока по обществознанию "Семейные правоотношения"
Урок : СЕМЕЙНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ Цель урока: формирование системы знаний семейного права Задачи урока: Обучающие - Раскрыть порядок и условия заключен...
Урок обществознания "Семейное хозяйство" 5 кл.
Урок обществознания "Семейное хозяйство" 5 кл....
Конспект урока по обществознанию "Семейное право" в 11 классе
Конспект урока по обществознанию по теме "Семейное право" 11 класс...