Урок обществознания в 5 классе "Семейные ценности и традиции".ФГОС
методическая разработка по обществознанию (5 класс) по теме

Климчук Ольга Михайловна

В разработке предствавлены: презентация, материал для использования на уроке, раздаточные карточки для проверки знаний в начале урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semeynye_tsennosti_i_traditsii.rar1.33 МБ

Предварительный просмотр:

Урок: Семейные ценности и традиции

Цели и задачи: познакомить учащихся с семейными ценностями и традициями; рассказать о месте семейных традиций в современном обществе, раскрыть значение духовного опыта поколений в воспитании детей; познакомить с понятиями и терминами: семейные ценности, семейные традиции.

 

Планируемые результаты: учащиеся научатся называть и характеризовать семейные ценности; описывать праздники; смогут объяснить сущность и особенности семейных ценностей и традиций; овладевают принципом работы с учебником, в тексте которого встречаются схемы, дополнительный текст и вопросы; научатся участвовать в эвристической беседе, дискуссии; работать с документами, выполнять проблемные задания; применять навыки работы в группе.

Ход урока:

Притча: Из одного дома решило уйти Счастье. Трудно сказать почему, но решило. «Но режде, сказало Счастье, я исполню по одному желанию каждого члена той семьи, в которой жило долгие годы».

«Чего ты хочешь?» - спросило Счастье у хозяйки дома. А та ответила, что нет у неё шубы норковой, и получила хозяйка шубу.

Спросило Счастье взрослую дочь хозяйки: «Чего ты хочешь?»  - и та ответила, что замуж хочет за принца заморского, и вышла замуж за принца заморского.

Спросило Счастье сына хозяйки: «А ты чего хочешь?» - «Хочу, - говорит он, - велосипед, буду счастлив, если велосипед будет», - и получил мальчик велосипед.

И уже на пороге дома Счастье увидело хозяина и спросило: «А чего ты хочешь?» Хозяин подумал и сказал: «Хочу, чтобы из моего дома никогда не уходило тепло семейного очага».

И счастье выполнило просьбу хозяина и не ушло из этого дома, потому что счастье живёт только там, где горит семейный очаг!

Притча

В одной семье, несмотря ни на какие беды, обрушившиеся на неё как из рога изобилия, всегда царили мир, любовь и согласие. Никто не сердился и не ругался. Молва об этом дошла до жестокого правителя тех мест.  «Как это им удаётся жить, не ссорясь и не обижая друг друга?» - удивился он и приказал старшему мужчине того рода явиться во дворец. Старец, услышав вопрос правителя, взял лист бумаги и стал терпеливо писать на нём одно и то же слово – понимание, пока не написал его сто раз. «Так вот из чего вырастают любовь и дружба! Из желания понять, а не осудить друг друга!» - обрадовался правитель и с миром отпустил гостя.

Работа в группах:

1 группа.

Помнит ли кто-нибудь из вас, что такое семейный обед? Не тот, когда, отварив пачку пельменей и вскипятив суп из концентратов, присядем на маленькой кухоньке, наскоро проглотив то, что бог послал, и вновь вернёмся к своим делам. Нет! Хочется мне вспомнить о тех замечательных обедах по воскресеньям, когда вся наша многочисленная семья  собиралась за овальным столом в доме семейного патриарха - нашей         бабушки.

Ровно в три часа пополудни все садились за стол. Поправляли приборы, разложенные на крахмальной скатерти, щурились от солнечного луча, высверкнувшего на хрустальной грани бокалов, и внимательно обозревали стол. Каждый раз любовались мы бабушкиным искусством сервировки, старались до мельчайшей детали запомнить красоту натюрморта.

Главным украшением стола были знаменитые пироги, которые именовались бабушкиными. На узких листах возлежали пироги с рыбой, с мясом, с капустой. А на маленьком чайном столике их дополняли яблочные пироги с курагой.

Наши ноздри впитывали чудесные запах, рот наполнялся слюной, и все постепенно начинали роптать: «Пора бы и начать!» И вот входила бабушка, раскрасневшаяся и радостная, садилась во главе стола. «Ну что, дети мои?! – обращалась она ко всем. – Вроде бы все собрались, и я тому рада!». Это было что-то вроде команды. Сдвигались тарелки, стучали вилки, содержимое мисок, блюд, блюдец и селёдочниц перекочёвывало к нам в тарелки. Без сожаления нарушалась та красивая композиция, которой мы только что наслаждались.

За бабушкиным столом не раз мы решали важные дела, устраивали судьбу кого-то из родственников, обсуждали планы на будущее, давали советы. Порой за разговором не замечали мы, что сумерки опустились за окном. Бабушка включала свет, и над нами расцветал старый абажур с шелковыми кистями. Мягкий свет сглаживал острые углы, освещая наши лица и стол, подготовленный к чаю. И в эти минуты, глядя на своих двоюродных братьев, тёток и дядьев, понимал, что нет для меня ближе людей.

Позднее задумывался я: зачем бабушка устраивала раз в месяц для нас эти встречи? Сил и времени они забирают у неё очень много. И однажды она сама объяснила мне: «Милый мой, - говорила бабушка, расставляя тарелки накануне семейной встречи. – Вся наша родня связана одной фамилией. И я хочу, чтобы мы помнили о том. Собираю я вас и на обеды для того, чтобы привыкли вы к этому, чтобы появилась в вашей жизни необходимость хотя бы раз в месяц побыть вместе, посмотреть друг другу в глаза».

Действительно, наши семейные встречи, над которыми сначала подсмеивались, как над бабушкиной причудой, необходимостью. И сегодня встречаемся мы под старым абажуром. Кого-то уже нет, но дети заняли места, где когда-то сидели их родители. Новые родственники с интересом слушают наши воспоминания, наивно сожалея, что тогда их не было с нами.

Все так же бабушка, постаревшая и  седая, сидит во главе стола, смотрит на нас и ровно в три пополудни встаёт и обращается к нам: «Ну что, дети мои? Вроде все собрались, и я тому рада…»

(А.Максимова. «О семейном обеде»)

Вопросы:

- Опишите семейную традицию.

-В чём её смысл и назначение?

- Какую роль она играет в семье?

2 группа

Прекрасная традиция семейных чтений в наше время забыта и заменена газетами, радио и телевидением. Некогда вся семья собиралась вместе, и кто-то читал, а кто-то слушал, это создавало атмосферу духовного единения, будило фантазию, воображение. Это был живой мир, где шло рождение образов и начиналось творчество.

А.Н.Толстой вспоминал: «Когда ветер заводил песни в печных трубах, в столовой зажигалась висячая лампа над круглым столом, и отчим обыкновенно читал вслух Некрасова, Льва Тольстого, Тургенева…Моя мать, слушая, вязала чулки. Я рисовал или раскрашивал. Никакие случайности не могли потревожить этих вечеров.

Эта старая  семейная традиция особенно полезна для детей, да и взрослым она добавит приятных минут для совместного общения!

Вопросы:

- Опишите семейную традицию.

-В чём её смысл и назначение?

- Какую роль она играет в семье?

3 группа

Молодых людей, приходящих в гости к своим бабушкам и дедушкам влечёт за редким исключением, одна и та же потребность: они хотят, иногда очень страстно, пообщаться со старейшинами своей семьи. Та самая бабушка, которая обыгрывала меня в шашки в мои девять лет, в девятнадцать оказалась для меня мудрым другом и доверенным лицом. Она писала мне письма, длинные, освещающие все семейные новости. Когда я приезжал домой из колледжа, мы с ней подолгу беседовали. И знаете что? Бабушка внимательно меня слушала! Я вскоре обнаружил, что её приводят в восторг мои соображения И у неё гораздо больше времени на то, чтобы слушать меня, чем у моих родителей. Для ваших внуков и внучек, от начала переходного возраста и до свадьбы, самое, возможно, лучшее «развлечение», которое вы можете им предложить, - просто выслушать их, когда они хотят что-то сказать.

Один мудрец сказал, что старик, неторопливый и согбенный, снова способен замечать то же, что и маленькие дети, и рука его как раз вровень с рукой ребёнка, который совершает свои первые шаги. Жуки на асфальте, улитку под капустным листом, дрозда, тянущего червяка из чёрной и влажной от дождя земли, и всех их увидит маленький ребёнок со своим дедушкой.

Наши внуки живут в неправильных семьях, где их неправильно воспитывают неправильные родители – наши далёкие от совершенства сыновья и дочери вместе с нашими зятьями и невестками. Хотя все мы совершали ошибки, когда воспитывали своих детей, для нас найдётся утешительная весть: мы из-за собственной незрелости, воспитывая своих детей – теперешних родителей, - могли не оправдать всех надежд. Но Господь, дав дожить до внуков, поручает нам новое служение, чтобы исправить все ошибки нашего родительского несовершенства.

(Эпизод из книги Э.Виггена Дар вырастить внуков»)

Вопросы:

- Опишите семейную традицию.

-В чём её смысл и назначение?

- Какую роль она играет в семье?

Притча (завершение урока)

Давным-давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно. Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: «Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья, напишите, какой вы хотите видеть свою семью». Собралась эта огромная семья на семейный совет, и решили они, что надо относиться друг к другу с пониманием, любовью, уважением, добротой, заботой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обществознания по теме: "Ценности. Мотивы. Предпочтения". "Нам нужна одна победа, мы за ценой не постоим". 10-й класс

Цели урока: Обучающие: раскрыть понятия: ценности, мотивы, предпочтения, патриотизм Развивающие: самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов; ...

Семейные ценности и традиции

Родительское собрание в форме круглого стола. Классный руководитель знакомит родителей с понятиями  - ценности и традиции, с квалификацией понятий. Родители принимают участие в собрание - это их ...

Анкета "Семейные ценности и традиции" для родителей

Цель: Выяснить о трдициях и семейных ценностя обучающихся...

Интегрированный учебный проект: «Развитие и возрождение духовных, нравственных и культурных ценностей и традиций на примере христианского праздника- Православная Пасха»

Данный проект является творческим и направлен на:-развитие и возрождение духовных, нравственных и культурных ценностей и традиций-применения технологических знаний в самостоятельной практической...

урок обществознания 5кл "Семейные ценности и традиции"

Разработка урока по обществознанию ФГОС. Данная разработка урока предусматривает урок-исследования по теме Семейные ценности и традиции. Для 5 классов. К учебнику Кравченко Обществознание 5кл.ФГО...

Разработка к уроку обществознания "Главные вопросы экономики" 8 класс ФГОС

На уроке обучающиеся решают задачи, учатся давать определения понятиям, делают анализ различных источников. На уроке используется презентация со встроенным видеоматериалом из художественного фильма &q...

Урок «Семья, семейные ценности и традиции»

Воспитание чувств любви и гордости к своей семье, уважение к родителям, развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям, семейным ценностям....