Урок на тему "Власть без коррупции"
методическая разработка по обществознанию (9 класс) по теме

Валекжанина Раиса Григорьевна

В работе выявляетсяя умение самостоятельного разрешения проблемы о власти и коррупции

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vlast_bez_korruptsii.docx27.07 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Власть без коррупции».

Цели урока:

- выяснить, есть ли в России реальные условия для искоренения коррупции;

 - оценить уровень борьбы с коррупцией в России;

- продолжить формировать умения работать с документами, исследовать материал, делать выводы;

- воспитывать гражданские позиции.

Ход урока:

Организационный момент

      Разделить класс на четыре равные группы.

      На столах: папки с документами, одна пустая - для результатов социального опроса, цветные жетоны для переформирования групп, листочки для опросов, фломастеры.

     На доске.

     Рисунок склона горы. У подножия надпись «Коррумпированная власть», на вершине - «Власть без коррупции», по склону отметки высоты от 0 до 10.

      Вы являетесь опытными пользователями Интернет, как и наш президент, и знаете, что у его есть видеоблог, в котором обсуждается множество актуальных тем. Подумайте, какая из них самая популярная?

Ответ: коррупция и борьба с ней.

      В видеоблоге более 7700 комментариев на эту тему.

      Современный анекдот как эпиграф к уроку. «Кому надо дать взятку, чтобы началась борьба с коррупцией? Почему так вяло идет борьба с коррупцией? Потому что чиновник, ответственный за борьбу с коррупцией, до сих пор не получил от программы по борьбе с коррупцией обещанного отката».

     Тема. Власть без коррупции: реальность или утопия?  

(слова: власть, коррупция)

Работа со схемой на доске: Посмотрите на вершину нашей горы - это идеал (власть без коррупции), к которому мы стремимся. Возьмите лист и напишите числа от 1 до 10. У какой отметки в плане приближения к этому идеалу мы сейчас находимся? Поднимите листки вверх. (Среднее значение записать на доску.)

      Что же, по вашему мнению, нужно для победы над коррупцией? Проведем мини опрос: переверните лист и закончите 3 предложения:

1.  Бороться с коррупцией возможно, если...

2. Противодействию коррупции способствуют такие качества людей, как...

3. Борьбу с коррупцией затрудняют та кие качества людей, как...

       Для победы над коррупцией необходима твердая позиция политической элиты:

- четко выраженная политическая воля государственных служащих и их согласие стать объектом проверок;

- осознание необходимости противодействия коррупции в обществе;

- готовность и возможность гражданских и общественных структур контролировать ситуацию противодействия коррупции.

Цели урока:

- выяснить, есть ли в России реальные условия для искоренения коррупции;

 - оценить уровень борьбы с коррупцией в России;

- продолжить формировать умения работать с документами, исследовать материал, делать выводы;

- воспитывать гражданские позиции.

      Работа с видеофрагментом выступления президента от 20.05.2009, из видеоблога. Тема: борьба с коррупцией.

    Посмотрите видеофрагмент выступлеия определите позицию политической элиты и президента. Есть ли в выступлении чёткая позиция противодействия коррупции? Запишите аргументы «за» или «против».

    Обсуждение по заданным вопросам.

Еще раз обратите внимание и дополните свои записи.

1. Создан совет при Президенте по противодействию коррупции.

2. Реализуется национальный план противодействия коррупции.

3. В 2008 году принят антикоррупционный пакет законов.

4. Вступили в силу указы Президента, обязывающие предоставлять сведения об  имуществе и доходах чиновников, а также их жен и детей.

5. Россия вступила в Группу государств против коррупции (ГРЕКО). ^ Работа в МУГ. (на доске)

1 группа: обработка соцопроса класса.

2 группа: данные интернет-форума.

3 группа: вести из регионов и проект Гражданский контроль».

4 группа: этический кодекс чиновника.

Задание.

1. Познакомьтесь с источниками.

2. Определите, можно ли говорить о складывании условий для победы над коррупцией, и каковы эти условия.

3. Приведите аргументы «за» или «против».

        Переформирование групп. Разделить группы по цветам жетонов - в каждой новой группе должны оказаться представители всех групп.

      Хозяева группы должны познакомить новых участников со своими источниками и выводами. Дается время на обсуждение.

Выступление представителей групп.

      Самое главное - это выбор самого человека. Еще раз обратимся к видеообращению президента.

       Теперь всем окончательно понятно, зачем мы обсуждаем подобные вопросы.

       Рефлексия.

После урока ученики больше узнали о ходе борьбы с коррупцией. Каждый школьник должен сделать пометку на доске у той оценки, которую, по его мнению достигла  Россия в коррупционной борьбе.

Домашнее задание.

         Составить список принятых мер, которые включают в себя антикоррупционный пакет законов.

                        Благодарность за урок.

Материал для группы № 1 Обсуждение на форуме

Тема для обсуждения:

«Почему политики не могут вести честную борьбу? Почему учителя в школе не могут

честно выставлять оценки? Почему, когда я прихожу в магазин, меня стараются обсчитать и обмануть? Почему начальник продвигав! любимчика, а мои достижения остаются незамеченными? Почему честный бизнесмен вынужден давать взятки чиновникам, чтобы спокойно продолжать свою деятельность? Какова причина этих и многих других несправедливых действий? Что значат понятия чести и совести? Очень хотелось бы узнать ваше мнение!

       Мнения участников форума.

- Люди во всем ищут выгоду для себя.

- На политико-экономико-организационном уровне - это отсутствие нормального законодательства и его исполнения.

- На уровне человеческих отношений - это бытовой эгоизм, действия для собственного ублажения.

- Российские олигархи сделали свое состояние за счет экологии, природы, лесов, нашей культуры и искусства, спорта. Их не интересует будущее страны, их дети учатся и живут за границей. Россия для них - только средство обогащения.

- А что ты понимаешь под словом честность. Политическая борьба, по-твоему, нечестная? а шахматная партия? Учителя выставляют оценки нечестно? А ты сам оцениваешь свои знания  честно? Политическая борьба -это стратегия, оценка в школе - это мнение учителя о твоих знаниях, а в магазине хотят видеть не тебя, а твои деньги, бизнес - это поиск выгоды. Если ты считаешь, что по отношению к тебе поступили нечестно, несправедливо, это только лишь твое мнение, которое не является объективным. Скорее всего, это ты пытаешься внушить себе, что кто-то тебя обманул, но на самом деле это ты пытаешься обмануть себя.

Материал для группы № 2

Проект «Гражданский контроль»

    20 апреля 2008 года начал работу Единый формационный портал «Гражданский контроль». Цель его работы - информация о фактах  коррупции. Важной составляющей проекта является публикация результатов расследований в Интернете. Лучшие журналистские расследования будут регулярно получать оценку Экспертного совета, состоящего из депутатов Государственной Думы РФ. В рамках своих полномочий парламентарии будут реагировать на эти публикации, обращать внимание органов исполнительной власти всех уровней на необходимость исправления выявленных журналистами фактов нарушений российского законодательства. Направления проекта «Гражданского контроль»:

- журналистские расследования коррупционных дел;

- публикации местных СМИ о фактах коррупции, взятые на контроль;

- депутатские запросы по теме публикаций, чтобы по каждой ситуации был получен официальный ответ.

    Вести из регионов

      В администрации Смоленска начал работу телефон доверия для тех, кто пострадал от действий коррупционеров. Мэрия обещает принять незамедлительные меры по каждому случаю нарушения антикоррупционного законодательства со стороны муниципальных служащих, а также в сфере здравоохранения, образования или ЖКХ.

      Воронеж теперь украшают рекламные щиты с надписью «Не дай на лапу» и указанием контактных телефонов местного ГУВД и максимальных сроков лишения свободы, которые грозят и дающим, и берущим взятки. В образе коррупционера на щите изображен дог.

       В Санкт-Петербурге также заработали «телефоны доверия», позвонив на которые, граждане могут поведать правду о коррупционерах всех мастей. Номера телефонов доводят до сведения населения с помощью наружной рекламы.

       В Томске практикуется метод контроля за служащими, прозванный «стеклянный офис»: в мэрии установлены камеры, благодаря которым мэр, сидя в своем кабинете и нажав всего пару кнопок на клавиатуре, может в реальном времени наблюдать за работой подчиненных.

Материал для группы № 3.

Этический кодекс чиновников

      Государственный и муниципальный служащий работает на благо граждан России, удовлетворяя их потребности в услугах государства.

     Служащий помнит, что, будучи налогоплательщиками, граждане содержат его и оплачивают его работу.

     Граждане вправе требовать от служащего быстрого, качественного и полного оказания соответствующих услуг.

   Граждане вправе рассчитывать на вежливое, корректное и непредвзятое отношение служащего к себе.

     Служащий стремится при исполнении своих обязанностей исходить из приоритета прав и свобод человека и гражданина.

    Служащий помнит, что круг его деятельности точно ограничен рамками закона и избегает выходить за его пределы.

    Служащий помнит, что его услуги уже оплачены и всемерно избегает получения от граждан дополнительной оплаты за свои услуги как в материальной (деньги, подарки), так и в нематериальной (услуги) форме.

    Служащий стремится всегда вести себя так, чтобы сохранять и укреплять веру граждан в честность, беспристрастность и эффективность государственных органов.

     На работе, в быту, в обществе и семье служащий стремится удовлетворять этически безукоризненным требованиям социально-культурных норм и обычаев, принятых в российском обществе.

     Если служащий занимает такую должность, при которой его служебные обязанности могут задеть его личные или частные интересы, то он заявляет о характере этих интересов во время своего назначения.

     Служащий стремится избегать столкновения его частных интересов с его публичными служебными обязанностями. На нем лежит ответственность за то, чтобы не допустить таких коллизий, какими бы они ни были — реальными, потенциальными или могущими оказаться таковыми.

При приеме на работу в качестве государ-:твенного служащего, он (она) приносит при-:ягу. Присяга приносится в торжественной Остановке перед лицом членов профессио-^льного сообщества. Служащий расписывается на официальном бланке с текстом прися-•и. Подписанный служащим текст присяги кранится в его личном деле.

В административном органе создается общественный Этический совет. Членами Этического совета по должности являются руководитель административного органа, (его первый заместитель) и председатель профсоюзного комитета. Остальные члены Этического совета избираются на общем собрании служащих административного органа. Председатель Этического совета избирается на заседании совета.

Задачей Этического совета является под держание и развитие этических норм работ и взаимодействия служащих администрагии ного органа, изложенных в Этическом кодекс «\ разрешение конфликтных ситуаций, связан ных с этикой, выработка общих этических цен ностей организации.

Ключевые слова: коррупция, власть, государств* мораль, моральный выбор, ценность.

Кеуууогс1$:\согшр#о/7, {Не ромег, {Не 5{а{е, того/ч, тога/ сНо1'се,

Литература

1. Концепция Духовно-нравственного разии тия и воспитания личности гражданина России. Москва, «Просвещение», 2009 г.

2. Противодействие коррупции. Учебно-методическое пособие, Шков, 2010., 130 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике «Что такое коррупция». (8-9 классы) Внеклассное мероприятие по математике «Что такое коррупция»

Данная методическая разработка внеклассного мероприятия   «Что такое коррупция?»  составлена и применялась как внеклассное мероприятие по дисциплине “Математика»   для обучающ...

Разработка урока по обществознанию для 9-10 классов На тему: «Коррупция. Виды коррупции и способы борьбы с ней» Автор: Шишкина Ю.А.

Конкурс методических разработокпо использованию учебно-методических пособийантикоррупционной направленности в образовательной практике Разработка урока по обществознанию для 9-10 классовНа ...

темы уроков в плане о коррупции

Темы уроков о коррупции в плане школы на уроках истории и обществознания...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «КОРРУПЦИЯ: ПРОБЛЕМЫ, ПОИСКИ РЕШЕНИЙ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ» – 10 КЛАСС «КОРРУПЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПОЛИТИКЕ И ЭКОНОМИКЕ: СВИДЕТЕЛЬСТВА И ФАКТЫ» - 11 КЛАСС

laquo;КОРРУПЦИЯ: ПРОБЛЕМЫ, ПОИСКИ РЕШЕНИЙ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ» – 10 КЛАСС «КОРРУПЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПОЛИТИКЕ И ЭКОНОМИКЕ: СВИДЕТЕЛЬСТВА И ФАКТЫ» - 11 КЛАСС...

Презентация к уроку обществознания по теме "Коррупция"

Коррупция «есть корень, из которого вытекает во все времена и при всяких соблазнах презрение ко всем законам».Томас Гоббс...

Урок по теме "Скажем коррупции: нет!"

Содержание урока способствует становлению устойчивой позиции по предупреждению коррупционных проявлений в обществе...

Методическая разработка занятия для педагогического коллектива по профилактике и противодействию коррупции Тема занятия «Коррупция – это…»

Методическая разработка занятия для педагогического коллектива по профилактике и противодействию коррупцииТема занятия «Коррупция – это…» Цель: Повысить уровень...