Урок по обществознанию в 9 классе «Права и обязанности»
методическая разработка по обществознанию (9 класс) по теме

Интерактивный урок по обществознанию в 9 классе позволяет изучить материал 2-й главы конституции через прешение проблемных заданий. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок

по обществознанию

в 9 классе

«Права и обязанности»

Учителя истории и обществознания

МБОУ «МЭЛ им. А.Г. Шнитке»

г. Энгельса, Саратовской области

Андреевой-Люксембургской

Елены  Борисовны.

Цель урока: Систематизация знаний учащихся о правах и обязанностях граждан.

Задачи урока: 1.Изучение текста Конституции (права и свободы человека и                       гражданина). 2.Работа с документом, применение положений Конституции к реальным ситуациям. 3.Формирование правовой культуры школьников, уважения к основному закону страны, понимание внутреннего единства прав и обязанностей.

I. Вступительное слово учителя: - Сегодня на уроке мы продолжаем работать с основным законом нашей страны – Конституцией РФ. Тему урока нам подскажет небольшая миниатюра.                        

Сценка: Ссора.

Действующие лица: мать, дочь.

Мать. Почему так поздно? Где была?

Дочъ. Мам, время лишь 9 часов, я у подруги задержалась.

Мать. Вот только по подругам и ходишь.

Дочь. Мама мы реферат вместе писали.

Мать. Надоело тебя тащить, взрослая уже. Иди работать, а учиться, если уж так хочешь, в вечерней школе можно. А то кормишь, поишь, а ты не благодарная…

Дочь. Мама, но мне только 16 лет,  куда меня возьмут без образования. А по дому  я всё делаю.

Оцените с точки зрения закона эту ситуацию.

 

Тема урока: Права и обязанности.

1.Дайте определение понятию Конституция.  

2.Решитете тесты:

3.Поменяйтесь тетрадями, проверьте работу одноклассника.

1вариант.                                                     2вариант.

1-Б                                                               1-А

2-Г                                                               2-А

3-Г                                                               3-В

4-Б                                                               4-А

5. 1-Б                                                           5. 1-В

    2-В                                                               2-Б

    3-А                                                               3-А

II. Продолжим работу с текстом Конституции.

4.Прочитайте указанные статьи Конституции, найдите, что их объединяет.

-статьи: 20-23, 25, 27-29    личные права и свободы                

-статьи: 30-33                     политические права и свободы      

-статьи: 34-37                     экономические права и свободы    

-статьи: 37-40                     социальные права и свободы          

-статьи 43-44                      культурные права и свободы          

5.Работа групп с заданиями – карточками.

КАРТОЧКА 1.

Частный предприниматель Смирнов Л. выкупил  помещение на первом этаже в здании 19 века в исторической части города. Поставил  вместо старых окон большие пластиковые витражи, украсил фасад здания рекламой своего магазина, вырубил стоящие рядом  деревья, заасфальтировал этот участок под автомобильную парковку.

Учащиеся  должны назвать право на предпринимательскую деятельность, на собственность, обязанности беречь природу и исторические памятники. (ст.34,35,36, 44,58.) Ситуация рассматривается не только с позиций права, но и морали.

КАРТОЧКА 2.

Выпускница  экономического техникума  Лаврова Н. прошла успешно собеседование и начала устраиваться на работу бухгалтером в магазин  предпринимателя  Смирнова Л., когда выяснилось, что она ждет ребёнка. Смирнов Л. отказался её принимать на работу, мотивируя свой отказ, тем, что беременная  женщина  будет плохой работник.

Учащиеся должны назвать право на труд, на предпринимательскую деятельность, равенство в правах вне зависимости от пола, национальности и т.д. (ст.35, 34, 37, 38, 19).

Учитель добавляет информацию: ст. 3 Трудового кодекса РФ – Запрещение дискриминации в сфере труда.

Каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав. Никто не  может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества  независимо от пола, расы, национальности,  происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.

КАРТОЧКА 3

Предприниматель,  Смирнов Л. принимая, на работу  продавщицу  Новикову Т. сообщил  ей  условия работы. Неделю работаешь с 8 до 21 часа, неделю отдыхаешь. Отпуск, больничный -  за свой счёт или как договоришься  со сменщицами, (можно потом отработать). Зарплата – минимальная,  остальное, как сможешь, голодных при продуктах  не бывает.   Будут жалобы покупателей – сразу  увольняю,  недостачу  платишь из своего кармана.

Учащиеся должны назвать право на труд, его оплату, право на отдых (ст. 37, 39, 46)

Учитель добавляет информацию: ст. 91 Трудового кодекса РФ – Нормальная продолжительность рабочего времени не должна превышать 40 часов в неделю. Ст.114- Работникам предоставляются ежегодные отпуска с сохранением места работы и среднего заработка. Ст. 115 – продолжительность  ежегодного отпуска – 28 календарных дней. Ст.183 – При  временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику  пособие по временной нетрудоспособности.)

Беседа с учащимися как не попасть в подобную ситуацию – заключать трудовой договор.

КАРТОЧКА  4.

Смирнов Л. объясняет, что ему некогда  контролировать  учёбу своего сына, так как целыми днями он работает, жена  сыном  занимается, но проверить домашнее задание уже не может  (так как всё давно забыла). Уроки сын пропускает, потому что к нему придираются  учителя, ставят двойки и требуют чтобы, он нанял репетиторов, хотя это их работа.

Учащиеся должны назвать право на образование и право на справедливую оплату труда, обязанность родителей заниматься воспитанием, обеспечить образование своего ребёнка.(ст.43, 37, 38.)

Беседа с учащимися о подобных случаях и путях их решения.

КАРТОЧКА  5

Несовершеннолетний  Смирнов А., желая сорвать контрольную работу, позвонил в школу и сообщил о заложенной бомбе.    Директор школы перезвонил по определившемуся номеру. По телефону  ответила  Смирнова Т. и заявила, что брат давно в школе, а она никуда не звонила.

Учащиеся должны назвать право на образование, не свидетельствовать против себя и своих близких, знать, что виновность определяет суд (ст.51, 49, 46). Учитель добавляет информацию: ст.207 УК РФ – Заведомо ложное сообщение об акте терроризма наказывается лишением свободы на срок до трёх лет или штрафом в размере от 200 до 500 минимальных размеров оплаты труда. С родителей несовершеннолетнего  взыскивается сумма материального ущерба, причинённого ложным вызовом специальной оперативной бригады.)

 

III. Как связаны между собой права и обязанности?

Поэтому тему урока можно выразить афоризмом: Нет прав без обязанностей.

Домашнее задание: сочинение «Страна абсолютного права».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по обществознанию 9 класс Права людей

Цель: подвести учащихся к выводу о том, что  необходимо соблюдать и уважать права человека, выполняя обязанностиЗадачи: 1) сформировать понятие «право» и «обязанность», дать характеристику основн...

Открытый урок по обществознанию для 11 класса " Права и обязанности родителей и детей"

ПЛАН-КОСПЕКТ УРОКА Тема: Права и обязанности родителей и детей в рамках Семейного Кодекса Российской ФедерацииЦели занятия:Учебная: способствовать формированию правовых компетенций учащихся в во...

Урок обществознания в 9 классе "Права и обязанности человека и гражданина"

Данный материал содердит план- конспект урока, технологическую карту урока, презентацию и самоанализ урока....

Видеоурок по обществознанию на тему "Права и обязанности гражданина РФ"

Видеоурок по обществознанию на тему "Права и обязанности гражданина РФ"...

Конспект урока по обществознанию по теме: «Права и обязанности граждан» в режиме дистанционного обучения 7кл

Конспект урока по обществознанию по теме: «Права и обязанности граждан» в режиме дистанционного обучения 7кл...

Тест по обществознанию «В мире прав и обязанностей» (7-8 класс)

Тест по обществознанию «В мире прав и обязанностей» (7-8 класс)...