Урок на тему "Власть без коррупции"
методическая разработка по обществознанию (9 класс) по теме
В работе выявляетсяя умение самостоятельного разрешения проблемы о власти и коррупции
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vlast_bez_korruptsii.docx | 27.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Власть без коррупции».
Цели урока:
- выяснить, есть ли в России реальные условия для искоренения коррупции;
- оценить уровень борьбы с коррупцией в России;
- продолжить формировать умения работать с документами, исследовать материал, делать выводы;
- воспитывать гражданские позиции.
Ход урока:
Организационный момент
Разделить класс на четыре равные группы.
На столах: папки с документами, одна пустая - для результатов социального опроса, цветные жетоны для переформирования групп, листочки для опросов, фломастеры.
На доске.
Рисунок склона горы. У подножия надпись «Коррумпированная власть», на вершине - «Власть без коррупции», по склону отметки высоты от 0 до 10.
Вы являетесь опытными пользователями Интернет, как и наш президент, и знаете, что у его есть видеоблог, в котором обсуждается множество актуальных тем. Подумайте, какая из них самая популярная?
Ответ: коррупция и борьба с ней.
В видеоблоге более 7700 комментариев на эту тему.
Современный анекдот как эпиграф к уроку. «Кому надо дать взятку, чтобы началась борьба с коррупцией? Почему так вяло идет борьба с коррупцией? Потому что чиновник, ответственный за борьбу с коррупцией, до сих пор не получил от программы по борьбе с коррупцией обещанного отката».
Тема. Власть без коррупции: реальность или утопия?
(слова: власть, коррупция)
Работа со схемой на доске: Посмотрите на вершину нашей горы - это идеал (власть без коррупции), к которому мы стремимся. Возьмите лист и напишите числа от 1 до 10. У какой отметки в плане приближения к этому идеалу мы сейчас находимся? Поднимите листки вверх. (Среднее значение записать на доску.)
Что же, по вашему мнению, нужно для победы над коррупцией? Проведем мини опрос: переверните лист и закончите 3 предложения:
1. Бороться с коррупцией возможно, если...
2. Противодействию коррупции способствуют такие качества людей, как...
3. Борьбу с коррупцией затрудняют та кие качества людей, как...
Для победы над коррупцией необходима твердая позиция политической элиты:
- четко выраженная политическая воля государственных служащих и их согласие стать объектом проверок;
- осознание необходимости противодействия коррупции в обществе;
- готовность и возможность гражданских и общественных структур контролировать ситуацию противодействия коррупции.
Цели урока:
- выяснить, есть ли в России реальные условия для искоренения коррупции;
- оценить уровень борьбы с коррупцией в России;
- продолжить формировать умения работать с документами, исследовать материал, делать выводы;
- воспитывать гражданские позиции.
Работа с видеофрагментом выступления президента от 20.05.2009, из видеоблога. Тема: борьба с коррупцией.
Посмотрите видеофрагмент выступлеия определите позицию политической элиты и президента. Есть ли в выступлении чёткая позиция противодействия коррупции? Запишите аргументы «за» или «против».
Обсуждение по заданным вопросам.
Еще раз обратите внимание и дополните свои записи.
1. Создан совет при Президенте по противодействию коррупции.
2. Реализуется национальный план противодействия коррупции.
3. В 2008 году принят антикоррупционный пакет законов.
4. Вступили в силу указы Президента, обязывающие предоставлять сведения об имуществе и доходах чиновников, а также их жен и детей.
5. Россия вступила в Группу государств против коррупции (ГРЕКО). ^ Работа в МУГ. (на доске)
1 группа: обработка соцопроса класса.
2 группа: данные интернет-форума.
3 группа: вести из регионов и проект Гражданский контроль».
4 группа: этический кодекс чиновника.
Задание.
1. Познакомьтесь с источниками.
2. Определите, можно ли говорить о складывании условий для победы над коррупцией, и каковы эти условия.
3. Приведите аргументы «за» или «против».
Переформирование групп. Разделить группы по цветам жетонов - в каждой новой группе должны оказаться представители всех групп.
Хозяева группы должны познакомить новых участников со своими источниками и выводами. Дается время на обсуждение.
Выступление представителей групп.
Самое главное - это выбор самого человека. Еще раз обратимся к видеообращению президента.
Теперь всем окончательно понятно, зачем мы обсуждаем подобные вопросы.
Рефлексия.
После урока ученики больше узнали о ходе борьбы с коррупцией. Каждый школьник должен сделать пометку на доске у той оценки, которую, по его мнению достигла Россия в коррупционной борьбе.
Домашнее задание.
Составить список принятых мер, которые включают в себя антикоррупционный пакет законов.
Благодарность за урок.
Материал для группы № 1 Обсуждение на форуме
Тема для обсуждения:
«Почему политики не могут вести честную борьбу? Почему учителя в школе не могут
честно выставлять оценки? Почему, когда я прихожу в магазин, меня стараются обсчитать и обмануть? Почему начальник продвигав! любимчика, а мои достижения остаются незамеченными? Почему честный бизнесмен вынужден давать взятки чиновникам, чтобы спокойно продолжать свою деятельность? Какова причина этих и многих других несправедливых действий? Что значат понятия чести и совести? Очень хотелось бы узнать ваше мнение!
Мнения участников форума.
- Люди во всем ищут выгоду для себя.
- На политико-экономико-организационном уровне - это отсутствие нормального законодательства и его исполнения.
- На уровне человеческих отношений - это бытовой эгоизм, действия для собственного ублажения.
- Российские олигархи сделали свое состояние за счет экологии, природы, лесов, нашей культуры и искусства, спорта. Их не интересует будущее страны, их дети учатся и живут за границей. Россия для них - только средство обогащения.
- А что ты понимаешь под словом честность. Политическая борьба, по-твоему, нечестная? а шахматная партия? Учителя выставляют оценки нечестно? А ты сам оцениваешь свои знания честно? Политическая борьба -это стратегия, оценка в школе - это мнение учителя о твоих знаниях, а в магазине хотят видеть не тебя, а твои деньги, бизнес - это поиск выгоды. Если ты считаешь, что по отношению к тебе поступили нечестно, несправедливо, это только лишь твое мнение, которое не является объективным. Скорее всего, это ты пытаешься внушить себе, что кто-то тебя обманул, но на самом деле это ты пытаешься обмануть себя.
Материал для группы № 2
Проект «Гражданский контроль»
20 апреля 2008 года начал работу Единый формационный портал «Гражданский контроль». Цель его работы - информация о фактах коррупции. Важной составляющей проекта является публикация результатов расследований в Интернете. Лучшие журналистские расследования будут регулярно получать оценку Экспертного совета, состоящего из депутатов Государственной Думы РФ. В рамках своих полномочий парламентарии будут реагировать на эти публикации, обращать внимание органов исполнительной власти всех уровней на необходимость исправления выявленных журналистами фактов нарушений российского законодательства. Направления проекта «Гражданского контроль»:
- журналистские расследования коррупционных дел;
- публикации местных СМИ о фактах коррупции, взятые на контроль;
- депутатские запросы по теме публикаций, чтобы по каждой ситуации был получен официальный ответ.
Вести из регионов
В администрации Смоленска начал работу телефон доверия для тех, кто пострадал от действий коррупционеров. Мэрия обещает принять незамедлительные меры по каждому случаю нарушения антикоррупционного законодательства со стороны муниципальных служащих, а также в сфере здравоохранения, образования или ЖКХ.
Воронеж теперь украшают рекламные щиты с надписью «Не дай на лапу» и указанием контактных телефонов местного ГУВД и максимальных сроков лишения свободы, которые грозят и дающим, и берущим взятки. В образе коррупционера на щите изображен дог.
В Санкт-Петербурге также заработали «телефоны доверия», позвонив на которые, граждане могут поведать правду о коррупционерах всех мастей. Номера телефонов доводят до сведения населения с помощью наружной рекламы.
В Томске практикуется метод контроля за служащими, прозванный «стеклянный офис»: в мэрии установлены камеры, благодаря которым мэр, сидя в своем кабинете и нажав всего пару кнопок на клавиатуре, может в реальном времени наблюдать за работой подчиненных.
Материал для группы № 3.
Этический кодекс чиновников
Государственный и муниципальный служащий работает на благо граждан России, удовлетворяя их потребности в услугах государства.
Служащий помнит, что, будучи налогоплательщиками, граждане содержат его и оплачивают его работу.
Граждане вправе требовать от служащего быстрого, качественного и полного оказания соответствующих услуг.
Граждане вправе рассчитывать на вежливое, корректное и непредвзятое отношение служащего к себе.
Служащий стремится при исполнении своих обязанностей исходить из приоритета прав и свобод человека и гражданина.
Служащий помнит, что круг его деятельности точно ограничен рамками закона и избегает выходить за его пределы.
Служащий помнит, что его услуги уже оплачены и всемерно избегает получения от граждан дополнительной оплаты за свои услуги как в материальной (деньги, подарки), так и в нематериальной (услуги) форме.
Служащий стремится всегда вести себя так, чтобы сохранять и укреплять веру граждан в честность, беспристрастность и эффективность государственных органов.
На работе, в быту, в обществе и семье служащий стремится удовлетворять этически безукоризненным требованиям социально-культурных норм и обычаев, принятых в российском обществе.
Если служащий занимает такую должность, при которой его служебные обязанности могут задеть его личные или частные интересы, то он заявляет о характере этих интересов во время своего назначения.
Служащий стремится избегать столкновения его частных интересов с его публичными служебными обязанностями. На нем лежит ответственность за то, чтобы не допустить таких коллизий, какими бы они ни были — реальными, потенциальными или могущими оказаться таковыми.
При приеме на работу в качестве государ-:твенного служащего, он (она) приносит при-:ягу. Присяга приносится в торжественной Остановке перед лицом членов профессио-^льного сообщества. Служащий расписывается на официальном бланке с текстом прися-•и. Подписанный служащим текст присяги кранится в его личном деле.
В административном органе создается общественный Этический совет. Членами Этического совета по должности являются руководитель административного органа, (его первый заместитель) и председатель профсоюзного комитета. Остальные члены Этического совета избираются на общем собрании служащих административного органа. Председатель Этического совета избирается на заседании совета.
Задачей Этического совета является под держание и развитие этических норм работ и взаимодействия служащих администрагии ного органа, изложенных в Этическом кодекс «\ разрешение конфликтных ситуаций, связан ных с этикой, выработка общих этических цен ностей организации.
Ключевые слова: коррупция, власть, государств* мораль, моральный выбор, ценность.
Кеуууогс1$:\согшр#о/7, {Не ромег, {Не 5{а{е, того/ч, тога/ сНо1'се,
Литература
1. Концепция Духовно-нравственного разии тия и воспитания личности гражданина России. Москва, «Просвещение», 2009 г.
2. Противодействие коррупции. Учебно-методическое пособие, Шков, 2010., 130 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике «Что такое коррупция». (8-9 классы) Внеклассное мероприятие по математике «Что такое коррупция»
Данная методическая разработка внеклассного мероприятия «Что такое коррупция?» составлена и применялась как внеклассное мероприятие по дисциплине “Математика» для обучающ...
Разработка урока по обществознанию для 9-10 классов На тему: «Коррупция. Виды коррупции и способы борьбы с ней» Автор: Шишкина Ю.А.
Конкурс методических разработокпо использованию учебно-методических пособийантикоррупционной направленности в образовательной практике Разработка урока по обществознанию для 9-10 классовНа ...
темы уроков в плане о коррупции
Темы уроков о коррупции в плане школы на уроках истории и обществознания...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «КОРРУПЦИЯ: ПРОБЛЕМЫ, ПОИСКИ РЕШЕНИЙ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ» – 10 КЛАСС «КОРРУПЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПОЛИТИКЕ И ЭКОНОМИКЕ: СВИДЕТЕЛЬСТВА И ФАКТЫ» - 11 КЛАСС
laquo;КОРРУПЦИЯ: ПРОБЛЕМЫ, ПОИСКИ РЕШЕНИЙ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ» – 10 КЛАСС «КОРРУПЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПОЛИТИКЕ И ЭКОНОМИКЕ: СВИДЕТЕЛЬСТВА И ФАКТЫ» - 11 КЛАСС...
Презентация к уроку обществознания по теме "Коррупция"
Коррупция «есть корень, из которого вытекает во все времена и при всяких соблазнах презрение ко всем законам».Томас Гоббс...
Урок по теме "Скажем коррупции: нет!"
Содержание урока способствует становлению устойчивой позиции по предупреждению коррупционных проявлений в обществе...
Методическая разработка занятия для педагогического коллектива по профилактике и противодействию коррупции Тема занятия «Коррупция – это…»
Методическая разработка занятия для педагогического коллектива по профилактике и противодействию коррупцииТема занятия «Коррупция – это…» Цель: Повысить уровень...