Уголовная ответственность несовершеннолетних.
план-конспект урока по обществознанию (9 класс) по теме

Головчанская Нина Валерьевна

обществознание 9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ugolovnaya_otvetstvennost_nesovershennoletnikh.doc87.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Уголовная ответственность несовершеннолетних

Цель урока: создать у учащихся представление о возникновении и  

                       основаниях  уголовной ответственности несовершеннолетних

Задачи урока:

  1. Раскрыть особенности уголовной ответственности несовершеннолетних; познакомить с возрастом наступления уголовной ответственности; углубить знания об уголовной ответственности.
  2. Продолжить работу над формированием умения пользоваться документами (УК РФ); научить применять полученные знания в конкретных ситуациях (практические задачи); формировать грамотную речь в процессе устных ответов.
  3. Продолжить воспитание у учащихся чувства ответственности за свои  поступки, уважение к закону, законопослушание; воспитывать осознание необходимости и обязательного соблюдения законов.

 

Основные понятия: уголовная ответственность;  преступление, уголовное    

                                     наказание, приговор, вина, деяние, общественная

                                     опасность.

Оборудование: компьютер, медиапроектор, презентация;  УК РФ,  

                             Конституция РФ, СК РФ, ТК РФ, ГК РФ; раздаточный  

                             материал.

Эпиграф: Пусть свершиться правосудие, даже если погибнет мир.

 (латинское изречение)

                    Закон суров, но это закон.

(народная мудрость).

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

1.Организационный момент

 Здравствуйте, ребята!

Сегодня на уроке у нас гости, а гости это всегда радость. Давайте поприветствуем гостей и друг друга улыбкой. Желаю вам хорошего настроения на уроке.

Приветствие учителя. Проверка готовности к уроку

2.Актуализация опорных знаний.

3.Постановка цели урока.

Вся наша жизнь связана с правом, с действующими законами, юридическими нормами.

Действительно, что бы человек ни делал, он вступает  с другими людьми, организациями, коллективами и даже с государством в определенные отношения. Эти отношения регулируются нормами права, законом.

- Как называются такие отношения?

- Давайте вспомним о правоотношениях, их видах. Выполним задания № 1 на карточках.

Однако поведение участников правоотношений не всегда является правомерным, ведь люди иногда нарушают предписанные нормы права.

- О чем идет речь?

- Выполнив задания № 2 (на карточках) вспомним о правонарушениях.

- Выполнив задание № 3, вспомните, что следует за правонарушения.

_ Что такое юридическая ответственность?

 

- Какой из этих видов юридической ответственности самый суровый? Почему?

Сегодня на уроке мы выясним: - почему уголовная ответственность является самым суровым видом юридической ответственности; 

- каковы основные отличительные признаки уголовной ответственности;

- в каком возрасте за правонарушение могут привлечь к уголовной ответственности, т. е. об уголовной ответственности несовершеннолетнего.

Учимся рассуждать, при работе с практическим материалом; высказывать и доказывать свое мнение, правильно формулируя ответ.

Ответы учащихся

Правоотношения – это социальные отношения, урегулированные нормами права; их участники  наделены правами и обязанностями.

Решают тестовые задания и проверяют

Ответы уч-ся

Правонарушение – это деяние  (действие или бездействие) нарушающее нормы права.

Решают тестовые задания.

Выполняют задание: запишите слово пропущенное в схеме (юридическая ответственность)

 Юридическая ответственность – это применение мер государственного воздействия, в том числе принуждения, за противоправное деяние

Уголовная ответственность

(самые строгие, суровые  наказания)

Приложение № 1

Тест слайде № 1 (+ анимация ответ)

Приложение № 1

Тест  на

слайде № 2 (+ анимация ответ)

Приложение №1

Слайд  №3

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/be44f49f-8ae1-44d3-b6fa-4385674b1fd5/index_listing.html

4.Оформление тетрадей

Запишите число и тему урока «Уголовная ответственность».

Учащиеся записывают число и тему урока в тетрадь

Слайд №4

5.Формирование новых знаний.

«Многие детективные фильмы начинаются такими кадрами: в помещение вбегает человек и громко командует: «Дежурная бригада, на выезд! Обнаружен труп неопознанного мужчины с признаками насильственной смерти».

Следующие кадры: на месте происшествия работают следователь, медицинский эксперт, криминалист; снимают отпечатки пальцев, составляю протокол осмотра места происшествия, опрашивают свидетелей преступления.

Примерно так же и в реальной жизни: начинается сложная и кропотливая работа по выявлению лица, совершившего преступление, и привлечению его к уголовной ответственности».

Каждое отступление человека от норм, принятых в обществе, встречает осуждение, а нарушение норм права влечет за собой определенные меры юридической ответственности.

Наиболее суровым видом юридической ответственности является уголовная ответственность, т.к. она установлена законом за совершение преступления.

Уголовная ответственность – это правовое  последствие совершения преступления, заключающееся в применении к виновному лицу государственного принуждения в форме наказания.

В России с 1997 года действует Уголовный Кодекс, как основной источник уголовных правоотношений.

Согласно ст. 8 УК РФ уголовной ответственности и наказанию подлежит только лицо, виновное в совершении деяния, содержащего все признаки состава преступления.

Преступление – это виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания.

- Что может быть причинами наступления ответственности?

- Работая в группах, с предложенными ситуациями, вам необходимо сформулировать причины наступления уголовной ответственности.

- Назовите причины наступления уголовной ответственности.

Таким образом, мы можем сказать, что каждое отступление людей от норм, принятых в обществе, влечет явное или скрытое осуждение, а нарушение норм права влечет за собой определенные меры уголовной ответственности.

Основными особенностями уголовной ответственности являются:

1. Личностный характер

(её несут конкретные лица, граждане).

2. Носит публичный характер

(правосудие – только судом).

3. Равная ответственность за равные по тяжести деяния.

4. Наступает, когда лицо достигло определённого возраста.

- Из предложенных ситуаций, выберите те, за которые наступает  уголовная ответственность.

Таким образом, уголовная ответственность наступает за совершение не любого правонарушения, а только преступления.

- Как вы думаете, уголовная ответственность и наказание – это одно и то же?

Наказание - особая мера государственного принуждения, применяемая к лицу, совершившему преступление.

- Пользуясь статьей 44 УК РФ, перечислите виды наказаний.

Факторами, определяющими наказание, являются:

  1. Степень общественной опасности
  2. Личность виновного
  3. Обстоятельства смягчающие и отягчающие ответственность.

- Работая с таблицей (указаны примеры преступлений), определите,  какие обстоятельства являются смягчающими, а какие отягчающими ответственность.

- Вспомните, с какого возраста человек считается совершеннолетним?

- С какого возраста наступает уголовная ответственность граждан РФ?

В соответствии со ст. 87 УК РФ несовершеннолетними признаются, какие лица?

Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет достигают уже достаточно высокого уровня социализации (т.е.  развития). У них появляется самостоятельность, целеустремленность, умение контролировать свое поведение, владеть собой.

Однако для несовершеннолетних характерны: излишняя категоричность суждений, вспыльчивость, неуравновешенность, неспособность оценить ситуацию с учетом всех обстоятельств. Эти возрастные особенности обусловили возраст уголовной ответственности с 16 лет за совершение большинства преступлений.

«Два брата Максим 13 лет и Илья 10 лет гуляли с собакой около одной из школ. Увидев 10-летнюю девочку, которая возвращалась из магазина, они решили отобрать у нее деньги. Старший брат подошел к девочке, достал из кармана нож и стал требовать у нее деньги. Та, испугавшись, отдала деньги».

- Есть ли основание для наступления уголовной ответственности?

- Кто понесет ответственность?

Лица, достигшие ко времени совершения преступления 14-летнего возраста, подлежат уголовной ответственности по ст.20 УК РФ. Всего 20 составов таких преступлений.

- Пользуясь ст.20 УК РФ, перечислите данные виды преступлений.

- Давайте проверим, обратите внимание на слайд.

К несовершеннолетним, признанными виновными в совершении преступлений, предусматривается два вида уголовно-правового  воздействия: назначение наказания или применение мер принудительного воздействия.

- Работая по группам, дайте характеристику видам воздействия на несовершеннолетних.

За совершение ряда преступлений (оскорбление, нарушение ПДД), т.е. преступления небольшой или средней тяжести, несовершеннолетние могут быть освобождены от уголовной ответственности.  К несовершеннолетнему могут быть применены принудительные меры воспитательного воздействия, если преступление совершено им впервые.

Далеко не всегда пребывание в колонии благотворно влияет на подростка, совершившего преступление. Кроме данных мер по решению суда несовершеннолетнего могут поместить в спец.учреждение – спецшколу или спец.училище закрытого типа.

- Давайте познакомимся с обращениями воспитанников колоний к своим сверстникам.

Согласно статистическим данным преступления, которые совершаются на территории Алтайского края за последнее десятилетия, совершаются несовершеннолетними.

- Каковы на ваш взгляд причины преступности среди несовершеннолетних?

Преступлению всегда способствуют определенные причины и условия. Это неправильное воспитание и обращение с подростком в его семье, негативные явления  внешней среды, нездоровая обстановка в нашем обществе, пьянство, наркомания. Отсутствие контроля и воспитания со стороны родителей порождает у подростков вседозволенность, склонность к употреблению спиртных  напитков, наркотических веществ.

Учащиеся записывают понятие в тетрадь.

Работа с понятием

Ответы учащихся

Учащиеся по группам работают и анализируют предложенные ситуации.

Ответы учащихся

Учащиеся работают с ситуациями, доказывают свою точку зрения.

Нет, уголовная ответственность предшествует наказанию. Лицо, виновное в совершении преступления, привлекают к уголовной ответственности, а затем суд, рассмотрев уголовное дело, определяет ему наказание.

Работа со статьей 44 УК РФ

Работают с таблицей, а потом проверяют правильность на слайде.

С 18 лет

С 16 лет, а по отдельным преступлениям с 14 лет

Работают со статьей, отвечают на вопрос:

Лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось 14 лет, но не исполнилось 18.

Работают с ситуацией, отвечают на вопросы, доказывают свое мнение.

Братья Максим и Илья не понесут ответственности (не будут наказаны), т.к. им нет еще 14 лет. Возможно, их родители заплатят штраф.

Учащиеся работают с документом (ст.20 УК РФ).

Работают в группах с документами (ст.88 УК РФ и ст.90 УК РФ)

Анализ обращений, высказывают свое отношение к сверстникам.

Анализируют диаграмму

Ответы учащихся

Слайд № 5

Словарь урока – уголовная ответственность

Слайд № 6

Словарь урока – преступление

Приложение № 2

Слайд № 7

«Причины наступления угол.ответственности»

Слайд № 8

«Особенности угол.ответственности»

Приложение №3

Слайд № 9

«Задание – выбери ситуации….»

Слайд № 10

Словарь урока – наказание

Приложение №4

Слайд №11

«Виды наказаний»

Слайд № 12

«Факторы

наказания»

Приложение №5

Слайд № 13

Таблица (обстоятельства)

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7afa3a91-0a01-0357-018b-3e62cf0c2092/%5BCIVSal1011_10-11_P2%5D_%5BTS_166%5D.swf

Слайд № 14  (во время работы видеоклип муз.)

Приложение № 2

Слайд № 15 словарь урока – несовершеннолетний

Слайд № 16 - подростки

Приложение № 6

(ситуация)

Слайд № 17

Приложение № 2

Слайд № 18

«Виды преступлений»

Приложение № 2

Слайд № 19

Приложение №7

«Из обращений воспитанников  колоний…»

Приложение №8

диаграмма «Статистика преступности»

Слайд № 20

Слайд № 21 (беспризорники)

6.Закрепление изученного материала

1. Почему уголовная ответственность самый суровый вид юридической ответственности?

2. С какого возраста наступает уголовная ответственность?

Для закрепления давайте выполним задания:

  1. Тест «Уголовная ответственность»

- Перечислите виды юридической ответственности.

  1. Задачи:

«12 летний Александров проник в дом гражданки Петровой и похитил деньги в сумме 10тысяч рублей. Есть ли основания для привлечения к уголовной ответственности Александрова?»

Ответы учащихся

Работа с тестом (проверка на слайде)

Дисциплинарная, уголовная, административная, гражданская.

Решение задач

«Нет, т.к. он не достиг возраста, с которого наступает уголовная ответственность. В данном случае отсутствует один из необходимых признаков состава преступления»

Приложение 9

Слайд № 22-23 (+ анимация ответы)

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f6f96134-3dd8-4416-b4e6-edc744908bdb/29.swf

7.Итог урока

1.  Что нового узнали на уроке?

2. Чему учились на уроке?

3. Над чем работали?

Ответы учащихся

8.Домашнее задание

9 класс:

  1. §20, с. 173 – 180, пересказ; выучить понятия; с. 181 «В классе и дома» решить задачи № 1-5.

11 класс:

  1. §26, с. 298 – 308, пересказ; выучить понятия; написать эссе на тему «Закон суров, но это закон».

Учащиеся записывают домашнее задание

Слайд № 24

Домашнее задание

9.Рефлексия

-Продолжите предложения:

  1. У меня получилось ..
  2. Мне запомнилось …
  3. Я попробую ...
  4. Мне было трудно….
  5. Я познакомился……

Учащиеся продолжают одно из предложений

Слайд № 25

Рефлексия (предложения)

  1. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/be44f49f-8ae1-44d3-b6fa-4385674b1fd5/index_listing.html
  2. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7afa3a91-0a01-0357-018b-3e62cf0c2092/%5BCIVSal1011_10-11_P2%5D_%5BTS_166%5D.swf
  3. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f6f96134-3dd8-4416-b4e6-edc744908bdb/29.swf


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока "Уголовная ответственность несовершеннолетних"

Разработка урока опубликована в сборнике «Правовое образование в школе» М., «Школьная книга», 2008...

Презентация к классному часу "Административная и уголовная ответственность несовершеннолетних"

Презентация к классному часу по профилактике ассоциального поведения несовершеннолетних...

Проблемно-познавательное занятие "Уголовная ответственность несовершеннолетних"

В доступной форме раскрыты причины совершения преступлений несовершеннолетними и возможные способы предупреждения их....

уголовная ответственность несовершеннолетних

уголовная ответственность несовершеннолетних. тест для 9 класса...

конспект "Уголовная ответственность несовершеннолетних"

данную разработку можно применить как внекласное мероприятие и на уроке ОБЖ в 10 классе при изучении темы "Уголовная ответственность несовершеннолетних", а так же на уроке обществознания в 9 классепри...

Уголовная ответственность несовершеннолетних презентация для урока ОБЖ в 10 классе

презентация для урока ОБЖ в 10 классе "Уголовная ответственность несовершеннолетних"...

Разработка урока обществознания по теме Уголовная ответственность несовершеннолетних

Цельурока создать у учащихся представление об особенностях уголовной ответственности несовершеннолетних. Урок выстроен в частично - поисковой форме. При изучении материала, учащиеся ратотаюс с докумен...