Рабочая программа по обществознанию (Никитин А.Ф.) 9 класс
рабочая программа по обществознанию (9 класс) по теме
Рабочая программа по обществознанию для 9 класса по учебнику Никитина А.Ф.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 42.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Орловская средняя общеобразовательная школа № 3
РАССМОТРЕНО на методическом объединении учителей истории и обществознания Протокол заседания от «28» 08. 2013 г. № 1 | ПРИНЯТО на заседании педагогического совета МБОУ ОСОШ № 3 Протокол от 29.08.2013 г. № | УТВЕРЖДЕНО приказом директора МБОУ ОСОШ №3 ________ Кушнарева М.М. от ... 2013г. № ___ |
Рабочая программа
по обществознанию
для 9 класса
на 2013-2014 учебный год
Учитель: Марьянина Людмила Михайловна
п. Орловский
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по обществознанию составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы курса «Обществознание» для 6-11 классов (автор – А.Ф.Никитин).
Рабочая программа предназначена для изучения обществознания в 9 классе средней общеобразовательной школы. В УМК, позволяющий реализовать программу, входят учебник: А.Ф. Никитин. Обществознание: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений.- М.: Дрофа, 2009 г., входящий в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе на 2013-2014 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 24.12.2010г. № 2080, а также рабочая тетрадь по обществознанию к учебнику «Обществознание».- М.: Дрофа, 2009 г. Методическое пособие для учителя обществознания./ под ред. А.Ф.Никитина.-М.: Дрофа, 2009.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом для основного общего образования программа рассчитана на преподавание курса обществознание в 9 классе в объеме 1 час в неделю, 34 часа за год. В соответствии с годовым календарным учебным графиком МБОУ ОСОШ №3 на 2013-2014 учебный год календарно-тематическое планирование по курсу «Обществознание» составлено на 33 часа. Материал будет реализован полностью за счет уплотнения – объединения материала уроков №№ 29-30 - «Гражданское право» и «Право собственности».
25% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:
- извлечение социальной информации из разнообразных (в том числе экономических и правовых) источников, осмысление представленных в них различных подходов и точек зрения;
- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации;
- формулирование собственных оценочных суждений о современном обществе на основе сопоставления фактов и их интерпретаций;
- наблюдение и оценка явлений и событий, происходящих в социальной жизни, с опорой на экономические, правовые, социально-политические, культурологические знания;
- оценка собственных действий и действий других людей с точки зрения нравственности, права и экономической рациональности;
- участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни; выполнение творческих работ по обществоведческой тематике;
- конструктивное разрешение конфликтных ситуаций в моделируемых учебных задачах и в реальной жизни; совместная деятельность в процессе участия в ученических социальных проектах в школе, микрорайоне, населенном пункте.
В соответствии с областным Законом от 15.06.10 «О духовно-нравственном воспитании и развитии обучающихся в образовательных учреждениях в Ростовской области», в связи с необходимостью повышения уровня нравственности, духовного развития, воспитания патриотизма учащих особое звучание приобретает материал о культурных традициях народов, населяющих нашу страну, нравственных идеалах многочисленных конфессий. На уроках обществознания учащиеся имеют возможность развивать нравственное, духовное начало. Уроки по темам «Человек как духовное существо», «Культура и духовная жизнь общества», «Мораль. Религия», «Предпосылки правомерного поведения», «Религиозные объединения и организации в РФ» и др. дают возможность рассматривать аспекты духовно-нравственного воспитания. Постоянное обращение к примерам гражданского служения, героического прошлого и настоящего, трагических страниц нашей истории и современности на уроках обществознания создает условия для повышения гражданско-патриотического духа, чувства сопереживания, патриотического подъема.
Кол-во контрольных работ за год – 3. Контроль за знаниями учащихся осуществляется в ходе индивидуальных опросов, тематических и критериальных тестовых проверочных работ. Измерителями являются материалы методических пособий: Обществознание. Тестовые задания. Изд-во «Экзамен» 2009г., Обществознание. Тестовые задания. Изд-во «Учитель». 2008г., сборники КИМов 2009-2013 г.г., пособия, содержащие материалы для итоговой аттестации уч-ся 9 класса.
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ РЕАЛИЗАЦИЮ
ПРОГРАММЫ.
- Преподавание обществознания в 2013 – 2014 учебном году ведется в соответствии со следующими нормативными документами:
- Закон РФ от 10 июля 1992 года №3266-1 (ред. от 02.02.2011) "Об образовании";
- Типовое положение об общеобразовательном учреждении (ред. от 10.03.2009), утвержденное постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 года №196;
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный номер 19993;
- Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 09 марта 2004 года №1312;
- Приказ Министерства образования РФ от 05 марта 2004 года №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 20 августа 2008 года №241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2010 года № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2013/2014 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 декабря 2011 г. № 2885;
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации департамента государственной политики в образовании от 10 февраля 2011 г. № 03-105 «Об использовании учебников и учебных пособий в образовательном процессе»;
- Положение о формах и порядке проведения государственной (итоговой) аттестации, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования (утверждено приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.11.2008 № 362)
- Примерная программа основного общего образования, Вестник образования № 3, 2006, Просвещение;
- Примерная программа среднего (полного) общего образования (базовый уровень), Вестник образования № 3, 2006, Просвещение;
- Примерная программа основного общего образования по обществознанию (2004г.). Никитин А.Ф. Обществознание: программы для общеобразовательных учреждений: 6-11 классы – М.: Дрофа, 2009-11.
Региональный уровень
- Областной закон « Об образовании в Ростовской области»
- Областной закон № 441-ЗС от 15.06.10 «О духовно-нравственном воспитании и развитии обучающихся в образовательных учреждениях Ростовской области»
- Приказ Министерства общего и профессионального образования РО от 11.05.2012года №387 «О формировании учебных планов в образовательных учреждениях Ростовской области в 2012-2013 учебном году».
- Приказ Министерства общего и профессионального образования РО от 16.06.2011 года №478 «О внесении изменений в приказ от 29.03.2011 №2123»
- «Рекомендации к реализации регионального учебного плана в общеобразовательных учреждениях Ростовской области» : методическое пособие: ч.2/ под. ред. С.Ф.Хлебуновой.2011г.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
- развитие личности в ответственный период социального взросле-
ния человека (11—15 лет), ее познавательных интересов, критиче-
ского мышления в процессе восприятия социальной (в том числе
экономической и правовой) информации и определения собст-
венной позиции; нравственной и правовой культуры, экономиче-
ского образа мышления, способности к самоопределению и само-
реализации; - воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответ-
ственности, уважения к социальным нормам; приверженности гу-
манистическим и демократическим ценностям, закрепленным в
Конституции Российской Федерации; - освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний,
необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных
социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах
личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социаль-
ной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулиро-
вания общественных отношений; механизмах реализации и защи-
ты прав человека и гражданина; - овладение умениями познавательной, коммуникативной, практи-
ческой деятельности в основных характерных для подросткового
возраста социальных ролях; - формирование опыта применения полученных знаний для реше-
ния типичных задач в области социальных отношений; экономи-
ческой и гражданско-общественной деятельности; межличност-
ных отношениях; отношениях между людьми различных нацио-
нальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной
деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ:
В результате изучения обществознания ученик должен
знать/ понимать
- социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
- сущность общества как формы совместной деятельности людей;
- характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
- содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;
уметь
- описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
- сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
- объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов;
- приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
- оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической реальности;
- решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
- осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных носителей (материалы СМИ, учебный текст и др.), различать в социальной информации факты и мнения;
- самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
- общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
- нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- первичного анализа и использования социальной информации;
- сознательного неприятия антиобщественного поведения.
СТРУКТУРА КУРСА
№ | Наименование разделов | Кол-во часов |
1 | Человек и экономика | 10 |
2 | Человек. Политика. Власть. | 11 |
3 | Человек и право. | 13 |
ИТОГО: 34 ЧАСА
ГРАФИК ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ.
№ | Тема | Время изучения | Дата | Форма контроля |
1 | Человек и экономика | 6.09-8.11 | 15.11 | тест |
2 | Человек. Политика. Власть. | 22.11-31.01 | 7.02 | тест |
3 | Человек и право. | 14.02-25.04 | 16.05 | тест |
ГРАФИК ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ.
№ | Тема | содержание | Дата |
1 | Что такое рыночная экономическая система | Задания с.24-25 | 20.09 |
2 | Предпринимательство и предпринимательская деятельность | Задания С.35-37 | 4.10 |
3 | Что такое налоги | Задания с.56-57 | 25.10 |
4 | Политические режимы: демократия | Задания с.90-91 | 20.12 |
5 | Выборы в демократическом обществе | Задания с.105-106 | 17.01 |
6 | Политическая культура человека | Задания с.117-118 | 31.01 |
7 | Права потребителей | Задания с.149-150 | 7.03 |
8 | Семейное право | Задания с.163-164 | 21.03 |
9 | Уголовная ответственность несовершеннолетних | Задания с.188-189 | 18.04 |
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Наименование темы | Кол-во часов | Д/З | П/Р | К/Р | Дата проведения | ||
Подго товка к ГИА | По плану | Факти чески | ||||||
Человек и экономика | 10 | А7-А10 | ||||||
1 | Роль экономики в жизни общества | 1 | п.1 | 6.09 | ||||
2 | Типы экономических систем | 1 | п.2 | 13.09 | ||||
3 | Что такое рыночная экономическая система | 1 | п.3 | п/р№1 | 20.09 | |||
4 | Собственность и ее формы | 1 | п.4 | 27.09 | ||||
5 | Предпринимательство и предпринимательская деятельность | 1 | п.5 | п/р№2 | 4.10 | |||
6 | Виды предприятий | 1 | п.6 | 11.10 | ||||
7 | Деньги | 1 | п.7 | 18.10 | ||||
8 | Что такое налоги | 1 | п.8 | п/р №3 | 25.10 | |||
9 | Ответственность в налоговом праве | 1 | п.9 | 8.11 | ||||
10 | Контрольная работа по теме «Человек и экономика» | 1 | к/р | 15.11 | ||||
Человек. Политика. Власть. | 11 | А14-А16 | ||||||
11 | Власть в обществе | 1 | п.10 | 22.11 | ||||
12 | Что такое политика | 1 | п.11 | 29.11 | ||||
13 | Формы правления: монархия | 1 | п.12 | 6.12 | ||||
14 | Формы правления: республика | 1 | п.13 | 13.12 | ||||
15 | Политические режимы: демократия | 1 | п.14 | п/р№4 | 20.12 | |||
16 | Политические режимы: авторитаризм, тоталитаризм | 1 | п.15 | 27.12 | ||||
17 | Политические партии | 1 | п.16 | 10.01 | ||||
18 | Выборы в демократическом обществе | 1 | п.17 | п/р№ 5 | 17.01 | |||
19 | Процедура выборов | 1 | п.18 | 24.01 | ||||
20 | Политическая культура человека | 1 | п.19 | п/р№6 | 31.01 | |||
21 | Контрольная работа по теме «Человек в обществе» | 1 | к/р | 7.02 | ||||
Человек и право. | 13 | А17-А20 | ||||||
22 | Гражданское право. Право собственности. | 1 | П.20-21 | 14.02 | ||||
23 | Уговор дороже денег | 1 | П.22 | 21.02 | ||||
24 | Жилище и закон | 1 | П.23 | 28.02 | ||||
25 | Права потребителей | 1 | п.24 | п/р №7 | 7.03 | |||
26 | Трудовое право | 1 | п.25 | 14.03 | ||||
27 | Семейное право | 1 | п.26 | п/р№8 | 21.03 | |||
28 | Административное право | 1 | п.27 | 4.04 | ||||
29-30 | Уголовное право. Преступление. Ответственность по уголовному делу. | 1 | п.28-29 | 11.04 | ||||
31 | Уголовная ответственность несовершеннолетних | 1 | п.30 | п/р№9 | 18.04 | |||
32 | Правоохранительные органы. Правовая культура человека | 1 | п.31 п.32 | 25.04 | ||||
33 | Контрольная работа по теме «Человек. Право. Государство» | 1 | к/р | 16.05 | ||||
34 | Итоговый урок | 1 | 23.05 |
КРИТЕРИИ ОЦЕНОК УСТНОГО ОТВЕТА
ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
«ОТЛИЧНО» - ученик свободно владеет материалом, может анализировать, сравнивать, выделять главное, дает личностную оценку. Свободно владеет терминологией вопроса. Во время изложения материала приводит примеры из практики применения теории.
«ХОРОШО» - ученик владеет материалом, анализирует, сравнивает, выделяет главное, но не дает личностной оценки, не приводит примеров из практики. Допускает ошибки в терминологии.
«УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» - ученик слабо владеет материалом, отвечает только при помощи наводящих вопросов. Не может сравнивать, анализировать, выделять главное. Неуверенно владеет терминологией.
«НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» - ученик не владеет материалом, не может дать ответ даже при помощи наводящих вопросов. Не владеет терминологией
Учебно-методическое обеспечение:
- А.Ф. Никитин. Обществознание: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений.- М.: Дрофа, 2008-11г.,
- .Методическое пособие для учителя обществознания./ под ред. А.Ф. Никитина.-М.:Дрофа, 2008.
- Сборники КИМов 2009-2011г.г.
- Л.Н. Боголюбов. Методическое пособие для учителя. -М.: Просвещение,2006
- А.И.Кравченко. Методическое пособие для учителя. -М.: Просвещение,2004
- А.И.Кравченко. Методическое пособие для учителя. -М.: Просвещение,2006
- И.С.Хромова. Рабочая тетрадь для уч-ся. -Русское слово, 2007
- Обществознание. Тестовые задания. Изд-во «Экзамен» 2009г.
- Обществознание. Тестовые задания. Изд-во «Учитель». 2008г.
- Обществознание. Учебное электронное пособие.
- Основы правовых знаний. Учебное электронное пособие.
Литература:
- Конституция РФ.
- Всеобщая Декларация прав человека.
- Конвенция о правах ребенка
Ваши права. Книга для уч-ся. «ВИТА-Пресс» 1996г Литература
Алексеев С.С. Право. Законы, правосудие, юриспруденция в жизни людей. М., 1998
Боголюбов Л.Н. Введение в обществознание. 8-9 класс.-1996
Боголюбов Л.Н. Природа. Человек. Общество. М, 1997
Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы государства и права. М., 1998
Кишенкова О.В. Основы гражданских знаний. 9 класс.
Никитин А.Ф. Граждановедение. 8 класс. М., 1997
Мушинский В.О. Основы правоведения. М, 1996
Мушинский В.О. Азбука гражданина. М., 1999
Соколов Я.В., Прутченков А.С. Граждановедение. 8 класс. М., 2002
Соколов Я.В., Прутченков А.С. Граждановедение. 9 класс. М., 2002
Школьные олимпиады. Правоведение. Вопросы, задания, ответы. 8-11 классы. М, 2004
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по обществознанию для 10-11 классов.
Рабочая программа среднего (полного) общего образования по обществознанию (базвый уровень) по программе Л.Н. Боголюбова....

Рабочая программа по обществознанию в 6-9 классах, базовый уровень
Рабочая программа создана на основе Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации по программе Л.Н.Боголюбова, Н. И. Городецкой и др....

рабочая программа по обществознанию для 6-9 классов
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования и Программы основного общего образования по обществознанию...
Рабочая программа по обществознанию с 5-9 классы в рамках ФГОС
Предлагаемая рабочая программа составлена на основе рабочих программ по обществознанию для 5 – 9 классов под руководством Л. Н. Боголюбова. Рабочие программы к УМК под редакцией Л.Н....

Рабочая программа по обществознанию для 10-11 класса (профильный уровень)
Рабочая программа составлена по учебнику "Обществознание" Л.Н. Боголюбова (профильный уровень), включает разделы "Экономика" (учебник И.В. Липсица), "Право" (учебники 10-11 класса Л.Н. Боголюбова). Ра...

рабочая программа по обществознанию 6,8,10 классы
Данная рабочая программа по обществознанию для 6-8 классов разработана на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образовани...

Рабочая программа по обществознанию для 5-9 классов по программе Боголюбова Л.Н.
Рабочая программа составлена согласно требованиям ФГОС основного общего образования содержит календарно- тематическое планирование с ЭКОР...