Исследовательская работа конкурса "Моя законотворческая инициатива"
материал (обществознание , 10 класс) по теме
Государственная молодежная политика: реальность или необходимость?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sosh_44_severskiy_molodezhnaya_politika.docx | 336.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Всероссийский конкурс молодежи образовательных учреждений и научных организаций на лучшую работу «Моя законотворческая инициатива»
Региональный этап
Секция: «Молодежная политика»
Тема: «Государственная молодежная политика: реальность или необходимость?»
Автор: Науменко Алина Александровна,
10 класс, МБОУСОШ № 44 станицы Северской
МО Северский район Краснодарского края
Научный руководитель:
Батурина Юлия Викторовна,
учитель обществознания МБОУСОШ № 44 станицы Северской
МО Северский район Краснодарского края
2013-2014
Государственная молодежная политика: реальность или необходимость?
Науменко Алина Александровна
Краснодарский край, Северский район, станица Северская
МБОУ СОШ№44 станицы Северской МО Северский район, 10 класс
Научный руководитель Батурина Юлия Викторовна, учитель обществознания
МБОУ СОШ№44 станицы Северской МО Северский район
Введение.
Любое государство связывает свои надежды с молодежью. Но какую роль готово играть молодое поколение в развитии демократии, гражданского общества и правового государства? Вне всякого сомнения, этот вопрос ставится во всех государствах; актуален он и для России.
Молодежь наследует все достижения и проблемы в развитии общества и государства, одновременно формируя в себе образ будущего страны. Гражданственность, ответственность, знания и опыт, которые молодой человек получает в начале своего пути, он проносит через всю жизнь и, опираясь на них, воспитывает следующее поколение граждан. Мы обязаны это учитывать, так как каждый пятый российский избиратель – это молодой человек. Однако следует учитывать, не только исходя из количественных показателей, что вопрос вовлечения молодежи в законотворческий процесс исключительно важен. Изучение этого явления является достаточно актуальным. В настоящее время в русле происходящего в нашем обществе наблюдается возрождение политической активности молодежи, появление новых видов активности ее на избирательной арене, а следовательно необходимо и законодательное оформление молодежного движения.
Опыт последних десятилетий убедительно доказывает, что политических и экономических успехов добиваются именно те государства, которые уделяют повышенное внимание молодежи. Поэтому, интересы молодежи должны быть учтены при определении общенациональных приоритетов. Молодежь должна стать активным участником решения задач, стоящих перед государством и обществом. Необходимо на государственном уровне создавать условия для самореализации молодежи и стимулы для включения молодых в общественные процессы. Это расширит социальную базу преобразований, обеспечит социальное, культурное и экономическое воспроизводство и развитие страны.
Исходя из актуальности и степени изученности материала, цель исследовательской работы заключается в изучении государственной молодежной политики: является ли она только необходимостью времени или уже существующая реальность?
Для решения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить имеющиеся документы о молодежной политике государства;
- выделить основные проблемы молодежи;
- подготовить вопросы и провести социологическое исследование;
- проанализировать результаты исследования и сделать соответствующие выводы;
- внести предложения к формированию государственной молодежной политики РФ.
- Что собой представляет молодежь?
В 1968году В.Т.Лисовский предложил одно из первых определений молодежи: «молодежь - это поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающее общеобразовательные, профессиональные и культурные функции, подготавливаемое обществом к усвоению и исполнению социальных ролей. В зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодежи могут варьироваться от 16 до 30 лет».
Но, наиболее полное определение, что такое молодежь, дал И.С.Кон: «молодежь - социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения. Молодость как определенная фаза жизненного цикла биологически универсальна, но ее конкретные возрастные рамки, связанные с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общества, культуры».
Следует учитывать, что возраст имеет два параметра времени: отражение количества прожитых лет и отдельных качеств в общем процессе развития человека. В разные периоды жизни соотношение социального начала и биологического в личности неодинаково.
Молодежью традиционно считают социально-демографическую группу общества, которая находится на стадии социального и трудового самоопределения. Интервал времени между началом процесса социального и трудового самоопределения молодого человека и приобретением им определенного профессионального и общественного статуса является молодежным возрастом.
Возрастные рамки молодежного возраста в России определялись социально-политическими и экономическими условиями. В начале XX века это был интервал от 10-12 до 20 лет, затем он расширился до 15-30 лет. Для статистики эта возрастная группа была структурирована на 16-19, 20-24 и 25-29 лет. С тех пор отечественная социология и статистика определяют молодежный возраст 15 (16) - 29 (30) годами. Закон СССР в 1991г. «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР» определял молодежь как граждан СССР до 30 лет. Что определяется также и в соответствии со Стратегией государственной молодежной политики в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 года N 1760-р, к категории молодежь в России относятся граждане от 14 до 30 лет.
Что собой представляет молодежь сегодня. По результатам социологических исследований оказалось, что молодое поколение россиян неплохо информировано о своих правах, политических партиях и молодежных организациях, а также о том, кто может выражать ее интересы, представлять во власти и каковы его обязанности, но при этом, зачастую, этим не умеет пользоваться. Так, молодежь считает выборы, как формальную процедуру голосования, а результаты выборов – предсказуемыми. Более 40% опрошенных молодых людей не доверяют политическим институтам страны; 65% – осуждают политику как «грязное дело»; 44% –полагают, что молодежь не готова отвечать за общество, в котором живет. Однако нельзя признать, что среди молодежи доминирует негативное отношение к институту выборов. Так, 20% опрошенных молодых людей понимают, что выборы – это необходимый механизм законной смены власти, 10% – что выборы помогают отстоять интересы народа, 9% – что выборы являются способом возможного влияния на политический курс, проводимый властью.
- Этапы формирования государственной молодежной политики РФ
Рассмотрим подробнее основные этапы формирования, институциональные и нормативно-правовые основы государственной молодежной политики в РФ.
Государственная молодежная политика представляет собой деятельность государства (совместно с различными общественными организациями), направленную на создание экономических, политико-правовых, социальных и организационных условий для реализации инновационного потенциала молодежи, а также на поддержание социального статуса молодежи, находящейся в трудных условиях.
Выделяются следующие этапы исторического развития государственной молодежной политики:
. Период до 1917г., связанный с выделением молодежи как особой социально-демографической группы с собственными политико-идеологическими приоритетами.
. 1917-1953 гг., происходила реализация жесткой партийно-политической модели молодежной политики.
. 1953-1989г. - ослабление коммунистической модели государственной молодежной политики. Так, в 1986г. началась разработка государственной молодежной политики под руководством И.М.Ильинского; в 1990г. XXVIII съезд КПСС принимает специальную резолюцию «О молодежной политике КПСС».
. первая половина 1990-х гг. - поиск новой модели и институционализация ГМП в РФ, что было связано с изменением политического режима страны, подготовкой проекта закона СССР по молодежной политике, активизацией международного сообщества в сфере решения молодежных проблем. Закон СССР от 16.04.1991г. №2112-1 «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР» определял основные принципы ГМП в СССР. В 1992г. после общероссийской молодежной акции Президент провел встречу с представителями молодежных общественных организаций и руководителями региональных отделов по делам молодежи. По результатам встречи был принят Указ Президента РФ от 16 сентября 1992г. № 1075 «О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики», в рамках которого впервые на законодательном уровне закреплялись гарантии социального обеспечения молодежи. В реализации ГМП выделялись следующие направления: соблюдение прав молодежи, создание условий для ее физического и духовного развития, обеспечение гарантий в сфере труда и занятости, предоставление молодежи минимума социальных услуг, поддержка молодых семей, молодежных движений, международных обменов.
Таким образом, в рамках четвертого этапа становления институционально-правовой базы молодежной политики основная инициатива в развитии ГМП принадлежала федеральному центру.
Дальнейшее развитие ГМП получила с появлением в 1993г. Постановления Верховного Совета «Основные направления государственной молодежной политики в Российской Федерации». В документе были зафиксированы общие положения ГМП, ее принципы, цели и формы реализации. ГМП определялась как деятельность государства, направленная на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив. Возрастные границы молодежи фиксировались в рамках промежутка 14-30 лет. Вводился пункт об обязанности органов власти выделять в бюджетах всех уровней средства на финансирование перечня мероприятий государственной молодежной политики, которая осуществлялась государственными органами, должностными лицами, молодежными объединениями, ассоциациями, молодыми гражданами.
Наиболее полное выражение практические меры по реализации государственной молодежной политики нашли в Федеральной целевой программе «Молодежь России», утвержденной Указом Президента в 1994 году. Федеральная программа «Молодежь России», рассчитанная на 1994-1997гг, включала ряд подпрограмм: создание системы информационного обеспечения молодежи; решение социально-экономических проблем молодежи; обеспечение условий духовного и физического развития молодежи; поддержка деятельности детских и молодежных объединений.
В 1995г. был принят Федеральный закон РФ от 08.06.1995 г. № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», который регламентирует взаимодействие органов государственной власти и молодежных и детских общественных объединений. В настоящее время положения закона носят декларативный характер. Утратили силу меры государственной поддержки в виде целевого финансирования из средств федерального бюджета и внебюджетных фондов РФ. Происходит фактическое устранение государства от предоставления льгот, выполнения субсидий.
В этот же период государственная молодежная политика осуществлялась полномочным представителем Правительства РФ по делам молодежи (1992), Комитетом по делам молодежи при правительстве РФ (1992), Комиссией Совета Национальностей Верховного Совета РФ по делам молодежи, спорта и физического воспитания населения (1993), Советом по делам молодежи при Президенте РФ (1994-1996).
. вторая половина 1990-х гг. знаменует новый этап в развитии нормативно-институциональной базы ГМП, когда инициатива в развитии государственной молодежной политики переходит на региональный уровень. Экономический кризис 1998г, военная кампания в Чечне, болезнь президента Б.Н.Ельцина привели к тому, что становление ГМП на федеральном уровне существенно замедлилось. На текущий момент региональное законодательство по молодежной политике включает законы о ГМП, государственной поддержке детских и молодежных общественных объединений, региональные комплексные целевые программы. Можно говорить о практически завершенном процессе складывания законодательных основ ГМП в регионах РФ.
На пятом этапе Указом Президента были утверждены меры государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи.
. Шестой этап становления институционально-правовой базы ГМП начинается со сменой политического руководства в государстве в 2000-х гг. и продолжается по настоящий момент. На данном этапе инициатива в развитии ГМП вновь переходит в руки федерального центра, что связано с эволюцией политического режима в сторону усиления вертикали президентской власти.
По причине отсутствия федерального закона о молодежи основным механизмом реализации государственной молодежной политики становятся федеральные целевые программы. Если в 1994-1997гг. Федеральная целевая программа «Молодежь России» закрепила создание правовых, экономических, организационных механизмов осуществления государственной молодежной политики, в 1998-2000 в рамках ФЦП укреплялись условия для гражданского становления и социальной самореализации молодежи, то в 2001-2005 упор ставился на создание условий для воспитания у молодых людей гражданского сознания. С 2002г. начался активный поиск эффективных проектов и механизмов реализации ГМП.
Становление институционально-правовой базы ГМП в РФ связано с принятием Федеральной целевой программы «Молодежь России на 2001-2005гг.» (2000), Концепции (2001)и Стратегии государственной молодежной политики РФ (2006).
В соответствии со Стратегией государственной молодежной политики РФ основные направления ГМП: вовлечение молодежи в социальную практику; интеграция молодежи, попавшей в трудную ситуацию, в общество; развитие созидательной активности молодежи. В рамках стратегии действуют следующие проекты: Российская молодежная информационная сеть «Новый взгляд»; Доброволец России; Карьера; Молодая семья России; Молодежь России; Гражданин России.
Значимым шагом стало принятие "Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020г.", имеющей целью создание условий для успешной социализации и самореализации молодежи, развития ее потенциала и его использования в интересах инновационного развития страны. ГМП в документе рассматривается как самостоятельное направление, предусматривающее формирование необходимых социальных условий инновационного развития страны.
Следующей вехой развития ГМП является принятие документа "Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012г.", в котором предусматривается необходимость продолжения реализации приоритетных направлений молодежной политики, определенных Стратегией. Одной из задач Правительства России является приобщение молодежи к участию в разработке эффективных моделей и форм вовлечения молодых людей в трудовую и экономическую деятельность, а также развитие молодежных бирж труда. Предполагается совершенствование системы поддержки инициативной и талантливой молодежи. В связи с этим продолжится деятельность органов управления, направленная на увеличение количества молодых людей, участвующих в конкурсных мероприятиях (профессиональные и творческие конкурсы, спортивные соревнования, научные олимпиады); создание и развитие системы поддержки лауреатов премий, талантливой молодежи из малых городов и сельской местности. Будет разработан комплекс мер по развитию сети молодежных досуговых учреждений.
На данном этапе государственную молодежную политику осуществляли: Комитет ГД РФ по делам женщин, семьи и молодежи (2000), Комиссия СФ по делам молодежи и спорту (2002), Министерство образования и науки РФ, Федеральное агентство по образованию (2004), Комитет ГД по физической культуре, спорту и делам молодежи (2005), Комитет ГД по делам молодежи (2007), Министерство спорта, туризма и молодежной политики РФ и Федеральное агентство по делам молодежи (2008). Начиная с мая 2012г. Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации преобразовано в Министерство спорта Российской Федерации с передачей функции по выработке и реализации государственной молодежной политики Министерству образования и науки Российской Федерации.
Опишем структуру федеральных органов исполнительной власти, реализующих ГМП в РФ. В структуре Министерства образования и науки РФ следует особо выделить Федеральное агентство по делам молодежи.
Росмолодежь является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере ГМП, реализации во взаимодействии с общественными организациями и движениями, представляющими интересы молодежи, мероприятий, направленных на обеспечение здорового образа жизни молодежи, нравственного и патриотического воспитания и на реализацию молодежью своих профессиональных возможностей.
В структуре Министерства образования и науки РФ есть также Департамент дополнительного образования детей, воспитания и молодежной политики, который образован в октябре 2012года.
Среди федеральных органов законодательной власти, реализующих ГМП в РФ, следует отметить Комитет Государственной Думы по делам молодежи и Комиссию Совета федерации по делам молодежи и туризму. При Совете Федерации существует Молодежная парламентская ассамблея.
Помимо федеральных органов государственной власти, ГМП реализуют региональные и муниципальные органы по делам молодежи. Например, в Краснодарском крае это Департамент молодежной политики Краснодарского края; Комитет ЗСК по военным вопросам, воспитанию допризывной молодежи и делам казачества; Комитет ЗСК по физической культуре, спорту и делам молодежи. На муниципальном уровне - Управление по делам молодежи администрации МО Краснодар; Комитет Городская дума г. Краснодара по образованию, спорту, делам молодежи, культуре и туризму.
Таким образом, современная государственная молодежная политика связана с деятельность органов государственной власти по созданию условий самореализации молодежи; позитивной деятельностью молодежных объединений, молодежных инициатив. Традиционно в осуществлении ГМП используется программно-целевой подход, а одним из основополагающих механизмов исполнения молодежной политики стала реализация целевых программ.
- Информационная база молодежной политики государства
Эффективная государственная молодежная политика - один из важнейших инструментов развития страны, роста благосостояния ее граждан и совершенствования общественных отношений.
Государственная молодежная политика реализуется в Российской Федерации в отношении граждан от 14 до 25 лет. Традиционная система образования и воспитания, ровно как и государственная молодежная политика и общественные организации, не осуществляли целенаправленного воспитания самостоятельной, идейной, ответственной молодежи и ее подготовки к жизни в самоорганизованном обществе. Именно на это и должна быть нацелена национальная молодежная политика России, призванная сформировать и закрепить новые нормы поведения и ценности в общественных традициях.
В условиях глобализации и вынужденного притока мигрантов молодежь призвана выступить проводником идеологии толерантности, развития российской культуры и укрепления межпоколенческих и межнациональных отношений. Однако, в настоящий момент, российская молодежь демонстрирует противоречивое отношение к этой роли. Согласно опросу 35% молодых людей в возрасте 18-35 лет испытывает раздражение или неприязнь к представителям иной национальности, 51% одобрил бы решение о выселении за пределы региона некоторых национальных групп.
Стратегия определяет целью государственной молодежной политики развитие потенциала молодежи в интересах России.
Учитывая масштаб задач, стоящих перед страной и объективную ограниченность ресурсов, эффективная молодежная политика, как и вся социальная политика XXI века, должна стать политикой приоритетов. Приоритетными должны стать такие направления, работа по которым обеспечит молодежи возможности для самостоятельного решения возникающих проблем. Только такой подход будет способствовать взаимоувязанному улучшению качества жизни подавляющей части молодого поколения и развитию страны в целом.
Учитывая тенденции социально-экономического и общественно-политического развития России в среднесрочной перспективе, государственная молодежная политика в Российской Федерации должна реализовать три приоритета:
- Информирование молодежи о потенциальных возможностях развития в России и ее вовлечение в социальную практику;
- Развитие инновационной активности молодежи;
- III. Интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества.
Такая система приоритетов максимально увеличит вклад молодежи в успех и конкурентоспособность страны и в то же время компенсирует и минимизирует последствия ошибок, объективно свойственных молодым людям.
Названные приоритеты не охватывают всего объема проблем стоящих перед молодежью и обществом в ближайших десятилетиях. Они определяют направления и сферы первоочередного инвестирования государственных и общественных ресурсов в рамках государственной молодежной политики, формируют систему ресурсов поддержки российской молодежи, способствуют развитию тех качеств молодых людей, которые будут востребованы в XXI веке.
Цели, задачи, основные направления, меры и механизмы реализации государственной молодежной политики сформулированы в Доктрине государственной молодежной политики, которая призвана стать базовым документом в этой области на длительный период времени
Укрепление позиций России во внешнеполитической сфере и мировом разделении труда, мировой науке, культуре и технологиях, повышение качества жизни, эффективности государственного управления; обеспечение необходимого уровня обороноспособности.
Успешное решение этих задач невозможно без эффективного участия молодежи. Степень эффективности этого участия определяется тем, насколько молодежь:
- знает, разделяет, принимает цели и задачи государственного и общественного развития, связывает с ними свои жизненные перспективы;
- обладает необходимыми физическими, личностными, образовательными, профессиональными качествами;
- имеет необходимые возможности для активного участия в развитии страны.
При этом необходимо учитывать, что молодежь, как социально-возрастная группа, обладает рядом особенностей:
- во-первых, в силу объективных причин молодежь отличает несформированность ценностных, духовно-нравственных ориентиров и недостаток жизненного опыта, что увеличивает вероятность ошибочного выбора при принятии ответственных решений;
- во-вторых, молодежи присуще неполное включение в существующие социально-экономические отношения. При этом одновременно именно молодежь в наибольшей степени обеспечивает социальную мобильность и является источником экономической инициативы;
- в-третьих, как и любая социальная группа, молодежь имеет собственные цели и интересы, которые не всегда совпадают с целями и интересами всего общества;
- в-четвертых, молодежь выполняет особые социальные функции:
- наследует достигнутый уровень развития общества и государства, обеспечивает преемственность;
- формирует в себе образ будущего и несет функцию социального воспроизводства;
- является основой "новой" постиндустриальной экономики, развития ее высокотехнологичных отраслей, а также науки и культуры, служит источником и базой инноваций;
- молодые люди составляют основную часть кадрового состава силовых ведомств, отвечающих за обеспечение правопорядка и безопасности страны в целом.
- Проблемы в среде молодежи
Российская молодежь не оторвана от мира, от развития своей страны и адекватна своему времени. Современные явления – кризис взаимоотношений поколений, рост экстремизма и массовой агрессии в молодежной среде, формирование асоциальных субкультур и контркультур демонстрируют недостаточность развития институтов социализации и свидетельствуют об их системном кризисе.
Разрушение традиционных социальных связей и государственной системы воспитания значительно снизило роль ранее доминировавших институтов социализации – семьи, школы, улицы.
СЕМЬЯ несет повышенную социально-экономическую нагрузку и вынуждена сосредоточиться на решение проблем жизнеобеспечения в ущерб воспитанию.
ШКОЛА, определив в качестве своей основной задачи процесс передачи знаний, фактически утратила влияние на иные стороны развития личности.
УЛИЦА как институт социализации имеет возможность позитивно выступать в этой роли лишь при условии специальной организации работы по месту жительства, которая в настоящее время фактически отсутствует.
Образовавшиеся пробелы в воспитании и социализации молодежи восполняются легкодоступными носителями информационного продукта.
Образовавшиеся пробелы в воспитании и социализации молодежи восполняются легкодоступными носителями информационного продукта. При этом продукт массовой потребительской культуры во многом способствует росту агрессии и нравственной распущенности в молодежной среде, усиливая негативные тенденции в ее развитии. СМИ являются важным фактором социализации современной российской молодежи, мы обратили особое внимание на то, что сегодня зачастую СМИ содействуют разрушению мировоззренческих устоев молодежи, насаждают бездуховность и потребительство, рекламируют жестокость, насилие и криминальное поведение, нацеленное на легкое и быстрое обогащение.
Особую угрозу представляет реклама насилия, наркотического образа жизни, психоделической философии, получившая широкое распространение в глобальных коммуникационных сетях, поскольку она направлена на наиболее интеллектуальную и одаренную часть молодежи. Это составляет серьезную угрозу национальной безопасности.
Криминальная активность малолетних правонарушителей сопоставима с преступностью взрослых. Доля правонарушителей в возрасте 14 - 29 лет (54,7%) более чем в два раза превышает долю данной возрастной группы в численности всего населения. Для сравнения: доля правонарушителей в возрасте 30 - 49 лет - 36,8% - превышает долю своей возрастной группы в составе населения только в 1,2 раза.
В общей группе ВИЧ-инфицированных граждан России молодые люди в возрасте от 15 до 30 лет составляют 79%, молодые женщины в аналогичном возрасте - 80%.
Самые высокие показатели заболеваемости по ИППП (инфекциям, передающимся половым путем) наблюдаются среди мужчин и женщин в возрасте от 15 до 30 лет, характер распространения ИППП характеризуется как эпидемия.
Продолжается маргинализация и криминализация молодежной среды, увеличивается число молодых людей, склонных к правонарушениям. В течение 1990-х гг. число осужденных за уголовные деяния в возрасте до 29 лет возросло в 2 раза. Более половины всех правонарушений совершается несовершеннолетними. Число беспризорных сопоставимо с уровнем 20-х годов прошлого века. За последние пять лет на 25% увеличилось число несовершеннолетних, находящихся в федеральном розыске; В последние годы резко обострилось состояние здоровья молодежи. Число нездоровых детей превышает 90%. Растет число детей-инвалидов. Резко снизилась готовность призывников к службе в армии. Расширяется география и интенсивность заболеваний молодежи наиболее опасными болезнями (туберкулез, СПИД, половые инфекции - в десятки раз). Ситуация усугубляется ростом более чем в два раза токсикомании, наркомании, алкоголизма, правонарушений среди подростков и молодежи. К наркотикам пристрастились до 2 млн. молодых россиян, 250 тысяч из них приобрели хроническую зависимость. Средний возраст приобщения к наркотикам – 15-17 лет. Сегодня 2,4% всей российской молодежи составляют молодые правонарушители.
Происходит деградация структуры занятости, разрушение трудовой мотивации молодых работников. Доля молодежи среди официально зарегистрированных безработных в российских регионах колеблется от 20 до 57% (в среднем – 39%). Среди зарегистрированных безработных каждый третий молод. Каждый пятый молодой человек ищет работу. Замедляется отток молодежи из государственного сектора, тогда как развитие частного сектора экономики идет при активном включении в него молодежи. Сегодня производство товаров и услуг, торговля и другая деятельность в этом секторе в определенной степени становится молодежной сферой деятельности.
Многие из молодых людей вообще никогда не работали. Молодые люди интегрируются преимущественно в сферу обмена и перераспределения товаров и услуг, отдают предпочтение рабочим местам, не требующих высокой профессиональной квалификации; в силу объективных причин молодежь отличает несформированность ценностных, духовно-нравственных ориентиров и недостаток жизненного опыта, что увеличивает вероятность ошибочного выбора при принятии ответственных решений;
Слабо развивается культура ответственного гражданского поведения. У молодежи отсутствуют стремление к общественной деятельности, навыки самоуправления. Характерными чертами массового молодежного сознания становятся правовой нигилизм, отсутствие социальной воли, "стадный" инстинкт.
Одновременно с развитием этих тенденций за последнее десятилетие претерпел существенные изменения характер отношения государства и общества к молодежи:
- потребительское отношение к молодежи в сфере экономики и труда сменилось невостребованностью;
- В отличие от молодежи наиболее развитых стран, возраст вступления которой во взрослую жизнь объективно повышается, российская молодежь вынуждена вступать в социально-экономические отношения значительно раньше. Уже сейчас, согласно последнему всероссийскому опросу 34% опрошенных заработали свои первые деньги до 15 лет, еще 44% с 15 до 17 лет включительно, 11% начали зарабатывать деньги в 18 лет и лишь 10% - в 19 лет и старше. При этом различные отрасли экономики принимают молодые трудовые ресурсы крайне неравномерно. Если в сфере услуг и предпринимательства молодежь уже сегодня составляет, и будет составлять значительный процент работающих, то в социальной бюджетной сфере и сфере государственного и муниципального управления доля молодых работников сегодня незначительна. Это может привести к потере преемственности в кадровом обеспечении, сделать невозможным реформирование и привести к системному кризису в социальной сфере. Кроме того, нарастают противоречия между "объективно пожилой" по кадровому составу социальной сферой и относительно молодой сферой бизнеса. Такая ситуация не способствует готовности бизнеса взять на себя необходимую стране долю ответственности за социальную сферу;
- настороженное, недоверчивое отношение в сфере политики сменилось откровенными манипуляциями. Молодежь рассматривается исключительно как электоральный ресурс; тотальный контроль в сфере культуры сменился безразличием и передачей данной сферы под влияние массмедиа и индустрии развлечений, бизнес которых построен на культивировании потребительства, примитивных человеческих инстинктов;
- назидательно-опекунское отношение в духовно-идеологической и воспитательной сферах трансформировалось в непонимание и безразличие со стороны старших поколений. Доминирует взгляд на молодежь как на пассивную, находящуюся в переходном, маргинальном состоянии социальную группу. Некоторые разработчики различных молодежных программ любят ссылаться на опыт Советского союза, а то и на опыт гитлеровской Германии: на их примере показывают, как государство могло направить молодую энергию в своих интересах. Но следует понимать, что деятельность тех государств, приводимых в пример, была направлена не на развитие активности молодежи, а, напротив, на недопущение такого развития молодого человека, которое в будущем могло бы угрожать существованию системы в целом. Ведь кто, как не молодежь является наиболее активной и инновационной частью общества?! А с точки зрения инноваций – уж точно не надо стимулировать появление у молодых людей новых идей.
В Российской Федерации функционируют более 1500 социальных служб при органах по делам молодежи, более 2000 социальных учреждений различной ведомственной подчиненности, более 1300 клубов по месту жительства, более 1000 военно-патриотических молодежных и детских общественных объединений и клубов. Однако деятельностью этих организаций и учреждений охвачено не более 10% молодых людей.
Зарегистрированными органами юстиции общественными объединениями охвачены лишь от 2 до 4% молодых людей.
Большая часть союзов детей и молодежи сосредоточена в крупных городах. Наиболее слабо объединительные процессы представлены в малых городах и в сельской местности.
Привлекательными и перспективными оказываются объединения молодежи по профессиональному признаку. Определяющей стала тенденция объединения региональных и местных общественных организаций в рамках региональных и межрегиональных союзов, ассоциаций, "круглых столов". Активизировалась деятельность субкультурных молодежных объединений.
Однако все большее влияние на молодежь оказывают националистические, экстремистские, криминальные молодежные группировки. Ныне действующие структуры государственной молодежной политики оказываются неспособными противостоять этим негативным тенденциям.
Молодежным общественным объединениям не удалось мобилизовать молодежную инициативу в общественных интересах и интересах развития государства. По мнению самой молодежи, не хватает специализированных служб и информации об их деятельности. В первую очередь речь идет о молодежных биржах труда, центрах информации и документации, службе "доверия" и молодой семьи, психологической помощи, центрах подростковой медицины, новых типах воспитательных учреждений для беспризорных и детей с девиантным поведением.
В то же время, наблюдается рост позитивных тенденций в развитии российской молодежи:
- в молодежной среде созревает мощный инновационный потенциал. Увеличивается число молодых людей, выбирающих личную инициативу как главный способ решения своих проблем;
- растет самостоятельность и практичность, ответственность за свою судьбу, мобильность, восприимчивость к новому;
- увеличивается престижность качественного образования и профессиональной подготовки. Меняется отношение к образованию – формально-статусное отношение уступает место практическому использованию полученных знаний как основы личного и профессионального успеха и будущего благосостояния;
- растет экономическая заинтересованность в сохранении своего здоровья;
- современная российская молодежь стала полноправной частью международного молодежного сообщества, активно интегрируется в глобальные экономические, политические и гуманитарные процессы.
Заключение
В ходе работы над данной темой мы пришли к следующим выводам:
- Современная молодежь нуждается в продуманной и последовательной молодежной политике государства через создание молодежных организаций;
- Молодое поколение желает принимать активное участие во всех сферах жизни общества, и, для того, чтобы эта энергия не направлялась в негативное русло, государству необходимо контролировать проявления энергетики молодежи;
- Усилить идеологическую работу с молодежью с целью пропаганды активной жизненной позиции, здорового образа жизни, политической грамотности и национальной толерантности;
- Необходимо обеспечить широкий доступ к молодежным информационным центрам в субъектах РФ и федеральных округах, с этой целью создать молодежные печатные органы на местах;
- Качественно повысить уровень и численность специалистов по работе с молодежью;
- Продолжить работу над созданием кризисных центров и служб доверия и обеспечить их доступность для молодого поколения. Для привлечения молодежи к государственному управлению посредством ее участия в законотворческой деятельности сформировать под опекой органов местного управления молодежные советы.
Список использованной литературы:
- Доклад департамента молодежной политики Краснодарского края о результатах и основных направлениях деятельности // http://www.dmpkk.ru/ department/documents/
- Ильин В.И. Быт и бытие молодежи российского мегаполиса: социальная структурация повседневности общества потребления. СПб.: Интерсоцис, 2007. С.
- Лисовский В.Т. Социология молодежи. М., 1996;
- Омельченко Е.Л. Молодежные культуры и субкультуры. М.: Изд-во «Институт социологии РАН», 2000
- Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 23 ноября 2010г. №1040 «Об утверждении ведомственной целевой программы реализации государственной молодежной политики в Краснодарском крае «Молодежь Кубани» на 2011-2013гг.»
- Распоряжение Правительства РФ от 18.12.2006 N 1760-р (ред. от 16.07.2009) «О Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации» //http://vmo.rgub.ru/policy/act/strategy.php
- Социология молодежи. Энциклопедический словарь. М, 2008.
- Социология молодежи. Энциклопедический словарь. М,, 2008,
- Статистические показатели молодежи // http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/ statistics/population/demography/#
- Стратегия государственной молодежной политики в РФ до 2016г.// http://vmo.rgub.ru/policy/ act/ strategy.php
Приложение: Социологическое исследование
Вопрос №1: Имеете ли Вы опыт работы, если да, то какой именно?
Большинство учащихся в возрасте от 14 до 18 лет имели опыт работы в сфере не требующей высокой профессиональной квалификации (физический труд).
Вопрос №2. Вы оцениваете государственную молодежную политику, эффективна ли она?
17% опрошенных ответили, что не имеют представления, что такое «молодежная политика».
Вопрос №3. Являетесь ли Вы членом какой-либо молодежной организации?
Вопрос №5. Считаете ли Вы необходимым создание молодежных организаций?
Подавляющее большинство учащихся считают необходимым создание молодежных организаций.
Вопрос №4. Определились ли Вы с выбором профессии?
Вопрос №6. Проявляете ли Вы инициативу: принимаете участие в делах класса, школы?
Опрос подтвердил, что современная молодежь является социально активной частью общества, опровергая распространенное мнение старшего поколения о безынициативности молодежи.
Вопрос №7 . Если Ваша точка зрения не совпадает с мнением большинства, готовы ли Вы ее отстаивать?
Результаты опроса наших старшеклассников опровергают утверждение о «стадном» инстинкте как о характерной черте молодежного сознания.
Вопрос №8. Интересуетесь ли Вы политической жизнью страны, изучаете основные законы государства?
К сожалению, это подтверждает политическую апатию молодых людей.
С помощью следующих вопросов мы хотели выявить уровень национальной толерантности наших старшеклассников.
Вопрос №9. Будете ли Вы общаться с человеком другой национальности?
Вопрос №10
Является ли национальная принадлежность поводом для оскорблений?
В условиях проживания на территории многонационального Северного Кавказа, преобладание национальной толерантности является важнейшим качеством, способствующим развитию стабильных межнациональных отношений.
Государственная молодежная политика: реальность или необходимость?
Науменко Алина Александровна
Краснодарский край, Северский район, станица Северская
МБОУ СОШ№44 станицы Северской МО Северский район, 10 класс
Научный руководитель Батурина Юлия Викторовна, учитель обществознания
МБОУ СОШ№44 станицы Северской МО Северский район
Любое государство связывает свои надежды с молодежью. Но какую роль готово играть молодое поколение в развитии демократии, гражданского общества и правового государства? Вне всякого сомнения, этот вопрос ставится во всех государствах; актуален он и для России.
Исходя из актуальности и степени изученности материала, цель исследовательской работы заключается в изучении государственной молодежной политики: является ли она только необходимостью времени или уже существующая реальность?
Для решения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить имеющиеся документы о молодежной политике государства;
- выделить основные проблемы молодежи;
- подготовить вопросы и провести социологическое исследование;
- проанализировать результаты исследования и сделать соответствующие выводы;
- внести предложения к формированию государственной молодежной политики РФ.
Государственная молодежная политика представляет собой деятельность государства (совместно с различными общественными организациями), направленную на создание экономических, политико-правовых, социальных и организационных условий для реализации инновационного потенциала молодежи, а также на поддержание социального статуса молодежи, находящейся в трудных условиях.
Современная государственная молодежная политика связана с деятельность органов государственной власти по созданию условий самореализации молодежи; позитивной деятельностью молодежных объединений, молодежных инициатив. Традиционно в осуществлении государственной молодежной политики используется программно-целевой подход, а одним из основополагающих механизмов исполнения молодежной политики стала реализация целевых программ.
Несмотря на ряд негативных явлений в молодежной среде, наблюдается рост позитивных тенденций в развитии российской молодежи:
- в молодежной среде созревает мощный инновационный потенциал. Увеличивается число молодых людей, выбирающих личную инициативу как главный способ решения своих проблем;
- растет самостоятельность и практичность, ответственность за свою судьбу, мобильность, восприимчивость к новому;
- увеличивается престижность качественного образования и профессиональной подготовки. Меняется отношение к образованию – формально-статусное отношение уступает место практическому использованию полученных знаний как основы личного и профессионального успеха и будущего благосостояния;
- растет экономическая заинтересованность в сохранении своего здоровья;
- современная российская молодежь стала полноправной частью международного молодежного сообщества, активно интегрируется в глобальные экономические, политические и гуманитарные процессы.
В ходе работы над данной темой мы пришли к следующим выводам:
- Современная молодежь нуждается в продуманной и последовательной молодежной политике государства через создание молодежных организаций;
- Молодое поколение желает принимать активное участие во всех сферах жизни общества, и, для того, чтобы эта энергия не направлялась в негативное русло, государству необходимо контролировать проявления энергетики молодежи;
- Усилить идеологическую работу с молодежью с целью пропаганды активной жизненной позиции, здорового образа жизни, политической грамотности и национальной толерантности;
- Необходимо обеспечить широкий доступ к молодежным информационным центрам в субъектах РФ и федеральных округах, с этой целью создать молодежные печатные органы на местах;
- Качественно повысить уровень и численность специалистов по работе с молодежью;
- Продолжить работу над созданием кризисных центров и служб доверия и обеспечить их доступность для молодого поколения. Для привлечения молодежи к государственному управлению посредством ее участия в законотворческой деятельности сформировать под опекой органов местного управления молодежные советы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в процесс изучения дисциплин естественно-математического цикла Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в проце
В любой образовательной системе особое место занимает контроль – отслеживание усвоения знаний и мониторинг качества обучения. Внедрение новых образовательных и информационных технологий в учебны...
Исследовательская работа Исследовательская работа на тему: «Метод проектов в моей работе»
в данном материале изложены результаты применения учителем в своей работе одного из методов современных технологий обучения во внеклассной работе - метод проектов...
Эссе на тему: « Моя законотворческая инициатива»
Эссе на тему:« Моя законотворческая инициатива»...
Эссе по обществознанию на тему: «Моя законотворческая инициатива»
Эссе по обществознанию на тему:«Моя законотворческая инициатива»...
Содержание исследовательской работы или Оглавление исследовательской работы
Содержание исследовательской работы или Оглавление исследовательской работы включает название глав и параграфов, которые точно соответствуют заголовкам в тексте проекта....
Исследовательский проект. "Моя законодательная инициатива"
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные о том, сколько россиян хотят видеть своих родных военнослужащими и по каким причинам респонденты возражают против сл...
МОЯ ЗАКОНОТВОРЧЕСКАЯ ИНИЦИАТИВА В 2915-2016 гг.
РЕАЛИЗАЦИЯ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ 2015 - 2016 г.г. (НА ПРИМЕРЕ АДМИНИСТРАЦИИ СТАРООСКОЛЬСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ) Павленко Тимофей ГригорьевичНа...