Урок обществознания "Семейное хозяйство"
материал по обществознанию (6 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_semeynoe_hozyaystvo.docx | 335.75 КБ |
semeynoe_hozyaystvo.ppt | 1.08 МБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 15
СТАНИЦЫ ПЕРЕЯСЛОВСКОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БРЮХОВЕЦКИЙ РАЙОН ИМЕНИ И.Ф.МАСЛОВСКОГО
(МБОУ СОШ № 15)
Муниципальный этап Всероссийского конкурса профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок»
Тема урока
Автор:
Гудим Наталия Андреевна,
учитель обществознания
2012 год
Автор: Гудим Наталия Андреевна учитель обществознания МБОУ СОШ № 15
Направление: Гуманитарное
Темы, класс: « Семейное хозяйство», 6б класс
Тип: Комбинированный (урок закрепления и усвоения новых знаний)
Характеристика класса
Общеобразовательный класс выше среднего показателя качества обученности
Программа: обществознание 6-9 класс. Автор: Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Москва «Просвещение», 2009 г.
Учебник: Боголюбов Л.Н. Иванова Л.Ф. Обществознание 6 класс. М., 2010
Раздел: нет Тема 2. Семья
Количество часов: 34 учебных часа в год, 1 учебный час в неделю
Цель: сформировать представления об особенностях организации и ведения домашнего хозяйства
Задачи:
Образовательные:
- закрепить понятия «семья», «брак»;
- познакомить с понятиями «экономика», «хозяйство», «ресурсы» «рачительность».
Развивающие:
- развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск при работе с учебником,
- сравнивать методы ведения домашнего хозяйства в Древней Руси и в современное время,
- анализировать документы, делать выводы.
Воспитательные:
- обучение сотрудничеству, формирование навыков взаимодействия, развитие коммуникативных качеств;
- уметь слушать и уважать мнение товарища;
- способствовать формирование позитивного отношения к семье.
Планируемый результаты:
Личностные: овладение навыком самоорганизации;
- убежденность в важности для общества семьи и семейных традиций;
- ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях.
Регулятивные:
- умение формулировать учебные задачи,
- оценивать правильность их выполнения, собственные возможности их решения.
Познавательные:
- умение определять понятия;
- устанавливать причинно-следственные связи,
- делать выводы;
- смысловое чтение.
Коммуникативные:
- готовность получать необходимую информацию, аргументировать свою точку зрения;
- умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и работать в группе;
- умение скорректировать свои действия.
Методы: практический, частично-поисковый, проблемный.
Используемые технологии: информационно-коммуникационные.
Формы работы: беседа, комментированное чтение, работа с иллюстрациями, документами, групповая работа фронтальная работа, работа в парах.
Ресурсы: Л.Ф. Иванова, Я.В. Хотенкова. Рабочая тетрадь «Обществознание» 6 класс. М., 2011; компьютерная презентация, аудиозапись мультфильма «Теремок», видеофрагмент «Сказка о рыбаке и рыбке», «Каникулы в Простоквашино», компьютер, интерактивная доска, мел, кружочки разных цветов.
Характеристика класса:
Всего в классе 20 учащихся, из них 13 мальчиков, 7девочек.
Общий темп деятельности класса – выше среднего, но есть учащиеся, которые испытывают проблемы в учебной деятельности, с ними организованы дополнительные занятия – 2 ученика 7 вида, 1 ученик – 8 вида . Внимание у большинства детей устойчивое, долговременная память сформирована достаточно, отмечается высокий уровень познавательной активности. Правила поведения на уроке усвоили на удовлетворительном уровне. Активность достаточно высокая на уроках гуманитарного цикла, намного ниже на уроке математике. Все дети с удовольствием ходят в школу. Высокий уровень школьной мотивации показали 15 человек, средний – 5 человек. Уровень сплочённости коллектива (52%). Следует отметить, что в результате совместной работы учащихся, учителей, родителей и классного руководителя прослеживается динамика развития коллектива. По мнению учащихся и их родителей в классе хороший микроклимат,100% учащихся чувствуют себя комфортно,85 % имеют высокий уровень школьной мотивации и 15% средний. Диагностика уровня воспитанности показала, что высокий уровень продемонстрировали 42% , достаточный – 30%, средний – 28% учащихся.
Дети, в целом, дружелюбные, внимательные друг к другу. В школе себя чувствуют комфортно. На переменах многие любят рисовать, играть в настольные игры. Нормы поведения и общения, в основном, соблюдают.
Время, отведенное на все этапы урока, было рационально распределено. Поддерживался высокий темп работы учащихся.
Урок начинается с организационного момента, цель которого настроить учащихся на работу и на восприятие материала. Следующий этап – актуализация знаний, где ребятам предлагалось ответить на вопросы, поработать в Рабочей тетради, предложена притча, представлена пантомима сказки «Репка» и постановлена проблема. Этот этап позволил быстро включить учащихся в ход урока, активизировать познавательную деятельность.
Следующий этап урока – поисково-исследовательский. Использовались такие формы работы: эвристическая беседа, работа по слайдам презентации, прослушивание аудиозаписи сказки «Теремок», просмотр видеофрагментов: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Каникулы в Простоквашино», учащиеся работали с текстом учебника, историческими документами, разгадывали шараду. В ходе этапа был проведён социологических опрос.
Для снятия усталости и утомления проведена физминутка, позволяющая детям снять напряжение и усталость.
Этап рефлексии предполагал проведение теста на интерактивной доске.
Завершающим этапом было подведение итогов, оценка учащимися своих результатов учебной деятельности, в результате блиц-опроса».
Между всеми этапами четко прослеживалась логическая связь и завершенность каждого этапа.
При планировании урока были учтены психологические особенности учащихся. Высокая работоспособность учащихся в течение всего урока обеспечивалась за счет грамотного использования форм и методов работы.
По моему мнению, урок прошел успешно, реализованы все поставленные цели и задачи урока. Урок прошел на высоком эмоциональном уровне. Выбранные формы и методы обучения способствовали созданию на уроке положительной психологической атмосферы. Общение учащихся и учителей доброжелательное, доверительное. Самоанализ урока (Приложение 3)
Перспективы педагогической деятельности: разработать цикл уроков с использованием Информационной географии как наиболее эффективным (на мой взгляд!) средством активизации познавательной деятельности учащихся 9-11 классов.
Сценарий урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1 этап. Мотивационный | |
1. Создает благоприятную обстановку. 2. Актуализация по пройденной теме с уточнения знаний учащихся, которыми они овладели в курсах начальной школы («Окружающий мир», «Рассказы по истории»). 2.1. Рубрика «Вспомни» – Как был устроен дом человека в Древней Руси? 2.2. Рабочая тетрадь с. 20 - Какую работу выполняли мужчины и женщины в домашнем хозяйстве (работа в парах) (Приложение 1) 2.3. Какие предметы, необходимые в доме делались руками самих домочадцев? (групповая работа) 3. Постановка проблемы. 3.1. Притча «Витязь на распутье» Случилось это в Третьяковской галерее у картины русского живописца Виктора Михайловича Васнецова (1848 – 1926) «Витязь на распутье». «А ты как бы поступил?»- спросил седовласый дедушка у своего пятилетнего внука, когда они стояли перед этой знаменитой картиной. «Повернул бы назад и помчался бы прямо домой!»- не задумываясь, ответил внук. Вряд ли стоит осуждать мальчика, за то, что он захотел вернуться домой. Слайд 1 3.2. Пантомима сказки «Репка» - Вам никого не напоминают герои нашей сказки? Очень часто мы не откликаемся на призыв о помощи наших близких, тем самым, огорчая их. 4. Постановка проблемного вопроса «Для чего необходим совместный труд в семье?» | 1. Учащиеся готовятся к уроку. 2. 1. Учащиеся отвечают, как был устроен дом человека в Древней Руси. 2.2. В рабочей тетради мальчики отмечают, какую работу выполняли женщины, а девочки какую мужчины. 2.3. Из предоставленного перечня предметов выбирают те, которые изготавливали сами домочадцы. 3.1. Учащиеся рассматривают картину Васнецова «Витязь на распутье. (Заросло бурьяном древнее поле. Черный ворон зловеще летает. Вокруг тлеют кости. Перед витязем камень: «Направо пойдёшь – коня потеряешь, налево пойдёшь – сам пропадешь, прямо отправишься – вместе с конём погибнешь» Одинокой воин, сидя на коне и опустив копье, задумчиво читает надпись и решает, что делать, какой путь выбрать). Отвечают на вопрос - От чего зависит, чтобы дом стал для каждого члена семьи местом, где всем тепло и уютно? 3.2. Предварительно несколько учеников, получили задание подготовить пантомиму сказки «Репка», но только члены семьи не спешат на помощь дедушке. 4. Дискуссия учеников. |
2 этап. Поисково-исследовательский | |
1. Работа с презентацией. Слайд 2 Эвристическая беседа. 1.1. Почему важной характеристикой семьи является совместный труд и ведение хозяйства. 1.2 Какие потребности вы знаете? Нужно обязательно помнить, что от труда всех членов семьи зависит её благополучие. Ведь за каждым человеком признается право без принуждения и без вмешательства посторонних создать такой порядок в собственном доме, который он считает наилучшим для себя и своей семьи. 1.3. Аудиозапись фрагмента детская сказки Маршака «Теремок» в формате mp3 Слайд 3 «Мышка-норушка – толокно толчет, Лягушка-квакушка – пироги печет, А петух на подоконнике – играет на гармонике, Серый ёжик свернулся в клубок – Он сторожит теремок». - Как вы думаете, почему я привела эти строчки и как их можно отнести к нашему уроку? 1.4. Учитель: Правильно – это распределение обязанностей в семье. Семьи бывают разные по своему составу, способностям, возможностям участия в совместных делах. Поэтому, дать один для всех совет, как лучше распределить обязанность – трудно. Главное желание и стремление каждого члена семьи вложить свои силы в создание домашнего уюта. Домашние дела найдутся для всех домочадцев. Социологический опрос. Слайд 4 2. Первичная рефлексия. 3. Просмотр видеофрагмента. «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина и мультфильма «Трое из Простоквашино». Слайд 5 3.1. Почему эти мультфильмы я вам предложила? 3.2. Результат у них был одинаковый? 3.3.Почему их действия дали разный результат? 3.4.Комфорт в доме – это роскошь или необходимость? 3.5. Чем экономный человек отличается от жадного? Какие из этих качеств можно назвать положительными? 4. Учитель: Перед вами шарада – разгадайте её и узнаете, о каком хозяине мы с вами будем говорить дальше. Слайд 6 4.1. Подготовьте устный портрет рачительного хозяина. 5. Физминутка 6. Практическое задание. Используя текст учебника выполнить задание в рабочей тетради 1 стр. 19 7. Групповая работа с документами. 1 группа «Поучение Владимира Мономаха своим детям» (XII век) 2 группа «Домострой» Сильвестр (XVI век) (Приложение 2) | Отвечают на вопросы учителя. Работают по слайдам презентации. 1. 1. Совместный труд помогает удовлетворять необходимые для жизни потребности. 1.2. Биологические, социальные и духовные. 1.3. Учащиеся отвечают на вопрос В приведённом отрывке говорится о распределении обязанностей в семье. 1.4. Социологический опрос Как распределить домашние обязанности? Красный кружок - Поровну Синий кружок - По желанию Зелёный - По силам Жёлтый - По способностям 2. Работа с иллюстрацией в учебнике стр. 34 3. Просмотр видеофрагментов. Ответы на вопросы 3.1. И старуха, и кот Матроскин одинаково заботились об улучшении своего домашнего хозяйства. 3.2. Нет 3.3. Потому что у них были разные ценности, стремления. Один вкладывал душу в свой труд, а старуха хотела все получить просто так). 3.4. Голосование детей Красный кружок – роскошь; синий - необходимость. Затем доказывают свою точку зрения. (Необходимость. Но наши желания должны совпадать с нашими возможностями). 3.5. Высказывают свою точку зрения. 4. Разгадывание шарады. 4.1. Работа с текстом учебника с. 80-81. 5. Делают физминутку 6. Заполнение таблицы, запись термина «экономика», «хозяйство», «ресурсы»
7. Прочитайте документы и выберите, на ваш взгляд, 5 самых важных правил, которые нужны и сегодня в домашнем хозяйстве. Измените, если потребуется, эти правила на современный лад. |
3 этап. Рефлексия | |
1. Тесты (интерактивная доска) Слайд 7-11 2. Итак, давайте подведем итоги урока. Сегодня на уроке мы думали, анализировали, наблюдали, обобщали. 2.1. Скажите, получилось ли у вас быть исследователями. Что вам помогло в этом? 2.2. А что мешало? Нам есть над чем работать на следующих уроках. | 1. Учащиеся работают с тестом. 2.1. Быть устремленным и трудолюбивым. 2.2. Неумение рассуждать, плохое чтение, плохая память. |
4 этап. Подведение итогов | |
| 1. Выставление оценок. 2. Блиц-опрос 1. Своей работой на уроке я доволен / не доволен 2.Урок для меня показался коротким / длинным 3.За урок я не устал / устал 4.Мое настроение стало лучше / стало хуже 5.Материал урока мне был понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен легким / трудным |
Домашнее задание Слайд 13 | |
Параграф 4 задание на выбор 1. «Уют в доме своими руками» учащимся предлагается принести на урок созданные самостоятельно готовые вещи или рассказать о вещах (изделиях, приспособлениях, украшениях, подарках близким, различных поделках и т. п.), которые они могут сделать сами для создания комфорта в доме или использования в домашнем хозяйстве. 2. Мини-проект «Как правильно распределить обязанности в семье» 3. Сделать презентацию «Полезные предметы и бытовая техника». |
Приложение 1
Приложение 2
Из «Поучения Владимира Мономаха своим детям» (XII век)
В дому своем не ленитесь, чтоб не посмеялись приходящие к вам ни над домом вашим, ни над обедом вашим.
Остерегайтесь лжи и пьянства - от этого погибает душа и тело.
А куда не пойдете, где не остановитесь, везде напойте и накормите просящего.
Больше всего чтите гостей, если не можете одарить его, то угостите едой и питьем.
Больного посетите, мертвого проводите, ведь все мы смертны.
Что знаете хорошего, того не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь.
Ни единого человека не пропустите, не поприветствовав его и не одарив его добрым словом.
Жену свою любите, но не давайте ей над собой власти.
Весь порядок в дому, отрок мой, сам устанавливай, и сам порядок содержи, как я делал.
Из сборника поучений священника Сильвестра («Домострой» XVI век)
И всякую бы еству, и мясную и грибную, жена сама бы знала и умела бы сделать
Муж ли придет или гости всегда бы за рукоделием сидела жена. То ей честь и слава и мужу похвала.
Стол, блюда, ложки и всякие ковши, воды согрев с утра, перемыти и вытерьти и высушить. А после обеда и вечерни также.
Изба, и стены, и лавки, и скамьи, и пол, и окна, и в сенях и на крыльце- вымыть и вытереть, и вымести и выскресть- чтоб всегда было бы чисто.
А если только жены или сыны не слушают и не внимают, и не боитца – надо плетью постегать, но побить не перед людьми, а наедине.
А про всяку вину по уху не бити, ни кулаком, ни пинком, ни посохом, а то многие болезни могут приключиться. А плетью бережно бити: и разумно и больно и страшно.
Огород и сад вести.
А житницах был бы всякий запас и всякое жито: рожь, овес и пшеница и не сгноено и не затхло бы.
А всему бы была мера и счет: сколько чево привезут – записати, сколько чево отдаст в расход или займы, тоже записати.
Приложение 3
Самоанализ эффективности урока обществознания в 6 классе по теме «Семейное хозяйство»
выполнен по методике математической оценки эффективности учебных занятий, изложенной в книге В.П.Симонова «Урок: планирование, организация и оценка эффективности» ( М.: Перспектива, 2010. – с.103-123).
№ па-раметра | Самохарактеристика преподавателя | Матема-тическая самооценка: 1- 4 балла |
1.1. | Свободное владение своим предметом, но имея план, периодически, изредка обращается к нему | 4 |
1.2. | Умелое ведение диалога с учащимися, рациональное использование доски, чёткие записи, красивые, логически стройные выводы | 4 |
1.3. | Речь носит образный и эмоциональный характер, организована работа с новыми терминами, выделяется главное в содержании учебного материала, делаются повторы, но несколько завышен темп | 3 |
1.4. | Демократический, доброжелательный стиль общения, высококультурная манера поведения, оказывает положительное воздействие на учащихся | 4 |
1.5. | Элегантный внешний вид преподавателя, богатая мимика и адекватные жесты хорошо дополняют стиль общения преподавателя с учащимися | 4 |
2.1. | На занятии прослеживался двусторонний поток вопросов от преподавателя к учащимся, от учащихся к преподавателю, что характеризует высокий уровень их активности. Творчество, самостоятельность учащихся проявлялись средне, однако, примерно 70% времени они работали самостоятельно | 3 |
2.2. | Большая часть учащихся осознанно отвечает на вопросы и даёт правильные ответы. Однако речь не отличается лаконичностью, а ответы глубиной и полнотой | 3 |
2.3. | Групповая коллективная работа на уроке. | 4 |
2.4. | Дисциплина у учащихся в норме, т.к. почти все они заняты делом. Чувствовалось, что учащиеся заинтересованы предметом, этому способствовали новизна содержания предмета, привлечение ТСО и весь стиль общения на уроке | 4 |
3.1. | Принцип научности (как синоним достоверности, аргументированности и доказательности) соблюдался полностью. Принцип доступности и посильности также реализован хорошо, т.к. преподаватель пытался организовать дифференцированный подход к учащимся | 4 |
3.2. | Содержание учебного материала преподаватель пытался увязать с практикой. Однако, часть учащихся испытывает затруднения в умении выделять ведущие идеи в изучаемом материале | 3 |
3.3. | Новизна и привлекательность учебной информации не подлежит сомнению, к тому же учитель опирается на принцип проблемности | 4 |
3.4. | Объём учебного материала, предложенный за это занятие, в норме; домашнее задание дано с комментариями и методическими указаниями по его выполнению | 4 |
4.1. | Не совсем рационально распределено время, что привело к задержке после звонка на 3 минуты | 3 |
4.2. | Эффективно использовался проектор на уроке при демонстрации презентации и видеофрагментов, учащиеся на партах имели экземпляры текстов для поиска ответов на вопросы. | 4 |
4.3. | Методы и приёмы обучения, использованные в ходе проведённого занятия, соответствовали его логике, а также возрасту и развитию учащихся | 4 |
4.4. | Вследствие хорошей обратной связи все учащиеся были заняты продуктивной учебной деятельностью | 4 |
4.5. | Контроль за знаниями учащихся достаточно эффективен: все оценки объявляются и мотивируются, преподаватель комментирует ответы учащихся | 4 |
4.6. | В эстетическом плане занятие выдержано безукоризненно (дизайн аудитории, эстетика работы на доске довольно высокие) | 4 |
4.7. | Правила по технике безопасности при работе с компьютером и проектором соблюдались | 4 |
5.1. | Цель занятия сформулирована конкретно, лаконично и чётко | 4 |
5.2. | Цель реальна для достижения и носит практический характер, т.е. ориентирована на формирование умений | 4 |
5.3. | Цель занятия достигнута, однако итог занятия подведён скомканно | 3 |
5.4. | Мировоззренческая направленность занятия в целом прослеживается хорошо. Сама тема этого занятия связана с жизнью, и преподаватель умело использует эти возможности, показывая стратегии поведения в конфликтной ситуации | 4 |
5.5. | Диалогический способ ведения занятия, выполнение познавательных заданий, выбор оптимального способа работы совместными усилиями – всё это оказало положительное влияние на умственное воспитание и развитие учащихся | 4 |
ИТОГО | 94 баллов |
Выводы, сделанные учителем после самоанализа
По первому параметру:
1. Следить за темпом своей речи на уроке.
По второму параметру:
1. Усовершенствовать методику проведения самостоятельных работ, продумывать их завершение со взаимопроверкой и самопроверкой.
По третьему параметру:
Продолжать работу по формированию у учащихся умения выделять ведущие идеи в изучаемом материале.
По четвёртому параметру:
1. Рациональнее использовать время занятий. Занятия стараться завершать вовремя.
2. Особое внимание уделять этапу закрепления.
По пятому параметру:
Добиваться достижения дидактической цели для всех учащихся – как для сильных, так и для отстающих.
Учитель обществознания:______________ (Н.А. Гудим)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока "Сельское хозяйство Краснодарского края".
Цели и задачи урока: Коррекционно - образовательная:• сформировать у учащихся представления о сельском хозяйстве Краснодарского края.Ко...
Презентация к уроку "Сельское хозяйство Краснодарского края".
Кубань является важнейшим сельскохозяйственным регионом страны. Не случайно её называют житницей России. Посевные площади сосредоточен...
презентация по географии к уроку "Сельское хозяйство мира"
презентация содержит иллюстративный, статистический материал, необходимый при изучении данной темы...
урок "Семейное хозяйство"
Технологическая карта урока по обществознанию 5 класс (ФГОС)...
Урок "Сельское хозяйство" 8 класс. Презентация к уроку
Сельское хозяйство России....
Обществознание. 5 класс. 8 урок: Семейное хозяйство
Данный материал по обществознанию для 5-х классов составлен с учетом федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), в соответствии с учебным пл...
География России. Урок "Сельское хозяйство.Растениеводство"
Презентация урока географии в 9-х классах. Курс "География России: природа, население, хозяйство".Тема "Сельское хозяйство. Растениеводство"УМК Сферы...