Урок обществознания в 9 классе "Права и обязанности человека и гражданина"
план-конспект урока по обществознанию (9 класс) по теме
Данный материал содердит план- конспект урока, технологическую карту урока, презентацию и самоанализ урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prava_i_obyazannosti_cheloveka_i_grazhdanina.rar | 694.26 КБ |
Предварительный просмотр:
План- конспект урока обществознания в 9 классе
на тему "Права и свободы человека и гражданина"
Цель:
расширить и углубить имеющиеся знания о правах и свободах человека и гражданина, раскрыть значение российских и международных правовых документов.
Задачи:
Обучающие: ознакомить с содержанием статей главы 2 Конституции РФ, Всеобщей декларации прав человека и Конвенции о правах ребёнка; сформировать у учащихся понимание всеобщего характера тех прав, о которых говорится в Декларации и Конвенции; показать способы их реализации и защиты в жизни.
Развивающие: продолжить формирование интереса к нравственно-правовым вопросам; способствовать развитию творческого мышления; развивать умения излагать собственную позицию, выслушивать и принимать во внимание позицию других.
Воспитывающие: воспитывать чувство ответственности за свои поступки, уважение к закону.
Оборудование: ноутбук и проектор, презентация, распечатки Конституции, Декларации и Конвенции, карточки для работы в группах.
Содержательная часть:
I. Этапы урока. (слайд – представление № 1)
1. Организационный этап.
Приветствия учителя и учащихся; фиксация отсутствующих; проверка внешнего состояния классного помещения; проверка подготовленности учащихся к уроку; организация внимания и внутренней готовности.
II. Этап всесторонней проверки домашнего задания.
1.Работа по карточкам (3 ученика).
2. Фронтальный опрос:
― Почему Конституцию принято называть законом высшей юридической силы? Докажите (текст К РФ ст. 15).
― Какие принципы правового государства нашли отражение в ст. 2,10, 15, 17, 18?
― В чём заключается высшая ценность для государства? ст. 2.
― Должны ли люди быть равными в своих правах? Почему?
― Всегда ли люди были равны?
― Что такое дискриминация?
Мини-итог.
III. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.
1. Вызов.
― Ребята, скажите, пожалуйста, кто знает, что такое ежемесячное детское пособие?
― Поднимите руки, в чьей семье, получают данное пособие? Чему оно равно? (227,72р)
― А где не получают?
― Как вы считаете, справедливо, что одни из ваших семей получают, а другие нет?
― А можно ли это назвать законным? Вот в этом нам с вами придется разобраться сегодня.
- Давайте вместе сформулируем тему нашего урока.
(слайд - «Права и свободы человека и гражданина» № 2)
2. Постановка цели и задач урока.
― Посмотрите на тему сегодняшнего урока и скажите, как этот урок может вам помочь в решении данной проблемы?
― А что ещё вы можете и хотите узнать на данном уроке?
(слайд - Цель: расширить и углубить имеющиеся знания о правах и свободах человека и гражданина, раскрыть значение российских и международных правовых документов № 3)
Как мы будем добиваться поставленной цели?
Перед вами лежат документы (слайд № 4), что мы должны сделать? (слайд № 5)
1. Ознакомить с содержанием статей главы 2 Конституции РФ, Всеобщей декларации прав человека и Конвенции о правах ребёнка.
2. Сформировать у учащихся понимание всеобщего характера тех прав, о которых говорится в Декларации и Конвенции.
3. Показать способы их реализации и защиты в жизни.
IV. Этап усвоения новых знаний.
Работать мы с вами будем по следующему плану (слайд - план урока № 6)
1. Работа с учебником.
― Прочитайте 1-3 абзацы учебника на стр.121 и выделите на полях карандашом основные аспекты понятия права человека.
― Зачитайте, сформулируйте кратко для записи в тетрадь. (слайд №7)
Право это…
- законодательно закреплённые нормы;
- выражают меру свободы;
- закреплены в международно-правовых документах и конституциях правовых государств (каталог прав).
2. Беседа.
― Скажите своими словами, что же такое право?
― Как принято называть совокупность правовых норм? (каталогом прав человека)
3. Разбор ситуации.
Беседа: Скажите, имеют ли право Антон и его друзья включать очень громко музыку? Почему?
― Но ведь только, что вы определили свободу как главное право человека. Значит по вашему, свобода имеет границы?
― И чем же определяются данные границы? (слайд – свобода № 8)
(слайд – афоризм № 9)
4. Работа с источником в планшете и переход к работе с Всеобщей Декларации прав человека).
Комментарии учителя.
5.Работа с документом (Декларация).
― Откройте учебник на стр.126, прочитайте основные статьи Декларации и дайте краткую характеристику ей.
― На столах перед вами лежит полный текст Декларации, прочитайте преамбулу и выделите основную мысль этого документа.
― Найдите, пожалуйста, статью, которая, по вашему мнению, гарантирует выплату детских пособий.
― Зачитайте, пожалуйста, статью, в которой говорится об ответственности гражданина перед обществом.
― Сделайте вывод. (Декларация- это эталон международного права и каждое государство должно стремиться к выполнению этого документа).
6. А теперь обратимся к Конституции РФ. Глава 2.
Давайте сравним нашу Конституцию с Декларацией (раздача карточек разного цвета).
Подводим итог.
7. Беседа о гарантиях и системе защиты прав в РФ.
― Вернёмся к началу нашего урока. Вы сказали, что считаете не справедливым, когда не всем выплачиваются детские пособия. Если вы считаете, что ваши права не соблюдаются или нарушаются, что нужно делать?
― В какой статье Конституции РФ говорится о праве на защиту своих прав? (45)
Работа в группах по слайду (стр.131) (слайд № 10)
- Президент РФ – главный гарант.
- Правительство РФ.
- Уполномоченный по правам человека.
- Судебная система.
8. Работа с документом.
Вступительная беседа: Скажите, пожалуйста, объём прав зависит от возраста? стр. 132
Работа с Конвенцией Прав ребенка (читаем Преамбулу, выделяем главную мысль)
(Слайд № 11)
1959г. – Декларация прав ребёнка (заявление о намерении),
1989г. – Конвенция прав ребёнка (юридически - обязующий документ 193 страны)
Цели:
1. закрепить правовой статус ребёнка;
2. закрепить обязанности государств - участников.
9. Работа с документом.
Найдите статью, которая, по вашему мнению, гарантирует выплату детских пособий.
10. Работа в группах. Разбор ситуаций.
Взаимооценка работы в группах.
V. Этап проверки понимания учащимися нового материала.
― Итак, с какими документами мы с вами познакомились?
― Что является основой этих документов?
― Все права человека должны быть такими, чтобы сохранить свободу, справедливость и мир на земле.
― Может ли человек защищать свои права? Как?
― Имеет ли свобода границы? Какие?
― Есть ли у человека и гражданина обязанности? Какие? (Ст.57-59)
VI. Этап обобщения и систематизации.
― Вернёмся к нашей проблеме с детскими пособиями. Скажите, что делать тем, кто не получает детские пособия?
― Могу ли я обвинить в этом работников соцобеспечения? Почему? (Пояснения)
ст.38-39.
― Как выяснить – кто виноват?
VII. Этап рефлексии.
Учитель предлагает оценить свою работу на уроке.
Закончите предложения:
- Сегодня я узнал…
- Было интересно…
- Было трудно…
- Я научился…
- Я смог…
- Меня удивило…
- Мне захотелось…
Д/задание:
Запишите д/з: §§ 14-15 – проработать текст,
ответить на вопросы 1-5, 7-9, выполнить задания 3,4.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по обществознанию Права и обязанности человека и гражданина
Разработка урока по обществознанию по теме: Права и обязанности граждан. В работу включены: ход урока, презентация, задания и лист самоконтроля учащегося....
Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина РФ
Презентация, которая может быть использована на уроках обществознания и права по теме "Конституция РФ", "Конституция РФ о правах и свободах человека и гражданина", а также во время проведения классног...
Права и обязанности человека и гражданина.
Права и обязанности человека и гражданина....
Урок обществознания по теме "Основные права человека и гражданина, зафиксированные в Конституции РФ"
Знание прав человека - это необходимость реальной жизни каждого человека. Знание прав необходимо важно для каждого человека, чтобы уметь правильно адаптироваться и жить в современном обществе....
Права и свободы человека и гражданина (по Конституции РФ). Обязанности человека и гражданина. Воинская обязанность.
Презентация к уроку в 10 классе "Права и свободы человека и гражданина (по Конституции РФ). Обязанности человека и гражданина. Воинская обязанность.".Год: 2020 г.Документальное сопровождение...
Права и обязанности человека и гражданина
Правовой лекторий по обществознанию и классных часов...