Урок по Конвенции о правах ребёнка
классный час по обществознанию (7 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Тема урока : « Конвенция о правах ребенка».
« Век, который начался с практического отсутствия
прав у детей, заканчивается тем, что у них появился мощный юридический инструмент, не только признающий, но и защищающий их человеческие права.»
Кэрол Билэми.
Цели:
Познакомить учащихся с Конвенцией о правах ребенка;
- Развить следующие умения и навыки:
- Умения осуществлять самостоятельный выбор и аргументировать выбранную позицию
- Творческий подход к выполнению заданий
- Коммуникативные навыки
- Умения слушать себя и других;
- Привитие демократических традиций:
- Обоснование и отстаивание своей позиции
- Формирование убеждения, что права и ребенка, и взрослого необходимо знать и защищать.
Методика обучения: активные методы обучения, работа в группах; расстановка мебели « Дискуссионный клуб»
Основные понятия: потребности детей, права ребенка, резюме, декларация, конвенция, международное право.
Оборудование:
- Плакаты
- Тема « Конвенция о правах ребенка»
- Резюме из Конвенции о правах ребенка
- «Всем детям нужно…» (4 плаката) для каждой группы
2.тексты « Конвенции о правах ребенка» для каждого учащегося
3. цитаты (один экземпляр поставить на парты, а другой- разрезать на части):
- « Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность»
- « Все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на защиту…»
- « Никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию»
- « Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах» цитаты нужны для деления класса на группы.
Презентация. Использование ИКТ.
Ход урока.
1 этап.
1.Деление на группы. Необходимо раздать части цитат и предложить собраться в команды; учащиеся рассаживаются по группам.
2. Представление темы урока, обращение на плакат с названием урока и на оформление кабинета.
3.Учитель предлагает учащимся составить потребности детей и записать их на плакате « Всем детям нужно…». Каждая группа получает свой плакат.
4. Презентация работ групп. В этих работах могут быть изложены следующие потребности:
- Право на родителей,
- ФИО,
- На жилище,
- На питание,
- На предметы одежды,
- Образование,
- Свободу слова,
- На охрану здоровья…
- Сравнить с текстом на слайде.
При обсуждении рассмотреть проблему: чем потребности отличаются от желаний.
5.Учитель сообщает, что дети обладают всеми основными правами и свободами человека, однако требуют особой правовой защиты,т.к. они имеют меньше возможности для защиты своих прав, чем взрослые. ООН приняты специальные документы по защите прав детей. В 1959 году- Декларация прав ребенка, а в 1989 году- Конвенция по правам ребенка. В Конвенции – 54 статьи; они касаются не только прав и свобод детей, но и обязательств государства по защите этих прав.
6. Предлагается ознакомиться с Резюме из Конвенции о правах ребенка на слайде.
Резюме прав, определенных Конвенцией о правах ребенка
- Дети имеют право на воспитание в семейном окружении или быть на
попечении тех, кто обеспечит им наилучший уход
- Дети имеют право на достаточное питание и достаточное количество чистой воды
- Дети имеют право на приемлемый уровень жизни
- Дети имеют право на медицинский уход
- Дети имеют право на отдых
- Дети-инвалиды имеют право на особую заботу и обучение
- Дети имеют право на бесплатное образование
- Дети имеют право на безопасные условия жизни, право не подвергаться жестокому или небрежному обращению
- Дети не должны использоваться в качестве дешевой рабочей силы или солдат
- Дети имеют право говорить на родном языке, исповедовать свою религию, соблюдать обряды своей культуры
- Дети имеют право выражать свое мнение и собираться вместе с целью выражения своих взглядов (ЮНИСЕФ-Великобритания )
Учитель зачитывает статьи из Резюме. Ученики сопоставляют содержание своих плакатов « Всем детям нужно…» с текстом Резюме.
2 этап.
Учитель сообщает задания группам: «Права, определенные Конвенцией, могут быть условно подразделены на группы:
- Права на выживание
- Права на развитие
- Права на защиту
- Права на участие
Каждая группа получает свое задание. Необходимо выбрать из текста Конвенции статьи, которые бы соответствовали каждой группе прав и записать на плакате: номер статьи и знак, схему, рисунок, раскрывающий статью.
3 этап.
Презентация работ.
Учащиеся представляют свои работы, называют статьи, которые расположены в Конвенции, обосновывают свою позицию. Задают вопросы. Делают выводы.
4 этап. Закрепление.
Упражнение « Сказка – ложь, да в ней намек».
Каждая группа должна отгадать сказку, в которой были нарушены права того или иного персонажа, а затем инсценировать ее. Другие группы должны отгадать также сказку и какое право было нарушено.
Список сказок:
- С. Маршак. «Двенадцать месяцев». «Послала мачеха сироту в декабрьскую стужу в лес.Иди, - говорит,- и без подснежников не возвращайся».
- Ш. Перро. « Золушка». « Матушка, сестры, можно мне хоть одним глазком взглянуть на бал? – Ха-ха, что тебе, замарашка, делать в королевском дворце?»
- Г.Х. Андерсон. «Голый король». В какой сказке ребенок свободно выразил свое мнение , не побоялся сказать одному из героев правду, которую от него скрывали все окружающие?
- Г.Х. Андерсон. «Гадкий утенок». В какой сказке Андерсона нарушено право ребенка – « ребенок не обязан быть как все»? ( « Его били, щипали, гнали отовсюду, А он не был как все»)
- Д. Мамин-Сибиряк. «Серая шейка». ( « Плаваешь, глупая? Ныраешь? Ничего, ныряй, а я тебя все равно съем»). Конвенция гласит, что больному ребенку должна быть обеспечена достойная жизнь. А в этой сказке рыжая личность угрожала маленькому больному детенышу.
- Михалков. « Три поросенка». В какой сказке Михалкова нарушено право ребенка спокойно жить в своем доме и чувствовать себя хозяином, как мама и папа? ( « Сейчас же отопри дверь, - прорычал Волк, - а не то я ее выломаю!»)
Подведение итогов урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие "Конвенция о правах ребёнка. Знаю ли я её?"
Внеклассное мероприятие для учащихся 5-9 классов. Учащимся необходимо получить представление о международных документах, касающихся защиты прав детей, они должны понять, что существуют весьма острые ...
Конвенция о правах ребёнка, викторина
Конвенция о правах ребёнка, викторина. Материал разработан к юбилею конвенции, содержит ответы и сыылки....
Конспект урока обществознания в 9 классе коррекционной школы VIII вида Тема: «Конвенция о правах ребёнка»
Урок о важнейшем международном документе по защите прав детей, проведённый в 9 классе коррекционной школы....
Правовой квест "Право имею" посвящён принятие конвенции по правам ребёнка.
Салехард МБОУ СОШ №3 городское мероприятие, среди 7 классов.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15822438","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]20...
Единый урок, посвящённый Конвенции о правах ребёнка.
В доступной и понятной для учащихся форме ознакомить детей с таким документом как "Конвенция о правах ребёнка" и её основными статьями, дать определение понятию «Счастливое...
Урок внеклассного чтения "Конвенция о правах ребёнка и сказки" (5 кл.)
В ходе урока пятиклассники знакомятся со статьями Конвенции о правах ребёнка на примерах из русских народных сказок....
Конвенция о правах ребёнка, права и обязанности несовершеннолетних
В рамках межведомственной профилактической акции "Я и Закон" с целью познакомить несовершеннолетних с Конвенцией о правах ребёнка совместно с сотрудником КДНиЗП Е.А. Селивановой в центре был...