Уголовная ответственность несовершеннолетних.
план-конспект урока по обществознанию (9 класс) по теме
обществознание 9 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ugolovnaya_otvetstvennost_nesovershennoletnikh.doc | 87.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Уголовная ответственность несовершеннолетних
Цель урока: создать у учащихся представление о возникновении и
основаниях уголовной ответственности несовершеннолетних
Задачи урока:
- Раскрыть особенности уголовной ответственности несовершеннолетних; познакомить с возрастом наступления уголовной ответственности; углубить знания об уголовной ответственности.
- Продолжить работу над формированием умения пользоваться документами (УК РФ); научить применять полученные знания в конкретных ситуациях (практические задачи); формировать грамотную речь в процессе устных ответов.
- Продолжить воспитание у учащихся чувства ответственности за свои поступки, уважение к закону, законопослушание; воспитывать осознание необходимости и обязательного соблюдения законов.
Основные понятия: уголовная ответственность; преступление, уголовное
наказание, приговор, вина, деяние, общественная
опасность.
Оборудование: компьютер, медиапроектор, презентация; УК РФ,
Конституция РФ, СК РФ, ТК РФ, ГК РФ; раздаточный
материал.
Эпиграф: Пусть свершиться правосудие, даже если погибнет мир.
(латинское изречение)
Закон суров, но это закон.
(народная мудрость).
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание |
1.Организационный момент | Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке у нас гости, а гости это всегда радость. Давайте поприветствуем гостей и друг друга улыбкой. Желаю вам хорошего настроения на уроке. | Приветствие учителя. Проверка готовности к уроку | |
2.Актуализация опорных знаний. 3.Постановка цели урока. | Вся наша жизнь связана с правом, с действующими законами, юридическими нормами. Действительно, что бы человек ни делал, он вступает с другими людьми, организациями, коллективами и даже с государством в определенные отношения. Эти отношения регулируются нормами права, законом. - Как называются такие отношения? - Давайте вспомним о правоотношениях, их видах. Выполним задания № 1 на карточках. Однако поведение участников правоотношений не всегда является правомерным, ведь люди иногда нарушают предписанные нормы права. - О чем идет речь? - Выполнив задания № 2 (на карточках) вспомним о правонарушениях. - Выполнив задание № 3, вспомните, что следует за правонарушения. _ Что такое юридическая ответственность?
- Какой из этих видов юридической ответственности самый суровый? Почему? Сегодня на уроке мы выясним: - почему уголовная ответственность является самым суровым видом юридической ответственности; - каковы основные отличительные признаки уголовной ответственности; - в каком возрасте за правонарушение могут привлечь к уголовной ответственности, т. е. об уголовной ответственности несовершеннолетнего. Учимся рассуждать, при работе с практическим материалом; высказывать и доказывать свое мнение, правильно формулируя ответ. | Ответы учащихся Правоотношения – это социальные отношения, урегулированные нормами права; их участники наделены правами и обязанностями. Решают тестовые задания и проверяют Ответы уч-ся Правонарушение – это деяние (действие или бездействие) нарушающее нормы права. Решают тестовые задания. Выполняют задание: запишите слово пропущенное в схеме (юридическая ответственность) Юридическая ответственность – это применение мер государственного воздействия, в том числе принуждения, за противоправное деяние Уголовная ответственность (самые строгие, суровые наказания) | Приложение № 1 Тест слайде № 1 (+ анимация ответ) Приложение № 1 Тест на слайде № 2 (+ анимация ответ) Приложение №1 Слайд №3 |
4.Оформление тетрадей | Запишите число и тему урока «Уголовная ответственность». | Учащиеся записывают число и тему урока в тетрадь | Слайд №4 |
5.Формирование новых знаний. | «Многие детективные фильмы начинаются такими кадрами: в помещение вбегает человек и громко командует: «Дежурная бригада, на выезд! Обнаружен труп неопознанного мужчины с признаками насильственной смерти». Следующие кадры: на месте происшествия работают следователь, медицинский эксперт, криминалист; снимают отпечатки пальцев, составляю протокол осмотра места происшествия, опрашивают свидетелей преступления. Примерно так же и в реальной жизни: начинается сложная и кропотливая работа по выявлению лица, совершившего преступление, и привлечению его к уголовной ответственности». Каждое отступление человека от норм, принятых в обществе, встречает осуждение, а нарушение норм права влечет за собой определенные меры юридической ответственности. Наиболее суровым видом юридической ответственности является уголовная ответственность, т.к. она установлена законом за совершение преступления. Уголовная ответственность – это правовое последствие совершения преступления, заключающееся в применении к виновному лицу государственного принуждения в форме наказания. В России с 1997 года действует Уголовный Кодекс, как основной источник уголовных правоотношений. Согласно ст. 8 УК РФ уголовной ответственности и наказанию подлежит только лицо, виновное в совершении деяния, содержащего все признаки состава преступления. Преступление – это виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания. - Что может быть причинами наступления ответственности? - Работая в группах, с предложенными ситуациями, вам необходимо сформулировать причины наступления уголовной ответственности. - Назовите причины наступления уголовной ответственности. Таким образом, мы можем сказать, что каждое отступление людей от норм, принятых в обществе, влечет явное или скрытое осуждение, а нарушение норм права влечет за собой определенные меры уголовной ответственности. Основными особенностями уголовной ответственности являются: 1. Личностный характер (её несут конкретные лица, граждане). 2. Носит публичный характер (правосудие – только судом). 3. Равная ответственность за равные по тяжести деяния. 4. Наступает, когда лицо достигло определённого возраста. - Из предложенных ситуаций, выберите те, за которые наступает уголовная ответственность. Таким образом, уголовная ответственность наступает за совершение не любого правонарушения, а только преступления. - Как вы думаете, уголовная ответственность и наказание – это одно и то же? Наказание - особая мера государственного принуждения, применяемая к лицу, совершившему преступление. - Пользуясь статьей 44 УК РФ, перечислите виды наказаний. Факторами, определяющими наказание, являются:
- Работая с таблицей (указаны примеры преступлений), определите, какие обстоятельства являются смягчающими, а какие отягчающими ответственность. - Вспомните, с какого возраста человек считается совершеннолетним? - С какого возраста наступает уголовная ответственность граждан РФ? В соответствии со ст. 87 УК РФ несовершеннолетними признаются, какие лица? Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет достигают уже достаточно высокого уровня социализации (т.е. развития). У них появляется самостоятельность, целеустремленность, умение контролировать свое поведение, владеть собой. Однако для несовершеннолетних характерны: излишняя категоричность суждений, вспыльчивость, неуравновешенность, неспособность оценить ситуацию с учетом всех обстоятельств. Эти возрастные особенности обусловили возраст уголовной ответственности с 16 лет за совершение большинства преступлений. «Два брата Максим 13 лет и Илья 10 лет гуляли с собакой около одной из школ. Увидев 10-летнюю девочку, которая возвращалась из магазина, они решили отобрать у нее деньги. Старший брат подошел к девочке, достал из кармана нож и стал требовать у нее деньги. Та, испугавшись, отдала деньги». - Есть ли основание для наступления уголовной ответственности? - Кто понесет ответственность? Лица, достигшие ко времени совершения преступления 14-летнего возраста, подлежат уголовной ответственности по ст.20 УК РФ. Всего 20 составов таких преступлений. - Пользуясь ст.20 УК РФ, перечислите данные виды преступлений. - Давайте проверим, обратите внимание на слайд. К несовершеннолетним, признанными виновными в совершении преступлений, предусматривается два вида уголовно-правового воздействия: назначение наказания или применение мер принудительного воздействия. - Работая по группам, дайте характеристику видам воздействия на несовершеннолетних. За совершение ряда преступлений (оскорбление, нарушение ПДД), т.е. преступления небольшой или средней тяжести, несовершеннолетние могут быть освобождены от уголовной ответственности. К несовершеннолетнему могут быть применены принудительные меры воспитательного воздействия, если преступление совершено им впервые. Далеко не всегда пребывание в колонии благотворно влияет на подростка, совершившего преступление. Кроме данных мер по решению суда несовершеннолетнего могут поместить в спец.учреждение – спецшколу или спец.училище закрытого типа. - Давайте познакомимся с обращениями воспитанников колоний к своим сверстникам. Согласно статистическим данным преступления, которые совершаются на территории Алтайского края за последнее десятилетия, совершаются несовершеннолетними. - Каковы на ваш взгляд причины преступности среди несовершеннолетних? Преступлению всегда способствуют определенные причины и условия. Это неправильное воспитание и обращение с подростком в его семье, негативные явления внешней среды, нездоровая обстановка в нашем обществе, пьянство, наркомания. Отсутствие контроля и воспитания со стороны родителей порождает у подростков вседозволенность, склонность к употреблению спиртных напитков, наркотических веществ. | Учащиеся записывают понятие в тетрадь. Работа с понятием Ответы учащихся Учащиеся по группам работают и анализируют предложенные ситуации. Ответы учащихся Учащиеся работают с ситуациями, доказывают свою точку зрения. Нет, уголовная ответственность предшествует наказанию. Лицо, виновное в совершении преступления, привлекают к уголовной ответственности, а затем суд, рассмотрев уголовное дело, определяет ему наказание. Работа со статьей 44 УК РФ Работают с таблицей, а потом проверяют правильность на слайде. С 18 лет С 16 лет, а по отдельным преступлениям с 14 лет Работают со статьей, отвечают на вопрос: Лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось 14 лет, но не исполнилось 18. Работают с ситуацией, отвечают на вопросы, доказывают свое мнение. Братья Максим и Илья не понесут ответственности (не будут наказаны), т.к. им нет еще 14 лет. Возможно, их родители заплатят штраф. Учащиеся работают с документом (ст.20 УК РФ). Работают в группах с документами (ст.88 УК РФ и ст.90 УК РФ) Анализ обращений, высказывают свое отношение к сверстникам. Анализируют диаграмму Ответы учащихся | Слайд № 5 Словарь урока – уголовная ответственность Слайд № 6 Словарь урока – преступление Приложение № 2 Слайд № 7 «Причины наступления угол.ответственности» Слайд № 8 «Особенности угол.ответственности» Приложение №3 Слайд № 9 «Задание – выбери ситуации….» Слайд № 10 Словарь урока – наказание Приложение №4 Слайд №11 «Виды наказаний» Слайд № 12 «Факторы наказания» Приложение №5 Слайд № 13 Таблица (обстоятельства) Слайд № 14 (во время работы видеоклип муз.) Приложение № 2 Слайд № 15 словарь урока – несовершеннолетний Слайд № 16 - подростки Приложение № 6 (ситуация) Слайд № 17 Приложение № 2 Слайд № 18 «Виды преступлений» Приложение № 2 Слайд № 19 Приложение №7 «Из обращений воспитанников колоний…» Приложение №8 диаграмма «Статистика преступности» Слайд № 20 Слайд № 21 (беспризорники) |
6.Закрепление изученного материала | 1. Почему уголовная ответственность самый суровый вид юридической ответственности? 2. С какого возраста наступает уголовная ответственность? Для закрепления давайте выполним задания:
- Перечислите виды юридической ответственности.
«12 летний Александров проник в дом гражданки Петровой и похитил деньги в сумме 10тысяч рублей. Есть ли основания для привлечения к уголовной ответственности Александрова?» | Ответы учащихся Работа с тестом (проверка на слайде) Дисциплинарная, уголовная, административная, гражданская. Решение задач «Нет, т.к. он не достиг возраста, с которого наступает уголовная ответственность. В данном случае отсутствует один из необходимых признаков состава преступления» | Приложение 9 Слайд № 22-23 (+ анимация ответы) http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f6f96134-3dd8-4416-b4e6-edc744908bdb/29.swf |
7.Итог урока | 1. Что нового узнали на уроке? 2. Чему учились на уроке? 3. Над чем работали? | Ответы учащихся | |
8.Домашнее задание | 9 класс:
11 класс:
| Учащиеся записывают домашнее задание | Слайд № 24 Домашнее задание |
9.Рефлексия | -Продолжите предложения:
| Учащиеся продолжают одно из предложений | Слайд № 25 Рефлексия (предложения) |
- http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/be44f49f-8ae1-44d3-b6fa-4385674b1fd5/index_listing.html
- http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7afa3a91-0a01-0357-018b-3e62cf0c2092/%5BCIVSal1011_10-11_P2%5D_%5BTS_166%5D.swf
- http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f6f96134-3dd8-4416-b4e6-edc744908bdb/29.swf
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока "Уголовная ответственность несовершеннолетних"
Разработка урока опубликована в сборнике «Правовое образование в школе» М., «Школьная книга», 2008...
Презентация к классному часу "Административная и уголовная ответственность несовершеннолетних"
Презентация к классному часу по профилактике ассоциального поведения несовершеннолетних...
Проблемно-познавательное занятие "Уголовная ответственность несовершеннолетних"
В доступной форме раскрыты причины совершения преступлений несовершеннолетними и возможные способы предупреждения их....
уголовная ответственность несовершеннолетних
уголовная ответственность несовершеннолетних. тест для 9 класса...
конспект "Уголовная ответственность несовершеннолетних"
данную разработку можно применить как внекласное мероприятие и на уроке ОБЖ в 10 классе при изучении темы "Уголовная ответственность несовершеннолетних", а так же на уроке обществознания в 9 классепри...
Уголовная ответственность несовершеннолетних презентация для урока ОБЖ в 10 классе
презентация для урока ОБЖ в 10 классе "Уголовная ответственность несовершеннолетних"...
Разработка урока обществознания по теме Уголовная ответственность несовершеннолетних
Цельурока создать у учащихся представление об особенностях уголовной ответственности несовершеннолетних. Урок выстроен в частично - поисковой форме. При изучении материала, учащиеся ратотаюс с докумен...